Понеделина Юлия Александровна
преподаватель
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Озерского городского округа «Детская музыкальная школа №2»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №170350
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Лучшие методические работы преподавателей ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ», в рамках федерального проекта «Творческие люди»
Наименование конкурсной работы: Музыкальный городок (сценарий и презентация музыкального квеста для детей 5-6 лет)
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №170350


Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования 

Озерского городского округа

«Детская музыкальная школа № 2»

«Музыкальный городок»

музыкальный квест для учащихся 5-6 лет

Автор: преподаватель

Понеделина Юлия Александровна

23 мая 2024 г.

г. Озерск

Цели:

  1. Образовательная: формирование музыкальной грамотности у детей через закрепление основ теории музыки.
  2. Воспитательная: воспитание уважения к музыкальному искусству и традициям.
  3. Развивающая: развитие креативного мышления и воображения через музыкальные и ритмические игры.

Задачи:

  1. Образовательные: закрепление знаний о нотах, длительностях  и музыкальных инструментах.
  2. Развивающие: развитие слуха и музыкальной памяти через игровые задания.
  3. Воспитательные: привитие ценностей дружбы и взаимопомощи в процессе совместной деятельности.

Планируемые результаты:

  1. Личностные УУД: проявление  интереса к музыкальной деятельности, мотивация учения.
  2. Коммуникативные УУД: свободное и уверенное выражение детьми свои мыслей и чувств в процессе выполнения музыкальных заданий.
  3. Регулятивные УУД: планирование своих действий в ходе выполнения различных музыкальных заданий.
  4. Познавательные УУД: умение выделять ключевые элементы информации в процессе выполнения заданий. 

Компоненты формируемой функциональной грамотности:

  • Коммуникативная грамотность: умение сотрудничать и находить компромиссы в процессе выполнения заданий.
  • Глобальные компетенции: понимание основ теории  музыки и  умение применять полученные знания на практике,  осознание важности музыки в культуре, уважение к традициям.
  • Креативное мышление: умение исполнять музыкальные произведения, импровизация в ходе выполнения заданий.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, презентация с интерактивными заданиями, фортепиано, ноты.

 

«Музыкальный городок»

Сценарий музыкального квеста для учащихся 5-6 лет

(Слайд №1 Титульный)

(Слайд №2 Включать все фонограммы по очереди перед началом урока)

Класс украшен по – весеннему. Звучат записи классической музыки в обработке. Дети заходят в класс и садятся на стулья.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вот и наступил конец учебного года! На улице яркий весенний месяц май! А у нас с вами сегодня заключительный   урок, который мы  проведем необычно: отправимся, благодаря полету своей фантазии и некоторым техническим средствам, в виртуальный  «Музыкальный городок».

Итак…

(Слайд №3 «Городок с названьем «Динь»)

За высокими горами,

За широкими морями

Освещает неба синь

Городок с названьем «Динь».

Солнце красное сияет,

Чудо – город навещает.

И красив, и ярок он

Издает хрустальный звон.

Домики здесь золотые,

Ставни окон расписные.

А вокруг деревьев свиты

Листья серебром расшиты.

Все вокруг лишь запоет,

Солнце медленно встает.

Весь сияет, как лужок,

Музыкальный городок!

                           (Раиса Васина)

 

Учитель: Ребята, а  кто же живет в этом городе, как вы думаете?   (дети высказывают свои предположения) 

(Слайд №4 Веселые нотки)

Правильно! Там живут весёлые нотки. Они  просыпаются каждое утро  в своих красивых домиках и спешат занять свои места на нотном стане. Посмотрите на них поближе: «Нотки выстроились в ряд – получился звукоряд!» Назовём их по порядку, как будто приветствуем наших старых друзей! (дети называют ноты) А теперь споем  гамму вверх и вниз.

№ 1 Задание: спеть гамму до мажор вверх и вниз.

(Слайд №5 Нотный домик)

Учитель: Однажды утром, когда  в Музыкальном городке наступил новый день и солнце светило ярко, отражаясь  в золотых домиках, нотки проснулись и начали выглядывать из своих маленьких расписных окошечек. Каждая нотка открыла своё окошко на разной высоте. 

А чтобы узнать, какая нотка выглядывает в окошко, нам нужно угадать её по местоположению на нотном стане. Слушайте внимательно мои подсказки и отвечайте, что  это за нотка!

№ 2 Задание «Узнай ноту»: учащиеся по словесному описанию местоположения на нотном стане угадывают ноты: 1) ми; 2) до; 3 фа); 4) ре; 5) соль.

(После ответа детей навести курсор на кружок с цифрой, и когда появится «рука», кликнуть по картинке – появится изображение с загаданной нотой)

(Слайд №6 Прогулка)

Учитель: Однажды нотки решили выйти на прогулку. Они взобрались на радужную лесенку, спустились с неё и снова полезли вверх. Попробуем определить, в каком направлении они двигаются, вверх или вниз? Будьте внимательны, нотки очень любят играть в прятки!

№ 3   Задание «Прогулка»: звучит несколько проигрываний гаммы в движении вверх или вниз, детям необходимо на слух определить направление  движения гаммы:  1) вверх; 2) вниз; 3) вниз; 4) вверх; )5 вниз; 6) вверх.

(После ответа детей навести курсор на кружок с цифрой, и когда появится «рука», кликнуть по картинке – появится изображение с правильным направлением движения гаммы)

Учитель: Гуляя вверх и вниз по разноцветным лесенкам, добрались нотки до полянки. А полянка уж больно хороша: просторная да открытая, и снег уже давно растаял, –  ждет весны земля, чтобы всё кругом расцвело! Собрались нотки в круг, взявшись за руки, завели весёлый хоровод и стали кликать весну. Присоединимся и мы  к их веселью, споём песню и закружимся в танце!

(Слайд №7 «Веснянка»)

Дети выстраиваются в круг в центре класса.

№ 4 Русская народная песня «Веснянка»: хоровод с пением.

Дети возвращаются на свои места.

(Слайд №8 Весна-красна: запустить анимацию, наведя курсор на фигуру Весны  и  кликнув по ней, когда появится «рука»)

Учитель: Пришла весна: и травка зазеленела, и  цветы распустились, и деревья листиками молоденькими  зашелестели…

(Слайд №9 Тучи)

Но вдруг на небе появились тучи! Как же их разогнать, чтобы снова засияло солнце? Решили нотки угадывать, над какой из семи гор тучка висит. Как только угадают, так тучка тут же пропадает! Сейчас я вам сыграю  попевки, а вы, пожалуйста,  ответьте на какие ступени они указывают, чтобы мы могли прогнать тучи и вернуть в Музыкальный городок весну!

№ 5 Задание «Угадай ступень»: звучат ступеневые попевки, учащимся необходимо угадать номера ступеней лада

1) I;  2) III ;  3) IV;  4) II;  5) V;  6)  I.

(После ответа детей наводить курсор поочередно на  каждую «тучку»,  и когда появится «рука», кликать по картинке – появится кружочек с правильным номером ступени)

(Слайд №10)

Учитель: Когда тучи рассеялись, наступила настоящая весна! Вот теперь можно радоваться да песни распевать! А у нас с вами, ребята, как раз есть песня про весну! Выходите на сцену!

Дети выстраиваются на хоровом  подиуме.

№ 6  Е. Горбина «Значит к нам пришла весна»: исполнение песни.

Дети возвращаются на  места под веселую фортепианную  музыку

 

(Слайд №11 Ритм и овощи)

Учитель: Наконец-то наступила теплая весенняя погода и жители Музыкального городка решили посадить  на своем огороде овощи, но не простые, а только такие, названия которых подходят к  этому ритму. Давайте его, для начала, прохлопаем с ритмослогами. 

№7 Задание «Подбери слово»: детям необходимо из 4 предложенных названий овощей  подобрать такое, которое  подходит к ритмической формуле: две восьмых и четверть.

(После  ритмической проверки названия каждого овоща наводить на него  курсор и кликом запускать анимацию, показывающую правильный ответ)

(Слайд №12 Длительности)

Учитель: Вы прекрасно справились с заданием,  а теперь вспомните все длительности какие мы с вами знаем!

№ 8 Задание «Определи длительность»: учащимся необходимо озвучить названия  предложенных длительностей: четверть, половинная, восьмая, целая. 

(После ответа детей наводить курсор поочередно на  каждую длительность,  и когда появится «рука», кликать по картинке, запуская анимацию с правильным ответом)

Учитель: Молодцы ребята! Длительности вы вспомнили, а теперь вспомним как они соотносятся друг с другом, а поможет нам в этом ритмическая считалочка «Щи да каша». Вставайте около стульчиков, чтобы было удобнее топать, да приготовьте руки, чтобы звонко хлопать!

(Слайд №13 Хлопающие в ладоши дети)

№9 Ритмическая считалочка на основе  прибаутки «Щи да каша»:

Щи да каша – пища наша!

После щей и после каши

Детки просят простокваши.

Ели-ели, пили-пили, 

Две недели сыты были! 

Дети произносят текст считалочки, хлопая в ладоши целыми, половинными, четвертными и восьмыми длительностями, а топая только четвертными длительностями.

 

Учитель: Замечательно! Ноты и длительности нужны для того чтобы исполнять музыку. А на чем же исполняют музыку? (дети высказывают свои предположения) Правильно! На музыкальных инструментах, которые, между прочим, тоже живут в нашем музыкальном городке! Давайте сыграем в игру-угадайку!

(Слайд №14 «Угадай музыкальный инструмент»)

№ 10  Задание «Угадай музыкальный инструмент»: учащиеся слушают в записи  тембры различных музыкальных инструментов и называют их.

(Включать  по очереди  записи звучания музыкальных инструментов , а после ответов детей наводить курсор на кружок с цифрой и кликать, чтобы появилась  картинка со звучащим музыкальным инструментом (аудиозапись необходимо останавливать после каждого прослушивания))

Учитель: Ну а сейчас самое время для нашего шумового оркестра! Выходите на сцену и разбирайте инструменты!

Дети выстраиваются на хоровой  подиуме с шумовыми инструментами.

(Слайд №15 Шумовой оркестр)

№11 Шумовой оркестр на музыку М.И. Глинки «Полька» 

(Слайд №16 Музыкальный городок)  

Учитель: Какие вы молодцы! Как приятно было посмотреть чему вы научились за год! И жителям Музыкального городка тоже очень понравилась наша встреча и они  приготовили вам подарки!

(Навести курсор на картинку, и когда появится «рука», кликнуть по ней, запустив анимацию, а затем включить фонограмму для на вручение подарков детям)

Учитель вручает детям подарки.

Учитель:  (провожая детей) До свидания, ребята! До новых встреч!

(Слайд №17 Включать поочередно фонограммы пока дети собираются и расходятся после урока)

 

Использованные дополнительные материалы: 

  • Русская народная песня «Веснянка»
  • Е. Горбина «Значит к нам пришла весна»
  • М.И. Глинка «Полька» си-бемоль мажор

 

Интернет-источники:

  • Отрывок из стихотворения Раисы Васиной «Музыкальный городок»: https://stihi.ru/2017/08/07/5086   

 

Музыкальный городок (сценарий и презентация музыкального квеста для детей 5-6 лет)