Соколова Наталья Владимировна
учитель (начальных классов)
МБОУ «СОШ № 20» имени И.И. Наймушина г. Братска Иркутской области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №170380
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка урока окружающего мира «Вода - растворитель»
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №170380


Соколова Наталья Владимировна, учитель начальных классов 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 20»
имени И.И. Наймушина 

Класс: 3 “Б”

Раздел программы: «Чудесные превращения воды в природе»                                                                                                                                                                                                                                                       Тема урока: «Вода – растворитель».                                                                                                                                                                     Тип урока: комбинированный 

Учебно – лабораторное оборудование и демонстрационный материал:   наборы:  мерные стаканы пустые и с кипяченой водой, колбочки; пластмассовые ёмкости для поваренной соли, сахара, речным песком, мелом; деревянные палочки, воронки, бумага для фильтрования воды, ножницы; мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, инструкционные карты, таблицы, 

Цель: формирование    образовательных    компетенций       (информационных,    коммуникативных,  рефлексивных) обучающихся в предметной области  окружающий мир.

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          –  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                               Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                    Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                            

Коммуникативные: развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.                                                                                               Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                           – познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать  и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости  бережного отношения к ней.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  • Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова «Окружающий мир», часть 1, Академкнига/Учебник, 2012
  • Инструкционные карты, таблицы.
  1. Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс», М. «Вако», 2012г.
  2. О.Е.Жиренко  «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»», М. «Вако», 2010г.
  3. www.vKIDS.km.ru

 

Технологическая карта урока

Этап урока, его цели. Содержание учебного процесса Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности 

Добрый день, ребята!  Мы начинаем очередное заседание клуба « Мы и окружающий мир». Слово предоставляется нашему председателю.

Слайд 1

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. 

тема заседания нашего клуба: «Вода – растворитель».  Давайте поставим цель.

Слайд 2,3

Задание всем присутствующим: изучить ещё одно свойство воды . На этом уроке вам вновь предстоит стать исследователями свойств воды. Изучать эти свойства вы будете в своих группах –лабораториях. Каждая лаборатория должна будет выполнить следующее задание: провести опыты и наблюдения, а в конце заседания  сделать выводы. А помогать сегодня будут «консультанты».

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

.

II Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока.

У: Я в свою очередь  напоминаю вам о правилах поведения при проведении опытов.

Слайд 4

(Вспоминают правила работы в группе)

Выдвигает проблему.  Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и 

целей урока.

Напоминает обучающимся, как  надо работать в группе

Председатель: тема заседания нашего клуба: «Вода – растворитель». Задание всем присутствующим: изучить ещё одно свойство воды . На этом уроке вам вновь предстоит стать исследователями свойств воды. Изучать эти свойства вы будете в своих группах –лабораториях. Каждая лаборатория должна будет выполнить следующее задание: провести опыты и наблюдения, а в конце заседания  сделать выводы. А помогать сегодня будут «консультанты»

(Представление консультантов)

Вспоминают правила работы в группе.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме. 

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

III Организация исследовательской работы.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды

  1. Класс делится на 4  группы, каждая группа и консультант получает инструкции ,  карту для фиксации результатов (Приложение №1)  и направляются к столикам  для проведения опытов. 

Опыт 1. Растворение соли в воде

Опыт 2. Растворение сахара в воде

Опыт 3. Растворение песка в воде

Опыт 4. Растворение мела в воде

Организует практическую  работу, обеспечивает контроль   за выполнением задания. 

Курирует

демонстрацию опытов.  

курирует коллективную проверку задания. 

Председатель:  для эффективной работы группам – лабораториям будет выдана таблица (приложение1),

которую необходимо заполнить, а также консультантам – листы с планом работы. 

Уважаемые консультанты и группы – приступаем к работе.

Слайд 5

(Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой.

Формулируют выводы наблюдений,

записывают  выводы в соответствующие строчки своих таблиц)

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Развитие умений работать группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

IV Заключительный этап исследовательской работы

Цель:

озвучивание результатов опытов и выводов по ним

Уважаемые консультанты и члены групп,  ваше время заканчивается. 

(проверяет готовность каждой группы)

Организует работу, помогает сделать вывод

Помогает сделать выводы, корректируя ответы обучающихся.

Слайд 7

Председатель: слово предоставляется  представителю  каждой группе в отдельности. По окончанию мы должны будем сделать вывод.

Слайд 6

Выступление представителя каждой группы

(дети заслушивают полученные результаты каждого опыта)

Председатель: Спасибо всем за сделанные выводы, а сейчас подведём итоги работы по следующим вопросам: 

– Всегда ли вещества растворяются в воде?

-всегда ли с помощью фильтра можно выяснить: растворяется вещество или нет?

слайд 8

(ответы детей)

Всем спасибо за работу! 

Слайд 9

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

V Динамическая пауза

Цель: 

повышение уровня работоспособности

Читает стихотворение Раз – подняться, потянуться
два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка;

на 4 – руки шире…..

Дети выполняют комплекс упражнений Проявлять активность в коллективной деятельности.
VI Обобщение знаний по разделу

 Цель: 

обобщение  знаний по  разделу 

Обобщение знаний о свойствах воды.

Применение полученных знаний. Работа с учебником стр. 75.

Итак, давайте обобщим свои знания о свойствах воды. Какие свойства воды вы знаете?

Я предлагаю вам проверить свои знания о воде. Поможет страница нашего учебника (стр. 75)

1)в один сосуд налили холодную воду, в другой – горячую. Сосуды поставили на чаши весов и уравновесили. Через некоторое время чаша весов с одним сосудом опустилась, а с другим поднялась. В каком из сосудов горячая вода? Объясни свой вывод;

2)Миша решил приготовить чай для всей семьи. Он налил в чайник четыре чашки холодной воды и поставил на огонь. Почему ему досталась неполная чашка чая?

Ответы детей

(прозрачна, без цвета, без запаха, обладает свойством текучести, бывает в трёх состояниях и т.д.)

Отвечают, обосновывая свой ответ.

Регулятивные: проверить уровень своих знаний. Сравнить свою точку зрения с другими.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

VII Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель: 

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности 

Слайд 28.

– Наш урок подходит к концу. 

Я предлагаю подвести итог урока 

Оцените себя с помощью листа самооценки. 

Лист самооценки 
Сегодня на уроке…. 
• я научился …….
• было интересно …..
• было трудно …..
• могу похвалить себя за то, что …..
• могу похвалить одноклассников за то, что….. 
• больше всего мне понравилось …….
• мне показалось важным ….
• для меня было открытием то, что ……

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

Даёт комментарий к домашнему заданию 

(подготовить сообщение для первоклассников «Свойства воды»)

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Отмечают  основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Убирают свои рабочие места.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Умение контролировать свои действия и оценивать результаты.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном виде. 

Коммуникативные:

Развитие умений работать в  группах, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Приложение 1

Опыт № 1

Растворение соли в воде: 

Часть 1

  1. Наполни прозрачный стакан с  кипячёной водой.
  2.   Всыпь в  него чайную ложку  поваренной соли.
  3.   Помешивая  воду,  наблюдай,  что  происходит

     с кристалликами соли. 

Часть № 2

  1. В пустой стакан вставь воронку с фильтром и 

      пропусти через неё воду с солью (рис на стр. 86). 

СВОИ   НАБЛДЮДЕНИЯ    ЗАПИШИ  В   ТАБЛИЦЕ

 

Опыт №2

Часть 1

  1. Наполни прозрачный стакан  с кипячёной водой.
  2.   Всыпь в  него чайную ложку  сахара.
  3.   Помешивая  воду,  наблюдай,  что  происходит

     с кристалликами сахара. 

Часть № 2

  1. В пустой стакан вставь воронку с фильтром и 

      пропусти через неё воду с сахаром (рис на стр. 86). 

СВОИ   НАБЛДЮДЕНИЯ    ЗАПИШИ  В   ТАБЛИЦЕ

Опыт № 3

Часть 1

  1. Наполни прозрачный стакан с кипячёной водой.
  2.   Всыпь в  него чайную ложку  песка.
  3.   Помешивая  воду,  наблюдай,  что  происходит

     с частицами песка. 

Часть № 2

  1. В пустой стакан вставь воронку с фильтром и 

      пропусти через неё воду с песком (рис на стр. 86). 

СВОИ   НАБЛДЮДЕНИЯ    ЗАПИШИ  В   ТАБЛИЦЕ

 

Опыт № 4

Часть 1

  1. Наполни прозрачный стакан  с кипячёной водой.
  2.   Всыпь в  него чайную ложку  мела.
  3.   Помешивая  воду,  наблюдай,  что  происходит

     с частицами мела. 

Часть № 2

  1. В пустой стакан вставь воронку с фильтром и 

      пропусти через неё воду с мелом (рис на стр. 86). 

СВОИ   НАБЛДЮДЕНИЯ    ЗАПИШИ  В   ТАБЛИЦЕ

Приложение 2

Опыт № 1

Вопрос ответ
Изменилась ли прозрачность воды?
Изменился ли цвет?
Можно ли сказать, что вещество исчезло?
Попробуй на вкус
Осталась ли соль на фильтре?
Удалось ли очистить воду от соли?
Вывод: 

 

Опыт № 2

Вопрос ответ
Изменилась ли прозрачность воды?
Изменился ли цвет?
Можно ли сказать, что вещество исчезло?
Попробуй на вкус
Остался ли сахар  на фильтре?
Удалось ли очистить воду от сахара?
Вывод: 

 

Опыт № 3

Вопрос ответ
Изменилась ли прозрачность воды?
Изменился ли цвет?
Исчезли ли песчинки?
Что будет проходить через фильтр, а что осталось в нём?
Очистилась ли вода от песка?
Вывод: 

 

Опыт № 4

Вопрос ответ
Изменилась ли прозрачность воды?
Изменился ли цвет?
Исчезли ли  частички мела?
Что будет проходить через фильтр, а что осталось в нём?
Очистилась ли вода от  мела?
Вывод: 

 

Методическая разработка урока окружающего мира «Вода – растворитель»