Антонова Елена Александровна
Преподаватель
МБУ ДО ДШИ № 13 г. Воронеж
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №170408
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Педагог – профессия творческая», в рамках федерального проекта «Современная школа»
Наименование конкурсной работы: Художественный проект
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №170408


МИНИСТЕРСТВО  ПРОСВЯЩЕНИЯ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ   ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет искусств и художественного образования

Кафедра музыкального образования и народной художественной

культуры

Художественно-творческий проект 

 « Приобщение  учащихся младшего школьного возраста к народному творчеству родного края» 

Выполнила:  магистр 

заочной формы обучения 3 курса

факультета искусств и 

художественного образования 

Антонова Елена Александровна   

Проверил: руководитель 

магистерской программы 

                    д. п. н., профессор

               Петелин А.С. 

 

 

                

Воронеж- 2021 

 

  Цель – через песенно- игровые традиции привить  любовь к народному творчеству , познакомить с песнями , старинными играми. Окунуться в ту эпоху , когда жили наши предки.

Задачи: Знакомство детей с традициями  русского народа. 

 Развить  художественно – эстетический вкус детей.

 Воспитать  любовь к народному искусству, почтение к народным       традициям и обычаям.

 

Методы :

  1. Наглядные и наглядно – слуховые
  2. Словесные
  3. Метод целостного восприятия
  4. Развитие творческого мышления и воображения
  5. Игровые
  6. Метод элементарного музицирования  

Методические приёмы.

  1. Показ:  картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов.
  2. Пение в  сопровождении музыкального инструмента , ( водим хоровод) 
  3. Беседа.
  4. Пояснение.

Синтез музыки, поэзии, изобразительного искусства.

  1. Игры на развитие музыкального мышления. 
  2. Озвучивание загадок , считалки, знакомство с песнями родного края.  

 

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества ,т.к. в России разрушена идеология ,т.е. духовность, мораль и нравственность ,формируется новая идеология ,идет пересмотр старых ценностей.

Народное творчество –  художественная коллективная творческая деятельность, отражающая его жизнь , воззрение , идеалы; создаваемые народными творцами  и бытующие в народе(  поэзия,  предания, песни, сказки, эпос), музыка , народные наигрыши…..

Традиции русского народа . Традиция от латинского – передача, анонимная , стихийно сложившаяся система образцов, норм ,правил, которые руководствуются в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиция может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Традиции могут иногда восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а потом вновь возрождаться .Традиции могут быть позитивными , когда что –то воспринимается , могут быть негативными , когда что-то отвергается.

Патриотическое воспитание . Патриотизм –это когда вы считаете, что это страна лучше всех , остальных от -того, что вы здесь родились. Это любовь к Родине, какой бы она не была .Как мы любим мать за то, что она есть, мы любим Родину за то, что она у нас есть .Но не достаточно лишь любить ее, нужно еще что то делать , чтобы страна где мы живем , становилась сильнее и краше. Нужно беречь то, что нам досталось от предков,  преумножая при этом богатства. Но зарождается патриотизм из любви к своей малой Родине, к природе , родным и близким людям. 

 Патриотическое  воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте у ребенка происходит формирование духовно-нравственных основ , механизмов социализации, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально –психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти на долго , а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

Ведущий 1

Здравствуйте ребята! Пришли мы сюда, не забавы ради, каждый раз мы узнаем что- то новое и интересное о том, как жили в старину русские люди. Сегодня  по русским традициям мы собрались на посиделки . Ребята, вы знаете что такое посиделки? 

Издавна на Руси люди после трудового дня , вечером , собирались на посиделки , чтоб поделиться новостями , горестями и радостями , отдохнуть , поразвлечься , песни попеть, хороводы поводить, да в игры поиграть. Проходили посиделки в избе. Посмотрите, какая русская изба ( показываю на картину) 

– Ребята , что ж находится внутри избы? ( печка, лавка, стол). 

Да, ребята, раньше в избе находилось не так много вещей.

А из чего ели наши предки?

( деревянная и глиняная посуда)

А еще ребята, летом народ собирался около избы, как говорили раньше на завалинке. И мы свами будем петь, играть, водить хороводы , какие водили наши прабабушки и прадедушки.

А сейчас все выходите, да хоровод заводите.

Хоровод р.н.п. « Гуси прилетели» исполняют учащиеся младших классов ДШИ №13 г. Воронеж  Образцового детского коллектива ансамбля народной песни « Родник» 

Свист соловья! ( глиняная игрушка « Соловей») исполняет учащаяся 2 класса Саратова Юлиана 

Ведущий  2 

Ой, ребята, а что это за птичка так поет ? Давайте я вам загадаю загадку, и вы сразу поймете :

Кто без нот и без свирели , 

Лучше всех выводит трели.

Голосистей и нижней

Кто же это?  ( соловей)

Да – ребята соловушка к нам прилетел 

Да песни свои запел.

Наш родной край богат хвойными и лиственными лесами.

В них водятся 290 видов птиц. Среди них 50 видов певчих птиц.

А каких певчих птиц вы знаете?

(Иволга, Каменка, Дрозд певчий, Жаворонок певчий…)

В старину считалось, что когда под окно прилетал соловей, то он приносил удачу, счастье и богатство в дом.

Ведущий 1

А сейчас, предлагаю поиграть. Какие русские народные игры вы знаете?

( «Гуси- лебеди», «Репка», « Салки» , «Казаки- разбойники», « Горелки»….)

А я предлагаю поиграть в новую игру. 

Слушайте правила игры : 

Речка чудная течет с тёмною водою. 

Водяной в реке живет важен он собою .

Он зеленый , добродушный , 

Любит петь он под луной .

Хор набрал он из лягушек ,

И концерт дает весной.

В какую игру мы с вами поиграем ?  (« Водяной»)

Правила:

Считалкой выберу одного ребенка, он и будет водяным.

Тики, тики, тики, таки ,

Ходят в нашей речке раки.

Ходят задом на перед ,

Ищут в нашей речке брод.

Стали раки воду пить, выходи! Тебе водить!

Водящий  становится в центр круга , 

Ему завязывают глаза .

Дети идут по кругу , поют   песенка « Водяного»  

« Водяной, водяной , что сидишь ты под водой!

 Ну –ка выходи с нами посиди.

Дети останавливаются , водяной встает и идет вперед, наткнувшись на ребенка он на ощупь пытается его отгадать.

Игра продолжается ……

Спасибо , ребята вы молодцы!! 

 

Ведущий 2 

Да, какой раньше народ был , врагов себе не искал, друзьями дорожил . Берег наши земли, воспевал красоту Родины своей в песнях и сказаньях. Угощал всех хлебом да солью, вот и я принесла вам угощения. Ведущий угощает ребят караваем.

Песня  в исполнении учащихся  Образцового детского коллектива ансамбля народной песни « Родник»  ДШИ №13 г. Воронеж   муз. Ю. Воронцова слова Л. Бережных     « Хлеб да соль ».

Ведущий 1 

А теперь ребята , лучик солнышка улыбается,

Двери ,окна закрываются ,

Наши посиделки завершаются 

С нами горница   прощается.

 

Заключение

 

Через песенно- игровые традиции мы познакомили ребят с народным творчеством нашего края. Окунулись в ту эпоху, когда жили наши предки. Через песни, игры постарались передать ту атмосферу дружбы, добра и сплочённости , чего не хватает в современной школе. Надеюсь, что наше мероприятие  принесло много ярких моментов, которые на долго останутся в памяти у ребят , что очень важно в воспитании патриотизма в младшем школьном возрасте.  

 

Список литературы

 

 1.Изотова, В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. // Начальная школа. – 2000. -№ 5. – С. 20 – 22.

  1. Кабинетская, Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ, 1994.                                                            
  2. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург:  Детство-Пресс,  2002.
  3. Мельников, М.Н.  Детский фольклор и проблемы народной педагогики . – Новосибирск: Просвещение,1987.
  4. Панкеев, И. А. Русские народные игры. – М.: Яуза, 1998.
  5. Пичугин, С. С. Подвижные народные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста.  // Начальная школа: до и после. – 2006. – № 1. – С. 26–29.
  6. Пономаренко, Л.И., К изучению темы «Устное народное творчество»// Начальная школа. – 1989. – №10 -11. – С.49-51.
  7.   Свиридова, А.И. Роль русского народного творчества в воспитании младших школьников //  Начальная школа. – 1999.- №12.- С.26-27.
  8. Старикова, К.Л.  У истоков народной мудрости. –  Екатеринбург: Св. область. Отделение пед. Общества,  1994.
  9. Туранина, Н.А. Краеведческая и этнокультурная направленность в обучении русскому языку // Учебно-методическое пособие. – Белгород: 2006.
  10. Фролова, Е. О воспитании любви к народному творчеству и родному слову. // Народное образование. – №1 – 2000.

 

Художественный проект