МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЯЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет искусств и художественного образования
Кафедра музыкального образования и народной художественной
культуры
Художественно-творческий проект
« Приобщение учащихся младшего школьного возраста к народному творчеству родного края»
Выполнила: магистр
заочной формы обучения 3 курса
факультета искусств и
художественного образования
Антонова Елена Александровна
Проверил: руководитель
магистерской программы
д. п. н., профессор
Петелин А.С.
Воронеж- 2021
Цель – через песенно- игровые традиции привить любовь к народному творчеству , познакомить с песнями , старинными играми. Окунуться в ту эпоху , когда жили наши предки.
Задачи: Знакомство детей с традициями русского народа.
Развить художественно – эстетический вкус детей.
Воспитать любовь к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям.
Методы :
- Наглядные и наглядно – слуховые
- Словесные
- Метод целостного восприятия
- Развитие творческого мышления и воображения
- Игровые
- Метод элементарного музицирования
Методические приёмы.
- Показ: картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов.
- Пение в сопровождении музыкального инструмента , ( водим хоровод)
- Беседа.
- Пояснение.
Синтез музыки, поэзии, изобразительного искусства.
- Игры на развитие музыкального мышления.
- Озвучивание загадок , считалки, знакомство с песнями родного края.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества ,т.к. в России разрушена идеология ,т.е. духовность, мораль и нравственность ,формируется новая идеология ,идет пересмотр старых ценностей.
Народное творчество – художественная коллективная творческая деятельность, отражающая его жизнь , воззрение , идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе( поэзия, предания, песни, сказки, эпос), музыка , народные наигрыши…..
Традиции русского народа . Традиция от латинского – передача, анонимная , стихийно сложившаяся система образцов, норм ,правил, которые руководствуются в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиция может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Традиции могут иногда восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а потом вновь возрождаться .Традиции могут быть позитивными , когда что –то воспринимается , могут быть негативными , когда что-то отвергается.
Патриотическое воспитание . Патриотизм –это когда вы считаете, что это страна лучше всех , остальных от -того, что вы здесь родились. Это любовь к Родине, какой бы она не была .Как мы любим мать за то, что она есть, мы любим Родину за то, что она у нас есть .Но не достаточно лишь любить ее, нужно еще что то делать , чтобы страна где мы живем , становилась сильнее и краше. Нужно беречь то, что нам досталось от предков, преумножая при этом богатства. Но зарождается патриотизм из любви к своей малой Родине, к природе , родным и близким людям.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте у ребенка происходит формирование духовно-нравственных основ , механизмов социализации, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально –психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти на долго , а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Ведущий 1
Здравствуйте ребята! Пришли мы сюда, не забавы ради, каждый раз мы узнаем что- то новое и интересное о том, как жили в старину русские люди. Сегодня по русским традициям мы собрались на посиделки . Ребята, вы знаете что такое посиделки?
Издавна на Руси люди после трудового дня , вечером , собирались на посиделки , чтоб поделиться новостями , горестями и радостями , отдохнуть , поразвлечься , песни попеть, хороводы поводить, да в игры поиграть. Проходили посиделки в избе. Посмотрите, какая русская изба ( показываю на картину)
– Ребята , что ж находится внутри избы? ( печка, лавка, стол).
Да, ребята, раньше в избе находилось не так много вещей.
А из чего ели наши предки?
( деревянная и глиняная посуда)
А еще ребята, летом народ собирался около избы, как говорили раньше на завалинке. И мы свами будем петь, играть, водить хороводы , какие водили наши прабабушки и прадедушки.
А сейчас все выходите, да хоровод заводите.
Хоровод р.н.п. « Гуси прилетели» исполняют учащиеся младших классов ДШИ №13 г. Воронеж Образцового детского коллектива ансамбля народной песни « Родник»
Свист соловья! ( глиняная игрушка « Соловей») исполняет учащаяся 2 класса Саратова Юлиана
Ведущий 2
Ой, ребята, а что это за птичка так поет ? Давайте я вам загадаю загадку, и вы сразу поймете :
Кто без нот и без свирели ,
Лучше всех выводит трели.
Голосистей и нижней
Кто же это? ( соловей)
Да – ребята соловушка к нам прилетел
Да песни свои запел.
Наш родной край богат хвойными и лиственными лесами.
В них водятся 290 видов птиц. Среди них 50 видов певчих птиц.
А каких певчих птиц вы знаете?
(Иволга, Каменка, Дрозд певчий, Жаворонок певчий…)
В старину считалось, что когда под окно прилетал соловей, то он приносил удачу, счастье и богатство в дом.
Ведущий 1
А сейчас, предлагаю поиграть. Какие русские народные игры вы знаете?
( «Гуси- лебеди», «Репка», « Салки» , «Казаки- разбойники», « Горелки»….)
А я предлагаю поиграть в новую игру.
Слушайте правила игры :
Речка чудная течет с тёмною водою.
Водяной в реке живет важен он собою .
Он зеленый , добродушный ,
Любит петь он под луной .
Хор набрал он из лягушек ,
И концерт дает весной.
В какую игру мы с вами поиграем ? (« Водяной»)
Правила:
Считалкой выберу одного ребенка, он и будет водяным.
Тики, тики, тики, таки ,
Ходят в нашей речке раки.
Ходят задом на перед ,
Ищут в нашей речке брод.
Стали раки воду пить, выходи! Тебе водить!
Водящий становится в центр круга ,
Ему завязывают глаза .
Дети идут по кругу , поют песенка « Водяного»
« Водяной, водяной , что сидишь ты под водой!
Ну –ка выходи с нами посиди.
Дети останавливаются , водяной встает и идет вперед, наткнувшись на ребенка он на ощупь пытается его отгадать.
Игра продолжается ……
Спасибо , ребята вы молодцы!!
Ведущий 2
Да, какой раньше народ был , врагов себе не искал, друзьями дорожил . Берег наши земли, воспевал красоту Родины своей в песнях и сказаньях. Угощал всех хлебом да солью, вот и я принесла вам угощения. Ведущий угощает ребят караваем.
Песня в исполнении учащихся Образцового детского коллектива ансамбля народной песни « Родник» ДШИ №13 г. Воронеж муз. Ю. Воронцова слова Л. Бережных « Хлеб да соль ».
Ведущий 1
А теперь ребята , лучик солнышка улыбается,
Двери ,окна закрываются ,
Наши посиделки завершаются
С нами горница прощается.
Заключение
Через песенно- игровые традиции мы познакомили ребят с народным творчеством нашего края. Окунулись в ту эпоху, когда жили наши предки. Через песни, игры постарались передать ту атмосферу дружбы, добра и сплочённости , чего не хватает в современной школе. Надеюсь, что наше мероприятие принесло много ярких моментов, которые на долго останутся в памяти у ребят , что очень важно в воспитании патриотизма в младшем школьном возрасте.
Список литературы
1.Изотова, В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. // Начальная школа. – 2000. -№ 5. – С. 20 – 22.
- Кабинетская, Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ, 1994.
- Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002.
- Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики . – Новосибирск: Просвещение,1987.
- Панкеев, И. А. Русские народные игры. – М.: Яуза, 1998.
- Пичугин, С. С. Подвижные народные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. // Начальная школа: до и после. – 2006. – № 1. – С. 26–29.
- Пономаренко, Л.И., К изучению темы «Устное народное творчество»// Начальная школа. – 1989. – №10 -11. – С.49-51.
- Свиридова, А.И. Роль русского народного творчества в воспитании младших школьников // Начальная школа. – 1999.- №12.- С.26-27.
- Старикова, К.Л. У истоков народной мудрости. – Екатеринбург: Св. область. Отделение пед. Общества, 1994.
- Туранина, Н.А. Краеведческая и этнокультурная направленность в обучении русскому языку // Учебно-методическое пособие. – Белгород: 2006.
- Фролова, Е. О воспитании любви к народному творчеству и родному слову. // Народное образование. – №1 – 2000.