Конспект группового занятия для родителей
«Поиск внутренних ресурсов»
Название занятия | «Поиск внутренних ресурсов» |
Цель занятия | поиск ресурсов для создания положительного эмоционального и психологического настроя в трудных ситуациях. |
Задачи | 1.Развитие позитивного отношения к себе.
2. Помощь в раскрытии индивидуальных особенностей. 4. Формирование мотивации, направленной на исследовании своих ресурсных возможностей. 3.Способствовать развитию творческого самовыражения. |
Форма проведения: | групповое занятие |
Адресная группа: | родители |
Продолжительность занятия | 2 ч |
Оборудование и материалы: | – компьютер
– проектор – презентация о технике коллаж – |
Содержание занятия | 1.Приветствие
2.Упражнение «Мое имя» 3.Упражнение «Ассоциации» (ориентироваться по времени) 4.Упражнение «5 приятных моментов этого дня» 5. Арт терапевтическое упражнение «Я в образе дерева» (использование техники коллаж) 6.Представление коллажа. Самопрезентация 7. Рефлексия. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые гости! Рада приветствовать вас на занятии «Поиск внутренних ресурсов»
Жизненные проблемы, сложные ситуации, трудности очень часто поглощают человека настолько, что тон не замечает ничего вокруг себя, зацикливается и живет этими чувствами. Решая серьезные задачи, проблемы, человек нуждается в ресурсах.
Ресурс – это некая психологическая опора, внутренний стержень, наши возможности, средства, которые помогают чего-то достичь.
Это наша поддержка. Чем больше ресурсов имеет человек, чем легче и спокойнее он справляется с ситуациями на своем жизненном пути.
Ресурсы человека бывают внешние и внутренние.
Внутренние ресурсы (личностные, физиологические особенности человека) – это наши способности, умения, знания, ценности, убеждения, состояния характера и др.
Внешние ресурсы (окружение, материальные ресурсы) – семья, друзья, работа, творчество, обучение, деньги, информация и др.
Внешний и внутренний ресурсы напрямую связаны, так как без наличия внутренних ресурсов невозможно расширять и углублять свои внешние ресурсы. Внешние ресурсы мы можем контролировать только через свое поведение.
Немецкий философ, психоаналитик Эрих Фромм считал, что каждый человек обладает тремя важными ресурсами, способными ему решить любую проблему; вера, надежда и душевная сила (мужество)
Правила работы в группе:
- Активное участие.
- Говорить по одному.
- Каждый говорит от своего имени, о себе, о своём мнении, о своих мыслях и чувствах (здесь и сейчас).
- Уважать мнения
- Безоценочность
- Упражнение «Мое имя».
Каждый участник выбирает прилагательное – качество, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же букв, что и имя участника. Первый называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Анна активная).
– Какие эпитеты меня впечатлили?
3.Упражнение «Ассоциации».
Цель: актуализация знаний о себе, осознание своего «Я».
– Если Вы были растением, то каким растением были бы Вы?
– Каким предметом Вы можете себя представить?
– Каким животным?
– Каким музыкальным инструментом?
– Каким природным явлением?
- 4. Упражнение «5 приятных моментов этого дня»
Цель: развивать умение замечать приятное, позитивное, хорошее в обыденной жизни.
5 Коллаж “Я в образе дерева”
Цель: создание положительного образа «Я», активизация внутренних ресурсов, положительного самовосприятия, самораскрытия.
Что такое коллаж (показ слайда)
Коллаж (от французского collage – приклеивание, наклейка) – техника и вид изобразительного искусства, сущность которых заключается в создании творческих работ путём приклеивания на основу (лист альбома, картона, бумаги) вырезок из журналов, газет, цветной бумаги, фотографий, фантиков и других материалов.
Коллажи делают при помощи трио «клей-ножницы-бумага».
Обычно так: вырезают объект, комбинируют несколько частей разных изображений, трансформируют фрагменты одного
Предложить на листе бумаги нарисовать ладошку.
Представить ладошку в виде дерева (кисть-ствол дерева, пальцы-ветки)
- Что у Вас получается лучше всего. В любых сферах, особенно в профессиональной деятельности «Лучше всего у меня получается»
- Напишите, о чем говорят другие люди, когда говорят, что у Вас в этом настоящий талант. По каким вопросам чаще всего к Вам обращаются «Я помогаю людям…»
III. Проанализируйте и напишите топ от 5 до 10 пунктов, что Вы действительно умеете делать лучше всего, что реально хорошо получается, в чем Вы сильны по-настоящему «Я умею»
- Составьте список из 10 вещей/занятий и др. которые возвращают Вас в ресурсное состояние «Мне помогает…» (Ваши увлечения, интересы, хобби и др.)
– Какие сильные стороны Вашей личности (способности, черты характера) выделяете
- «Сильная сторона моей личности»
– Какие сильные стороны в своей личности Вы выделяете?
В конце оформить дерево ресурсов техникой коллаж.
- Представление коллажа, самопрезентация
- 7. Упражнение «Мои возможности»
Цель; актуализирование потенциала
Предлагаю Вам ситуацию: назначен праздничный концерт в вашем коллективе, предлагается несколько номеров от коллег. Неожиданно все артисты заболели. Чем бы Вы могли помочь и быт интересным в этой ситуации?
- Рефлексия
Как появился именно такой образ – задуманный или плод спонтанного творчества рук? Какие эмоции появлялись в работе над своими ресурсами?
Приложение 1 (к упражнению «Ассоциации»)
Если Вы были растением, то каким растением были бы Вы?
|
Каким предметом Вы можете себя представить?
|
Каким животным?
|
Каким музыкальным инструментом?
|
Каким природным явлением?
|