Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» с.Дивное
Социально-педагогический проект
«Скажем, нет вредным привычкам»
Автор составитель: социальный педагог
С.И. Фисенко
с. Дивное 2024 г
Информационная карта проекта
Название проекта | Профилактика алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних “Скажем, нет вредным привычкам» |
Название организации | Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» с. Дивное |
Адрес организации, телефон | 356720 Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное, ул. Кашубы 6,
тел. 5-15-56 |
Разработчики проекта | Фисенко С.И. |
Цель проекта | Формирование у обучающихся:
– устойчивых установок на неприятие наркотических веществ и алкогольных напитков; – активной гражданско-нравственной жизненной позиции по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. |
Задачи проекта | 1. Определить специфику наркомании и алкоголизма как особого социально- психологического феномена;
2. Выявить социально-психологические причины распространения наркомании и алкоголизма в подростковой среде; 3. Сформировать систему представлений о здоровье и здоровом образе жизни у обучающихся и педагогов учреждения. 4. Воспитывать ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих у обучающихся Центра. 5. Разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании и алкоголизма в рамках работы педагогов дополнительного образования. 6. Способствовать развитию здоровых жизненных увлечений и интересов, творческой самореализации обучающихся. |
Исполнители | Педагогический коллектив МБУ ДО ЦДТ, социальный педагог. |
Основные
целевые группы |
Обучающиеся МБУ ДО ЦДТ;
Педагоги дополнительного образования; Педагог- организатор; Социальный педагог. |
Ресурсное и материально-техническое обеспечение проекта | Материально- техническое (помещения – учебные кабинеты МБУ ДО ЦДТ, библиотечный фонд, компьютерная техника, пришкольная спортивная площадка, футбольное поле). |
Механизмы реализации проекта | I этап –диагностирующий (сентябрь)
IIэтап- организационно- практический (сентябрь- апрель) IIIэтап –заключительный (май) |
Основные направления Проекта | -Популяризация преимуществ здорового образа жизни.
-Социализация личности обучающихся, формирование активной гражданско-нравственной жизненной позиции. -Повышение культуры взаимоотношений (Я и другие). – Мониторинговые исследования условий развития здоровьесберегающей среды. |
Основные формы и методы работы | – Создание плакатов, листовок, буклетов пропагандирующих ЗОЖ;
– Участие в акциях, творческих конкурсах, викторинах пропагандирующих здоровый образ жизни; – Организация и проведение спортивных соревнований, туристических походов. – Диагностика и анкетирование обучающихся; – Проведение психологических тренингов; – Беседы с обучающимися; – Работа с родителями; |
Ожидаемые результаты реализации проекта | – Формирование у обучающихся навыков отказа от наркотиков и сигарет;
– Улучшение показателей интегрального здоровья (физического, психологического, социального) обучающихся. – Изменение отношения детей к своему здоровью в сторону формирования ценностного отношения к здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. – Повышение двигательной, социальной и творческой активности обучающихся, развитие здоровых интересов и увлечений. – Повышение уровня информированности обучающихся и педагогов по вопросам здоровья и здорового образа жизни. |
Критерии эффективности | -Когнитивный (сформированность системы представлений о ЗОЖ, на основе современной и достоверной информации минимум у 80% обучающихся)
-Мотивационно-потребностный (наличие мотивации ЗОЖ, здоровых жизненных ценностей и социальных увлечений у обучающихся) – Инструментально-деятельностный (владение навыками ЗОЖ) – Эмоциональный (ощущение психоэмоционального благополучия) -Адаптивно-ресурсный (преобладание в среднем по учреждению среднего уровня заболеваемости обучающихся и средне-высокого уровня психологической комфортности) |
Формы представления результатов
реализации проекта |
– Аналитические отчеты хода реализации проекта
– Распространение педагогического опыта на методическом клубе педагогов, семинарах. -Публикация материалов по результатам внедрения проекта в печатных изданиях. -Представление обучающимися результатов своей работы на районных, краевых и всероссийских конкурсах. |
Риски | – Управленческие;
– Организационные; – Финансовые; -Материальные; -Связанные с участниками проекта; -Риски реализации. |
Управление и контроль за реализацией проекта | Общее руководство проектом осуществляет
Клименко Т.Г. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ ДО ЦДТ. |
Перспектива развития проекта | Максимальное привлечение к занятиям в объединения Центра детского творчества детей и подростков «группы риска».
Представление опыта учреждения по организации здоровьесберегающей деятельности на районном уровне. |
Аннотация проекта.
Проект направлен на популяризацию и повышение престижа здорового образа жизни, формирование новой политики здоровья в подростковой среде через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде здорового образа жизни и применение профилактических мер. Психолого-педагогическая профилактика ранней алкоголизации и курения подростков представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта из вне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников.
Эффективность реализации системы психолого-педагогической профилактики употребления алкоголя и курения подростками обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий: педагогическая профилактика вредных привычек подростков будет представлена в качестве педагогической цели; разработаны содержание, способы и средства психолого-педагогической профилактики ранней алкоголизации и курения подростков; в основе содержания системы профилактики ранней алкоголизации и табакокурения подростков применена модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая: развитие социальной и личной компетенции; становление навыков самозащиты; развитие самоконтроля и Целеполагание, стремления к раскрытию творческого потенциала, необходимого для созидания и личностного роста.
Профилактическая работа организуется в условиях совместной деятельности социального педагога и подростков с учетом принципов: комплексности, парциальности, социокультурной когнитивной, проблемной адекватности, субъект-субъектного отношения.
В профилактике большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей.
Описание проблемной ситуации
В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отдельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и не совершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна и корни её уходят глубоко в историю нашего народа, и распространение её связано также с низкой культурой общества. С данной проблемой должно бороться не только обществу, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы. И поэтому мы решили провести данное социологическое исследование, чтобы наглядно увидеть распространение вредных привычек среди подростков, т.к. именно они является основой нашего общества.
Проблема исследования
Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, исследования и решения. Проблема данного социологического исследования заключается в изучении распространения алкоголя, наркотиков и табакокурения в жизни подростков.
Цель исследования
Цель исследования – выявить состояние этой проблемы на данный момент времени.
Задача исследования:
собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса.
Объект исследования:
Подростки в возрасте 11-16 лет
Предмет исследования:
Вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение)
Гипотеза исследования
Мы считаем, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди подростков. Большинство случаев потребления вредных средств детьми связано с целью повысить свое настроение, и причиной, по которой они впервые стали их употреблять (спиртные напитки, сигареты, наркотики) является желание попробовать. По нашему мнению, негативные последствия, которые несут эти пороки, оказывают, прежде всего, вред здоровью.
В нашем исследовании принимают участие подростки в возрасте от 11до16 лет. Выборочная совокупность равна 30 человек : 20 муж. пола и 10 жен. Мы проводим выборочное исследование при помощи анкетирования (Приложение 1).
Анализируя результаты нашего исследования, мы сделали следующие выводы:
Наша гипотеза о том, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди молодёжи, оказалось верной. Большинство подростков хоть один раз пробовали спиртные напитки и курили. Что касается наркотиков, то среди наших респондентов употреблявших наркотики не выявлено. Основной целью потребления спиртных напитков, является повышение настроения.
Гипотеза, в соответствии, с которой основной причиной употребления в первый раз этих веществ является, желание попробовать, не подтвердилась. Этой причиной является влияние компаний. Большинство респондентов высказали мысль о том, что основным негативным последствием этих привычек является вред здоровью.
Цель проекта: Формирование у обучающихся:
– устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, алкогольных напитков, табака;
– активной гражданско-нравственной жизненной позиции по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи:
– определить специфику наркомании и алкоголизма как особого социально- психологического феномена;
– выявить социально-психологические причины распространения наркома- нии и алкоголизма в подростковой среде;
– сформировать систему представлений о здоровье и здоровом образе жизни у обучающихся и педагогов учреждения;
– воспитывать ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих у обучающихся Центра;
– разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждении наркомании и алкоголизма в рамках работы педагогов дополнительного образования;
– способствовать развитию здоровых жизненных увлечений и интересов, творческой самореализации обучающихся.
Механизм реализации
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь.
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций асоциального поведения
Задачи:
– определить степень информированности подростков по проблеме;
– выделить факторы влияющие на формирование позитивного отношения к употребления наркотиков и табачных изделий;
– сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
– изучение материалов общероссийских, краевых, районных, социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании, табакокурения в целом.
– опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлечённости обучающихся в проблему и выделить три целевые группы:
– подростки имеющие опыт употребления наркотических средств, алкогольных напитков;
– подростки для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
– подростки имеющие чётко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: сентябрь- апрель.
Цель: реализация профилактической работы в образовательном учреждении
Задачи:
– предоставить детям объективную, соответствующую информацию о табаке, алкоголю, наркотиках;
– способствовать увеличению знаний обучающихся путём обсуждения проблем, связанных с наркоманией;
– учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относится к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
– создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
– обеспечить взаимодействие образовательного учреждения с семьёй.
Методы работы:
– информационные;
– метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
– конструктивно- позитивный метод (организация тренингов направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
– беседы, часы общения;
– мини–спектакли;
– тренинги;
– ролевые и деловые игры;
– дискуссии;
– конкурс творческих работ (конкурс рисунков, буклетов, стенгазет,
– социологический опрос;
– показ видеоматериалов
Тематика мероприятий:
Спортивные соревнования
– «Я выбираю жизнь без наркотиков»
– «Спорт против наркотиков»
Акция
«Молодёжь против наркотиков»
Часы общения:
– «Курение и здоровье»
– «Профилактика вредных привычек»
– «От чего мы зависим».
Подготовка буклетов:
– «Исправь своё настроение сам»
– «Как стать сильным и привлекательным»
– «Как стать красивой и привлекательной».
Значение этапа:
– развитие у обучающихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивление негативным социальным влияниям;
– формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него
– повышения уровня социальной адаптации детей;
– выработка активной жизненной позиции, исключающей использования наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: заключительный.
Время проведения: май
Цель: определение эффективности работы проекта по профилактике вредных привычек.
Задачи:
– выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
– определить изменения личностной позиции обучающихся в отношении проблемы наркомании, табакокурения;
– определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании, табакокурения;
Методы:
– анализ документации;
– опрос, беседа;
– анонимное анкетирование.
Формы работы:
Викторина «Войдём в мир здоровья»
Игра-путешествие по станциям «Волшебная страна здоровья»
Круглый стол «Мир в наших руках».
Сравнение результатов и повторного анкетирование даёт возможность:
– изучить характер изменений в отношении обучающихся к вредным привычкам;
– выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие к приобщению детей и подростков к наркотикам и табачным изделиям;
Значение этапа:
– позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе поведения профилактической работы;
– сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
– на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике вредных привычек.
Работа с семьёй
Одним из ведущих элементов в профилактике вредных привычек является работа с родителями, которая включает в себя:
– проведение бесед, чтение лекций в родительской аудитории;
– родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения детей;
– семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с детьми
– консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с детьми.
Заключение
Инновационный социально значимый проект в сфере образования представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям воспитательно-образовательных (в т. ч. и культурных) мероприятий, направленных на достижение конкретных задач на приоритетных направлениях развития системы образования, и в первую очередь – сохранение здоровья подрастающего поколения, в том числе профилактика вовлечения в употребление табака, алкоголя и наркотиков; развитие физкультуры и спорта, гражданско-патриотическое воспитание подростков.
План мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Время | Ответственный |
1. | Часы общения:
– «Курение и здоровье» – «Профилактика вредных привычек» – «От чего мы зависим». |
в течение года | социальный педагог
С.И. Фисенко |
2. | Спортивно-игровая программа
«Мы выбираем ЗОЖ» Спортивные соревнования «Туристскими тропами» Оздоровительная компания спортивно-игровая программа «Хочешь быть здоровым – будь» |
ноябрь-апрель | социальный педагог
С.И. Фисенко педагоги О.Е. Варница М.И. Парамзин |
3. | Круглый стол
Если друг оказался вдруг» |
декабрь | социальный педагог
С.И. Фисенко педагоги МКОУ ДОД ЦДТ |
4. | Конкурс плакатов
«Подростки против наркотиков» |
декабрь | педагоги
МКОУ ДОД ЦДТ |
5. | Ролевая игра «Будь здоров»
Викторина «Войдём в мир здоровья» |
январь | социальный педагог
С.И. Фисенко педагог Л.В. Демчукова |
6. | Акция
«Письмо: доверь свою беду» 1 этап- работа агитбригад (значение акции, условия её проведения) 2 этап – организационный 3 этап – обработка информации – Выпуск буклетов |
февраль | социальный педагог
С.И. Фисенко педагоги Т.Н. Ковган Т.В. Тупольская |
7. | Литературный конкурс
номинации – сочинение – эссе «Здоровье- это…» – рассказ «Здоровье- это…» – стихи «Здоровье- это…» |
март | социальный педагог
С.И. Фисенко педагоги МКОУ ДОД ЦДТ |
8 | Выставка рисунков
«Скажи наркотикам нет» Тренинги – «Стресс и способы борьбы с ним» – |
апрель | социальный педагог
С.И. Фисенко педагоги МКОУ ДОД ЦДТ |
9. | Игра-путешествие по станциям
– «Волшебная страна здоровья» Круглый стол – «Мир в наших руках». |
май | социальный педагог
С.И. Фисенко |
Работа с родителями | |||
1. | Родительское собрание
«ЗОЖ в семье – счастливое будущее семьи» |
ноябрь | заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Т.Г. Клименко социальный педагог С.И. Фисенко |
2. | Круглый стол
«Я здоровье сберегу, себе и своим близким помогу» |
апрель | заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Т.Г. Клименко социальный педагог С.И. Фисенко |
Выпуск методической продукции | |||
1. | Подготовка буклетов
– «Исправь своё настроение сам» – «Как стать сильным и привлекательным» – «Как стать красивой и привлекательной» – «Информация к размышлению» – «Для вас уважаемые взрослые» – «А что такое ЗОЖ?» Памятка для родителей и подростков |
В течение года | социальный педагог
С.И. Фисенко |
Бюджет проекта
Сроки реализации проекта | |||||
Наименование
расходов |
Цена за ед.
(руб) |
Колво/ед | Итого | Имеется | Требуется |
Аренда помещения | имеется | ||||
Печать материалов
(чёрно-белая) |
8 | 500 | 4000 | 4000 | |
Печать материалов
(цветная) |
15 | 20 | 300 | 300 | |
Телефонная связь | имеется | ||||
Канцелярские и офисные принадлежности: | |||||
Бумага печатная | 170 | 5 | 850 | 850 | |
Бумага печатная цветная | 320 | 5 | 1600 | 1600 | |
Ватман | 10 | 50 | 500 | 500 | |
Файлы | 1 | 100 | 100 | 100 | |
Файловые папки | 11 | 60 | 660 | 660 | |
Маркер | 86 | 2 | 172 | 172 | |
Заправка картрижа | 250 | 3 | 750 | 750 | |
Ручки | 5 | 50 | 250 | 250 | |
Карандаши простые | 3 | 51 | 153 | 153 | |
Краски акварельные | 65 | 5 | 325 | 325 | |
Гуашь | 78 | 5 | 390 | 390 | |
Набор кистей для рисования | 58 | 5 | 290 | 290 | |
На организацию и проведение мероприятий, поощрение участников проекта | 5000 | 10000 | |||
Итого : | 20340р. |
Приложение 1
Дорогой друг!
Мы, убедительно просим уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируем. Большинство вопросов подразумевает однозначный ответ, только там, где есть указания, возможны несколько вариантов ответов; вопросы, которые не относятся к Вам, можете пропускать.
Заранее благодарим!
I Алкоголь
- Употребляете ли вы алкоголь?
а) да
б) нет
- С какой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны несколько вариантов ответов)
а) чтобы снять напряжение (стресс)
б) чтобы повысить своё настроение
в) чтобы поддержать компанию
г) ваш вариант ответа ________________________________________
- Всегда ли Вы можете отказаться от предложения выпить?
а) да
б) нет
- Как часто Вы употребляете спиртные напитки?
а) ежедневно
б) не более трех раз в неделю
в) не более двух раз в месяц
II Курение
- Курите ли Вы?
а) да
б) нет
- Количество выкуриваемых Вами сигарет?
а) 1-10 сигарет в день
б) 10-20 сигарет в день
в) более пачки в день
- Вследствие чего Вы начали курить? (возможны несколько вариантов ответов)
а) желание повзрослеть
б) влияние компании
в) хотел попробовать
г) свой ответ _______________________________________________
- С какого возраста Вы начали курить?
а) с 8-12 лет
б) с 12-16 лет
III Наркотики
- Употребляли ли Вы когда-нибудь пусть даже слабый наркотик?
а) да
б) нет
- Если да, то с какой целью?
а) желание новых ощущений
б) под воздействием других людей
в) ваш вариант ответа ________________________________________
Тест-анкета для изучения ориентации обучающихся
на здоровый образ жизни
- Попытайтесь дать развернутое определение и ответ.
1.1. Здоровье — это …
1.2. Здоровый образ жизни — это …
- Перечислите 5—10 факторов, которые способствуют укреплению
вашего здоровья.
Перечислите 5—J0 факторов, которые оказывают негативное влияние
на ваше здоровье.
Оцените по десятибалльной шкале (от 10 баллов — максимум, до 1
балла — минимум) то, что считаете для себя наиболее ценным и значимым:
иметь понимание в семье;
хорошо учиться, получить хорошее образование;
жить без конфликтов;
иметь хорошего, надежного друга (подругу);
иметь материальный достаток; заниматься спортом;
иметь возможность путешествовать;
быть внешне красивым (красивой), хорошо одеваться; здоровье: . —
любовь.
- Какие из трех групп личностных качеств у вас развиты в большей
степени?
а) обязательность, совестливость, доброта; б) общительность, смелость, решительность; в) эрудиция, находчивость, целеустремленность.
- Удается ли вам всегда поступать честно и не переживать за свои
поступки?
а) да; б) не всегда; в) нет.
- Есть ли у вас духовный идеал, человек, на которого вы стремитесь
походить?
а) да; б) ответить затрудняюсь; в) нет.
- Есть ли у вас идеал физически совершенного человека, на которого вы
хотели бы походить?
а) да; б) ответить затрудняюсь; в) нет.
- Как часто вы испытываете чувство гармонии, чувство красоты,
чувство, что жизнь, природа или что-то еще прекрасны?
а) часто; б) редко; в) очень редко.
- Способны ли вы в случае конфликта или какой-то неприятности
взять себя в руки и самостоятельно успокоиться, отвлечься?
а) да; б) думаю, что нет; в) нет. 1 I. Стремитесь ли вы чередовать учебу и отдых? а) да; б) когда как; в) нет.
- Посещаете ли вы какую-либо спортивную секцию?
а) да, и имею хорошие результаты; б) да, но не регулярно; в) нет.
- Делаете ли вы физическую зарядку?
а) да; б) а, но нерегулярно; в) нет. - Достаточно ли вы уделяете внимания водным процедурам (баня,
контрастный душ, плавание)?
а) да; б) да, но не регулярно; в) пет.
- Придерживаетесь ли вы какой-либо системы регулярного
закаливания?
а) да; б) от случая к случаю; в) нет.
Имели ли вы в последние 2-3 года травмы?
а) да; б) да, но несущественные; в) нет.
Как часто вы болеете гриппом, ОРЗ?
а) не помню, когда болел в последний раз;
б) редко (Iраз в год);
в) часто, 2-3 раза в год.
- Как часто вы болеете инфекционными заболеваниями, в том числе
расстройством желудка?
а) очень редко; б) редко (раз в год);в) часто (два-три и более раз в год).
- Имеете ли вы хронические заболевания?
а) нет; б) думаю, что да; в) да. - Как часто вы пропускаете занятия по болезни?
а) не пропускаю; б) редко (раз в полугодие); в) часто (раз в месяц).
- Курители вы?
а) нет; б) редко; в) да.
Употребляете ли вы алкогольные напитки?
а) нет; б) редко; в) да.
Пробовали ли вы наркотики?
а) нет; б) однажды; в) более двух раз.
- Каков ваш вес?
а) в норме; б) меньше нормы; в) избыточный.
Как подсчитать результаты?
При ответе на вопросы № 5—23: пункт а) — оценивается в три балла, б) — оценивается в два балла, в) — оценивается в один балл.
По сумме баллов находится уровень ориентации учащегося на здоровый образ жизни.
Баллы 22-24 | Уровни ориентации личности на здоровый
образ жизни |
|||
25-28 | – низкий | |||
29-32 | -ниже среднего | |||
33-36 | – чуть ниже среднего | |||
37-40 | – средний | |||
41-44 | – чуть выше среднего | |||
45-48 | – выше среднею | |||
49-52 | – высокий | |||
53-56 | – очень высокий | |||
57-60 | – наивысший |