Технологическая карта
Форма проведения: очная, урочная
Тема: Внеклассное чтение «В мире современной литературы и искусства». КТП 10 класс (базовый уровень). Урок 1. «Практика герменевтического анализа на примере репродукции картины Э.Милле «Гугенот» и рассказа Ю.Олеши «Наташа»
Место проведения: ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город», пос. Придорожный
Участники: учащиеся 10 класса
Цель: создание условий для формирования у обучающихся интереса к чтению и анализу произведений искусства, развитие читательской грамотности через герменевтический подход к анализу текста, развитие личностного потенциала и творческих способностей.
Планируемые результаты:
- Предметные: освоение метода герменевтического анализа как универсального способа понимания и интерпретации текста;
- Развитие метапредметных навыков в области функциональной грамотности, овладение читательской грамотностью как составляющей функциональной, решение задач на выявление закономерностей и противоречий в рассматриваемых текстах; умение использовать почерпнутую в текстах (как в учебных, так и в неучебных) информацию для собственного развития
- Развитие навыков в области базовых логических действий: установление причинно-следственных связей об объектах интерпретации (в данном случае картины и текста), выявление недостатка информации, необходимой для решения задач;
- Развитие навыков в области работы с информацией: выбор, анализ, обобщение и интерпретация информации, представленной в текстах, извлечение информации из различных источников;
- Развитие базовых исследовательских навыков: формулирование проблемных вопросов и гипотез об истинности собственных суждений и суждений других, поиск оснований для интерпретации объекта исследования;
- Развитие коммуникативных навыков: восприятие и формулирование суждений, выражение эмоций в соответствии с целями и условиями общения; понимание и использование преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, сопоставление своих суждений с суждениями других участников диалога, обнаружение различий и сходства позиций;
- Развитие регулятивных навыков: составление алгоритма или плана действий выбор способа решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, адаптация учебной задачи и/или способа ее решения к новым условиям; осуществление рефлексии; развитие эмоционального интеллекта; давать оценку новым ситуациям, в том числе изображенным в художественной литературе;
- Развитие личностных качеств: стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; формирование читательского опыта, нравственных ценностей на основе принятия и понимания культуры.
Этапы проведения занятия
№ | Этап | Время | Виды работ (методы, приемы, формы обучения) | Деятельность Участника Конкурса | Деятельность участников мероприятия | Планируемый результат этапа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 |
1 | Организационный
Цель – создание условий для доверительного диалога, создание проблемной ситуации на основе выявления закономерностей и противоречий при первичном восприятии визуального образа с неполными данными |
2 мин. | Форма работы – фронтальная
Метод – эвристическая беседа |
Приветствует учащихся, мотивирует на учебную деятельность. создает проблемную ситуацию, организует диалог | Рассматривают репродукцию картины Джона Эверетта Милле «Гугенот» (название и информация об авторе картины умалчиваются). Фиксируют первичное впечатление. Определяют тему картины, принадлежность исторической эпохе, находят основания для предположений.
. |
Развитие базовых логических действий: установление причинно-следственных связей об объектах интерпретации- картине Д.Э.Милле
Развитие метапредметных навыков: выявление закономерностей |
2 | Мотивационный
(Актуализация опорных знаний) Цель -выявить противоречия, определить конфликт(ы), выдвинуть гипотезы, обосновать их. |
4 мин. | Форма работы –фронтальная
Метод – герменевтический анализ (этап определения фокальных зон и этап «вопрошания») |
Организует диалог, фокусирует внимание на деталях, участвует в обсуждении, при затруднении задает наводящие вопросы, организует полилог | Определяют фокальные зоны картины, пытаются прояснить их, выдвигают гипотезы интерпретируют детали, позволяющие расширить сюжет, заострить или конкретизировать конфликт, для глубокого понимания которого требуется прояснение контекста. | Развитие метапредметных навыков: выявление противоречий.
Развитие базовых логических действий: выявление недостатка информации |
3 | Информационный
(Открытие нового знания) Цель–определить роль исторического контекста в интерпретации произведения искусства. |
4 мин. | Форма работы –фронтальная
Метод- герменевтический анализ (этап прояснения контекста, подтверждение или опровержение гипотез) |
Озвучивает имя автора и название картины. Предлагает восполнить недостаток информации учителю истории. Предлагает дать толкование картины, опираясь на исторический контекст, подтвердив или опровергнув первоначальные гипотезы. | Интерпретируют фокальные зоны, конкретизируют гипотезы, приходят к пониманию авторского замысла, открывают пути к самостоятельному получению нового знания. Основной эффект-удивление: конфликт произведения Милле из любовного перерастает в конфликт убеждений.
|
Развитие навыков в области работы с информацией: выбор, анализ, обобщение и интерпретация информации.
Развитие базовых исследовательских навыков: формулирование проблемных вопросов и гипотез об истинности собственных суждений и суждений других. Развитие коммуникативных навыков: восприятие и формулирование суждений, выражение эмоций в соответствии с целями и условиями общения. |
4 | Практический
(Применение нового знания) Цель – использовать герменевтический анализ для понимания и интерпретации художественного текста. |
16
мин. |
Форма работы –групповая
Метод-герменевтический анализ художественного текста |
Фиксирует гипотезы по определению конфликта рассказа Ю.Олеши «Наташа». Участвует в выявлении фокальных зон, определении целей анализа. Помогает (при необходимости) организовать работу в группах. Консультирует, мотивирует. | Определяют конфликт, формулируют гипотезы. Основной эффект – готовность применить герменевтический подход к анализу художественного текста.
Работают в группах: 2 группы с информационными источниками по восстановлению исторического контекста рассказа, 2 группы с художественным текстом по выявлению и интерпретации деталей и прояснению «странностей» в поведении героев. Представляют результаты работы групп. Обсуждают «новые» факты, отбирают и синтезируют их, формулируют конфликт на основе полученных результатов. |
Предметные: освоение метода герменевтического анализа как универсального способа понимания и интерпретации текста
Развитие регулятивных навыков: выбор способа решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, адаптация учебной задачи и/или способа ее решения к новым условиям Развитие коммуникативных навыков: понимание и использование преимущества командной при решении конкретной проблемы, сопоставление своих суждений с суждениями других участников диалога, обнаружение различий и сходства позиций Развитие навыков в области работы с информацией: выбор, анализ, обобщение и интерпретация информации, представленной в текстах, извлечение информации из различных источников |
5 | Оценочный
Цель— выявление уровня освоения герменевтического анализа как инструмента понимания произведения искусства; формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть свои достижения и ошибки, планировать возможные пути их совершенствования и преодоления. |
6 мин. | Форма работы – групповая
Метод – герменевтический анализ + исследовательский метод |
Участвует в оценке, фиксирует выводы, помогает в составлении алгоритма, организует диалог, предлагает варианты дифференцированного домашнего задания. | Оценивают результаты совместной работы, эффективность герменевтического подхода к анализу текста на основе сопоставления результатов работы над анализом репродукции Милле «Гугенот» и рассказа Ю.Олеши «Наташа». Выделяют наиболее важные этапы герменевтического подхода: «сканирование» текста, определение фокальных зон, способы их прояснения. | Развитие метапредметных навыков: решение задач на выявление закономерностей и противоречий в рассматриваемых текстах.
Развитие навыков в области работы с информацией: выбор, анализ, обобщение и интерпретация информации, представленной в текстах, извлечение информации из различных источников Развитие коммуникативных навыков: сопоставление своих суждений с суждениями других участников диалога, обнаружение различий и сходства позиций Развитие регулятивных навыков: составление алгоритма, осуществление рефлексии Развитие личностных качеств: формирование читательского опыта |
6 | Рефлексивный
Цель – выявить уровень эффективности к герменевтическому методу как способу повышения читательского интереса и развития творческого потенциала личности. |
8
мин. |
Форма работы –, фронтальная,
индивидуальная |
Подводит итоги занятия, организовывает обсуждение домашнего задания, консультирует, намечает перспективы работы по применению герменевтического анализа к разным видам текста. | Выбирают вариант домашнего задания, обсуждают форму, способы реализации, жанр и т.п., аргументируют выбор, опираясь на личностное видение текста, восприятие и оценку.
Результаты, полученные в ходе реализации дифференцированного домашнего задания можно найти по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/mIdzR45OCRTSLw |
Развитие личностных качеств: стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; формирование читательского опыта, нравственных ценностей на основе принятия и понимания культуры.
Развитие метапредметных навыков в области функциональной грамотности, овладение читательской грамотностью как составляющей функциональной, решение задач на выявление закономерностей и противоречий в рассматриваемых текстах; умение использовать почерпнутую в текстах (как в учебных, так и в неучебных) информацию для собственного развити. Развитие регулятивных навыков: давать оценку новым ситуациям, в том числе изображенным в художественной литературе; развитие эмоционального интеллекта– способности ставить себя на место другого человека, понимать его мотивы, намерения и эмоции. Развитие коммуникативных навыков: восприятие и формулирование суждений, выражение эмоций в соответствии с целями и условиями общения; |