Корнаухова Светлана Александровна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» п.Придорожный
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №170534
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая технологическая карта урока», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: «Практика герменевтического анализа на примере репродукции картины Э.Милле «Гугенот» и рассказа Ю.Олеши «Наташа»
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №170534


Технологическая карта 

Форма проведения: очная, урочная

Тема: Внеклассное чтение «В мире современной литературы и искусства». КТП 10 класс (базовый уровень). Урок 1.  «Практика герменевтического анализа на примере репродукции картины Э.Милле «Гугенот» и рассказа Ю.Олеши «Наташа»

Место проведения: ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город», пос. Придорожный

Участники: учащиеся 10 класса

Цель: создание условий для формирования у обучающихся интереса к чтению и анализу произведений искусства, развитие читательской грамотности через герменевтический подход к анализу текста, развитие личностного потенциала и творческих способностей.

Планируемые результаты:

  • Предметные: освоение метода герменевтического анализа как универсального способа понимания и интерпретации текста;  
  • Развитие метапредметных навыков в области функциональной грамотности, овладение читательской грамотностью как составляющей функциональной, решение задач на выявление закономерностей и противоречий в рассматриваемых текстах; умение использовать почерпнутую в текстах (как в учебных, так и в неучебных) информацию для собственного развития
  • Развитие навыков в области базовых логических действий: установление причинно-следственных связей об объектах интерпретации (в данном случае картины и текста), выявление недостатка информации, необходимой для решения задач;
  • Развитие навыков в области работы с информацией: выбор, анализ, обобщение и интерпретация информации, представленной в текстах, извлечение информации из различных источников;
  •  Развитие базовых исследовательских навыков: формулирование проблемных вопросов и гипотез об истинности собственных суждений и суждений других, поиск оснований для интерпретации объекта исследования;
  • Развитие коммуникативных навыков: восприятие и формулирование суждений, выражение эмоций в соответствии с целями и условиями общения; понимание и использование преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, сопоставление своих суждений с суждениями других участников диалога, обнаружение различий и сходства позиций;
  •  Развитие регулятивных навыков: составление алгоритма или плана действий выбор способа решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, адаптация учебной задачи и/или способа ее решения к новым условиям; осуществление рефлексии; развитие эмоционального интеллекта; давать оценку новым ситуациям, в том числе изображенным в художественной литературе;
  • Развитие личностных качеств: стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; формирование читательского опыта, нравственных ценностей на основе принятия и понимания культуры.

 

Этапы проведения занятия

Этап Время  Виды работ (методы, приемы, формы обучения) Деятельность Участника Конкурса  Деятельность участников мероприятия Планируемый результат этапа
1 2 3 4 5 6 8
1 Организационный

Цель – создание условий для доверительного диалога, создание проблемной ситуации на основе выявления закономерностей и противоречий при первичном восприятии визуального образа с  неполными данными

2 мин. Форма работы – фронтальная

Метод – эвристическая беседа

Приветствует учащихся, мотивирует  на учебную деятельность. создает проблемную ситуацию,   организует диалог Рассматривают репродукцию картины Джона Эверетта Милле «Гугенот» (название и информация об авторе картины умалчиваются). Фиксируют первичное впечатление. Определяют тему картины, принадлежность исторической эпохе, находят основания для предположений.

.

Развитие базовых логических действий: установление причинно-следственных связей об объектах интерпретации- картине Д.Э.Милле

 Развитие метапредметных навыков: выявление закономерностей

2 Мотивационный

(Актуализация опорных знаний) 

Цель -выявить противоречия, определить конфликт(ы), выдвинуть гипотезы, обосновать их.

4 мин. Форма работы –фронтальная

Метод – герменевтический анализ (этап определения фокальных зон и этап «вопрошания»)

Организует диалог, фокусирует внимание на деталях, участвует в обсуждении, при затруднении задает наводящие  вопросы, организует полилог Определяют фокальные зоны картины, пытаются прояснить их, выдвигают гипотезы интерпретируют детали, позволяющие    расширить сюжет, заострить или конкретизировать конфликт, для глубокого понимания которого требуется прояснение контекста. Развитие метапредметных навыков: выявление противоречий. 

Развитие базовых логических действий: выявление недостатка информации 

3 Информационный

(Открытие нового знания) 

Цель–определить роль исторического контекста в интерпретации произведения искусства. 

4 мин. Форма работы –фронтальная

Метод- герменевтический анализ (этап прояснения контекста, подтверждение или опровержение гипотез)

Озвучивает имя автора и название картины. Предлагает восполнить недостаток информации учителю истории.   Предлагает дать толкование картины, опираясь на исторический контекст, подтвердив или опровергнув первоначальные гипотезы.  Интерпретируют фокальные зоны, конкретизируют гипотезы, приходят к пониманию авторского замысла, открывают пути к самостоятельному получению нового знания. Основной эффект-удивление: конфликт произведения Милле из любовного перерастает в конфликт убеждений.

 

Развитие навыков в области работы с информацией: выбор, анализ, обобщение и интерпретация информации.

Развитие базовых исследовательских навыков: формулирование проблемных вопросов и гипотез об истинности собственных суждений и суждений других.

Развитие коммуникативных навыков: восприятие и формулирование суждений, выражение эмоций в соответствии с целями и условиями общения.

4 Практический

(Применение нового знания)

Цель – использовать герменевтический анализ для понимания и интерпретации художественного текста.

16

мин.

Форма работы –групповая

Метод-герменевтический анализ художественного текста 

Фиксирует гипотезы по определению конфликта рассказа Ю.Олеши «Наташа». Участвует в выявлении фокальных зон, определении целей анализа. Помогает (при необходимости) организовать работу в группах. Консультирует, мотивирует. Определяют конфликт,  формулируют гипотезы.  Основной эффект – готовность применить герменевтический подход к анализу художественного текста.

Работают в группах: 2 группы с информационными источниками по восстановлению исторического контекста рассказа, 2 группы с художественным текстом по выявлению и интерпретации деталей и прояснению «странностей» в поведении героев. Представляют результаты работы групп. Обсуждают «новые» факты, отбирают и синтезируют их, формулируют конфликт на основе полученных результатов. 

Предметные: освоение метода герменевтического анализа как универсального способа понимания и интерпретации текста

Развитие регулятивных навыков: выбор способа решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, адаптация учебной задачи и/или способа ее решения к новым условиям

Развитие коммуникативных навыков: понимание и использование преимущества командной при решении конкретной проблемы, сопоставление своих суждений с суждениями других участников диалога, обнаружение различий и сходства позиций

Развитие навыков в области работы с информацией: выбор, анализ, обобщение и интерпретация информации, представленной в текстах, извлечение информации из различных источников

5 Оценочный

Цель— выявление уровня освоения герменевтического анализа как инструмента понимания произведения искусства; формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть свои достижения и ошибки, планировать возможные пути их совершенствования и преодоления.

6 мин. Форма работы – групповая 

Метод – герменевтический анализ + исследовательский метод 

Участвует в оценке, фиксирует выводы, помогает в составлении алгоритма, организует диалог, предлагает варианты дифференцированного домашнего задания.  Оценивают результаты совместной работы, эффективность герменевтического подхода к анализу текста на основе сопоставления результатов работы над анализом репродукции Милле «Гугенот» и рассказа Ю.Олеши «Наташа». Выделяют наиболее важные этапы герменевтического подхода: «сканирование» текста, определение фокальных зон, способы их прояснения. Развитие метапредметных навыков: решение задач на выявление закономерностей и противоречий в рассматриваемых текстах.

Развитие навыков в области работы с информацией: выбор, анализ, обобщение и интерпретация информации, представленной в текстах, извлечение информации из различных источников

Развитие коммуникативных навыков: сопоставление своих суждений с суждениями других участников диалога, обнаружение различий и сходства позиций

Развитие регулятивных навыков: составление алгоритма, осуществление рефлексии

Развитие личностных качеств: формирование читательского опыта

6 Рефлексивный

Цель – выявить уровень эффективности к герменевтическому методу как способу повышения читательского интереса и развития творческого потенциала личности.  

8

мин.

Форма работы –, фронтальная, 

 индивидуальная

Подводит итоги занятия, организовывает обсуждение домашнего задания, консультирует, намечает перспективы работы по применению герменевтического анализа к разным видам текста. Выбирают вариант домашнего задания, обсуждают форму, способы реализации, жанр и т.п., аргументируют выбор, опираясь на личностное видение текста, восприятие и оценку.

Результаты, полученные в ходе реализации дифференцированного домашнего задания можно найти по ссылке:

https://disk.yandex.ru/d/mIdzR45OCRTSLw

Развитие личностных качеств: стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; формирование читательского опыта, нравственных ценностей на основе принятия и понимания культуры.

Развитие метапредметных навыков в области функциональной грамотности, овладение читательской грамотностью как составляющей функциональной, решение задач на выявление закономерностей и противоречий в рассматриваемых текстах; умение использовать почерпнутую в текстах (как в учебных, так и в неучебных) информацию для собственного развити.

Развитие регулятивных навыков: давать оценку новым ситуациям,  в том числе изображенным в художественной литературе; развитие эмоционального интеллекта– способности ставить себя на место другого человека, понимать его мотивы, намерения и эмоции.

Развитие коммуникативных навыков: восприятие и формулирование суждений, выражение эмоций в соответствии с целями и условиями общения;

Практика герменевтического анализа на примере репродукции картины Э. Милле «Гугенот» и рассказа Ю. Олеши «Наташа»