МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49»
Бинарный урок (музыка и литература)
Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» (от литературы к музыкальному спектаклю «Ревизская сказка»)
Авторы:
Черных Татьяна Игоревна, учитель русского языка и литературы
Сахненко Татьяна Александровна, учитель музыки
Бинарный урок (музыка и литература)
Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» (от литературы к музыкальному спектаклю «Ревизская сказка»)
Тип урока: бинарный урок (музыка и литература).
Цели урока:
- Совершенствование навыков анализа художественного текста и музыкального произведения: определение темы, идеи, композиции.
- Развитие у учащихся умения критически мыслить при знакомстве с текстом, опираясь на жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету, применяя эффективные приёмы технологии развития критического мышления.
Задачи:
– личностные: вызвать интерес к предметам; пробуждать стремление к вдумчивому чтению и прослушиванию музыкальных произведений; воспитывать лучшие нравственные качества: сострадание, доброту, гуманизм, заботу;
– метапредметные: обучать умению отбирать материал для работы по теме урока; развивать навыки анализа литературного текста и музыкального произведения; развивать навыки групповой и индивидуальной работы, навыки работы со словарём; развивать монологическую и диалогическую речь;
– предметные: познакомиться с биографией А. Шнитке и Н. Гоголя, определить особенности стиля произведений; развивать умение объяснять литературоведческие понятия, подкрепляя их примерами из текста; развивать умение формулировать проблемы, поднятые автором в музыкальных и литературных произведениях.
Планируемые результаты:
– личностные: использование читательского опыта в реальных жизненных ситуациях;
– коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– регулятивные: целеполагание, планирование;
– метапредметные: работа с информацией из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, совершенствование читательских умений и культуры речи; овладения навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– предметные: совершенствование навыков анализа текста, умение объяснить термины; формирование представления о роли литературы и музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; формирование основ литературной и музыкальной культуры; формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к литературным и музыкальным произведениям.
Технология: технология развития критического мышления.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: ноутбук, проектор, толковый словарь, справочник музыкальных терминов, карточки для работы над портретом героя, карточки для составления кластера, вырезанные из бумаги ангелочки, цветные карандаши.
Ход урока
Л: – Здравствуйте, ребята!
М: – Добрый день, уважаемые гости!
Л: Сегодня у нас с вами необычный урок, на котором присутствуют два учителя, это значит, что сегодня мы будем говорить о музыке и литературе.
М: По вашему желанию и вас ребята мы поделили на две группы. Группа музыкантов и литераторов.
Л: Работа с эпиграфом Слайд 1
Чтение эпиграфа к уроку. Л:
Музыка — как порыв. Она вдруг, одним разом
отрывает человека от земли его, оглушает
его громом могучих звуков и разом погружает
его в свой мир. Она властительно ударяет по
клавишам, по его нервам, по всему его
существованию и обращает его в один трепет.
О, будь же нашим хранителем, спасителем,
Музыка! Не оставляй нас.
Н.В.Гоголь
Л: Это слова Н. В. Гоголя. Что вам известно об этом человеке, кто он? Знакомы ли вам произведения этого писателя? (ответы детей)
М: – Николай Васильевич Гоголь был большим почитателем музыки, он знал нотную грамоту, ценил искусство. Некоторые произведения писателя считаются сложными для восприятия читателю, и вам это известно, но многие из них смогли вдохновить одного композиторов для создания музыкального шедевра.
- Слайд 2 (фото Гоголь и Шнитке)
М: – Ребята! На экране вы видите два портрета: писателя и композитора, о музыкальном произведении которого мы будем сегодня с вами говорить.
Целеполагание:
Как мы можем связать этих знаменитых творческих личностей? (ответы детей)
Л: Скажите, ребята, какие цели мы должны с вами достичь на уроке? (ответы детей)
Мы покажем вам взаимосвязь литературы и музыки, диалог искусств.
Слайд 3
Тема нашего урока: Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» (от литературы к музыкальному спектаклю «Ревизская сказка»)
М: Итак, поговорим о композиторе. Давайте мы послушаем информацию, которую нам подготовила ………… (доклад из группы музыкантов)
«Я немецкий композитор из России» так говорил о себе Альфред Шнитке. Свою композиторскую карьеру Шнитке начал в 1953 году, и за данный период был отмечен как талантливый автор музыкальных произведений. Шнитке является автором четырёх опер, трёх балетов, написал 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, множества вокальных и инструментальных камерных произведений. Популярность Шнитке в кинематографической и театральной деятельности во многом подтверждена творческим наследием, включающем музыку к кинокартинам, мультфильмам и спектаклям. Одним из шедевров музыки того времени, безусловно, является «Гоголь-сюита» или музыка к спектаклю «Ревизская сказка».
М: Ребята, а мне хочется дополнить ко всему сказанному, что Альфред Шнитке написал музыку к более тридцати художественным и документальным фильмам. Вы, может, ничего и не слышали об этом композиторе и на экране видите его первый раз, но я думаю, что такие фильмы, как «Экипаж», созданный в (1979), «Белорусский вокзал», «Мертвые души» вы смотрели. Зарубежные кинофильмы также не раз использовали музыку Шнитке (фильм с участием Леонардо Ди Каприо «Остров проклятых»)
В 1975 году знаменитый режиссер театра на Таганке Юрий Любимов, обратился к Альфреду Шнитке с большой просьбой. Необходимо было написать музыкальное оформление для нового спектакля «Ревизская сказка» по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя. Композитор был хорошо знаком с режиссером и поэтому с удовольствием согласился сотрудничать.
По мнению Юрия Любимова, именно музыке в этом спектакле определена важная роль. Она должна наполнять пространство, отображать время действия и даже позволить отказаться от декораций.
Слайд 4 (найти правильный ответ на определение сюита)
М: Прежде чем мы познакомимся с произведением Альфреда Шнитке «Гоголь-сюита», давайте вспомним, что такое сюита. Недавно мы изучали «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина и знакомились с этим музыкальным произведением.
(Сюита – это набор музыкальных фрагментов, сгруппированных вместе)
В основу «Гоголь-сюиты» положено несколько музыкальных фрагментов, которые объединены общим названием «Ревизская сказка».
Л: (Литература)
– Предлагаем вам немного разобраться, что же такое ревизская сказка? Вспомним уроки начальной школы и литературный жанр – сказка (пояснения учащихся). В давние времена говорили – «сказывать, т.е. рассказывать».
А что же такое «ревизия»? Ревизия – это перепись населения ( работа с толковым словарем). Ревизская сказка – это список населения каждой губернии (Оренбургской, Донецкой) с указанием имен, фамилий, возраста всех жителей.
Почему «Ревизская сказка» стала название для музыкального спектакля? (ответы литераторов)
Слайд 5
М: Ребята, «Гоголь-сюита» состоит из 7 частей, их названия можно соотнести с различными произведениями Гоголя. Обратите внимание на экран. ( Увертюра, Детство Чичикова, Портрет, Шинель, Чиновники и Завещание)
Поскольку все части сюиты на уроке мы охватить не сможем, поэтому рассмотрим только две:
Слайд 6
(видео увертюры в исполнении симфонического оркестра)
Первая часть – Увертюра (у детей на столах чистые листы и справочник музыкальных терминов)
М: Давайте вспомним, что такое увертюра в музыкальном произведении? (вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора, это оркестровое вступление к музыкальному спектаклю)
Предлагаю углубиться в прослушивание увертюры сюиты. А во время прослушивания вы должны воспользоваться справочником музыкальных терминов.
Музыка Шнитке всегда удивляла слушателей и была для них неожиданным сюрпризом. Композитор славился творческим мышлением и умением создавать яркие музыкальные образы. Скажите мне, ребята, как можно охарактеризовать увертюру?
– В образный мир, каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть? (восприятие произведения)
Слайд 7
М: Следующая часть сюиты «Шинель»
Литература….
Л: Актуализация знаний учащихся по литературе
- Сообщение ученика. Замысел повести Н.В.Гоголя «Шинель»
Замысел повести родился не сразу. В середине 30-ых годов Гоголь услышал анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми трудами сверх должности накопил сумму, достаточную для покупки хорошего ружья. В первый раз на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос лодки. Вдруг заметил, что ружья нет. Оно было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал. Все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Его товарищи, узнав о происшествии, купили ему новое ружьё… Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову.
- Проблемный вопрос:«В чём разница между ситуацией с потерей ружья и ситуацией в повести Гоголя?»
(Во-первых, в анекдоте чиновник сам виноват в утере драгоценного ружья, а у А.А. его отняли, во-вторых, в анекдоте чиновнику помогли товарищи и в истории этой мы видим счастливый конец. В-третьих, в первом случае отсутствует обстановка жуткой нищеты, какую мы наблюдаем в гоголевской повести. Самое же главное: ружьё – всё-таки предмет роскоши. Без него вполне можно обойтись. Без шинели в Петербурге, где «есть сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалования, наш северный мороз», просто не выжить.)
- Анализ повести. Образ главного героя (частично-поисковый метод)
Работа по вопросам на слайде
– Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы? (найти подтверждение в тексте)
(Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное даже для того времени).
– Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. «Акакий» – не делающий зла, незлобивый, невинный. Вот и подумайте: случаен ли выбор имени?
– А о чём говорит фамилия «Башмачкин»?
(Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и «тёмном» происхождении героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести даже не «Башмаков», нет солидности, силы, твёрдости, характера, а мягкий, маленький, по-детски беззащитный).
– Какое отношение у читателя вызывает этот персонаж?
(Сочувствие к маленькому человеку ощущается в «Шинели» уже в самом характере повествования. За нею – скрытая теплота авторского сопереживания).
В раскрытии образа Акакия Акакиевича важную роль играет шинель. Шинель у главного героя – это его цель, ради которой он готов на многое. Можно сказать он жил мечтой о новой шинели. Башмачкину трудно, но заветная мечта окрыляет его. И день, когда мечта, наконец, осуществляется, становится самым счастливым в жизни героя.
С приобретением шинели жизнь его окрашивается новыми красками.
-И сейчас я вам предлагаю создать психологический портрет нашего героя в виде старой и новой шинели.
Вы разделены на 2 группы. Первая группа работает над портретом нашего героя в старой шинели, описывая черты, присущие Акакию Акакиевичу.
Вторая группа работает над портретом героя в новой шинели.
( Отрывки из фильма «Шинель» (1959) А.Баталова, музыка Н.Сидельникова)
Старая шинель | Новая шинель |
Застенчивый, робкий
«Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился и, как мог, сколько могла позволить ему свобода языка, изъяснил с прибавлением даже чаще, чем в другое время, частиц «того», что была-де шинель совершенно новая…» Скромный – «Начали поздравлять его, приветствовать, так что тот сначала только улыбался, а потом сделалось ему даже стыдно…» |
Счастливый – «совершенно в праздничном настроении отправляется в департамент, к нему проявляют внимание, чего за многие годы работы в департаменте никогда не было» |
Экономный – по вечерам не зажигал свечи, не пил чай, редко отдает прачке белье. | Уверенный в себе – ходил с гордо поднятой головой, плечи его расправились, речь стала более внятной. В нём просыпается горделивое достоинство солидного чиновника в новой шинели. |
Покорный – Он терпит неуважительное отношение и насмешки на службе, и в других местах: «…В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения…»
«…существо, переносившее покорно канцелярские насмешки…» |
Кропотливый, аккуратный
Старательный, трудолюбивый- красивый почерк, любит свою работу и никогда не прогуливает её. |
Потеря веры в себя – ежедневно становится жертвой насмешек и безропотно сносит такое обращение | |
Кроткий и смиренный – терпит насмешки и не лезет на рожон | |
Старательный, кропотливый,
трудолюбивый, усердный и аккуратный – красивый почерк, любит свою работу и никогда не прогуливает её |
Обучающиеся делают ВЫВОД:
Доброму и не способному на злодеяние человеку нет места в обществе, где царит беззаконие, лицемерие и отсутствие истинных ценностей. Нравственность и гуманизм – вот, что должно объединить и сравнять всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.
Слайд 8
М: Слушаем четвертую часть сюиты «Шинель» (видео)
Во время прослушивания воспользуйтесь музыкальным справочником.
–Что вы увидели, что услышали в этой композиции? За основу, какой музыкальный жанр взял А. Шнитке? (ответы)
У: Мне мелодия напомнила польку. Мотив очень простой, почти веселый, тема повторяется несколько раз, делает его не весёлым, а даже трагичным.
М: (Верно, польку, таким образом, стараясь показать простоту и лаконичность этой части «Гоголь-сюиты».)
В спектакле композитор показал шинель не вещь, не предмет гардероба, а любимую жену, подругу, которой герой посвящает все лучшие чувства и любовь.
Закрепление материала. Вывод.
Л: Сегодня на нашем уроке мы перелистали страницы выдающихся личностей – Гоголя и Шнитке. Они жили в разные эпохи, но интересны нам сегодня. Гоголь писал почти 200 лет назад,
М: А. Шнитке обратился к творчеству этого писателя, потому что это классика литературы, а произведение Шнитке в скором будущем станет классикой музыки.
Л: Для чего это нам нужно сегодня, актуальна ли эта тема?
(Это наша история, наше достояние, один из примеров связи поколений, что всегда нужно чтить и помнить)
СОСТАВЛЯЕМ КЛАСТЕР НА ДОСКЕ.
Рефлексия.
-Несите музыку всегда с собою, как и ангелов, которые являются маленькими музами каждого маленького гения, которым являетесь и вы, пусть пока еще не до конца раскрывшего свой талант, но я уверенна – все впереди (готовые вырезанные на бумаге ангелы – добавляем карандашом лицо ангелу)
Домашнее задание.
М: Если вам понравилась услышанная музыка, дома вы можете прослушать остальные части сюиты с помощью Интернета, а на следующем уроке музыки поделиться своими впечатлениями.
Л: К следующему уроку литературы предлагаю вам подумать над вопросом: «При написании сочинения по объяснению каких нравственных понятий можно в качестве аргумента использовать повесть «Шинель» Н.В.Гоголя?»
Л: Спасибо за ваши мысли, ваши чувства, эмоции. Нам было очень интересно сегодня на уроке принимать вас, таких активных и внимательных слушателей.
М: Вы получаете сегодня все «отлично». Несите музыку всегда с собою, как и ангелов, которые являются маленькими музами каждого маленького гения, которым являетесь и вы, пусть пока еще не до конца раскрывшие свой талант, но, я уверена, все впереди. (раздать ангелочков из бумаги и придать им образ – дорисовать «лицо»)