Черных Татьяна Игоревна - учитель русского языка и литературы,
Сахненко Татьяна Александровна - учитель музыки
МБОУ «СОШ №49» города Курска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №170551
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшие педагогические практики в системе образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Бинарный урок (музыка и литература) Альфред Шнитке «Гоголь-сюита»(от литературы к музыкальному спектаклю «Ревизская сказка»)
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №170551


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49»

Бинарный урок (музыка и литература)

Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» (от литературы к музыкальному спектаклю «Ревизская сказка»)

Авторы:

                      Черных Татьяна Игоревна, учитель русского языка и литературы

Сахненко Татьяна Александровна, учитель музыки

Бинарный урок (музыка и литература)

Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» (от литературы к музыкальному спектаклю «Ревизская сказка»)

Тип урока: бинарный урок (музыка и литература).

Цели урока:

  1. Совершенствование навыков анализа художественного текста и музыкального произведения: определение темы, идеи, композиции.
  2. Развитие у учащихся умения критически мыслить при знакомстве с текстом, опираясь на жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету, применяя эффективные приёмы технологии развития критического мышления.

Задачи:

– личностные: вызвать интерес к предметам; пробуждать стремление к вдумчивому  чтению и прослушиванию музыкальных произведений; воспитывать лучшие  нравственные  качества: сострадание, доброту, гуманизм, заботу;

– метапредметные: обучать умению отбирать материал для работы по теме урока; развивать навыки анализа литературного текста и музыкального произведения; развивать навыки групповой и индивидуальной работы, навыки работы со словарём; развивать монологическую и  диалогическую  речь;

– предметные: познакомиться с биографией А. Шнитке и Н. Гоголя, определить особенности стиля произведений; развивать умение объяснять литературоведческие понятия, подкрепляя  их  примерами из текста; развивать умение формулировать проблемы, поднятые автором в музыкальных и литературных произведениях.

Планируемые  результаты:

– личностные: использование читательского опыта в реальных жизненных ситуациях;

– коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками;

– регулятивные: целеполагание, планирование;

– метапредметные: работа с информацией из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, совершенствование читательских умений и культуры речи; овладения навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– предметные: совершенствование навыков анализа текста,  умение объяснить термины; формирование представления о роли литературы и музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; формирование основ литературной и музыкальной культуры; формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к литературным и музыкальным произведениям.

Технология: технология развития критического мышления.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: ноутбук, проектор, толковый словарь, справочник музыкальных терминов, карточки для работы над портретом героя, карточки для составления кластера, вырезанные из бумаги ангелочки, цветные карандаши.

Ход урока

Л: – Здравствуйте, ребята! 

М: – Добрый день, уважаемые гости!

Л: Сегодня у нас с вами необычный  урок, на котором  присутствуют два учителя, это значит, что сегодня мы будем говорить о музыке и литературе.

 М: По вашему желанию и вас ребята мы поделили на две группы. Группа музыкантов и литераторов.

Л:   Работа с эпиграфом   Слайд 1 

Чтение эпиграфа к уроку. Л:

Музыка — как порыв. Она вдруг, одним разом

отрывает человека от земли его, оглушает

его громом могучих звуков и разом погружает

его в свой мир. Она властительно ударяет по

клавишам, по его нервам, по всему его

существованию и обращает его в один трепет.

О, будь же нашим хранителем, спасителем,

Музыка! Не оставляй нас.

                                                           Н.В.Гоголь

Л: Это слова Н. В. Гоголя. Что вам известно об этом человеке, кто он? Знакомы ли вам произведения этого писателя?  (ответы детей)

М: – Николай Васильевич Гоголь был большим почитателем музыки, он знал нотную грамоту, ценил искусство. Некоторые произведения писателя считаются сложными для восприятия читателю, и вам это известно, но многие из них смогли вдохновить  одного  композиторов для создания музыкального шедевра.

  1. Слайд 2 (фото Гоголь и Шнитке)

М:   – Ребята! На экране вы видите два портрета: писателя и композитора, о музыкальном произведении которого мы будем сегодня с вами говорить.

Целеполагание:

Как мы можем связать этих знаменитых творческих личностей? (ответы детей)

Л: Скажите, ребята, какие цели мы должны с вами достичь на уроке? (ответы детей)

Мы покажем вам взаимосвязь литературы и музыки, диалог искусств. 

Слайд 3 

Тема нашего урока:  Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» (от литературы к музыкальному спектаклю «Ревизская сказка»)

М: Итак, поговорим о композиторе. Давайте мы послушаем информацию, которую нам подготовила …………                           (доклад из группы музыкантов)

«Я немецкий композитор из России» так говорил о себе Альфред Шнитке. Свою композиторскую карьеру Шнитке начал в 1953 году, и за данный период был отмечен как талантливый автор  музыкальных произведений. Шнитке является автором четырёх опер, трёх балетов, написал 10 симфоний, 15 инструментальных концертов,  множества вокальных и инструментальных камерных произведений. Популярность Шнитке в кинематографической и театральной деятельности во многом подтверждена творческим наследием, включающем музыку к кинокартинам, мультфильмам и спектаклям. Одним из шедевров музыки того времени, безусловно, является «Гоголь-сюита» или музыка к спектаклю «Ревизская сказка». 

М: Ребята, а мне хочется дополнить ко всему сказанному, что  Альфред Шнитке написал музыку к  более тридцати художественным и документальным фильмам. Вы, может, ничего и не слышали об этом композиторе и на экране видите его первый раз, но я думаю, что такие фильмы, как «Экипаж», созданный в (1979), «Белорусский вокзал», «Мертвые души» вы смотрели. Зарубежные кинофильмы также не раз использовали музыку Шнитке (фильм с участием Леонардо Ди Каприо «Остров проклятых»)

В 1975 году знаменитый режиссер театра на Таганке Юрий Любимов, обратился к Альфреду Шнитке с большой просьбой. Необходимо было написать музыкальное оформление для нового спектакля «Ревизская сказка» по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя. Композитор был хорошо знаком с режиссером и поэтому с удовольствием согласился сотрудничать.

 По мнению Юрия Любимова, именно музыке в этом спектакле определена важная роль. Она должна наполнять пространство, отображать время действия и даже позволить отказаться от декораций.

Слайд 4   (найти правильный ответ на определение сюита)

М: Прежде чем мы познакомимся с произведением Альфреда Шнитке  «Гоголь-сюита», давайте вспомним, что такое сюита. Недавно мы изучали «Кармен-сюиту»  Родиона  Щедрина и знакомились с этим музыкальным произведением.

 (Сюитаэто набор музыкальных фрагментов, сгруппированных вместе) 

В основу «Гоголь-сюиты» положено несколько музыкальных фрагментов, которые объединены общим названием «Ревизская сказка». 

Л:  (Литература)

– Предлагаем вам немного разобраться, что же такое ревизская сказка? Вспомним уроки начальной школы и литературный жанр – сказка (пояснения учащихся). В давние времена говорили – «сказывать, т.е. рассказывать». 

А что же такое «ревизия»? Ревизия – это перепись населения ( работа с толковым словарем). Ревизская сказка – это список населения каждой губернии (Оренбургской, Донецкой) с указанием имен, фамилий, возраста всех жителей.  

Почему «Ревизская сказка» стала название для музыкального спектакля? (ответы литераторов)

Слайд 5

М: Ребята, «Гоголь-сюита» состоит из 7 частей, их названия можно соотнести с различными произведениями Гоголя. Обратите внимание на экран. ( Увертюра, Детство Чичикова, Портрет, Шинель, Чиновники и Завещание)

Поскольку все части сюиты на уроке мы охватить не сможем, поэтому  рассмотрим только две:

  Слайд 6 

(видео увертюры  в исполнении симфонического оркестра)

Первая часть – Увертюра (у детей на столах чистые листы и справочник  музыкальных терминов)

М: Давайте  вспомним, что такое увертюра в музыкальном произведении? (вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора, это оркестровое вступление к музыкальному спектаклю)

Предлагаю углубиться в прослушивание увертюры сюиты. А во время прослушивания вы должны воспользоваться справочником музыкальных терминов. 

Музыка Шнитке всегда удивляла слушателей и была для них неожиданным сюрпризом. Композитор славился творческим мышлением и умением создавать яркие музыкальные образы. Скажите мне, ребята, как  можно охарактеризовать увертюру?

– В  образный мир, каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть? (восприятие произведения)

Слайд 7

М: Следующая часть сюиты  «Шинель» 

 Литература….

Л: Актуализация знаний учащихся по литературе

  1. Сообщение ученика. Замысел повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Замысел повести родился не сразу. В середине 30-ых годов Гоголь услышал анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми трудами сверх должности  накопил сумму, достаточную для покупки хорошего ружья. В первый раз на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос лодки. Вдруг заметил, что ружья нет. Оно было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал. Все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Его товарищи, узнав о происшествии, купили ему новое ружьё… Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову.

  1. Проблемный вопрос:«В чём разница между ситуацией с потерей ружья и ситуацией в повести Гоголя?»

 (Во-первых, в анекдоте чиновник сам виноват в утере драгоценного ружья, а у А.А. его отняли, во-вторых, в анекдоте чиновнику помогли товарищи и в истории этой мы видим счастливый конец. В-третьих, в первом случае отсутствует обстановка жуткой нищеты, какую мы наблюдаем в гоголевской повести. Самое же главное: ружьё – всё-таки предмет роскоши. Без него вполне можно обойтись. Без шинели в Петербурге, где «есть сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалования, наш северный мороз», просто не выжить.)

  1. Анализ повести. Образ главного героя (частично-поисковый метод)

Работа по вопросам на слайде

– Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы? (найти подтверждение в тексте)

(Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное даже для того времени).

– Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. «Акакий» – не делающий зла, незлобивый, невинный. Вот и подумайте: случаен ли выбор имени?

– А о чём говорит фамилия «Башмачкин»?

(Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и «тёмном» происхождении героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести даже не «Башмаков», нет солидности, силы, твёрдости, характера, а мягкий, маленький, по-детски беззащитный).

– Какое отношение у читателя вызывает этот персонаж? 

(Сочувствие к маленькому человеку ощущается в «Шинели» уже в самом характере повествования. За нею – скрытая теплота авторского сопереживания).

В раскрытии образа Акакия Акакиевича важную роль играет шинель. Шинель у главного героя – это его цель, ради которой он готов на многое. Можно сказать он жил мечтой о новой шинели. Башмачкину трудно, но заветная мечта окрыляет его. И день, когда мечта, наконец, осуществляется, становится самым счастливым в жизни героя.

 С приобретением шинели жизнь его окрашивается новыми красками.

-И сейчас я вам предлагаю создать психологический портрет нашего героя в виде старой и новой шинели.

Вы разделены на 2 группы. Первая группа  работает над портретом нашего героя в старой шинели, описывая черты, присущие Акакию Акакиевичу.

Вторая группа работает над портретом героя в новой шинели.

( Отрывки из фильма «Шинель» (1959) А.Баталова, музыка Н.Сидельникова)

Старая шинель Новая шинель
Застенчивый, робкий

 «Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился и, как мог, сколько могла позволить ему свобода языка, изъяснил с прибавлением даже чаще, чем в другое время, частиц «того», что была-де шинель совершенно новая…»

Скромный – «Начали поздравлять его, приветствовать, так что тот сначала только улыбался, а потом сделалось ему даже стыдно…» 

Счастливый –  «совершенно в праздничном настроении отправляется в департамент, к нему проявляют внимание, чего за многие годы работы в департаменте никогда не было»
Экономный – по вечерам не зажигал свечи, не пил чай, редко отдает прачке белье.  Уверенный в себе – ходил с гордо поднятой головой, плечи его расправились, речь стала более внятной. В нём просыпается горделивое достоинство солидного чиновника в новой шинели. 
Покорный – Он терпит неуважительное отношение и насмешки на службе, и в других местах: «…В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения…» 

 «…существо, переносившее покорно канцелярские насмешки…»

Кропотливый, аккуратный

Старательный, трудолюбивый- красивый почерк, любит свою работу и никогда не прогуливает её.

Потеря веры в себя – ежедневно становится жертвой насмешек и безропотно сносит такое обращение 
Кроткий и смиренный – терпит насмешки и не лезет на рожон 
Старательный, кропотливый,

трудолюбивый, усердный и аккуратный – красивый почерк, любит свою работу и никогда не прогуливает её 

Обучающиеся делают ВЫВОД:  

Доброму и не способному на злодеяние человеку  нет места в обществе, где царит беззаконие, лицемерие  и отсутствие истинных ценностей. Нравственность и гуманизм – вот, что должно объединить и сравнять всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.

Слайд 8

М: Слушаем четвертую часть сюиты «Шинель» (видео)

Во время прослушивания воспользуйтесь музыкальным справочником. 

Что вы увидели, что услышали в этой композиции? За основу, какой музыкальный жанр взял А. Шнитке? (ответы)

У: Мне мелодия напомнила польку. Мотив очень простой, почти веселый, тема повторяется несколько раз, делает его не весёлым, а даже трагичным. 

М(Верно, польку, таким образом, стараясь показать простоту и лаконичность этой части «Гоголь-сюиты».)

В спектакле композитор показал шинель не вещь, не предмет гардероба, а любимую жену, подругу, которой герой посвящает все лучшие чувства и любовь. 

Закрепление материала. Вывод.

Л: Сегодня на нашем уроке мы  перелистали страницы выдающихся личностей – Гоголя и Шнитке. Они жили в разные эпохи, но интересны нам сегодня. Гоголь писал почти 200 лет назад, 

М:  А. Шнитке обратился к творчеству этого писателя, потому что это классика литературы, а произведение Шнитке в скором будущем станет классикой музыки. 

Л: Для чего это нам нужно сегодня, актуальна ли эта тема?

(Это наша история, наше достояние, один из примеров связи поколений, что всегда нужно чтить и помнить)

СОСТАВЛЯЕМ КЛАСТЕР НА ДОСКЕ.

Рефлексия.

    -Несите музыку всегда с собою, как и ангелов, которые являются маленькими музами каждого маленького гения, которым являетесь и вы, пусть пока еще не до конца раскрывшего свой талант, но я уверенна – все впереди (готовые вырезанные на бумаге ангелы – добавляем карандашом лицо ангелу)  

Домашнее задание. 

М: Если вам понравилась услышанная музыка, дома вы можете прослушать остальные части сюиты с помощью Интернета, а на следующем уроке музыки поделиться своими впечатлениями. 

Л: К следующему уроку литературы предлагаю вам подумать над вопросом: «При написании сочинения по объяснению каких нравственных понятий можно в качестве аргумента использовать повесть «Шинель» Н.В.Гоголя?»

Л: Спасибо за ваши мысли, ваши чувства, эмоции.  Нам было очень интересно сегодня на уроке принимать вас, таких активных и внимательных слушателей. 

М: Вы получаете сегодня все «отлично». Несите музыку всегда с собою, как и ангелов, которые являются маленькими музами каждого маленького гения, которым являетесь и вы, пусть пока еще не до конца раскрывшие свой талант, но, я уверена, все впереди. (раздать ангелочков из бумаги и придать им образ – дорисовать «лицо»)

Бинарный урок (музыка и литература) Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» (от литературы к музыкальному спектаклю «Ревизская сказка»)