Обучение математическим представлениям ребенка с РАС и ГУО.
Каждый ребенок имеет свои особенности. Тем не менее, многие из них хорошо ладят с цифрами. Как правило, они способны повторять или располагать цифры по порядку, что может быть обусловлено усиленной способностью системного восприятия. Каждый ребенок уникален, поэтому процесс обучения следует основывать на индивидуальных потребностях.
Как принять трудности обучения ребенка
Сложности в общении.
Ребенок может не говорить, что именно ему непонятно, или вообще не следить за вашими объяснениями. При непонимании обучающийся почти наверняка не станет задавать соответствующие вопросы.
- Если ребенок частично или совсем не разговаривает, предоставьте ему время для общения при помощи альтернативных способов. Например, можно печатать, использовать язык жестов и другие подобные варианты.
- Если ребенок не в состоянии использовать альтернативные способы общения, то главной задачей будет обучить его основам общения, а не математике.
Проблемы с устным восприятием.
Дети могут испытывать проблемы с обработкой аудиальной информации, которая отвечает за преобразование звуков в слова. В этом случае на помощь придут письменные и наглядные средства.
Многие понятия можно объяснить с помощью наглядных примеров, но обычно они идут рука об руку с устными пояснениями. В этом заключается основная сложность. При обучении нужно как можно чаще использовать визуальные подсказки.
Отсутствие интереса к предмету.
Дети с аутизмом и ГУО могут проявлять слабый интерес к предметам, которые не относятся к их конкретным увлечениям. Сделайте процесс обучения интерактивным и увлекательным, чтобы привлечь внимание ребенка.
Недостаточно сформированные моторные навыки.
Математические задачи обычно решают с помощью ручки и бумаги. Нарушения мелкой моторики являются распространенной трудностью при обучении детей с аутизмом математике. Ребенку очень непросто научиться писать цифры при помощи ручки или карандаша. Данную проблему можно частично решить с помощью технических устройств — возможно, ребенку будет проще нажимать кнопки клавиатуры или касаться экрана, чем держать ручку.
Как преодолеть трудности
Учитывайте интересы ребенка.
Попробуйте учитывать интересы ребенка при составлении задач и примеров. Например, если ребенок любит лошадей, используйте игрушечных лошадок, чтобы научить ребенка считать. Также желательно найти тетрадь с изображением лошадей, чтобы увлечь ребенка предстоящей работой.
Хвалите как можно чаще.
Несмотря на отрешенный вид, дети с аутизмом обычно любят узнавать новое. Старайтесь постоянно хвалить и подбадривать ребенка, так как это очень важно для поддержания мотивации. Вдобавок, ребенок будет чувствовать себя счастливым и связывать обучение с положительными эмоциями. Вместо страха и опасений он начнет стремиться к такому позитивному вниманию.
Задавайте вопросы с несколькими вариантами ответов вместо общих вопросов.
В рамках языка не используйте вопросы, на которые можно дать односложный ответ, если у ребенка недостаточно сформированы речевые навыки. Замешательство, связанное с языковым барьером, способно помешать изучению математических понятий. Вопросы с несколькими вариантами ответов могут частично решить такую проблему.
Попросите ребенка повторять ваши действия.
Это весьма успешный подход к обучению. Скажем, сначала вы берете четыре кубика, а затем ребенок берет четыре кубика. Покажите, что останется три кубика, если убрать один из них. По сути, так вы обучаете ребенка подражать вам. Постепенно он начнет замечать последствия ваших действий и научится делать выводы самостоятельно.
Планируйте занятия с учетом уровня знаний и навыков ребенка. Важно осознать уровень знаний ребенка и отталкиваться от него. Возможно, он не соответствует возрасту ребенка, поэтому нужно сосредоточиться на имеющихся навыках. Некоторые аспекты математики могут даваться ребенку легче других. Это значит, что к некоторым темам следует подходить с учетом имеющегося уровня навыков.
Если ребенку плохо дается устная речь, то это вовсе не значит, что ему будет плохо даваться и математика. Иногда отсутствие интереса указывает на недостаточную сложность заданий. В данном случае можно предложить ребенку более сложную задачу или оставить на видном месте более сложную книгу и наблюдать, как он будет взаимодействовать с материалом.
Давайте ребенку инструкции по очереди, а не все сразу.
Детям с аутизмом и ГУО трудно запоминать последовательности. Если ребенок умеет читать, попробуйте записывать инструкции. Если ему трудно понять первый набор действий, то не нужно вводить ребенка в замешательство новыми инструкциями. Проговаривайте вслух описание действий, которые последовательно выполняет ребенок, решая задание. Представьте, что ребенок изучает иностранный язык. Ему требуется немного больше времени, чтобы обдумать ваши слова, поэтому давайте указания кратко и четко. Чем проще их запомнить, тем лучше.
Экспериментируйте с цветами, чтобы упростить процесс обучения. Если ребенку трудно воспринимать визуальную информацию, то многим детям проще читать черный шрифт на цветном фоне (более низкий контраст). Попробуйте использовать для записей голубую или светло-коричневую бумагу. Это нейтральные цвета, которые не усложняют задачу для глаз.
Объясняйте математические факты с помощью игр.
Игры всегда были самым простым способом обучения математике, поскольку многие конструкторы созданы с целью развития математических навыков у детей. Уровень сложности зависит от возраста ребенка. Игры привлекают внимание детей благодаря ярким цветам и развлекательному характеру. Все современные дети без ума от игр, поэтому ребенка не придется заставлять. Вы как будто учите ребенка и даже не говорите ему, что сейчас происходит процесс обучения.
Как создать подходящие условия
Занимайтесь в тишине без отвлекающих факторов. Для обучения нужна комфортная сенсорная обстановка, особенно для детей с повышенной чувствительностью. Попробуйте сесть у стены или в углу, чтобы уменьшить входящий поток сенсорной информации.
Обучайте ребенка в знакомой обстановке. Детям с аутизмом и ГУО гораздо комфортнее в знакомых местах, поскольку так они не будут отвлекаться на новые детали.
Например, при обучении сложению и вычитанию можно подвести ребенка к лестнице и написать на каждой ступеньке число. Если расположить ноль посередине и двигаться вверх, последующие ступеньки будут объяснять сложение, а если двигаться вниз, то вычитание. Скажите ребенку стать на ступеньку 0, а затем попросите прибавить 2. Для этого нужно подняться на две ступеньки вверх. Если нужно вычесть 3, то опуститесь на три ступеньки вниз.
Работайте с ребенком один на один.
Дети с аутизмом лучше поддаются обучению, если работать один на один. Это позволит повысить самооценку и уверенность ребенка. Важно сосредоточиться на конкретных потребностях. Также ребенок не будет отвлекаться по сторонам, если в комнате вы только вдвоем. Вам тоже будет проще. Даже с одним ребенком непросто, что уж говорить о работе с группой.
Поддерживайте порядок на рабочем месте.
Не оставляйте предметы, которые могут отвлекать от работы. Визуальные отвлекающие факторы нередко мешают процессу обучения. Оставьте на столе только необходимые вещи.
Рабочие тетради ребенка должны храниться в одном месте в организованном виде. Все учебные принадлежности также следует хранить в одном безопасном месте. Так ребенок сможет вернуться и просмотреть уроки более подробно. Четко разделяйте конкретные примеры, чтобы не запутать ребенка.
Аутостимуляция (также известная как «стимминг») помогает детям с аутизмом концентрироваться и сохранять спокойствие.
Дайте ребенку предмет, который можно держать одной рукой во время занятия: мячик-антистресс, клубок, небольшую погремушку или что-то подобное. Если ребенок очень подвижный, то попробуйте посадить его на гимнастический мяч, чтобы он мог подпрыгивать во время работы. Чтобы развлечь ребенка, подготовьте сенсорную коробку с цветными предметами и попросите ребенка выбрать один предмет перед началом урока.
- Аутостимуляция может выглядеть необычно (например, ребенок раскачивается, подпрыгивает). Не забывайте, что такое действие служит важной цели. Вмешивайтесь только в том случае, если это негигиенично (ребенок кладет в рот разные предметы) или опасно (ребенок бьет себя). В этой ситуации следует предложить другое действие (жевать жвачку, бить подушку).
- Чрезмерная аутостимуляция (до такой степени, когда ребенок не в состоянии что-либо делать) указывает на стресс или недостаточный уровень.
Убедитесь, что ребенок умеет выражать свои базовые потребности. Если ребенок не знает, как это делается, то он не сможет сообщить вам, когда что-то пойдет не так, а вы будете удивляться его неспособности сосредоточиться. Ваш ребенок должен знать, как выразить такие потребности:
- «Мне нужно отдохнуть» (пятиминутный перерыв на аутостимуляцию успокоит взволнованного ребенка).
- «Я хочу кушать / пить».
- «Я хочу в туалет».
- «Мне мешает …».
- «Я не понимаю».
- Также ребенок должен знать, что вы замечаете его просьбы. Обращайте внимание, когда он выражает потребность.
Оснастите комнату для обучения предметами, которые помогают лучше понять математику.
Для обучения математике всегда лучше использовать различные действия. Это полезно как для детей с аутизмом, так и для нейротипичных малышей.
- Счеты — одно из самых распространенных средств для обучения детей сложению и вычитанию. Благодаря наглядной демонстрации счеты позволяют понять математические идеи.
- Например, если вы изучаете дроби, можно использовать пиццу, разрезанную на 8 частей. Целая пицца — это 8/8, но если забрать 2 кусочка, то дробь превратится в 6/8, что означает отсутствие 2 частей. После занятия можно вместе полакомиться пиццей. Так ребенок всегда будет вспоминать пиццу при решении задач с дробями и прибавлять или убирать воображаемые кусочки из коробки.
Советы
- Используйте понятные указания, поскольку дети с аутизмом могут не понимать юмор или сарказм. Можно использовать простой и непритязательный юмор в умеренных количествах, чтобы ребенок не запутался.
- Делайте упор на похвалу и не зацикливайтесь на ошибках ребенка.
- Не позволяйте другим детям дразнить ребенка.
- Следите за тем, чтобы ребенок никогда не оставался один.