Тимофеева Галина Ивановна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №16» г. Чебоксары
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №170613
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Наша дружная семья», в рамках проведения мероприятий, посвященных Году семьи в России
Наименование конкурсной работы: Вовлечение детей дошкольного возраста в русскую народную культуру
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №170613


Вовлечение детей дошкольного возраста в русскую народную культуру

 

Г.И. Тимофеева

старший воспитатель,

Ф.В. Кортунова

воспитатель 

МБДОУ «Детский сад №16» г. Чебоксары

 

Аннотация: Данная фраза подчёркивает важность знакомства маленьких детей с богатым наследием русской народной культуры.  Это включает в себя ознакомление с традициями, обычаями, фольклором и искусством русского народа.

 

Основой ознакомления детей дошкольного возраста с русской народной культурой выступает воспитание уважительного отношения к самому себе, представителям других национальностей и культур, родному дому, малой родине, стране и государству. Как справедливо отмечал академик Д.С. Лихачёв, «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Педагогический состав детского сад для реализации задач к приобщению детей истокам народного творчества применяет фольклорные жанры. Реализация оставленных задач возможна только в процессе систематической совместной работы педагога, родителя и ребенка. 

Для достижения поставленной цели в своей работе мы используем парциальную программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой. Использование фольклорных мотивов на занятиях и досуговых мероприятиях, способствует раскрытию и развитию способностей детей, формированию у них способности к концентрации внимания и включению в активную образовательную и творческую деятельность.

В своей работе с детьми дошкольного возраста мы уделяем особое внимание использованию инсценирования фольклорных произведений. Считаем, что  этот прием крайне эффективен для достижения глубокого понимания содержания произведения и активного включения ребенка в происходящее действие.

Инсценирование позволяет ребенку стать непосредственным участником событий, что способствует формированию ярких впечатлений и эмоциональной отзывчивости. 

С детьми старшего дошкольного возраста мы проводим мероприятия, связанные с народными традициями, обычаями, которые обогащают их знания, расширяют словарный запас и активизируют речь.  Для развития связной речи эффективно используем работу по моделированию сказок.

Восприятие сказки – это особый вид деятельности для ребенка, позволяющий ему познакомиться с образцами устного народного творчества и развить творческие способности. Под воздействием пережитых эмоций дети проявляют желание изображать движения героев сказки, что способствует развитию мелкой моторики и воображения.

Для развития диалогической речи педагоги использую импровизационные диалоги, которые совершенствуют все стороны речи, развивают выразительность, формируют умения задавать вопросы, отвечать на них и подавать реплики.  

Мы считаем, что закреплять полученные детьми знания, навыки и умения,  наиболее эффективны с использованием в игровой форме применением настольного и кукольного театров. Для отработки дикции, силы голоса и темпа речи мы применяем скороговорки и чистоговорки.

При ознакомлении с  фольклорными произведениями  дети начинают различать добро от зла, учатся противостоять плохому, защищать слабых, проявлять заботу и великодушие ближнему.

В своей педагогической практике с детьми дошкольного возраста я уделяю особое внимание использованию инсценирования фольклорных произведений. Я убеждена, что этот метод является чрезвычайно эффективным для глубокого осмысления содержания произведения и активного вовлечения ребенка в происходящее действие.

Инсценирование даёт возможность ребёнку стать непосредственным участником событий, что способствует формированию ярких впечатлений и развитию эмоциональной отзывчивости. 

С детьми старшего возраста я провожу мероприятия, посвящённые народным традициям, которые обогащают их знания, расширяют словарный запас и стимулируют развитие речи. Для совершенствования связной речи эффективно использовать моделирование сказок.

Восприятие сказки представляет собой особый вид деятельности для ребёнка, позволяющий ему ознакомиться с образцами устного народного творчества и развить творческие способности. Под воздействием пережитых эмоций дети проявляют естественное желание имитировать движения героев сказки, что способствует развитию мелкой моторики и воображения.

Для развития диалогической речи я использую импровизационные диалоги, которые совершенствуют все аспекты речи, развивают её выразительность, формируют умения задавать вопросы, отвечать на них и строить реплики.

Я считаю важным закреплять полученные навыки и умения с помощью настольного и кукольного театра. Для отработки дикции, силы голоса и темпа речи я применяю скороговорки и чистоговорки.

Фольклорные произведения учат детей различать добро и зло, противостоять плохому, защищать слабых, проявлять заботу и великодушие.

Пословицы и поговорки – это уникальный жанр устного народного творчества, который представляет собой отточенный веками и отражающий трудовой опыт многих поколений. Их особая структура, интонационная окраска и использование выразительных средств, таких как сравнения и эпитеты, позволяют народу выразить свое отношение к различным явлениям и предметам.

Подобно другим жанрам устного народного творчества, пословицы и поговорки запечатлели в художественных образах весь многообразный и противоречивый опыт жизни. 

Использование пословичных выражений в речи способствует развитию у детей ясности, лаконичности и выразительности мысли, а также умения интонационно окрашивать речь. Это, в свою очередь,  способствует развитию творческого потенциала слова и образного описания.

Еще яркой частью устного народного творчества для развития речи у детей дошкольного возраста являются колыбельные песни и потешки.

Богатый лексический состав колыбельных песен, отражающий окружающий мир и знакомые ребенку предметы, способствует расширению его словарного запаса. 

Специфическая интонационная структура колыбельной (выделение гласных напевом, замедленный темп) и наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний и звукоподражаний способствуют запоминанию слов, их форм и словосочетаний, а также усвоению лексической стороны речи.

Потешки и пестушки также ценны для развития фонематического слуха благодаря использованию разнообразных звукосочетаний в различных темпах и интонациях на основе народных мелодий. 

Несмотря на лаконичность, колыбельные песни представляют собой неиссякаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Это позволяет ребенку почувствовать и осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает к специфической форме выражения собственных мыслей, способствует формированию образности речи и развитию словесного творчества у дошкольников.

Изучение сказок, потешек и песен способствует формированию у детей глубокого понимания значения труда. 

В ходе работы при использовании фольклорных произведений в образовательной деятельности с дошкольниками, мы пришли к выводу, что фольклор положительно влияет на развитие речи у детей, стимулируя их стремление к самостоятельной передаче образов и способствуя развитию способности к пониманию и переживанию этих образов. Фольклор также развивает фантазию, память и воображение, знакомит с богатым и выразительным народным языком, пробуждает желание нести в мир добро и прекрасное.

Приобщение детей к традициям русской народной культуры играет важную роль в формировании личности, которая в будущем станет достойным гражданином своей страны. Знание отечественной истории необходимо для развития духовно-нравственных качеств.  Изучение русского быта и традиций вызывает у детей положительные эмоции, удивлять их и прививать чувство гордости за свою страну.

При систематическом и грамотном педагогическом подходе в  применении  фольклорного материала в образовательной деятельности с дошколятами может:

  1. Научить детей ценить красоту окружающего мира и замечать прекрасное в обыденном;
  2. Сформировать познавательные способности, умение логически мыслить, делать выводы и умозаключения;
  3. Развивать эстетическое восприятие через наблюдение;
  4. Обогатить словарный запас детей, сделать их речь образной и выразительной.

В заключение хочется отметить, что каждый воспитатель, специалист дошкольного образовательного учреждения имеет возможность для  раннего приобщения детей к фольклору, так как каждый ребёнок – это “благодатная почва” для  приобщения  к истокам русского народного творчества. 

Необходима преемственность в работе детского сада и школы, а также тесное сотрудничество семьи и детского сада.

Несмотря на очевидные преимущества, педагоги нашего детского сада в своей работе сталкиваются с некоторыми трудностями: не всегда семья поддерживает работу детского сада, а опыт работы дошкольных учреждений недостаточно изучается и используется в школе.

В завершении хочется процитировать академика Д. С. Лихачёва, подчеркивая важность раннего приобщения детей к национальной культуре, знание традиций и обычаев родного народа для воспитания патриотов, любящих и ценящих свою Родину.

Вовлечение детей дошкольного возраста в русскую народную культуру