ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1358»
(ГБОУ Школа № 1358)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
(оригами, тестопластика, пластилинография)
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Епихина Ирина Владимировна
воспитатель
Москва – 2025 год
Паспорт программы
| Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами, тестопластике и пластилинографии «Ловкие пальчики» |
| Направленность программы | художественная |
| Заказчик программы | Родители воспитанников старшего дошкольного возраста |
| Организация исполнитель программы | ГБОУ Школа 1358, дошкольное отделение «Созвездие» |
| Целевая группа | Воспитанники 5-7 лет |
| Составители программы | Епихина Ирина Владимировна — воспитатель |
| Срок реализации программы | 1 год |
Пояснительная записка.
Целевой ориентир «развитая мелкая моторика» на этапе завершения дошкольного образования отражен в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и направлена на развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью моделирования из различных материалов (бумага, тесто, пластилин) и пальчиковых игр и позволяет не только развивать познавательные процессы и навыки ручной умелости, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно — правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, основной общеобразовательной программой дошкольного образования ГБОУ Школа №1358 г. Москвы.
Программа разработана на основе методических разработок авторов — Давыдовой Г.Н., Дегтевой В.Н., Лыковой И.А., Зажигиной О.А., Яковлевой Т.Н.
Особенностью программы является одновременное использование трех основных групп методов – вербальных, визуальных и практических.
Программа способствует:
- повышению мотивации ребенка;
- появлению уверенности в своих силах
- возникновению желания добиться планируемого результата;
- приобретению навыка самостоятельной работы;
- развитию тонких движений пальцев рук;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества.
1.Целевой раздел
1.1. Актуальность
Недостаточное развитие речи, зрительного восприятия, внимания, неподготовленность к письму, низкий уровень познавательной активности могут привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте необходимы систематические занятия, требующие тонких движений пальцев. Они повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.
Актуальность программы состоит в том, что развитие ручной умелости в процессе художественно-творческой деятельности способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Ребенок приобретает новый сенсорный опыт – тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, пластики. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять главным инструментом – своими пальчиками, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Моделирование из различных материалов (бумага, тесто, пластилин) способствует активизации познавательных интересов и раскрытию художественных способностей детей, развивает логическое и пространственное мышление, внимание, память, воображение.
1.2. Цель программы – развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством оригами, тестопластики и пластилинографии.
1.3. Задачи программы
Обучающие:
- формировать у дошкольников практические приемы и навыки работы с пластилином, бумагой и соленым тестом
- познакомить с основными приемами пластилинографии (размазывание, сплющивание, надавливание, вдавливание)
- познакомить с базовыми формами оригами («треугольник», «двойной треугольник», «книжка», «дверь», «блинчик», «воздушный змей», «двойной квадрат»)
- познакомить с основными приемами работы с соленым тестом (отщипывание, раскатывание, вытягивание, расплющивание, вдавливание, прижимание)
- учить анализировать свойства используемых в работе материалов
- формировать умения следовать устным инструкциям
- формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ
Развивающие:
-
- развивать мелкую моторику пальцев руки, точную координацию движений
- развивать сенсорные эталонные представления (цвет, форму, фактуру, величину)
- развивать пространственное мышление, глазомер
- развивать творческую активность, воображение
- развивать произвольное внимание и память
Воспитательные:
- способствовать проявлению устойчивого интереса к творческой продуктивной деятельности
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах
- воспитывать усидчивость, внимательность, аккуратность в работе
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии
- воспитывать трудовые навыки
- воспитывать умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
1.4. Основные принципы программы:
- Принцип доступности — простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
- Принцип систематичности и последовательности — постановка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
- Принцип наглядности — широкое использование зрительных образов, опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;
- Принцип демократичности и гуманизма — взаимодействие воспитателя и дошкольника в социуме, уважение к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей;
- Принцип обратной связи — совместное обсуждение с дошкольниками того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы;
- Принцип интереса — построение или корректировка программы с опорой на интересы детей;
- Принцип деятельности — развитие мелкой моторики осуществляется через моделирование;
- Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием познавательных процессов и игровой деятельностью;
- Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
1.5. Ожидаемые результаты:
В результате освоения данной программы дети:
— познакомятся с искусством оригами, пластилинографии и тестопластики;
— знают основные геометрические понятия (треугольник, квадрат, угол, сторона, вершина, диагональ)
— умеют складывать базовые формы оригами («треугольник», «двойной треугольник», «книжка», «дверь», «блинчик», «воздушный змей», «двойной квадрат»);
— знают основные приемы работы с тестом (отщипывание, раскатывание, вытягивание, расплющивание, вдавливание, прижимание);
— освоят основные приемы пластилинографии (размазывание, сплющивание, надавливание, вдавливание);
— освоят навыки пользования инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином, солёным тестом и бумагой;
— разовьют сенсорные способности, композиционные навыки, координацию рук, мелкую моторику;
— соблюдают простейшие правила организации рабочего места.
- Организационный раздел
2.1. Сроки и режим реализации программы.
Программа предназначена для детей 5-7 лет, имеет ознакомительный характер и рассчитана на 1 год (сентябрь – май). Объем 32 часа + вводное занятие.
Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия соответствует требованиям ФГОС ДО и составляет 30 минут.
Группы детей набираются без предъявления требований к базовым знаниям, занятия доступны для всех желающих.
2.2. Методы, формы организации образовательного процесса
Методы обучения:
- наглядный (показ иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу, пальчиковая гимнастика, наблюдение за действиями педагога);
- словесный (устное изложение, беседа, пояснение, вопросы, художественное слово, обыгрывание поделки);
- практический (индивидуальная помощь, упражнения с материалом, отработка приемов).
Основной формой работы является фронтальная. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы предусматривается индивидуальная помощь педагога каждому ребенку, которая должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью.
При организации работы объединяются игра, труд и обучение, что обеспечивает единство решения познавательных, творческих и игровых задач. Все занятия соответствуют по сложности детям старшего дошкольного возраста.
2.3. Структура занятия:
- Подготовительный этап: организационный момент (художественное слово, пальчиковая гимнастика).
- Основной этап: объяснение и практическая деятельность.
- Заключительный этап: подведение итогов, рефлексия.
2.4. Условия реализации программы
Занятия проводятся в отдельном кабинете, где имеются:
- разноуровневые столы и стулья, магнитная доска;
- стеллаж с различными художественными (гуашь, акварель), графическими (цветные карандаши, фломастеры) и конструктивными материалами (пластилин, соленое тесто, цветная и белая бумага, бумага для оригами, цветной и белый картон, природный и бросовый материал);
- стеллажи с оборудованием (кисти, баночки, ножницы обычные, клей ПВА, розетки для клея, клеенки и доски для работы с пластилином и тестом, стеки);
- библиотека с методической литературой;
- наглядный демонстрационный и раздаточный материал;
- выставка готовых изделий.
- Содержание программы.
3.1. Учебный план
Вводное занятие – организационная беседа, инструктаж по технике безопасности, знакомство с материалами, инструментами и техниками.
В разделе «Оригами» (10 часов) дети знакомятся со свойствами бумаги, осваивают основные геометрические понятия (треугольник, квадрат, угол, сторона, вершина, диагональ) и базовые формы складывания бумаги («треугольник», «двойной треугольник», «книжка», «дверь», «блинчик», «воздушный змей», «двойной квадрат»)
В разделе «Тестопластика» (11 часов) дети знакомятся с основными приемами лепки из соленого теста – отщипывание, скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, вытягивание, надавливание, вдавливание, сглаживание, сплющивание, расплющивание, прищипывание, прижимание.
В разделе «Пластилинография» (11 часов) дети знакомятся с нетрадиционным способом создания «живописных» картин из пластилина, овладевают техническими приемами «размазывание», «сплющивание», «надавливание», «вдавливание», освоят прямую, контурную, мозаичную технику пластилинографии.
| п/п | Блок | Тема | Кол-во часов |
| 1 | Вводное занятие | Организационная беседа, инструктаж по технике безопасности, знакомство с материалами, инструментами и техниками | 1 |
| 2 | Оригами | Базовая форма «треугольник» | 1 |
| Базовая форма «книжка» | 1 | ||
| Базовая форма «дверь» | 1 | ||
| Базовая форма «блинчик» | 1 | ||
| Базовая форма «воздушный змей» | 2 | ||
| Базовая форма «двойной треугольник» | 2 | ||
| Базовая форма «двойной квадрат» | 2 | ||
| 3 | Тестопластика | Знакомство со свойствами соленого теста как пластичного материала | 1 |
| Освоение основных приемов лепки | 2 | ||
| Освоение способов декорирования готовых изделий (природный и бросовый материал) | 3 | ||
| Освоение способов декорирования готовых изделий (роспись) | 2 | ||
| Лепка полуобъемных фигур из цветного теста | 3 | ||
| 4 | Пластилинография | Ознакомление с основными приемами пластилинографии | 2 |
| Ознакомление с техникой прямой пластилинографии | 3 | ||
| Ознакомление с техникой мозаичной пластилинографии | 3 | ||
| Ознакомление с техникой контурной пластилинографии | 3 |
3.2 Календарно-тематическое планирование
| дата | Занятие | Цель и задачи | Продукт |
| 08.09.
2025 |
Вводное занятие. | Цель: Проведение ознакомительной беседы, инструктажа по технике безопасности, знакомство с материалами, инструментами и техниками. | |
| 15.09.
2025 |
Оригами.
«История о любопытном уголке» |
Цель: освоение базовой формы «треугольник».
Задачи: Научить складывать квадрат по диагонали. Познакомить с условными обозначениями «долина», «гора». Упражнять в правильном приглаживании сгибов. Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания квадрата по диагонали. |
Поделка «Кошечка» |
| 22.09.
2025 |
Тестопластика
«Веселое тесто» |
Цель: ознакомление с особенностями соленого теста как пластичного материала.
Задачи: Познакомить с особенностями тестопластики, вызвать интерес к лепке из соленого теста. Сравнить свойства соленого теста и пластилина. Упражнять в раскатывании теста в круглую и продолговатую форму. Научить придавать заданную форму. Развивать творческую фантазию и воображение. |
Фантазийные изделия
«Плюшки-завитушки» |
| 29.09
2025 |
Пластилинография на шаблоне
«Фруктовая корзина» |
Цель: знакомство с «пластилиновой живописью» и некоторыми ее приемами.
Задачи: Освоить приемы «надавливания», «вдавливания», «размазывания». Учить смешивать в своей работе несколько цветов пластилина. Научить работать на ограниченном пространстве. |
Пластилинография в виде шаблонов различных фруктов. |
| 06.10.
2025 |
Оригами
«Волшебные превращения квадрата» |
Цель: освоение базовой формы «книжка».
Задачи: Научить складывать квадрат по средней линии по горизонтали и вертикали. Познакомить с условными обозначениями «долина», «гора», «поворот» и «переворот». |
Поделка «Дом, в котором мы живем» |
| 13.10.
2025 |
Тестопластика
«Осенний урожай» |
Цель: ознакомление с основными приемами отщипывание, скатывание круговыми движениями рук, вытягивание, надавливание, вдавливание.
Задачи: Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание. |
Муляжи овощей и фруктов. |
| 20.10.
2025 |
Пластилинография на шаблоне
«Любимое лакомство» |
Цель: ознакомление с техникой прямой пластилинографии.
Задачи: Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы, не выходя за линии рисунка. Учить сглаживать поверхность формы, стараться растягивать слой пластилина как можно тоньше. |
Лепка на шаблоне «Рожок мороженого» |
| 27.10.
2025 |
Оригами «Приключения золотой рыбки» | Цель: освоение базовой формы «дверь».
Задачи: Закрепить умение складывать квадрат по средней линии по горизонтали и вертикали. Повторить условные обозначения «долина», «гора», «поворот», «переворот». Упражнять в изготовлении поделок на основе изученной базовой формы. |
Оригами «Рыбка» |
| 10.11.
2025 |
Тестопластика
«Декоративное панно» |
Цель: изготовление декоративной поделки с использованием природного материала.
Задачи: Учить составлять на плоскости орнамент, используя приёмы раскатывания, сплющивания, прижимания. Познакомить с техникой украшения изделия с использованием природного материала. Развивать чувство композиции. |
Круглое панно из теста, декорированное природным материалом. |
| 17.11.
2025 |
Пластилинография
«Подводный мир» |
Цель: продолжать знакомить с техникой прямой пластилинографии.
Задачи: Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники) посредством пластилинографии. Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание. |
Пластилинография на картоне «Аквариум и его обитатели» |
| 24.11.
2025 |
Оригами «Посуда» | Цель: освоение базовой формы «блинчик».
Задачи: Продолжать учить работать с квадратным листом. Повторять знакомые условные обозначения, учить находить их на поэтапных картах. Формировать умение конструировать методом проб и ошибок простую фигуру. |
Поделка «Солонка» |
| 01.12.
2025 |
Тестопластика
«Медальон» |
Цель: изготовление плоскостной поделки по шаблону.
Задачи: Закрепить навыки раскатывания и сплющивания теста. Научить обрезать тесто по шаблону с помощью стеки. Развивать творческие и композиционные способности. Научить украшать предмет, используя различные элементы бросового материала и декоративные приемы (налепы, прорезной декор, оттиски). Научить видеть конечный результат задуманной работы. |
Декоративный медальон. |
| 08.12.
2025 |
Пластилинография «Зимние чудеса» | Цель: создание на горизонтальной основе узора «снежинки» с учетом её природных особенностей средствами пластилинографии.
Задачи: Закрепить основные приемы пластилинографии — «размазывание», «сплющивание», «надавливание», «вдавливание». Способствовать развитию умений и навыков работы с пластилином (отщипывание, скатывание колбасок пальцами, разглаживание готовых поверхностей) |
Пластилинография на картоне «Снежные узоры на окне» |
| 15.12
2025 |
Оригами «Подарки для ёлочки» | Цель: освоение базовой формы «воздушный змей».
Задачи: Учить новому способу складывания бумаги по диагонали и в разных направлениях. Развивать творческие способности при оформлении поделки. |
Украшение для новогодней елки. |
| 22.12.
2025 |
Тестопластика «Скоро Новый год!» | Цель: освоение техники рельефной лепки.
Задачи: Поощрять сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать умение украшать предмет, используя различные декоративные приемы по своему выбору (налепы, прорезной декор, оттиски, природный и бросовый материал) |
Декоративный подсвечник. |
| 29.12.
2025 |
Пластилинография «Зимующие птицы» | Цель: ознакомление с техникой мозаичной пластилинографии.
Задачи: Развивать умения и навыки работы в технике «мозаичная пластилинография»: отщипывание, скатывание шариков пальцами рук, придавливание. Развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсорные навыки, творческое воображение. |
Пластилинография на шаблоне «Синичка» |
| 12.01.
2026 |
Оригами «Коробка» | Цель: освоение базовой формы «двойной треугольник»
Задачи: Познакомить со схемой складывания базовой формы оригами «двойной треугольник». Формировать умение следовать устным инструкциям. Развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук. |
Коробочка из двухцветной бумаги. |
| 19.01.
2026 |
Тестопластика
«В мире животных» |
Цель: изготовление полуобъемной поделки из цветного теста.
Задачи: Совершенствовать умения скатывать тесто, делить кусок на части, плотно соединять их, создавая изображение в полуобъёме. Познакомить с приемами скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок). Развивать навыки нанесения рисунка на поверхность изделия из соленого теста с помощью палочек, зубочисток, соломинок, стеки. |
Фигурка черепахи из цветного теста. |
| 26.01.
2026 |
Пластилинография
«В мире животных» |
Цель: ознакомление с техникой контурной пластилинографии.
Задачи: Учить изображать объект по контуру с использованием тонких жгутиков из пластилина и заполнять жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения. Развивать композиционные навыки, умение ориентироваться на листе бумаге. |
Пластилинография на шаблоне «Совушка, сова — большая голова» |
| 02.02.
2026 |
Оригами «В мире животных» | Цель: освоение базовой формы «воздушный змей».
Задачи: Уточнить понятия «угол», «вершина», «диагональ». Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук. |
Оригами «Кит» |
| 09.02.
2026 |
Тестопластика «Транспорт» | Цель: развитие умений создавать поделку из отдельных частей, правильно передавая форму и пропорции предмета.
Задачи: Упражнять в приемах лепки — скатывания, раскатывания и приплющивания. Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. |
Брелок «Автомобиль» |
| 16.02.
2026 |
Пластилинография «Сувенир для папы» | Цель: изготовление подарка папам в технике прямой пластилинографии.
Задачи: Совершенствовать технику работы с пластилином. Развивать чувство композиции, умение симметрично располагать детали на заданном силуэте. Развивать сенсомоторику — согласованность в работе глаза и руки. |
Декоративное панно на диске. |
| 02.03.
2026 |
Тестопластика «Подарок маме» | Цель: отрабатывание техники рельефной лепки с последующей росписью красками.
Задачи: Развивать способность планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. |
Фоторамка. |
| 16.03.
2026 |
Оригами «Транспорт» | Цель: освоение базовой формы «двойной треугольник».
Задачи: Закрепить изученные навыки складывания листа бумаги в разном направлении, проглаживая сгибы. Учить детей мастерить поделки на основе базовой формы – треугольник. |
Оригами «Парусник» |
| 23.03.
2026 |
Пластилинография «Транспорт» | Цель: продолжать знакомить с техникой мозаичной пластилинографии.
Задачи: Учить создавать композицию из отдельных пластилиновых шариков, заполнять изображение пластилиновыми шариками, не нарушая контура; стараться соблюдать единый размер шариков. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
Пластилинография на картоне «Ракета в космосе» |
| 30.03.
2026 |
Оригами «Перелетные птицы» | Цель: освоение базовой формы «двойной квадрат».
Задачи: Продолжать учить складывать бумагу, тщательно выравнивая углы. Развивать умение следовать устным инструкциям. Совершенствовать умение работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами. |
Фигурка журавлика. |
| 06.04.
2026 |
Тестопластика «Встречаем весну» | Цель: изготовление декоративного украшения из соленого теста.
Задачи: Совершенствование ранее изученных приемов лепки. Формировать умение аккуратно лепить цветы, листочки, чётко делать стекой оттиск. Развивать творческое воображение, художественный вкус. |
Декоративное панно «Первоцветы» |
| 13.04.
2026 |
Оригами «День Космонавтики» | Цель: освоение базовой формы «двойной квадрат».
Задачи: Продолжать закреплять приемы складывания из бумаги. Совершенствовать навыки изготовления поделок в технике оригами. Совершенствовать тактильное восприятие, аккуратность, усидчивость. |
Оригами «Ракета» |
| 20.04
2026 |
Пластилинография
«Весенние приметы» |
Цель: освоение техники мозаичной пластилинографии.
Задачи: Продолжать учить отщипывать кусочки пластилина, скатывать их двумя пальцами в небольшие шарики. |
Пластилинография на картоне «Ветка сирени» |
| 27.04
2026 |
Тестопластика
«Цветы» |
Цель: изготовление полуобъемной поделки из цветного теста.
Задачи: Развивать навыки и приемы лепки из теста – делить кусок на части, лепить из частей, плотно соединяя их. Развивать умение выдерживать соотношение пропорций по величине. |
Полуобъемный цветок подсолнуха. |
| 04.05.
2026 |
Пластилинография «Цветы» | Цель: развитие навыков работы в технике контурной пластилинографии.
Задачи: Упражнять в аккуратном размазывании пластилина, добиваясь максимально тонкого слоя. Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу. Продолжать учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность. |
Пластилинография на картоне «Кувшинки в пруду» |
| 18.05.
2026 |
Тестопластика «В гостях у сказки» | Цель: создание коллективной композиции с помощью изученных ранее приемов лепки из соленого теста.
Задачи: Поощрять желание детей лепить отдельные элементы для создания целой композиции. Развивать умение самостоятельно определять способ лепки. Развивать навык раскрашивания поделки из соленого теста, правильно подбирать цветовой колорит. |
Коллективное панно «Наша любимая сказка» |
| 25.05.
2026 |
Пластилинография «Насекомые» | Цель: развитие навыков работы в технике контурной пластилинографии.
Задачи: Закрепить приём «размазывания» кончиками пальцев, не выходя за линию рисунка. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца. Развивать координацию и согласованность руки и глаза. |
Пластилинография на картоне «Божья коровка на ромашке» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Василенко М.Ю. Оригами и рисование для дошкольников: дополнительные программы. — М.: ТЦ СФЕРА, 2018.
- Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Жихарева О.М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий. Материал для работы с детьми 5-6 лет. – М.: Издательство «Гном», 2015.
- Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. – М.: Цветной мир, 2013.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография. – М.: Скрипторий, 2015.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н.Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А.Зажигина. – СПб.: ООО «Изд-во «Детство-пресс», 2013.
- Сухаревская О.Н. Оригами для самых маленьких. М.: Айрис-Пресс, 2016.
- Смирнова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией. – Изд-во «Учитель», 2020.
