Клюева Лариса Константиновна
учитель - логопед
МБОУ Центр «Росток», г. Ульяновск
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №199067
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс профессионального мастерства логопедов «Эффективные педагогические практики и современные технологии в работе учителя-логопеда»
Наименование конкурсной работы: Открытое логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков Л - Ль в словах и предложениях»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №199067


МБОУ     Центр  психолого –медико –социального  сопровождения  «Росток»

Открытое  логопедическое  занятие  по  теме:

«Дифференциация  звуков  Л — Ль в  словах  и  предложениях»

Дата  проведения: 31.10.2014г.

Специалист:  учитель – логопед  Клюева Л.К.

План — конспект

Конспект    логопедического  занятия  по  теме:

«Дифференциация  звуков  Л — Ль в  словах  и  предложениях»

 

 Возраст  обучающегося:  5  лет

 Заключение  ТПМПК:   Дислалия  

 Дата  проведения: 31.10 .20

 Специалист:  учитель – логопед  Клюева Л.К.

Тема:   Дифференциация  звуков  Л — Ль в  словах  и  предложениях.

Цели  занятия:

— закреплять  навык  правильного  произношения звуков  Л, Ль в  словах  и  предложениях;

— совершенствовать  навык  определения  наличия  звуков Л, Ль  в  словах;        

— совершенствовать  навык различения  на  слух  звуков  Л, Ль в  словах  и  предложениях;

—  обогащать  глагольную  лексику;

— формировать практический  навык  образования  множественного  числа глаголов; 

—  закреплять  умение  использовать  в  речи   распространенные  предложения;

— формировать  предпосылки  универсальных  учебных  действий:

 познавательных – формирование полноценных  произносительных  навыков

 регулятивных – формирование  умения  слышать  фонетические  ошибки  в      своей  речи, самостоятельно  исправлять  их, продуктивно  использовать  помощь  взрослого  при  возникновении  затруднений

личностных – формирование  мотивации  к  занятиям, к  предъявляемому  речевому  материалу, формирование  усидчивости  во  время  занятия

коммуникативных – обогащение словарного  запаса,  формирование  умения  строить  распространенные  предложения 

Оборудование:

— зеркало,  предметные  и  сюжетные  картинки,  картинки – раскраски

Форма  проведения:   индивидуальная

Ожидаемые  результаты:

обучающийся  совершенствует  навык  произношения  звуков  Л, Ль  в  словах  и  предложениях;

— обучающийся  совершенствует  навык  различения  звуков Л – Ль в  словах;

— обучающийся  обогащает  глагольную  лексику;

— обучающийся  совершенствует  навык  составления  распространенных  предложений;

—   у  обучающегося  формируются  предпосылки  универсальных  учебных  действий.  

 

Ход  занятия.

Организационный  момент:

Учитель — логопед:  сядь  удобно,  посмотри  в  зеркало.  Надо   хорошо  видеть  свое  лицо.

Сообщение  темы  занятия:

Учитель — логопед:  сегодня  мы  будем  учиться   различать  на слух звуки  Л, Ль   и правильно  произносить  их  в  словах  и  предложениях.

 Для  этого,  в  начале  занятия,  давай  проведем  гимнастику  для   язычка:

— «болтушка»

— «пароход  гудит»

— « твердая и  мягкая  песенка  колокольчика»

Давай  вспомним,  как  правильно  произносить звук Л, Ль

Л – твердо, язычок  узкий, за  верхними  зубами

Ль – мягко, язычок  широкий, за  верхними  зубами

Учитель –логопед:     какой  1  звук  в  слове  «луна»? ( Л)

какой  1  звук  в  слове  «липа»? (Ль)

Учитель — логопед:  давай  произнесем  Л –Ль –Л –Ль –Л –Ль ( зрительная  опора),

                произнесение  сопровождается  движением  пальцев

                 (Л – пальцы    сомкнуть,  Ль – пальцы разомкнуть)

Основная  часть: 

  1. Называние  предметов  на   картинках

— (Л) луна, лодка, лыжи, лапы, клоун, клыки, клумба, платье, слон, колоски, ландыш, кукла, блокнот 

Учитель — логопед:  как  произносим (Л)

Ответ :  твердо!

— (Ль) липа, лев, коляска, лента, ключи, клетка, клен, плюс, салют, люк, тюлень, олень

Логопед:  как  произносим (Ль)

Ваня:  мягко!

  1. Логопед:   давай  сыграем  в   игру « Подскажи  словечко»

                   Ла,ла,ла — ? (лапа)                         ло,ло,ло — ?(лодка) 

                   Ля,ля,ля -? (лягушка)                   ле,ле,ле -?(лента)

                   Лы,лы,лы -? (лыжи) лу,лу,лу -?(луна)

                   Ли,ли,ли -? (липа) лю, лю, лю -?(люк)

Обучающийся  называет  слова,  начинающиеся  на  данный  слог.

  1. Далее  логопед  предлагает  самостоятельно  назвать  слова  с твердым  и  мягким звуком (Л).

 

 

 

  1. Динамическая  пауза.

    Имитация  полета  самолета  —  ллллл

    Песенка  пилота —  ля,ля,ля

  1. Учитель – логопед   предлагает  выбрать  среди  предъявленных  картинок  одну  картинку  с  мягким  звуком    Ль,  обвести ее зеленым  цветом,  одну  картинку  с  твердым  звуком  Л,   обвести  ее  синим  цветом.  

—  цветок,  лейка,  книга,  скамейка,  акула,  зонт,  собака,  очки

  1. Далее  учитель — логопед  предлагает  вспомнить,  что   делал  дошкольник   в  детском  саду  вчера.   Затем  учитель — логопед   предлагает  тоже  самое  сказать  о  всех  ребятах.

Дошкольник: Я ходил                  Ребята   ходили

             мыл мыли

             кушал кушали

             пил пили

             занимался занимались

             думал думали

             читал читали

             старался старались

             считал считали

             рисовал рисовали

             помогал помогали

             гулял гуляли

             бегал бегали

             строил строили

             собирал собирали

             удивлялся удивлялись

             лепил лепили

             радовался радовались

 Учитель — логопед:   когда  ты  говоришь  о  себе,  какой  звук  в  конце  слов —  действий? 

 Ответ:  звук (Л) твердый!

Учитель — логопед:   А  когда  ты  говоришь  о  ребятах?

Ответ:  звук  (Ль)  в  словах – действиях    мягкий!        

  1. Логопед  предлагает,  глядя  на  сюжетную  картинку,   составить  предложения   о  том,  что  делали  дети  в  детском  саду.  Обращает  внимание  на  правильность  произнесения  звуков.

— «В  детском  саду  все  ребята  занимались:  читали,  считали,  думали,  старались,  радовались  успехам!  На  площадке  бегали,  прыгали,  смеялись, качались  на  качелях,  веселились!» 

—  повторение  вслед  за  логопедом  стихотворения:

Эх,  веселые  качели,

Слезть  с  качелей  не  хотели!

Итог  занятия.    

Сегодня  мы  учились  правильно  произносить и  различать  звуки  Л, Ль  в  словах   и   предложениях.  

Ваня,  ты  старался,   я   уверена,  что  ты  всегда   будешь  правильно  произносить  эти  звуки,  и  твоя  речь  будет  красивой.

Домашнее  задание.

Повторить  слова  и  предложения,  составленные  на  занятии.

Раскрасить  картинки  (лимон, билет, лыжи, лодка, лев, слон, ключ, клоун, клюшка, флаг) с  мягким  звуком    Ль  зеленым  цветом,  с  твердым звуком    Л – синим.  Назвать  картинки. 

 Используемая  литература:           

  1. Боровцова  Л.А.   Документация  учителя – логопеда  ДОУ.

Методическое   пособие. – М.: «Творческий  центр», 2008г.

  1. Филичева  Т.Б., Чиркина Г.В.  «Программа  логопедической  работы  по  преодолению  ФФН  у  детей» — М.: « Просвещение», 2009г.    
  2. Серия: «Логопедические  тетради».  Киров: «ВК « Дакота», 2013 г.

 

           

Открытое логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков Л — Ль в словах и предложениях»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram