Фесенко Елена Анатольевна
учитель истории
ГБОУ «Школа № 24 г.о. Торез»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №199083
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Педагогика сегодня: методы и формы обобщения педагогического опыта», в рамках реализации национального проекта «Молодежь и дети»
Наименование конкурсной работы: День народного единства: объединяем прошлое и настоящее
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №199083


Конспект урока истории в 11 классе ко Дню народного единства

Тема урока: «День народного единства: прошлое и настоящее»

Цель урока: Формирование гражданской позиции и понимания значимости единства народа для развития государства на примере исторических событий и современных реалий.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • Познакомить учащихся с историческим контекстом возникновения Дня народного единства (Смутное время, освобождение Москвы в 1612 году).
    • Раскрыть значение понятия “народное единство” как исторического и современного явления.
    • Проанализировать факторы, способствующие и препятствующие единству в разные исторические периоды.
  • Развивающие:
    • Развивать навыки анализа исторических источников и фактов.
    • Формировать умение сравнивать исторические события с современностью.
    • Развивать критическое мышление и умение аргументировать свою точку зрения.
    • Развивать коммуникативные навыки при работе в группах и фронтальном обсуждении.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории своей страны.
    • Формировать ценность единства, согласия и взаимопонимания в обществе.
    • Воспитывать активную гражданскую позицию.

Тип урока: Комбинированный (урок изучения нового материала с элементами исследования и обсуждения).

Формы работы: Фронтальная беседа, работа в группах, самостоятельная работа с текстом, презентация, дискуссия.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, экран.
  • Презентация (слайды с историческими иллюстрациями, портретами, цитатами, картами).
  • Раздаточный материал:
    • Фрагменты исторических документов (например, летописи, грамоты, обращения).
    • Карточки с заданиями для групповой работы.
    • Текст с анализом современного значения Дня народного единства.
  • Учебник истории для 11 класса.

Межпредметные связи: Обществознание (гражданственность, понятие государства, толерантность), Литература (произведения, посвященные Смутному времени).

Ход урока:

  1. Организационный момент (2-3 мин)
  • Приветствие учащихся.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Мотивация: Создание позитивного настроя, представление темы урока.
  1. Актуализация знаний и введение в тему (5-7 мин)
  • Учитель: “Уважаемые ребята, сегодня мы отмечаем важный государственный праздник – День народного единства. Как вы думаете, почему в нашей стране есть такой праздник? Что такое единство народа?”
  • Фронтальная беседа: Учащиеся высказывают свои предположения, ассоциации. Учитель фиксирует ключевые слова на доске (единение, согласие, дружба, сила, страна, история).
  • Учитель: “Действительно, единство – это то, что делает страну сильной. Но путь к нему часто бывает непростым. Чтобы понять, почему этот праздник так важен, нам нужно обратиться к истории.”

III. Изучение нового материала (20-25 мин)

  1. Смутное время: кризис государственности и народное единство (10-12 мин)
  • Учитель: “История знает периоды, когда страна оказывалась на краю гибели. Одним из таких периодов было Смутное время начала XVII века. Что же тогда происходило?”
  • Краткий рассказ учителя с опорой на презентацию:
    • Причины Смуты (династический кризис, экономические трудности, социальные конфликты).
    • Появление самозванцев (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II).
    • Иностранная интервенция (польская и шведская интервенция).
    • Раскол общества, появление “семибоярщины”.
  • Работа с историческими источниками (групповая работа):
    • Учащиеся делятся на группы (по 3-4 человека). Каждой группе выдается фрагмент исторического документа (например, выдержка из летописи о народном ополчении, грамота с обращением к народу).
    • Задание для групп: Прочитать фрагмент, определить, о каком событии или обращении идет речь, какие чувства и настроения оно передает, что люди призывали делать.
  • Обсуждение результатов работы групп: Учащиеся зачитывают свои выводы, учитель комментирует, подводя к мысли о необходимости объединения.
  • Учитель: “Когда государство оказалось на грани распада, когда чужеземцы хозяйничали на русской земле, именно простой народ, горожане и крестьяне, объединились, чтобы защитить свою Родину. Историческим символом этого объединения стало Второе народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.”
  • Демонстрация изображения памятника Минину и Пожарскому.
  • Учитель: “Исторически День народного единства связан с 4 ноября 1612 года – днем, когда народное ополчение освободило Москву от польских интервентов. Это символ того, что когда народ един, он непобедим.”
  1. Народное единство: прошлое и настоящее (10-13 мин)
  • Учитель: “Смутное время закончилось, но сама идея народного единства остается актуальной и сегодня. Как вы понимаете, в чем проявляется единство народа в современной России?”
  • Мозговой штурм: Учащиеся называют примеры проявления единства (помощь в трудных ситуациях, общие цели, спортивные победы, участие в волонтерских движениях, единение перед лицом общих проблем).
  • Работа с текстом (самостоятельная работа или в парах): Учащиеся получают краткий текст, анализирующий современное значение Дня народного единства, раскрывающий его как праздник гражданской солидарности, межнационального и межрелигиозного согласия.
    • Задание: Выделить основные идеи текста, сформулировать, почему единство важно сегодня.
  • Обсуждение: Учащиеся делятся своими выводами. Учитель подводит итог:
    • Единство – это не только историческая победа, но и основа стабильного развития страны, залог решения общих задач.
    • Единство проявляется в уважении друг к другу, взаимопомощи, стремлении к общим целям, осознании себя частью единого народа.
  1. Закрепление изученного материала (7-10 мин)
  • Работа в группах (можно тех же, что и ранее):
    • Задание: Сравнить Смутное время и современность. Какие факторы, способствовавшие единству в XVII веке, актуальны сегодня? Какие новые вызовы стоят перед современным обществом в плане сохранения единства?
  • Презентация результатов групповой работы: Учащиеся представляют свои выводы, учитель модерирует дискуссию.
  1. Рефлексия (3-5 мин)
  • Учитель: “Что нового вы сегодня узнали? Какой вывод для себя вы сделали? Какие чувства у вас вызывает День народного единства?”
  • Прием “Микрофон”: Учащиеся по очереди высказываются.
  • Учитель: “Важно помнить, что единство – это результат постоянной работы каждого из нас над собой, над пониманием и уважением к тем, кто нас окружает. Это фундамент нашей общей сильной страны.”
  1. Домашнее задание (2 мин)
  • Обязательное: Подготовить небольшое эссе (5-7 предложений) на тему: “Что для меня значит народное единство сегодня?”
  • По выбору (творческое): Нарисовать плакат или создать короткое видео (до 1 минуты) на тему Дня народного единства.

Дифференциация:

  • Для сильных учащихся: предложить дополнительные источники для анализа, более сложные вопросы для дискуссии.
  • Для слабых учащихся: обеспечить более подробные инструкции, предоставить готовые фрагменты для анализа, оказать помощь в формулировании выводов.

Критерии оценки на уроке (учитель может использовать для текущего оценивания):

  • Активность участия в беседе и дискуссии.
  • Качество анализа исторических источников и текстов.
  • Аргументированность высказываний.
  • Качество выполнения группового задания.
  • Продуманность эссе (для домашнего задания).

 

День народного единства: объединяем прошлое и настоящее

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram