Тема: «Деепричастие как часть речи», 7 класс
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия.
Задачи:
-
- Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи;
- Определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия;
- Уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи.
- Развивать коммуникативные навыки; работать с текстом;
- Познакомиться с деепричастием и его грамматическими признаками;
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Говорят, с каким настроением проснёшься, с таким и проведёшь целый день.
У вас хорошее настроение? Покажите лайк или дизлайк.
Вы будете отвлекаться и разговаривать не по теме?
Вы будете внимательными и грамотными на уроке?
Ребята, какая тема сегодняшнего урока?
2.Постановка цели:
Каковы цели нашего урока?
-Узнаем ….
-Научимся….
— Проверим себя…
3.Создание проблемной ситуации.
Деепричастие …. Вы, наверное, заметили, что одна часть слова уже знакома нам.
Почему же? Отвлекитесь от термина «причастие как часть речи» и вдумайтесь в смысл самого слова… «причастность», «причастный», «причастно».
Каким словам созвучно начало слова «дее»? (деятель, дееспособный, действие)
Назовите ключевое слово среди записанных слов? (действие)
Давайте из этих двух слов составим словосочетание («причастность к действию»)
Ребята, мы получили ответ на то, что обозначает деепричастие.
4.Изучение нового материала.
Сейчас почувствуйте себя в роли исследователей, ведь чтобы изучить новую часть речи необходимо узнать её историю.
На столе у каждого из вас лежат листы, откройте их, посмотрите на 1 задание. Ваша задача сначала послушать текст, далее придётся самостоятельно работать с текстом «Из истории деепричастия», делая пометки.
V- уже знал(-а)
+ узнал(-а) новое
— думал(-а) иначе
? не понял (-а), есть вопросы
«Из истории о деепричастии»
Русское деепричастие до 17 века не существовало, ведь вместо него употреблялась краткая форма действительного причастия настоящего времени.
В начале 17 века учёный филолог Мелетий Смотрицкий ввёл термин – деепричастие. Он объяснял, что образование деепричастий зависит от глагола и обозначает добавочное действие. Проснувшись утром, Василий Петрович, увидел в окне, как Мария Ивановна возвращалась домой с пакетами. Он посмотрел на неё, любуясь, быстро оделся и выбежал в подъезд. Как понять что слова проснувшись, любуясь – это деепричастия? Этому объяснению стало наличие суффиксов:-а,-я,-в, -вши,-ши, с помощью которых образовывалось деепричастие.
Как в современном русском языке признать деепричастие в предложении? Ответ прост. Изучив историю происхождения деепричастий, мы с гордостью можем сказать: «Большое спасибо учёным!», благодаря которым мы знаем, что в русском языке деепричастие происходит от глагола, а краткая форма теперь образуется только от страдательных причастий.
— Кем и когда было введено деепричастие?
— Какая часть речи употреблялась вместо деепричастия?
— От какой части речи образовалось деепричастие?
— Что обозначает деепричастие?
— Почему слова проснувшись и любуясь – это деепричастия? Объясните с чем это связано?
5.Работа по учебнику:
А теперь сравните в парах полученные знания с материалом в учебнике на стр.97-ой -98-ой и запишите ответ на своём листе.
Заполните таблицу: Что же объединяет деепричастие и глагол, и деепричастие и наречие?
- Физкультминутка:
Любому исследователю свойственно обладать высоким умом и особой внимательностью.
Давайте проверим на сколько вы внимательны?
Физкультминутка не простая, двигай телом, в уме считая.
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ…
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: «Поработать нужно!»
Получилось посчитать деепричастия?
Нет? Вот не станете вы истинными исследователями..
Давайте ещё раз попробуем!
Молодцы! Деепричастие вы слышите, а теперь проверим умеете ли вы их видеть в тексте?
- Самостоятельная работа: Предлагаю выполнить упр.185.
Чтение задания – комментирование. Что нужно сделать?
Чтение всего текста.
Ребята, вы сказали, что будете грамотными на уроке. Вспомним, на какие правила пропущены орфограммы. (Объяснить орфограммы)
Записываем первое предложение.
- Выйдите и запишите из 1 предложения слова с орфограммами.
- Выпишите грамматическую основу
- Выпишите только деепричастие.
Какое выделенное слово обозначает основное действие, а какое-добавочное?
Обозначьте деепричастие буквой д. и сверху укажите вопрос.
Спишите второе предложение самостоятельно. Объясните его по заданию.
- Подведение итогов
- Что мы узнали?
— Что такое деепричастие?
— Какое действие обозначает?
— От каких частей речи взяло признаки?
- А чему научились?
Обобщая тему урока, выберите ключевые слова в упр. 3 на листочках.
- Закрепление материала.
- Прочитайте что у вас получилось.
- Почему вы выбрали эти слова?
- Домашняя работа п.28, упр. 185 (2 абзац), составить на основе ключевых слов ( упр.3) текст о деепричастии (5-7 предлож)
- Рефлексия: Покажи класс-дизлайк.
- Исследовательская работа выполнена хорошо?
- Вы были внимательны?
- А грамотность соблюдали?
- Вы можете себя похвалить?
- Настроение у вас по-прежнему хорошее?
Если у вас всё получилось, поднимите руки вверх.
Если вы столкнулись с трудностями, но в ходе урока стало понятно, покажите класс.
Если вы расстроены чем-то, покажите дизлайк.
Спасибо всем за работу на уроке, а особенно …
Урок закончен.
чек-лист деепричастие как часть речи
