Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Солнышко» городского округа город Буй
Конспект музыкального досуга, посвященного творчеству композитора
Д. Д. Шостаковича
Для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Музыка)
Тема «Великая музыка Дмитрия Шостаковича – детям»
С использованием информационно-коммуникативной технологии
Подготовила музыкальный руководитель
Махнова Марина Валентиновна
2022 год
Цель: приобщение детей к творческому наследию композитора Д.Д.Шостаковича.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с детским альбомом «Танцы кукол» Д. Д. Шостаковича
- Формировать у детей умение различать танцевальные жанры в музыке.
- Обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомства с произведениями Д. Д. Шостаковича.
Развивающие:
- Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений: умению выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
- Продолжать развивать у детей навыки совместной игры на музыкальных и шумовых инструментах, развивать чувство ансамбля.
- Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, дружеское отношение к сверстникам
- Воспитывать любовь к классической музыке.
Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности, лежащие в основе организации образовательной деятельности: музыкальная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: фронтальная
Методы и приёмы:
- Словесные (рассказ, беседа, ответы на вопросы музыкального руководителя)
- Наглядные (показ презентации)
- Практические (слушание, пение, танец, игра на музыкальных инструментах,).
Оборудование: видеопроектор, ноутбук, музыкальные инструменты (металлофон, бубны, бубенцы); мольберт, стулья по количеству детей и взрослых, цифровое пианино, сундучок с игрушками: принц и принцесса, Мальвина и Буратино, нарядная кукла, кукла-клоун, куколка-балеринка, легкие разноцветные шарфы для вальса.
Предварительная работа: прослушивание пьес из альбома Д. Шостаковича «Танцы кукол», разучивание танцевальных композиций под музыку Д. Шостаковича: «Гавот», «Вальс-шутка», «Шарманка», «Лирический вальс», «Танец» — игра на музыкальных инструментах, разучивание песни «Музыка», слова и музыка З. Роот.
Словарная работа: объяснение слов гавот, шарманка, композитор, пианист, консерватория.
Музыкальный репертуар:
Пьесы из альбома Д. Шостаковича «Танцы кукол»:
«Романс», «Гавот», «Вальс-шутка», «Шарманка», «Лирический вальс», «Танец»;
Песня «Музыка», слова и музыка З. Роот.
| Этапы мероприятия | Деятельность музыкального руководителя | Деятельность детей |
| Мотивационный этап | Звучит аудио запись «Романса» из цикла «Танцы кукол», Д.Д.Шостаковича
(Слайд№1–Портрет Д.Д.Шостаковича) Встречаю детей в музыкальном зале. —Здравствуйте, дети! Мне очень приятно видеть вас в нашем уютном зале. -Тихо-тихо рядом сядем, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде, В разноцветном, расписном! И раздвинутся вдруг стены– Вся земля видна вокруг: Плывут звуки речкой пенной, Тихо дремлет лес и луг… Вдаль бегут лесные тропки, Тают в дымке голубой… Это музыка торопит и Зовет нас за собой! Тихо-тихо рядом сядем, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде, В разноцветном, расписном! К. Ибряевой -Дети, какая красивая музыка звучала, когда вы заходили в зал? Вы ее узнали? Как она называется? -Да, это звучал «Романс». Кто написал этот романс? -Правильно. Это Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Сегодня я хочу вам рассказать об этом выдающемся композиторе ХХ века–Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче. Садитесь все поудобнее и послушайте такую историю. |
Дети заходят в зал и рассаживаются на места. Перед ними–экран с изображением портрета композитора.
Дети здороваются, слушают музыкального руководителя, Эмоционально реагируют. Примерные ответы детей: -Пьеса называется «Романс» -Не знаю и др. Примерные ответы детей: -композитор Дмитрий Шостакович-композитор -не знаю -Этот романс написал композитор Дмитрий Шостакович, др. |
| Ориентировочный этап | (Слайд № 2, 3 «Фото видов Петербурга»)
-Есть на реке Неве прекрасный и величественный город Санкт-Петербург. Вот в этом городе в образованной музыкальной семье 25сентября 1906года (115летназад) родился мальчик Дима – Дима Шостакович. (Слайд № 4,5) — Отец будущего композитора, Дмитрий Болеславович, очень хорошо пел и играл на гитаре, а мама, Софья Васильевна, прекрасно играла на фортепиано (рояле). В доме Шостаковичей постоянно звучала музыка. Соседи по квартире тоже были музыкантами. Они организовали небольшой оркестр, и маленький Дима часами мог просиживать в коридоре, чтобы слушать, как в соседней квартире звучит музыка. (Слайд № 6, 7) -Любовь к музыке и желание ей заниматься у маленького Димы началась после того, как он побывал на опере «Сказка о царе Салтане». (слайд № 8,9) -Первым учителем музыки Димы была его мама. Мальчик был очень музыкален и запоминал все музыкальные произведения наизусть без заучивания. Маленький Дима делал огромные успехи и, как только, научился играть «по линеечкам», тут же начал сочинять музыку сам. Поняв, что у сына большой талант родители отдали мальчика в музыкальную школу. В консерваторию Д.Шостакович был принят в 13 лет, хотя в консерваторию поступают обычно уже взрослые люди. Окончил ее с отличием по двум специальностям – как пианист и как композитор. Шостакович был не обыкновенно трудолюбив, одержим работой. Композитор создал много разнообразных произведений, но самое важное место в творчестве композитора занимают симфонии. Он написал 15 симфоний, которые принесли ему мировую славу. -Дети, а вы знаете, что такое симфония? -Симфония–это большое произведение для оркестра. Длятся симфонии около часа, а иногда и дольше. В своей музыке композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович отразил все драматические события своего времени. Д. Д. Шостакович написал немного произведений для детей. Это сборник фортепианных пьес «Детская тетрадь», который он подарил своей дочке Гале в день ее рождения и сборник «Танцы кукол». Вот о сборнике «Танцы кукол» я и хочу сегодня повести речь. Когда Дмитрий Дмитриевич был маленький, ему приснился сказочный сон. Будто бы он забрел на чердак своего дома. Среди старых забытых вещей он нашел огромный, покрытый паутиной и пылью сундук. В нём было множество разных предметов – сундук был наполнен самыми разными куклами. Здесь были куклы из детского кукольного театра, которые одевались на руку и оживали. Были и куклы в старинных бальных нарядах. И куклы-матрёшки в расписных сарафанах. А также куклы, сшитые из тряпок, был и шарманщик, который на кручивал ручку своей шарманки. А на самом дне лежала кукла необыкновенной красоты. На ней было красивое платье с блёстками, золотые локоны обрамляли красивое личико, глазки, словно звёздочки горели глянцевым блеском, она напоминала сказочную Фею. Дети заигрались с куклами и устроили целое представление. Им казалось, что они очутились в красивом большом зале, где были рассажены все их куклы. И вдруг зазвучала чудесная музыка. Она была такой волшебной, что нельзя было не восторгаться ею, нежная, изящная, красивая. Услышав эту музыку, Фея-кукла, вдруг словно проснулась ото сна, ожила и стала танцевать, кружиться и стала звать других кукол на бал: «Куклы, милые, вставайте, бал волшебный открывайте!» И зазвучала другая волшебная музыка и на середину зала один за другим стали выходить куклы и танцевать, танцевать…Но вдруг музыка неожиданно закончилась, и все куклы очень огорчились. Но шарманщик спас положение. Так бы и дальше продолжался сказочный сон, но тут мама тронула Митю за плечо и сказала: «Митя, Митя просыпайся! В гостиной ждёт тебя чай с твоими любимыми пирожными. И Митя проснулся! Позже, став композитором, он воплотил свой сказочный сон в музыке. Так появился детский альбом «Танцы кукол», который композитор посвятил своей дочери Галине. И сегодня, я хочу пригласить вас на настоящий кукольный бал, который мы устроим в честь дня рождения великого композитора. Вы согласны? |
Дети внимательно слушают педагога, рассматривают фотографии города, эмоционально реагируют, делятся впечатлениями друг с другом.
Дети внимательно смотрят на экран ,рассматривают яркие сцены из оперы, радуются. Дети смотрят на экран, слушают, рассматривают биографические фотографии Д.Шостаковича (композитор за роялем, за рабочим столом, беседует с коллегами, общается со студентами и т.д.) Примерные ответы детей: «да», «нет»,«не знаю», др. Дети внимательно слушают, эмоционально реагируют. Дети рассматривают слайд с изображением симфонического оркестра. Дети слушают и смотрят на экран, рассматривают слайды с изображением разных кукол, радуются, восхищаются, удивляются. Примерны ответы детей: -Да! -Согласны! |
| Исполнительный этап | Звучат праздничные фанфары.
Звучит волшебная музыка, цокот копыт. Вслед за «лошадками» вхожу я в образе сказочной феи. — К вам, друзья, явилась я из сказочной страны, Слышу, музыка играет, значит, веселиться будем мы. Бал сегодня объявляю, бал сегодня открываю! Куклы сказочной страны танцевать на нем должны. Пробьют часы двенадцать раз, Свершится волшебство: Все куклы оживут тот час! Какое торжество! Звучит бой часов. Волшебная музыка. Фея обходит сундук, дотрагивается до него волшебной палочкой .Сундук открывается. -Мой волшебный сундучок Открыл свободно свой крючок Какие куклы спрятались от вас? Вы увидите сейчас. (Достает из сундучка кукол Принца и принцессу) -Посмотрите-ка, посмотрите, здесь мои старые друзья — Маленький Принц и его прекрасная Принцесса. Ах как она хороша, что невозможно не залюбоваться ею, а Принц держится горделиво, с достоинством. -Палочку волшебную вновь я поднимаю, Кого же танцевать я приглашаю? Достаю из сундучка куклу. -Вот и маленькие куколки. Они услышали звуки своего легкого красивого вальса и стали изящно исполнять свои «па». -Палочку волшебную вновь я поднимаю, Кого же танцевать я приглашаю? (Достаю из сундучка кукол Буратино и Мальвину). -Сказочные герои – Буратино и Мальвина держатся вместе. Им тоже не терпится повеселиться и показать всем свой танец. -Вот появился еще один мой старый, знакомый. Да это же шарманщик со своей неразлучной, шарманкой. Он стал крутить ручку своей любимицы, и из неё полилась озорная музыка. Палочку волшебную вновь я поднимаю, Кого же танцевать я приглашаю? Заглядываювсундучок,достаюкуклуклоуна. —А клоунов на балу не видали? Куда же они пропали? Вот слышим мы их звонкий смех, Они сейчас развеселят нас всех. -Ах, вот же они. Веселят и смешат всех кукол. Занимаю место за фортепиано, исполняю пьесу Д. Шостаковича «Танец» -Палочку волшебную вновь я поднимаю, Кого же танцевать я приглашаю? Достаю из сундука куколку- балеринку. -Легка, изящна и воздушна, Смычку волшебному послушна, Кружится в танце балерина, Она нас всех собой пленила. |
В зал входят глашатаи.(мальчик и девочка)
1-й глашатай: — Внимание, внимание! Мы приглашаем всех на бал, Веселый шумный карнавал! 2-й глашатай: — Пусть все смеются, танцуют, поют, Вас чудеса впереди еще ждут! В зал въезжает «упряжка» лошадей (две девочки).Они обходят зал по кругу и останавливаются в центре, выразительно «бьют копытцем, затем проходят на свои места. Дети внимательно смотрят, следят за действиями феи. Дети с интересом рассматриваюткукол,эмоциональнореагируют,высказываютсвоивпечатления. В центр зала выходит мальчик. -Звучит торжественно Гавот, Изящно и неторопливо. И двигаются гордо пары, важно- Шаги, поклоны, приседанья- Все прекрасно. Группа детей исполняет танец«Гавот». По окончании танца дети-зрители аплодируют танцорам. В центр зала выходят две девочки в кукольных платьях. 1-я кукла: -Закрывает Соня глазки– Начались ночные сказки: Незаметное движенье, Волшебство, полёт, круженье. 2-я кукла: -Оживают куклы, звуки, Шепчет месяц, шорох, стуки… Нежно льются звуки арфы, Вальс танцуют Маша с Марфой. «Вальс-шутка» исполняет группа девочек. Звучат аплодисменты. В центр зала выходит мальчик с шарманкой. Крутит ручку. В центр зала выходит мальчик -Мы танцуем польку Не устав нисколько. Мы танцуем вместе, Не стоим на месте. Дети исполняют «Польку-шарманку» Дети-зрители дарят свои аплодисменты. Дети: -Нет, невидали! В центр выходит клоун (мальчик) -И от грусти, и от скуки Могут вылечить нас всех Озорных мелодий, звуки Песни, пляски, шутки, смех. Дети исполняют пьесу «Танец» на бубнах и колокольчиках, металлофоне. Дети-зрители дарят оркестрантам свои аплодисменты. Девочка: О вальсе сказано немало, Он в песнях и в стихах воспет! Но сколько б танцев ни бывало, А лучше вальса танца нет! «Лирический вальс» танцуют девочки с разноцветными шарфами. |
| Рефлексия | -Музыка вдруг смолкла. Но так ли это?
Кажется, она звучит здесь и будет долго еще звучать Для каждого из нас. Так каждый день с волненьем будем ждать, Когда мы вместе дверь в страну мелодии, Ключом скрипичным отомкнем опять. -Вот и подошло концу наше удивительное путешествие в кукольную страну ,придуманную когда-то великим композитором Д.Д.Шостаковичем. Я очень надеюсь, что музыка великого композитора будет всегда рядом с вами. — Пришла пора нам расставаться. Я говорю всем до свидания! |
Дети выходят в центр зала, встают полукругом и исполняют песню «Музыка», муз.З.Роот.
Дети прощаются и выходят из зала. |
