Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа»
Педагогический проект:
«Моё Верхнекетье: сохраним прошлое — создадим будущее»
Разработчики проекта:
Домнина Г.О., учитель истории,
Лапо В.А., учитель начальных классов,
Шабанов Ю.В., учитель технологии,
Бекир Н.А., учитель иностранных языков
Белый Яр
2024-2025
Актуальность проекта.
На территории Верхнекетского района Томской области изначально проживали коренные народы Сибири, а именно селькупы и эвенки (Земля Верхнекетская, 1997). Малочисленные народы Верхнекетья вели традиционный образ жизни, имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение.
Их основными занятиями являлись таёжная охота и речное рыболовство. Однако в XVI веке с приходом русского населения жизненный уклад селькупов и эвенков стал кардинально меняться, начался процесс ассимиляции. Тем не менее, многие аспекты материальной и духовной культуры коренных жителей начали внедряться и в жизнь русских переселенцев, какие-то сохранились и по сей день. Очень важно сберечь остатки этого бесценного исторического опыта, так как любое истинное знание несёт в себе научную пользу. В настоящее время интерес к коренным малочисленным народам Сибири возрастает всё больше. Поэтому необходимо знать каким образом природа и народы Севера соединились в единую гармонию, создавая уникальный облик родного края. Ученики должны помнить о том, что истоки — это не просто прошлое, но и будущее, которое мы строим вместе.
Гипотеза проекта является приобщение детей к национальной культуре народов Севера, содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как наследника богатой истории и культуры Верхнекетья, желающего внести свой вклад в его развитие.
Уникальность проекта состоит в том, что он разработан для школ Верхнекетского района и отражает, преимущественно, культурное наследие нашего района.
Проблема, на решение которой направлен проект — это низкая вовлеченность школьников в изучение, сохранение, развитие и популяризацию культурного наследия малочисленных народов Верхнекетского района.
Целью проекта является:
- Приобщение дошкольников и учеников школ района через различные культурно-массовые мероприятия к уникальной культуре эвенков и селькупов, населяющих территорию Верхнекетского района, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям, для того, чтобы сохранить и популяризовать знания об историческом прошлом района.
- Воспитание любви и привязанность к родному краю через истоки, которые формировали культуру коренных народов, их традиции и ценности.
Задачи:
- Провести культурно-массовые мероприятия по повышению осведомленности молодёжи, учеников младшего и среднего возраста Верхнекетского района о культуре коренных малочисленных народов Сибири;
- Помочь через мероприятия понять особенности национальной культуры народов Сибири;
- Воспитывать среди молодёжи, школьников и взрослого населения эмоционально-положительное отношение к представителям народов Сибири.
- Привлечь внимание дошкольников, младших и средних школьников и их родителей к истории родного края.
- Расширить словарный запас дошкольников, младших и средних школьников.
- Разнообразить игровой опыт дошкольников, младших и средних школьников.
- Воспитать любовь и привязанность к родному краю через истоки, которые формировали культуру коренных народов, их традиции и ценности.
- Погрузить участников проекта в богатое разнообразие местных обычаев, языковых нюансов культуры народов Севера.
- Укрепить связь между поколениями через изучение истории родного края, что бы молодое поколение ощутило гордость за свои корни и осознало важность сохранения исторического наследия.
- Изучить теоретический материал по выбранной теме, используя различные источники, в том числе печатные и электронные издания, архивные данные;
- Провести интервьюирование представителей коренных жителей Верхнекетского района;
- Изготовить макеты орудий труда на основе собранной информации;
Описание проекта
Педагогический проект «Моё Верхнекетье: сохраним прошлое — создадим будущее» будет реализован на территории Верхнекетского района и Томской области для приобщения дошкольников, школьников, молодёжи к национальной культуре народов Севера, воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанием себя как наследника богатой истории и культуры Верхнекетья, желающего внести свой вклад в его развитие. Главной целью проекта является воспитание любви и привязанность к родному краю через истоки, которые формировали культуру коренных народов, их традиции и ценности. В рамках первого этапа педагогического проекта — подготовительного, были созданы рабочие группы, изучены теоретические вопросы по теме, разработаны планы работы. Были определение ответственные в экскурсионных группах, подобран материал для детских экскурсионных групп, разработаны методические рекомендации. На втором этап (основном) реализации проекта, будут проведены мероприятия, согласно разработанному плану для дошкольников, школьников, молодёжи и жителей Верхнекетского района и Томской области, с целью их вовлечения в популяризацию данной тематики, стимулированию интереса к глубокому изучению тематики жизни народов Севера, а также привести детей к осознанию себя наследниками богатой истории и культуры Верхнекетья, желающего внести свой вклад в его развитие, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции.
В перспективе, после получения результатов реализации проекта, возможно распространение данной практики на другие регионы.
Целевая аудитория: дошкольник, школьники, молодёжь, педагоги и жители Верхнекетского района и Томской области.
Команда:
- Домнина Г.О., Лапа В.А, Бекир Н.А., Шабанов Ю.В, педагоги МБОУ «Белоярская СОШ №1»;
- Команда экскурсоводов мини — музея «Затёски»;
- Волонтеры, ученики 7-11 МБОУ «Белоярская СОШ №1»;
Сроки реализации:2024-2025 учебный год
География проекта: На начальном этапе проект будет носить локальный характер. Планируется выступление на конференциях, мастер – классах с демонстрацией экспонатов музея на территории Верхнекетского района и Томской области.
Для решения поставленных задач применяются следующие формы работы, способствующие обогащению знаний о культуре малочисленных народов Верхнекетского района:
- викторины
- выставки
- экскурсии
- праздники
- игры: настольные, подвижные, сюжетно — ролевые
- театрализованные постановки
- организация кружковой работы
- тематические беседы
- мастер-классы
- проектная задача
- участие в оформлении мини — музея
- анкетирование, диагностика
- индивидуальная консультация (беседа)
- работа с медиаресурсами
Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, совместные мероприятия, экскурсии, дистанционные формы взаимодействия.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Содержание проекта
План реализации проекта.
| № | Этапы
реализации проекта |
Наименование мероприятия | Сроки проведения |
| 1. | Подготовительный этап (информационно-накопительный, организационный) | 1. Организация рабочей группы проекта
2. Изучение теоретических вопросов по теме. 3.Разработка планов работы (перспективный, тематический, план работы с родителями) 4.Определение ответственных в экскурсионных группах 5. Проведение инструктажей детских экскурсионных групп. (Домнина) 6. Подбор материала для детских экскурсионных групп. 6.Организация взаимодействия с социальными партнерами (краеведческий музей, специалисты РУО, районный отдел культуры) |
Сентябрь
Самообразование в течение сентября-октября В течение сентября-октября В течение сентября В течение сентября В течение сентября |
| 2. | Основной этап | 1.Разработка конспектов тематических экскурсий (Портфель экскурсовода) 2.Работа тематических экскурсионных групп. Проведение тематических экскурсий в 1-4 классах: «Жилища коренных народов Верхнекетского района», «Приспособления для охоты и рыболовства», «Использование растений в быту коренными малочисленными народами Верхнекетья», «Воспитание детей в семьях народов Севера», «Культовые куклы народов Севера», «Использование бересты коренными малочисленными народами», «Игры народов Севера»
Реализация работы с родителями по проекту: 1.Участие родителей в тематическом мероприятии «ЭТНОНОЧЬ» 2.Мастер-класс для родителей по изготовлению крапивной нити. 3.Мастер-класс для родителей по изготовлению культовой куклы селькупов. (В каждой избушке свои игрушки) 4.Представление мини – музея «Затёски» на празднике «Большой Амикан» и проведения мастер-классов «Игры народов Севера», «Куклы — обереги». Привлечение родителей для оказания помощи. 5.Участие родителей в празднике «Народы Севера встречают весну» Организация образовательного этнокультурного пространств 1.Пополнение экспозиций мини-музея «Затёски» новыми макетами 2. Изготовление информационного стенда. 3.Обеспечить доступ к музейным предметам и экспозициям «На каникулах в музей» культурно-познавательная экскурсия «Моё Верхнекетье: чем больше узнаю, тем больше берегу» для школьного детского лагеря Участие музея в мероприятиях, посвященному «Декада инвалидов» Проведение подвижных игр и соревнований «Хáнҗэртэ»» (среди первых-четвёртых классов) Обеспечение поисково-исследовательской деятельности. Создание видеороликов о проведённых мероприятиях Акция «Подарим музею экспонат». Межмузейные связи.Организация и проведение в рамках районного проекта «Музейное сотрудничество» выездных экскурсий «Здравствуй, музей» в
Межрайонные этнокультурные связи Участие в межрайонном конкурсе «Праздник охотника «Большой Амикан» Участие команды в межрайонный фестиваль-конкурс коренных малочисленных народов «Зов тайги» в г. Колпашево Продолжить сотрудничество сООО «Редакция газеты «Заря Севера» Ведение VK- страницы, которая будет содержать основную информацию о деятельности мини-музея в рамках проекта и повысит охват аудитории. Мероприятия в рамках школьного плана 1.Ломоносовские дни. 2.Проектная задача «Эвенки. Семейные ценности» 3.«Декада инвалидов» 4.Этноночь |
В течение сентября
В соответствии с планом работы мини-музея«Затёски»(с октября по май) В течение октября-мая март май сентябрь-май апрель сентябрь-май июнь, октябрь ноябрь декабрь-май сентябрь-май январь-май апрель октябрь-март Март Сентябрь Сентябрь-май В течении учебного года |
| 3. | Заключительный этап (обобщающий) | 1.Подведение итогов и анализ работ;
2.Обобщение результатов деятельности; 3.Трансляция опыта реализации проекта на: -школьных и районных методических советах; -научно – практических конференциях; — и других мероприятиях; 4.Проведение итогового мероприятии; 5. Оформление разработанных экскурсий и мероприятий в рамках данного пронекта; |
Риски проекта.
| № | Фактор риска | Мероприятия |
| 1 | Противоречия между ожиданиями и предлагаемой деятельностью. | Проведение опросов с целью планирования и коррекции работы |
| 2 | Формальное проведение мероприятий | Приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии и формы работы для правильного и полного осуществления настоящего проекта |
| 3 | Отсутствие обратной связи с участниками проекта. | Сотрудничество с другими организациями, проведение опросов, анкетирование. |
| 4 | Потеря интереса к занятиям | Использование игровой формы занятий, создание проблемной ситуации, мотивация. |
| 5 | Рост перегрузки учащихся | Координация расписания уроков и расписания внеурочной деятельности. |
| 6 | Нарушение сроков графика проведения мероприятий. | Корректировка графика |
Предполагаемая эффективность проекта
Количественные показатели:
- Количество обучающихся, удовлетворенных участием в проекте, составит не менее 75%.
- Количество обучающихся, принявших участие в проекте будет не менее 500 человек.
- Количество положительных отзывов в социальных сетях составит не менее 55%.
Качественные показатели:
- Предоставление возможности каждому участнику проявить свои знания и творческие способности.
- Поддержка и заинтересованность проекта районными структурами
Ожидаемые результаты:
- Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах малочисленных народов Верхнекетья;
- Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре малочисленных народов.
- Распространение педагогического опыта на методических мероприятиях разного уровня.
- Формирование ценностных, информационных и личностных компетенций учащихся.
- Появление у детей устойчивого положительного интереса к жизни и быту малочисленных народов Верхнекетья;
- Приобретение детьми практических умений по работе различными материалами. (дерево, береста, ткани, растения, изготовление природных красителей и т.д)
- Создана предметно – развивающая среда по этно-культурному образованию.
- Активное участие родителей в организации и проведении мероприятий (мастер класс, беседы и др.)
Продукт: В рамках проекта будет создан образовательный контент, включая экспонаты для мини-музея, видеоматериалы, календари, которые будут доступны для широкой аудитории, методические разработки проводимых мероприятий.
Ресурсы
| № | Ресурсы | Наименование | Источники финансирования |
| 1 | Материально-технические | Техническое оборудование (мультимедийное оборудование, звуковое оборудование, фото – видеоаппаратура). | МБОУ «Белоярская СОШ №1» |
| 2 | Информационные | Специальная литература, официальные аккаунты школы в социальных сетях.
Размещение информации для участия в мероприятиях данного проекта. |
МБОУ «Белоярская СОШ №1» |
| 3 | Кадровые | Организаторы проекта учителя, экскурсоводы, кружковцы, волонтёры, родители, информанты, представители КМНС. | МБОУ «Белоярская СОШ №1»
Представители учреждений культуры и дополнительного образования детей, авторы детских книг о культурном наследии России, и др. |
Партнёры проекта:
1.Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1» Верхнекетского района Томской области.
2. Управление образования Администрации Верхнекетского района.
3. Муниципальное автономное учреждение «Культура».
4.Краеведческий музей п. Белый Яр Верхнекетского района.
5.Представители КМНС
6.Школы Верхнекетского района
-
-
МАОУ «Белоярская СОШ №2»
-
-
МБОУ «Клюквинская СОШИ»
-
МБОУ «Степановская СОШ»
-
МАДОУ «Верхнекетский детский сад»
-
МАУ ДО «РДТ»
-
ООО «Редакция газеты «Заря Севера»
Методы диагностики:
- наблюдение
- анкетирование
- опрос
Программа продвижения проекта:
Привлечение внимания районной общественности, районных СМИ, а также вовлечение в проект новые партнёров в лице Районного краеведческого музея, Архивного отдела Администрации Верхнекетского района, Центральной библиотеки Верхнекетского района позволит распространить опыт данного проекта в регионах и вдохновить молодых людей на изучение и сохранение культуры КМНС.
Работа по дальнейшему развитию проекта будет проходит по трем ключевым направлениям:
1) Поисково-собирательные работы, а также работа с коренным населением с целью сбора новой информации
2) Будет развернута работа по дополнению и улучшению экспозиции музея
3) Информационная компания, направленная на освещение данного проекта (выезды на конференции, а также проведение внеклассных мероприятий в общеобразовательных заведениях Томской области, а также, при возможности, и других субъектах РФ).
Но самое главное – выход на межрегиональный уровень. Это напрямую затрагивает вопрос сохранения культуры малой Родины. Расширение географии деятельности позволит нам:
Усилить связь с историей: привлечь внимание к уникальному культурному наследию нашего района, его традициям, обычаям и культуре.
Сохранить и приумножить культурные ценности: обеспечить сохранность экспонатов, артефактов.
Вовлечь молодое поколение: заинтересовать молодежь в истории и культуре родного края, воспитать чувство гордости за свою малую Родину и стремление к ее процветанию.
Укрепить межрегиональные связи: наладить сотрудничество с другими музеями, культурными организациями и образовательными учреждениями, что будет способствовать обмену опытом и развитию культурного туризма.
Список использованной литературы
1.Дуткина В.А., Белинская М.Х. Эвенки Верхнекетья: Историко- этнографический очерк/ отв. Ред.Е.Ф. Афанасьева – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015
- Зотова, Н.К. Обучение проектированию образовательных систем в условиях дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – Электрон. дан. – Москва : ФЛИНТА, 2014. – 324 с.
- Пелих Г.И. Происхождение селькупов XVII века (очерк социально- экономической истории). – Томск: Издательство Томского университета, 1992.
- Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX и первой четверти XX столетия.
- Сирелиус, У. Т. Путешествие к хантам. Томск: Издательство Томского университета, 2001.
6.Земля Верхнекетская : сборник научно-популярных очерков к 60-летию образования Верхнекетского района / [отв. ред. Я.А.Яковлев]; Адм. Верхнекетск. района; Том.обл. краев. музей. — Томск: Издательство Томского университета, 1997.
- Историко- этнографический атлас Сибири, под. ред. М.Г. Левина и Л.П. Потапова – Издательство Академии наук СССР, Москва, Ленинград, 1961.
- Самойлова М.В. Педагогическое проектирование: учебное пособие / М.В. Самойлова. – Симферополь : ИП Хотеева Л. В., 2019. – 124 с.
- Султанова, Л.Ф. Педагогическое проектирование [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л.Ф. Султанова, Л.С. Скрябина, Л.А. Митакович. – Электрон. дан. – Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2015. – 95 с.
- Селькупы: Очерки традиционной культуры и селькупского языка: монография/ Н.А. Тучкова, С.В. Глушков, Е. Ю. Кошелева и др.; Томский политехнический университет. — 2-е изд., испр. и доп.- Томск. Изд-во Томский политехнический университет, 2013.
- Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – Электрон. дан. – Москва : ФЛИНТА, 2014. – 144 с.
- https://usamodelkina-ru.turbopages.org/usamodelkina.ru/s/8784-lesnaya-sherst-iz-sosnovoy-hvoi.html . (Дата обращения 10.10.2019; 5.09.2020)
Респонденты:
Боярин Василий Семёнович, проживающий по адресу: п. Степановка (тел.: 8-961-78-90)
Домнин Владимир Васильевич, проживающий по адресу: п. Белый Яр, Томской области, Верхнекетского района, ул. Береговая, дом 10, (тел. 8-38-258-2-35-50)
