Бекир Наталья Александровна - учитель иностранных языков,
Шабанова Юрий Васильевич - учитель труда (технологии),
Домнина Галина Олеговна - учитель истории,
Лапо Валентина Александровна - учитель начальных классов
МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1», Верхнекетского района, Томской области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №199154
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Педагогический проект: «Моё Верхнекетье: сохраним прошлое - создадим будущее»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №199154


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Белоярская средняя общеобразовательная школа»

Педагогический проект:

 «Моё Верхнекетье: сохраним прошлое — создадим будущее» 

Разработчики проекта:

Домнина Г.О., учитель истории,

Лапо В.А., учитель начальных классов,

Шабанов Ю.В., учитель технологии,

Бекир Н.А., учитель иностранных языков

Белый Яр

2024-2025

Актуальность проекта.

На территории Верхнекетского района Томской области изначально проживали коренные народы Сибири, а именно селькупы и эвенки (Земля Верхнекетская, 1997). Малочисленные народы Верхнекетья вели традиционный образ жизни, имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение.

Их основными занятиями являлись таёжная охота и речное рыболовство. Однако в XVI веке с приходом русского населения жизненный уклад селькупов и эвенков стал кардинально меняться, начался процесс ассимиляции. Тем не менее, многие аспекты материальной и духовной культуры коренных жителей начали внедряться и в жизнь русских переселенцев, какие-то сохранились и по сей день. Очень важно сберечь остатки этого бесценного исторического опыта, так как любое истинное знание несёт в себе научную пользу. В настоящее время интерес к коренным малочисленным народам Сибири возрастает всё больше. Поэтому необходимо знать каким образом природа и народы Севера соединились в единую гармонию, создавая уникальный облик родного края. Ученики должны помнить о том, что истоки — это не просто прошлое, но и будущее, которое мы строим вместе.

     Гипотеза проекта является приобщение детей к национальной культуре народов Севера, содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как наследника богатой истории и культуры Верхнекетья, желающего внести свой вклад в его развитие.              

Уникальность проекта состоит в том, что он разработан для школ Верхнекетского района и отражает, преимущественно, культурное наследие нашего района.

Проблема, на решение которой направлен проект — это низкая вовлеченность школьников в изучение, сохранение, развитие и популяризацию культурного наследия малочисленных народов Верхнекетского района.

 

Целью проекта является:  

  1. Приобщение дошкольников и учеников школ района через различные культурно-массовые мероприятия к уникальной культуре эвенков и селькупов, населяющих территорию Верхнекетского района, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям, для того, чтобы сохранить и популяризовать знания об историческом прошлом района. 
  2. Воспитание любви и привязанность к родному краю через истоки, которые формировали культуру коренных народов, их традиции и ценности.

Задачи: 

  • Провести культурно-массовые мероприятия по повышению осведомленности молодёжи, учеников младшего и среднего возраста Верхнекетского района о культуре коренных малочисленных народов Сибири;
  1. Помочь через мероприятия понять особенности национальной культуры народов Сибири;
  2. Воспитывать среди молодёжи, школьников и взрослого населения эмоционально-положительное отношение к представителям народов Сибири.
  3. Привлечь внимание дошкольников, младших и средних школьников и их родителей к истории родного края.
  4. Расширить словарный запас дошкольников, младших и средних школьников.
  5. Разнообразить игровой опыт дошкольников, младших и средних школьников.
  6. Воспитать любовь и привязанность к родному краю через истоки, которые формировали культуру коренных народов, их традиции и ценности.
  7. Погрузить участников проекта в богатое разнообразие местных обычаев, языковых нюансов культуры народов Севера.
  8. Укрепить связь между поколениями через изучение истории родного края, что бы молодое поколение ощутило гордость за свои корни и осознало важность сохранения исторического наследия.
  9. Изучить теоретический материал по выбранной теме, используя различные источники, в том числе печатные и электронные издания, архивные данные;
  10. Провести интервьюирование представителей коренных жителей Верхнекетского района;
  11. Изготовить макеты орудий труда на основе собранной информации;

 

Описание проекта

Педагогический проект «Моё Верхнекетье: сохраним прошлое — создадим будущее» будет реализован на территории Верхнекетского района и Томской области для приобщения дошкольников, школьников, молодёжи к национальной культуре народов Севера, воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанием себя как наследника богатой истории и культуры Верхнекетья, желающего внести свой вклад в его развитие. Главной целью проекта является воспитание любви и привязанность к родному краю через истоки, которые формировали культуру коренных народов, их традиции и ценности. В рамках первого этапа педагогического проекта — подготовительного, были созданы рабочие группы, изучены теоретические вопросы по теме, разработаны планы работы. Были определение ответственные в экскурсионных группах, подобран материал для детских экскурсионных групп, разработаны методические рекомендации. На втором этап (основном) реализации проекта, будут проведены мероприятия, согласно разработанному плану для дошкольников, школьников, молодёжи и жителей Верхнекетского района и Томской области, с целью их вовлечения в популяризацию данной тематики, стимулированию интереса к глубокому изучению тематики жизни народов Севера, а также  привести детей к осознанию себя наследниками богатой истории и культуры Верхнекетья, желающего внести свой вклад в его развитие, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции.

В перспективе, после получения результатов реализации проекта, возможно распространение данной практики на другие регионы.

Целевая аудитория: дошкольник, школьники, молодёжь, педагоги и жители Верхнекетского района и Томской области.

 

Команда: 

  • Домнина Г.О., Лапа В.А, Бекир Н.А., Шабанов Ю.В, педагоги МБОУ «Белоярская СОШ №1»;
  • Команда экскурсоводов мини — музея «Затёски»;
  • Волонтеры, ученики 7-11 МБОУ «Белоярская СОШ №1»;

 

Сроки реализации:2024-2025 учебный год

География проекта: На начальном этапе проект будет носить локальный характер. Планируется выступление на конференциях, мастер – классах с демонстрацией экспонатов музея на территории Верхнекетского района и Томской области.

Для решения поставленных задач применяются следующие формы работы, способствующие обогащению знаний о культуре малочисленных народов Верхнекетского района:  

  • викторины
  • выставки
  • экскурсии 
  • праздники
  • игры: настольные, подвижные, сюжетно — ролевые
  • театрализованные постановки
  • организация кружковой работы
  • тематические беседы
  • мастер-классы
  • проектная задача
  • участие в оформлении мини — музея
  • анкетирование, диагностика
  • индивидуальная консультация (беседа)
  • работа с медиаресурсами

Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, совместные мероприятия, экскурсии, дистанционные формы взаимодействия.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

 

Содержание проекта

План реализации проекта.

Этапы

реализации проекта

Наименование мероприятия Сроки проведения
1. Подготовительный этап (информационно-накопительный, организационный) 1. Организация рабочей группы проекта

2. Изучение теоретических вопросов по теме.

3.Разработка планов работы (перспективный, тематический, план работы с родителями) 

4.Определение ответственных в экскурсионных группах 

5. Проведение инструктажей детских экскурсионных групп. (Домнина)

6. Подбор материала для детских экскурсионных групп.

6.Организация взаимодействия с социальными партнерами (краеведческий музей, специалисты РУО, районный отдел культуры) 

Сентябрь

Самообразование в течение сентября-октября

В течение сентября-октября

В течение сентября

В течение сентября

В течение сентября

 

2. Основной этап 1.Разработка конспектов тематических экскурсий (Портфель экскурсовода)                                           2.Работа тематических экскурсионных групп. Проведение тематических экскурсий в 1-4 классах:                                                         «Жилища коренных народов Верхнекетского района», «Приспособления для охоты и рыболовства»,                                        «Использование растений в быту коренными малочисленными народами Верхнекетья», «Воспитание детей в семьях народов Севера»,                               «Культовые куклы народов Севера»,                                                     «Использование бересты коренными малочисленными народами»,                                                           «Игры народов Севера»

Реализация работы с родителями по проекту:                                                      1.Участие родителей в тематическом мероприятии «ЭТНОНОЧЬ»                                               2.Мастер-класс для родителей по изготовлению крапивной нити. 3.Мастер-класс для родителей по изготовлению культовой куклы селькупов. (В каждой избушке свои игрушки)  

4.Представление мини – музея «Затёски» на  празднике   «Большой Амикан»  и проведения мастер-классов «Игры народов Севера», «Куклы — обереги». Привлечение родителей для оказания помощи.                                       

5.Участие родителей в празднике «Народы Севера встречают весну»

Организация образовательного этнокультурного пространств            1.Пополнение экспозиций мини-музея «Затёски» новыми макетами 

2. Изготовление информационного стенда.                                                   3.Обеспечить доступ к музейным предметам и экспозициям 

«На каникулах в музей»           культурно-познавательная экскурсия «Моё Верхнекетье: чем больше узнаю, тем больше берегу» для школьного детского лагеря

Участие музея в мероприятиях, посвященному «Декада инвалидов»

Проведение подвижных игр и соревнований «Хáнҗэртэ»» (среди первых-четвёртых классов)

Обеспечение поисково-исследовательской деятельности.

Создание видеороликов о проведённых мероприятиях

Акция «Подарим музею экспонат».

Межмузейные связи. 

Организация и проведение в рамках районного проекта «Музейное сотрудничество» выездных экскурсий «Здравствуй, музей» в

    1. МАОУ «Белоярская СОШ №2»

  • МБОУ «Клюквинская СОШИ»

  1. МБОУ «Степановская СОШ»

  2. МАДОУ «Верхнекетский детский сад» 

Межрайонные этнокультурные связи

Участие в межрайонном конкурсе «Праздник охотника «Большой Амикан»

Участие команды в межрайонный фестиваль-конкурс коренных малочисленных народов «Зов тайги» в г. Колпашево

Продолжить сотрудничество сООО «Редакция газеты «Заря Севера»

Ведение VK- страницы, которая будет содержать основную информацию о деятельности мини-музея в рамках проекта и повысит охват аудитории.

Мероприятия в рамках школьного плана

1.Ломоносовские дни.

2.Проектная задача «Эвенки. Семейные ценности»

3.«Декада инвалидов»

4.Этноночь

В течение сентября

В соответствии с планом работы мини-музея«Затёски»(с октября по май)

В течение октября-мая 

март

май

сентябрь-май

апрель

сентябрь-май

июнь, октябрь

ноябрь

декабрь-май

сентябрь-май

январь-май

апрель

октябрь-март

Март

Сентябрь

Сентябрь-май

В течении учебного года

3.  Заключительный этап (обобщающий) 1.Подведение итогов и анализ работ;

2.Обобщение результатов деятельности;

3.Трансляция опыта реализации проекта на: 

-школьных и районных методических советах; 

-научно – практических конференциях;

— и других мероприятиях;

4.Проведение итогового мероприятии;

5. Оформление разработанных экскурсий и мероприятий в рамках данного пронекта;

 

Риски проекта.

Фактор риска Мероприятия
1 Противоречия между ожиданиями и предлагаемой деятельностью. Проведение опросов с целью планирования и коррекции работы
2 Формальное проведение мероприятий Приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии и формы работы для правильного и полного осуществления настоящего проекта
3 Отсутствие обратной связи с участниками проекта. Сотрудничество с другими организациями, проведение опросов, анкетирование.
4 Потеря интереса к занятиям Использование игровой формы занятий, создание проблемной ситуации, мотивация.
5 Рост перегрузки учащихся Координация расписания уроков и расписания внеурочной деятельности.
6 Нарушение сроков графика проведения мероприятий. Корректировка графика

Предполагаемая эффективность проекта

Количественные показатели:

  • Количество обучающихся, удовлетворенных участием в проекте, составит не менее 75%.
  • Количество обучающихся, принявших участие в проекте будет не менее 500 человек.
  • Количество положительных отзывов в социальных сетях составит не менее 55%.

Качественные показатели:

  • Предоставление возможности каждому участнику проявить свои знания и творческие способности.
  • Поддержка и заинтересованность проекта районными  структурами

Ожидаемые результаты:

  1. Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах малочисленных народов Верхнекетья;
  2. Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре малочисленных народов.
  3. Распространение педагогического опыта на методических мероприятиях разного уровня.
  4. Формирование ценностных, информационных и личностных компетенций учащихся.
  5. Появление у детей устойчивого положительного интереса к жизни и быту малочисленных народов Верхнекетья;
  6. Приобретение детьми практических умений по работе различными материалами. (дерево, береста, ткани, растения, изготовление природных красителей и т.д)
  7. Создана предметно – развивающая среда по этно-культурному образованию.
  8. Активное участие родителей в организации и проведении мероприятий  (мастер класс,  беседы и др.)

Продукт: В рамках проекта будет создан образовательный контент, включая экспонаты для мини-музея, видеоматериалы, календари, которые будут доступны для широкой аудитории, методические разработки проводимых мероприятий.

 

Ресурсы

Ресурсы Наименование Источники финансирования
1 Материально-технические Техническое оборудование (мультимедийное оборудование, звуковое оборудование, фото – видеоаппаратура). МБОУ «Белоярская СОШ №1»
2 Информационные Специальная литература, официальные аккаунты школы в социальных сетях.

Размещение информации для участия в мероприятиях данного проекта.

МБОУ «Белоярская СОШ №1»
3 Кадровые Организаторы проекта учителя, экскурсоводы, кружковцы, волонтёры, родители, информанты, представители КМНС. МБОУ «Белоярская СОШ №1»

Представители учреждений культуры и дополнительного образования детей, авторы детских книг о культурном наследии России, и др.

 

Партнёры проекта:

1.Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1» Верхнекетского района Томской области.

2. Управление образования Администрации Верхнекетского района. 

3. Муниципальное автономное учреждение «Культура».

4.Краеведческий музей п. Белый Яр Верхнекетского района.

5.Представители КМНС

6.Школы Верхнекетского района

    • МАОУ «Белоярская СОШ №2»

  • МБОУ «Клюквинская СОШИ»

  • МБОУ «Степановская СОШ»

  • МАДОУ «Верхнекетский детский сад» 

  • МАУ ДО «РДТ»

  • ООО «Редакция газеты «Заря Севера»

Методы диагностики:

  • наблюдение
  • анкетирование
  • опрос

Программа продвижения проекта:

Привлечение внимания районной общественности, районных СМИ, а также вовлечение в проект новые партнёров в лице Районного краеведческого музея, Архивного отдела Администрации Верхнекетского района, Центральной библиотеки Верхнекетского района позволит распространить  опыт данного проекта в регионах и вдохновить молодых людей на изучение и сохранение культуры КМНС.

Работа по дальнейшему развитию проекта будет проходит по трем ключевым направлениям:

1) Поисково-собирательные работы, а также работа с коренным населением с целью сбора новой информации 

2) Будет развернута работа по дополнению и улучшению экспозиции музея 

3) Информационная компания, направленная на освещение данного проекта (выезды на конференции, а также проведение внеклассных мероприятий в общеобразовательных заведениях Томской области, а также, при возможности, и других субъектах РФ).

Но самое главное – выход на межрегиональный уровень. Это напрямую затрагивает вопрос сохранения культуры малой Родины. Расширение географии деятельности позволит нам:
Усилить связь с историей: привлечь внимание к уникальному культурному наследию нашего района, его традициям, обычаям и культуре.
Сохранить и приумножить культурные ценности: обеспечить сохранность экспонатов, артефактов.
Вовлечь молодое поколение: заинтересовать молодежь в истории и культуре родного края, воспитать чувство гордости за свою малую Родину и стремление к ее процветанию.
Укрепить межрегиональные связи: наладить сотрудничество с другими музеями, культурными организациями и образовательными учреждениями, что будет способствовать обмену опытом и развитию культурного туризма.

Список использованной литературы

1.Дуткина В.А., Белинская М.Х. Эвенки Верхнекетья: Историко- этнографический очерк/ отв. Ред.Е.Ф. Афанасьева – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015

  1. Зотова, Н.К. Обучение проектированию образовательных систем в условиях дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – Электрон. дан. – Москва : ФЛИНТА, 2014. – 324 с.
  2. Пелих Г.И. Происхождение селькупов XVII века (очерк социально- экономической истории). – Томск: Издательство Томского университета, 1992.
  3. Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX и первой четверти XX столетия.
  4. Сирелиус, У. Т.  Путешествие к хантам. Томск: Издательство Томского университета, 2001.

6.Земля Верхнекетская : сборник научно-популярных очерков к 60-летию образования Верхнекетского района / [отв. ред. Я.А.Яковлев]; Адм. Верхнекетск. района; Том.обл. краев. музей. — Томск: Издательство Томского университета, 1997. 

  1. Историко- этнографический атлас Сибири, под. ред. М.Г. Левина и Л.П. Потапова – Издательство Академии наук СССР, Москва, Ленинград, 1961.
  2. Самойлова М.В. Педагогическое проектирование: учебное пособие / М.В. Самойлова. – Симферополь : ИП Хотеева Л. В., 2019. – 124 с.
  3. Султанова, Л.Ф. Педагогическое проектирование [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л.Ф. Султанова, Л.С. Скрябина, Л.А. Митакович. – Электрон. дан. – Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2015. – 95 с.
  4. Селькупы: Очерки традиционной культуры и селькупского языка: монография/ Н.А. Тучкова, С.В. Глушков, Е. Ю. Кошелева и др.; Томский политехнический университет. — 2-е изд., испр. и доп.- Томск. Изд-во Томский политехнический университет, 2013.
  5. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – Электрон. дан. – Москва : ФЛИНТА, 2014. – 144 с.
  6. https://usamodelkina-ru.turbopages.org/usamodelkina.ru/s/8784-lesnaya-sherst-iz-sosnovoy-hvoi.html . (Дата обращения 10.10.2019; 5.09.2020) 

Респонденты:

Боярин Василий Семёнович, проживающий по адресу: п. Степановка (тел.: 8-961-78-90)

Домнин Владимир Васильевич, проживающий по адресу: п. Белый Яр, Томской области, Верхнекетского района, ул. Береговая, дом 10,  (тел. 8-38-258-2-35-50)

 

Педагогический проект: «Моё Верхнекетье: сохраним прошлое — создадим будущее»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram