Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством музыки
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю через синтез музыкального, литературного, художественного творчества, влияя на эмоциональные переживания детей.
- Развивать музыкальные способности детей: эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, музыкальную память.
- Выразительно исполнять песню побуждать детей чисто интонировать. .
3.воспитывать любовь и уважение к родине, к культуре своего народа
Под музыкальное произведение «Россия – огромная страна» дети входят в зал маршевым шагом.
Муз рук: Здравствуйте ребята. Посмотрите как много гостей к Вам сегодня пришли. Давайте с ними поздороваемся с ними. Дети здороваются.
Муз. Рук: А теперь давайте встанем в круг. Ребята, я рада видеть вас с хорошим настроением, красивых, добрых. Давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие.
Утром солнышко всает
Всех на улицу зовет,
Выхожу из дома я:
«Здравствуй улица моя!»
Отвечаю солнцу я
Отвечаю травам я
Отвечаю ветру я
«Здравствуй Родина моя!»
Муз. Рук: Ребята, посмотрите, у нас получился крепкий круг. Мы с вами как одна большая и дружная семья.
Звучит музыка и появляется гостья из прошлого в народном костюме.
Гостья : Здравствуйте , желаю здоровья!
В слове этом- мудрость, доброта,
Что всегда соседствует с любовью,
И души славянской красота
Что всегда соседствует с любовью!
Прибыла к вам я из прошлого ребята,
Чтоб узнать, что знаете о нас,
О Русь, о музыке, о песнях
Ну и что-то новое узнать.
А прибыла я к вам с Нижегородчины.
Муз.рук: Ребята, а вы знаете чем славится Нижегородская область?
Ответы детей.
Муз.рук: Правильно, Здесь находятся интересные места. В нашем регионе очень много уникальных памятников истории и культуры. В Нижнем Новгороде- Кремль, Семенов славится золотой хохломой, Выкса своими заводами, церквями, монастырем. А еще в нашей области изготавливают русские народные инструменты .
Гостья : Ребята, а вы знаете на каких инструментах играли ваши предки и почему они называются народными?
Ответы детей.
Гостья: Я загадаю вам загадки, а вы ответьте о каком инструменте они.
-За обедом суп едят,
К вечеру заговорят
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких…ложках
Молодцы-удальцы!
Давайте еще раз послушаем как они звучат. Отрывок из русской народной песни.
Гостья: Следующая загадка.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнают его в момент
Самый русский инструмент. ( Балалайка)
Гостья: Вот какие молодцы, и этот инструмент узнали!
— На чем в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому
Тот музыкальный инструмент
Сломал он , улучив момент . (Гусли)
Посмотрите на картине художника Васнецова «Гусляры» играют на гуслях прекрасную мелодию.
Гостья: У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть- не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. ( Гармошка)
Полюбуйтесь картиной «Гармонист», художник Евгений Марковский запечатлел момент из жизни русского народа.
Муз.рук: Россия , Россия- края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные русские песни поют.
Россия – огромная и необъятная страна1 В ней живет более 100 национальностей, у каждого народа своя культура-песни, музыка, танцы, обряды и обычаи. Наш народ славится своей музыкальностью. И я предлагаю исполнить песню . Но прежде чем исполнять песню нам нужно разогреть свои голосочки, чтобы они звучали ярко и звонко. А распоемся мы на коротких русских распевках.
Распевки» Скок- скок», «Снегири»
Муз. Рук Ребята, отгадайте музыкальную загадку. Я наиграю мелодию, а вы вспомните, как она называется?
Звучит отрывок из русской народной песни «Во кузнице»
Дети отвечают.
Муз. Рук: Правильно, эта песня «Во кузнице», для предлагаю вам встать и спеть эту песню. При пении будем хорошо открывать рот, петь выразительно, но не кричать, а ребята из подготовительной группы нам еще помогут и подыграют на музыкальных инструментах.
Дети исполняют песню «Во кузнице».
Муз. Рук: Ребята, а какую русскую народную песню мы еще разучивали?
Ответы детей.
Муз.рук: Правильно, «Ах вы сени», я предлагаю вам ее спеть, обратите внимание, что петь ее надо звонко, быстро, но слова не глотая.
Дети поют 3 куплета песни.
Муз.рук: А теперь давайте продолжим разучивать дальше эту песню.
Разучивание 4 куплета.
Гостья: Ой, ребята, что то мы с вами засиделись! Хорошо поем! Но в старину ни один праздник в народе не обходился без игры. Поиграть хотите?
Ответы детей.
Муз. Рук: Игры русские народные мы тоже знаем. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Мороз и волк», Давайте с вами встанем в круг.
Дети встают в круг.
Муз.рук: Но прежде чем начать играть нужно выбрать водилку. Я знаю интересную считалку и сейчас мы выберем водилку.
-Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть
И водилку выбирать!
Стал им мальчик Спиридон,
Выходи из круга вон!
Дети играют в игу.
Русская народная игра «Мороз и волк»
Дети (встают вокруг Волка, взявшись за руки, водят хоровод и поют)
Стоит волк под горой, Волк стоит и притопывает одной ногой
Подпершися кочергой.
Эй, морозец, пощипли, Идет противоходом.
Волка с поля прогони.
Волк на последний слог топает перед любым ребенком. Дети останавливаются и поднимают руки, образуя воротца. Ребенок («морозец»), которого Волк выбрал, выходит за круг и стоит на месте, пока Волк под счет детей делает пять шагов в сторону от водящего-«морозца». Затем дети кричат: «Лови!» Волк и водящий бегут, то забегая в круг через воротца, то выбегая из него. Водящий-«морозец» должен догнать Волка и пощипать его легонько.
Муз. Рук: Молодцы ребята, хорошо играли, а теперь давайте выполним с вами дыхательную гимнастику, чтобы восстановить дыхание. Дыхательная гимнастика «Птицы» Стрельниковой.
Дети проходят на стульчикии.
Муз. Рук: Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, сейчас будет играть оркестр народных инструментов.
Звучит отрывок из русской народной мелодии.
Муз. Рук: Скажите мне, какие инструменты играли в оркестре?
Дети перечисляют инструменты.
Муз.рук: А кто на этих инструментах играют? Как называются эти люди?
Дети: Музыканты.
Муз. Рук: Молодцы, правильно. А когда музыканты играют на разных инструментах одновременно такой коллектив называют оркестром. Давайте повторим новый термин.
Дети: ОРКЕСТР.
Муз. Рук:
-Эх, оркестр народный,
Раздольный, хороводный.
Если грянет плясовую-
Я со всеми затанцую!
Если песню грустную-
Грусть в душе почувствую!
А страданья заиграет
Прямо сердце замирает!
То он плачет, то хохочет-
С нами делает, что хочет!
(Л.Яковлев)
Муз.рук: Послушайте пожалуйста в исполнении русского народного оркестра «Русскую кадриль». Кадриль- это веселый, задорный русский народный танец. Обратите внимание звучание каких народных инструментов вы услышите.
Звучит «Русская народная кадриль»
Муз.рук: Итак, звучание каких народных инструментов вы услышали?
Ответы детей.
Муз.рук: А какая кадриль по характеру?
Веселая , задорная, плясовая.
Муз.рук:
Шумелки и стучалки мы раньше в руки брали,
Хоть громко, но не дружно стучали и бренчали,
Сейчас другое дело: Оркестр не забава,
Не раз нам музыкантам кричали в зале браво!
И в завершении нашего занятия я предлагаю вам самим стать музыкантами и организовать оркестр.
Звучит «Русская кадриль»
Гостья: Друзья, я сегодня так много узнала о вас, какие вы музыкальные, и даже немного устала, давайте отдохнем немного, представим, что мы маленькие зернышки и мы растем, появляется бутончик, нас греет солнышко, подул теплый ветерок и мы превратились в прекрасные маки-алые цветы. Наши алые цветочки раскрываются, ( Раскрываются пальчики), распускаются лепесточки9 разворачивают руки), ветерок чуть дышит, лепестки колышет9 как большие листья руки), закрывают лепестки(смыкают руки и пальчики в бутон), тихо засыпают, головой качают..
Муз.рук: Ребята, вам сегодня больше всего запомнилось на занятии? Что понравилось?
Ответы детей.
Гостья: А яс вами прощаюсь и всем вам дарю на память о нашей встрече символы нашей прекрасной Родины»
( Матрешка, самовар, ложки, балалайки)
