Хохлова Светлана Валерьевна
Музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад № 9 г. Выкса Нижегородская область
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №199275
Наименование конкурса: Всероссийский педагогический конкурс профессионального мастерства «Лучший конспект занятия педагога ДОУ по ФОП ДО»
Наименование конкурсной работы: Нравственно - патриотическое воспитание посредством музыки
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №199275


 

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством музыки

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю через синтез музыкального, литературного, художественного творчества, влияя на эмоциональные переживания детей.

 

  1. Развивать музыкальные способности детей: эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, музыкальную память.
  2. Выразительно исполнять песню побуждать детей чисто интонировать. .

3.воспитывать любовь и уважение к родине, к культуре своего народа

 

Под музыкальное произведение «Россия – огромная страна» дети входят в зал маршевым шагом.

Муз рук: Здравствуйте ребята. Посмотрите как много гостей к Вам сегодня пришли. Давайте с ними поздороваемся с ними. Дети здороваются. 

Муз. Рук: А теперь давайте встанем в круг. Ребята, я рада видеть вас с хорошим настроением, красивых, добрых. Давайте поприветствуем друг друга. 

Приветствие.

Утром солнышко всает

Всех на улицу зовет,

Выхожу из дома я:

«Здравствуй улица моя!»

Отвечаю солнцу я

Отвечаю травам я

Отвечаю ветру я

«Здравствуй Родина моя!»

Муз. Рук: Ребята, посмотрите, у нас получился крепкий круг. Мы с вами как одна большая и дружная семья.

Звучит музыка и появляется гостья из прошлого в народном костюме.

Гостья : Здравствуйте , желаю здоровья!

В слове этом- мудрость, доброта,

Что всегда соседствует с любовью, 

И души славянской красота

Что всегда соседствует с любовью!

Прибыла к вам я из прошлого ребята, 

Чтоб узнать, что знаете о нас,

О Русь, о музыке, о песнях

Ну и что-то новое узнать.

А прибыла я к вам с Нижегородчины.

Муз.рук: Ребята, а вы знаете чем славится Нижегородская область?

Ответы детей.

Муз.рук: Правильно, Здесь находятся интересные места. В нашем регионе очень много уникальных памятников истории и культуры. В Нижнем Новгороде- Кремль, Семенов славится золотой хохломой, Выкса своими заводами, церквями, монастырем. А еще в нашей области изготавливают русские народные инструменты .

Гостья : Ребята, а вы знаете на каких инструментах играли ваши предки и почему они называются народными?

Ответы детей.

Гостья: Я загадаю вам загадки, а вы ответьте о каком инструменте они.

-За обедом суп едят,

 К вечеру заговорят

Деревянные девчонки, 

Музыкальные сестренки. 

Поиграй и ты немножко

 На красивых ярких…ложках

Молодцы-удальцы! 

Давайте еще раз послушаем как они звучат. Отрывок из русской народной песни.

Гостья: Следующая загадка.

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнают его в момент

Самый русский инструмент. ( Балалайка)

Гостья: Вот какие молодцы, и этот инструмент узнали!

— На чем в гостях, вдали от дома, 

Играл Садко царю морскому

Тот музыкальный инструмент

Сломал он , улучив момент . (Гусли)

Посмотрите на картине художника Васнецова «Гусляры» играют на гуслях прекрасную мелодию.

Гостья: У нее вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть- не рубашка, 

Не индюшка, а надувается, 

И не птица, а заливается. ( Гармошка)

Полюбуйтесь картиной «Гармонист», художник Евгений Марковский запечатлел момент из жизни русского народа.

Муз.рук: Россия , Россия- края дорогие,

 Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют просторы родные

Раздольные русские песни поют.

Россия – огромная и необъятная страна1 В ней живет более 100 национальностей, у каждого народа своя культура-песни, музыка, танцы, обряды и обычаи. Наш народ славится своей музыкальностью. И я предлагаю исполнить песню . Но прежде чем исполнять песню нам нужно разогреть свои голосочки, чтобы они звучали ярко и звонко. А распоемся мы на коротких русских распевках.

 Распевки» Скок- скок», «Снегири»

Муз. Рук Ребята, отгадайте музыкальную загадку. Я наиграю мелодию, а вы вспомните, как она называется?

Звучит отрывок из русской народной песни «Во кузнице»

Дети отвечают.

Муз. Рук: Правильно, эта песня «Во кузнице», для предлагаю вам встать и спеть эту песню. При пении будем хорошо открывать рот, петь выразительно, но не кричать, а ребята из подготовительной группы нам еще помогут и подыграют на музыкальных инструментах.

Дети исполняют  песню «Во кузнице».

Муз. Рук: Ребята, а какую русскую народную песню мы еще разучивали?

Ответы детей. 

Муз.рук: Правильно, «Ах вы сени», я предлагаю вам ее спеть, обратите внимание, что петь ее надо звонко, быстро, но слова не глотая.

Дети поют 3 куплета песни.

Муз.рук: А теперь давайте продолжим разучивать дальше эту песню. 

Разучивание 4 куплета.

Гостья: Ой, ребята, что то мы с вами засиделись! Хорошо поем! Но в старину ни один праздник в народе не обходился без игры. Поиграть хотите?

Ответы детей.

Муз. Рук: Игры русские народные мы тоже знаем. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Мороз и волк», Давайте с вами встанем в круг.

Дети встают в круг.

 Муз.рук: Но прежде чем начать играть нужно выбрать водилку. Я знаю интересную считалку и сейчас мы выберем водилку.

-Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть

И водилку выбирать!

Стал им мальчик Спиридон,

Выходи из круга вон!

Дети играют в игу.

Русская народная игра «Мороз и волк»

Дети (встают вокруг Волка, взявшись за руки, водят хоровод и поют)

Стоит волк под горой,         Волк стоит и притопывает одной ногой

Подпершися кочергой.

Эй, морозец, пощипли,           Идет противоходом.

Волка с поля прогони.

Волк на последний слог топает перед любым ребенком. Дети останавливаются и поднимают руки, образуя воротца. Ребенок («морозец»), которого Волк выбрал, выходит за круг и стоит на месте, пока Волк под счет детей делает пять шагов в сторону от водящего-«морозца». Затем дети кричат: «Лови!» Волк и водящий бегут, то забегая в круг через воротца, то выбегая из него. Водящий-«морозец» должен догнать Волка и пощипать его легонько.                            

 

Муз. Рук: Молодцы ребята, хорошо играли, а теперь давайте выполним с вами дыхательную гимнастику, чтобы восстановить дыхание. Дыхательная гимнастика «Птицы» Стрельниковой.

Дети проходят на стульчикии.

Муз. Рук: Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, сейчас будет играть оркестр народных инструментов.

Звучит отрывок из русской народной мелодии.

Муз. Рук: Скажите мне, какие инструменты играли в оркестре?

Дети перечисляют инструменты.

Муз.рук: А кто на этих инструментах играют? Как называются эти люди?

Дети: Музыканты.

Муз. Рук: Молодцы, правильно. А когда музыканты играют на разных инструментах одновременно такой коллектив называют оркестром. Давайте повторим новый термин.

Дети: ОРКЕСТР.

Муз. Рук: 

-Эх, оркестр народный, 

Раздольный, хороводный. 

Если грянет плясовую-

Я со всеми затанцую!

Если песню грустную-

Грусть в душе почувствую!

А страданья заиграет

Прямо сердце замирает!

То он плачет, то хохочет-

С нами делает, что хочет!

                        (Л.Яковлев)

Муз.рук: Послушайте пожалуйста в исполнении русского народного оркестра «Русскую кадриль». Кадриль- это веселый, задорный русский народный танец. Обратите внимание звучание каких народных инструментов вы услышите.

Звучит «Русская народная кадриль»

Муз.рук: Итак, звучание каких народных инструментов вы услышали?

Ответы детей.

Муз.рук: А какая кадриль по характеру?

Веселая , задорная, плясовая.

Муз.рук: 

Шумелки и стучалки мы раньше в руки брали,

Хоть громко, но не дружно стучали и бренчали, 

Сейчас другое дело: Оркестр не забава,

Не раз нам музыкантам кричали в зале браво!

И в завершении нашего занятия я предлагаю вам самим стать музыкантами и организовать оркестр.

Звучит «Русская кадриль»

Гостья: Друзья, я сегодня так много узнала о вас, какие вы музыкальные, и даже немного устала, давайте отдохнем немного, представим, что мы маленькие зернышки и мы растем, появляется бутончик, нас греет солнышко, подул теплый ветерок и мы превратились в прекрасные маки-алые цветы. Наши алые цветочки раскрываются, ( Раскрываются пальчики), распускаются лепесточки9 разворачивают руки), ветерок чуть дышит, лепестки колышет9 как большие листья руки), закрывают лепестки(смыкают руки и пальчики в бутон), тихо засыпают, головой качают..

Муз.рук: Ребята, вам сегодня больше всего запомнилось на занятии? Что понравилось?

Ответы детей.

Гостья: А яс вами прощаюсь и всем вам дарю на память о нашей встрече символы нашей прекрасной Родины»

( Матрешка, самовар, ложки, балалайки)

 

Нравственно — патриотическое воспитание посредством музыки

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram