Фаттахова Виктория Васильевна
преподаватель, концертмейстер
МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 2 им. В.А. Коха»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №199277
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Лучшие методические работы преподавателей ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ», в рамках федерального проекта «Творческие люди»
Наименование конкурсной работы: Мониторинг технического развития обучающихся н начальном и среднем этапах обучения ДМШ.
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №199277


Фаттахова В.В.

Мониторинг технического развития обучающихся н начальном и среднем этапах обучения ДМШ.

Профессиональное развитие ребёнка, обучающегося музыке в начальном звене образовательной системы, предполагает наличие многих составляющих. Техническое развитие — один из наиболее важных и определяющих компонентов. Научно обоснованная, рациональная техника необходима в игре на фортепиано так же, как и в других видах исполнительского искусства. Технические неудобства обедняют художественную сторону исполнения и затрудняют перспективы планомерного развития.

Нахождение оптимальных путей, методов и средств развития фортепианной техники является предметом постоянного внимания музыкальной педагогики, что обуславливает актуальность заданной темы. Однако планомерное ведение мониторинга технического развития обучающихся не стало нормой педагогической работы. Поэтому в современной практике, как и ранее, актуальным остаётся обособление вопросов организации игровых движений, приобретения двигательной формы, совершенствования пианистических навыков, овладения разными техническими формулами.

На всех ступенях обучения, будь то начальный, средний или завершающий периоды этапы ДМШ, технический компонент выделяют и рассматривают как средство музыкальной выразительности, дающее возможность свободнее, глубже и полнее раскрыть содержание музыкального произведения. Педагоги стремятся использовать лучший опыт, эффективные методы работы, чтобы добиваться высокого уровня исполнительского мастерства своих учеников.

Работая с учеником, педагог находится в постоянном напряжении, он руководит процессом технического развития, вносит необходимые коррективы, анализирует недостатки, оценивает результаты, предлагает новые подходы. При этом следует признать очевидным тот факт, что техника любого пианиста так же индивидуальна, как индивидуально образно-художественное мышление. «Разное мышление разные движения» известное высказывание К. Мартинсена [3]. Он был уверен, что приоритет в формировании техники имеет психическая сфера, оперирующая музыкально-слуховыми представлениями.

Работая над развитием техники, необходимо исходить из задач, связанных с воплощением художественного образа. Это положение актуально и сегодня. Нельзя рассматривать техническое развитие ученика в отрыве от общего музыкально-эстетического воспитания. Работа над произведениями разных стилей и жанров, различной музыкальной образности основная часть содержания образовательного процесса в фортепианном классе. Однако только соответствие художественных устремлений и технических возможностей поможет ученику при исполнении музыкальных произведений.

Когда говорят о фортепианной технике, имеют в виду некоторую сумму умений, навыков, приемов игры, при помощи которых можно добиваться желаемого художественного результата. В исполнительстве и педагогике фортепианная техника интерпретируется как объемное многокомпонентное понятие, как искусство игры на инструменте, включающее в себя звуковые, ритмические, педальные, артикуляционные аспекты.

Наиболее полное представление о технике отражено в высказывании Маргариты Лонг: «Техника это туше, искусство аппликатуры, педали, знание общих правил фразировки, это обладание обширной выразительной палитрой, которой пианист может располагать по своему усмотрению в соответствии со стилем произведения, которое он должен интерпретировать, и в соответствии со своим вдохновением. Резюмирую: техника — это владение фортепиано, полное и всеобъемлющее мастерство» [2, с. 8]. 

Существует понятие техники и в узком смысле как двигательной стороны игрового процесса. В педагогическом аспекте разделение (условное) техники на двигательный и художественный аспекты, которые тесно связаны и взаимообусловлены, следует признать целесообразным. Двигательная техника, по определению В. Сраджева, это «система психомоторных навыков, отражающая уровень двигательно-координационного мышления музыканта, обусловлена        функционированием центральных механизмов формирования и управлении автоматизированными движениями, а также уровнем развития игрового аппарата инструменталиста» [5, с. 89].

При этом движения пианиста рассматриваются как автономная система, подлежащая рациональной организации без выхода на художественную конкретику музыкальных произведений. Техника, понимаемая как моторика пианиста, может удаляться «от своих художественных первоисточников, приобретая относительную самостоятельность. Иначе она никогда не достигла бы подлинной универсальности и всегда оставалась пусть совершенным, но вместе тем и ограниченным средством выражения одного замысла, одной художественной идеи» [7, с. 182].

На начальном этапе обучения в ДМШ компонент двигательной техники концентрируется в налаживании игровых движений, способных обеспечить контакт с клавиатурой. Если конкретизировать понятие контакта, то в ограниченном смысле это умение направить вес свободной руки в кончик пальца, а через него в клавиатуру. При этом важно помнить, что свобода руки это продуманное и организованное мышечное ощущение. В младших классах этому способствуют несложные упражнения на non legato, legato по 2, 3, 4 звука на одном движении, весовые толчки во взятии интервалов и аккордов.

От грамотно организованных игровых движений зависит профессиональное продвижение ученика. На начальном этапе обучения фортепианной игре ребенок сталкивается с совершенно неизвестным для него видом деятельности, подразумевающим непривычные движения и неудобные приемы. Для него сложно представить, как можно воплотить представляемый образ через игру на инструменте. Эти двигательные навыки он в своей жизни не пробовал, а потому и не приобрел. Желательно использовать гимнастические упражнения из пособия А. Шмидт-Шкловской [6] или аналогичные. Внимание следует уделить элементам растяжения кисти, исправлению природных недостатков. А. Шмидт- Шкловская основой упражнений избирает естественные движения, известные ребенку из жизненной практики.

На индивидуальных занятиях педагог приспосабливает руки ребенка к непривычным движениям, которые могут быть как простыми, так и сложными, понимая, что без этого он не сможет успешно работать над звуком, артикуляцией, педализацией и т.д. Ведь техника является ключом к раскрытию художественного смысла сочинения. На начальном этапе важно, чтобы ребенок         осознавал технический компонент в игровой и предельно доступной форме.

Важна и правильная посадка за инструментом. Ключевым моментом должна стать диалектика соединения собранности подтянутости корпуса и эластичности свободы рук. Ощущение опоры в спине способствует общей внутренней организованности. Поддержка мышц спины также является одним из главных условий, препятствующих утомляемости игрового аппарата. Высокое положение головы позволяет лучше контролировать себя, спокойно смотреть на любое расстояние в любом направлении. Сохранять осанку помогает хорошая опора на ноги. Проверкой качества правильной посадки является система тестовых заданий, при которых ребенок должен подниматься со стула в любой момент без предварительной подготовки.

При выборе положения пальцев на клавиатуре необходимо учитывать индивидуальное строение рук, а также особенности фактуры произведения. «Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее всего изменить» [4, с. 132]. Пальцы не должны быть чрезмерно вытянутыми «как лыжи» или согнутыми «под мячик». Предпочтительнее естественная, слегка закругленная форма.

Недооценка рациональных положений, в большинстве своем известных реальной педагогике, может привести к профзаболеваниям рук. Для качественно обеспеченного технического роста необходимо добиваться точно выверенных, рациональных игровых движений и ощущений.

Первый предлагаемый нами мониторинг предварительной технической работы по организации игровых движений проводится в конце 1-2-3 классов и содержит три показателя:

 

  1. ощущение кончика пальца («подушечки»);
  2. ощущение силы, скорости и продолжительности взаимодействия кончика пальца с инструментом;
  3. ощущение непосредственно момента контакта пальца с клавиатурой. Все три показателя связаны и дополняют друг друга. В результате показаний мониторинга работа педагога на следующий год корректируется. Напомним, что фортепианная игра не требует особенных дополнительных движений рук и корпуса. Нередко они оказываются лишними движениями, от которых надо избавляться, поскольку они мешают исполнению. Возможные недостатки: «разболтанная» кисть, «тряска» руки, размахивание пальцами. Ребенок должен понимать, что двигательную энергию следует расходовать экономно, палец должен быть нацелен в клавишу, чтобы постоянно взаимодействовать с ней.

Грамотная приспособленность к клавиатуре залог дальнейшего оптимального технического развития.

Особую роль играют движения, объединяющие разные зоны игрового аппарата. Сначала целесообразно освоить объединение звуков в пределах одной позиции на расположенных рядом клавишах, найти удобное положение руки, затем переходить к смене позиций и к сложным комбинированным движениям.

Уделим внимание кисти. Восходящее движение сопровождается поворотом кисти вправо, нисходящее движение влево. Явно выраженные рисунки мелодической линии необходимо сопровождать зеркальными параллельными движениями кисти, так как при этом обеспечиваются наиболее благоприятные условия для работы пальцев.

Средний этап — наиболее длительный и основательный. Здесь усложняется репертуар, укрепляются ключевые технологические приемы, активнее происходит работа над технически сложными местами. Закрепление оптимальных профессиональных навыков происходит под руководством концептуальных содержательных акцентов, так как передача образно-смыслового содержания произведения является постоянно приоритетной.

На среднем этапе особая роль принадлежит системе рационально организованных упражнений. Не стоит уменьшать и роль продуманной работы над техническими формулами (гаммы, арпеджио, октавы, аккорды). Можно использовать специальные сборники М. Клементи и               К. Таузига, К. Ганона и М. Лонг, а также этюды К. Черни и И. Мошелеса. Выбор зависит от индивидуальной двигательной формы ученика, а также от конкретных задач обучения.

Педагог должен постоянно проводить мониторинг технического развития обучающегося, диагностировать положительные и отрицательные тенденции, заботиться о целесообразных рекомендациях. Показатели оптимально проведенной работы на начальном этапе заключаются следующем: ученик ощущает игровой аппарат, умеет освобождаться во время игры.

Дальнейшие действия педагога концентрируются таким образом:

  1. ученик учится самостоятельно работать над несложными произведениями, свободно разбирать нотный текст и регулярно читать с листа;
  2. воспитывается умение самостоятельно справляться с трудностями при разборе и последующей работе, искать способы преодоления;
  3. распознаются технические трудности и продумываются с помощью педагога рациональные упражнения;
  4. продолжается работа над техническими формулами (гаммы, арпеджио, двойные ноты, скачки, октавы, аккорды);
  5. расширяется объем изучаемых этюдов и виртуозных пьес.

Каждое из направлений имеет свою специфику, о которой следует задумываться. На первом педагог ежемесячно включает в план домашней работы ученика одно небольшое по размерам сочинение. На каждом уроке предлагает ему прочитать с листа несколько строчек незнакомой пьесы.

Навыки устного разбора незнакомого нотного текста обеспечивают выигрыш по времени его освоения. Цель формулируется следующим образом воплотить образно-эмоциональное содержание произведения без предварительного разучивания. При этом актуализируются рациональные приемы: вижу- играю, вижу — слышу, вижу-переживаю.

Сформированные зрительно-слухо-двигательные связи — важнейший механизм управления моторикой. При этом слуховые представления опережают двигательные реакции. Возникающий в сознании ребенка музыкальный образ управляет двигательной моторикой по смысловой линии и корректирует ее функциональность. Следует обращать внимание на ритмическую точность        воспроизведения текста. Можно предварительно воспроизводить ритмические градации без игры, простукивая или прохлопывая отдельные партии. Динамические оттенки могут варьироваться. Рациональные упражнения игры с листа развивают оперативную память и мышление, тренируют умение смотреть по тексту вперед, мобилизуют аппликатурную приспособляемость, умение играть, не глядя на руки, совершенствуют ловкость движений.

На среднем этапе в полный рост встает проблема целесообразной организации самостоятельной работы ученика в домашних условиях. Важно контролировать и направлять этот процесс, моделировать на уроке методы тренировки. Актуальность данного положения связана с интенсификацией обучения. Грамотно организованная самостоятельная работа усиливает развивающий эффект обучения, способствует более скорому достижению профессионального    мастерства. Если же домашняя работа небрежно организованная и бессистемная, то это становится проблемой профессионального развития.

Домашняя работа должна быть целенаправленна: закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков, приобретение новой информации. Оптимальные условия: планомерность, системность, регулярность и осмысленность. Педагог должен учитывать зависимость объема занятий от индивидуально-личностных характеристик учащегося: возраста, физических данных, конкретных задач данной стадии обучения, других факторов. Желательно рассчитывать пределы и нормы нагрузок, рационально сочетать активные и пассивные формы работы, чередовать порядок и последовательность работы над техническим и художественным материалом.

На втором направлении из тех, что изложены выше, педагогу целесообразно «устраняться» от мгновенной реакции на технически сложные фрагменты, исполняемые учеником «коряво». Можно использовать функцию зеркального отражения, когда педагог показывает ученику, как им было сыграно то или иное место. Делать это надо тактично, лучше в игровой форме, не допуская превосходства и назидательного тона.

Способы преодоления трудностей моделируются на уроке, чтобы в домашней работе стабилизироваться. Как можно представить наиболее рациональный способ работы над сложной в техническом отношении фактурой? Некоторые считают, что двигательное удобство зависит от многократного проигрывания трудных эпизодов. Безусловно, количественный фактор, систематическая работа над технически сложными местами выполняет определенную роль. Однако ее необходимо направлять и впоследствии анализировать, не разрешая ученику автоматические повторения.

В техническую подготовку входят упражнения, которые педагог помогает ученику сконструировать (придумать) на материале трудных мест разных произведений. Цель подобных упражнений двойная: приспособление к конкретной трудности и развитие общего пианистического уровня, восхождение на более высокую ступень технического мастерства.

Необходимо помнить, что двигательные ощущения в медленном темпе 

одни, а в подвижном темпе — другие. Игровые навыки, комфортные в первом случае, во втором случае становятся неловкими. Освоенное в медленном темпе движение может позднее не пригодиться и даже мешать, Одной из приоритетных установок должно быть понимание того, что быстро и бегло играть — это значит быстро думать и мгновенно реагировать. Поэтому специальные упражнения на развитие беглости в определенное время должны выполняться с максимальной скоростью, превышающей задуманное темповое движение.

Проверяющие показатели мониторинга среднего этапа обучения. Ученик умеет контролировать игру и следить за работой моторной сферы; он может выбирать движения, способные воплощать искомое звучание. Контакт с клавиатурой он воспринимает как мобильную систему взаимоотношений, готовых к трансформациям в зависимости от стиля и характера исполняемого сочинения.

Сознание ученика может переключаться, фокусируясь либо на художественной сфере, либо распределяясь между тем и другим. Для мониторинговой проверки создается  система тестовых заданий, по каждому из которых ставится определенный балл.

Пианист должен быть готовым к корректировке усвоенных технических формул для выполнения разных художественных задач. И здесь на первый план выходит техника как система исполнительских навыков, имеющих конкретную музыкально-целевую направленность, обусловленную содержанием интерпретируемого произведения, особенностями творческого мышления пианиста и зависящих от уровня развития двигательной техники, степени сё управляемости» [ 5, с. 89]. Однако данный аспект технического развития в мониторинговой системе ДМШ не является предметом нашей статьи.

  В заключение подведем итоги,

  1. Задача современного педагога состоит в грамотной диагностике ситуаций, возникающих при техническом развитии ученика.В одном случае следует

обратить в инициативность, мобильность и гибкость мышления, в

другом — на корректировку физических качеств игрового аппарата, на координацию движений, адекватность реакций, автоматизацию пианистических представлений. В третьем случае препятствием в технической работе может стать недостаточное развитие слуховых представлений.

  1. Постоянная работа над двигательной техникой помогает совершенствовать профессиональное мастерство, так как она является тем инструментом, при помощи которого исполнитель общается со слушателем. Как человеку, заботящемуся о физическом здоровье, необходима ежедневная гимнастика и специальные упражнения, так пианисту необходима постоянная забота  о поддержании в тонусе двигательной формы.
  2. Двигательная техника является необходимым базисным средством для

отчетливого и рельефного воплощения художественного образа. При этом музыкально-художественное мышление опережает и определяет ее развитие.

4.Техника любого пианиста индивидуальна. Тем не менее, при всех различиях в подходах к развитию техники непременно присутствует и общее начало, концентрирующее типологические элементы, систематизирующее совокупные черты, и этим обстоятельством надо уметь грамотно пользоваться.

  1. Недооценка рациональной технической тренировки приводит к негативным результатам. Ученик не получает базы, необходимой для исполнения разнообразного репертуара. Между художественным развитием и техническим потенциалом происходит разрыв, который может усугубиться неправильным подбором репертуара. Когда в пьесах встречаются технические трудности, к которым ученик не подготовлен, его игровой аппарат вынужден выполнять непосильную работу, что не проходит для него бесследно.
  2. Для воспитания естественной рациональной техники педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата своего ученика. Он должен регулярно проводить мониторинг, анализировать его состояние, выявлять помехи и неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь.
  3. Подбор «технического» репертуара должен проводиться по                 индивидуальным показателям. Важно не допустить пробелов или односторонности в развитии юного пианиста. Он должен неустанно овладевать разносторонними приемами игры, постоянно восполняя технические пробелы. Только в этом случае его ждут большие творческие победы.

 

Список литературы

  1. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика ХХІ, 2003.- 143 с. 2. Лонг М. Фортепиано. Школа упражнений / Вступ. ст. и общ. ред. С.М. Хентовой. — Л.: Госмузиздат, 1963. — 125 с.
  2. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли.- М.: Музыка, 1966. 220 с.
  3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. — М.: Му- зыка, 1982. — 300 с., портр. ил., нот.
  4. Сраджев В.П. Закономерности управления моторикой пианиста. М.: Контенант, 2004.-216 c.
  5. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. — 2003. — 82 с.

М.: Классика ХХІ,

  1. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. — Л.: Музыка, 1986. — 124 с.
Мониторинг технического развития обучающихся н начальном и среднем этапах обучения ДМШ.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram