Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Бирючанский техникум»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
на тему: «Наши конституционные права и обязанности»
для обучающихся 1 курса (15-16 лет)
Автор: Серкина Ирина Вячеславна
преподаватель
ОГАПОУ «Бирючанский техникум»
2025 г.
Оглавление
стр.
- Введение 3
II.Основная часть 4
I.1.Подготовительный этап 5
I.2.План мероприятия 5
I.3.Методика проведения 6
III.Заключение 11
IV.Список использованной литературы 12
I . Введение
Методическая разработка предназначена для классных руководителей с целью оказания практической помощи при проведении внеклассных мероприятий, классных часов, обмена опытом по воспитанию и развитию у обучающихся гражданско-правовой позиции.
В данной методической разработке изложена методика проведения классного часа на тему: «Наши конституционные права и обязанности», предложен сценарий.
Цель методической разработки – развить представление о правах и обязанностях человека как гражданина РФ посредством проведения внеклассного мероприятия по гражданско-патриотической направленности.
Данная тема является значимой, так как в настоящее время важно понимать основные требования к гражданам РФ, диктуемые Конституцией и обществом.
Данное мероприятие позволит:
— помочь обучающимся развивать в чувство ответственности перед государством;
— доказать необходимость быть законопослушным гражданином.
К концу мероприятия обучающиеся должны:
— владеть информацией об основном законе РФ.
— быть уверенными в необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей;
— знать, кто такая «свободная» личность;
— уметь формулировать основные требования к гражданину РФ.
Форма проведения мероприятия – классный час (с использованием групповой (командной) формы работы), способствует улучшению воспитательной работы, создает атмосферу живого общения, обсуждения, способствует развитию чувства патриотизма и ответственности перед своей страной. Выбранная форма позволяет провести классный час в спокойной рассудительной обстановке, так как учитывает возрастной состав обучающихся, уровень подготовленности, индивидуальные способности.
- II. Основная часть
1.1 Подготовительный этап
Классный руководитель начал поэтапную подготовку классного часа, разработал план и методику проведения мероприятия. Обучающиеся подбирали материал по теме для ознакомления. Преподаватель подготовил иллюстрации, текст, разработал сценарий проведения классного часа.
Перед классным часом проводилась игра-опрос «Я-гражданин и я обязан…»
Основные вопросы игры:
- Основной закон РФ.
- С какого момента человек приобретает свои права и свободы?
- Когда законом разрешено собирать, хранить, использовать и распространять сведения о частной жизни лица?
- С какого возраста наступает полная дееспособность гражданина?
- Что не входит в правовую систему Российской Федерации.
1.2. План мероприятия
Цель проведения мероприятия
Целью проведения данного мероприятия является необходимость ознакомления обучающихся СПО с правами и обязанностями человека и гражданина в РФ, а также формирование правовой культуры и развитие гражданско-правовой личности.
Форма проведения
Форма проведения мероприятия – классный час.
Метод проведения — беседа
Место проведения — учебный кабинет.
Время проведения — 45 мин.
Участники
В проведении мероприятия участвовали обучающиеся 1В.9 группы. Приглашенные гости: И.А. Битюцкая, социальный педагог О.С Безугленко, преподаватель истории.
Оформление и оборудование
Кабинет, в котором проводится классный час, убран.
На доске — название классного часа: «Наши конституционные права и обязанности».
При проведении классного часа была использована мультимедиа система, видеосюжеты, иллюстрации.
1.3. Методика проведения мероприятия
В мероприятии принимают участие: классный руководитель, социальный педагог, преподаватель истории.
Сценарий
Преподаватель: На протяжении всей жизни человека, с самого рождения, перед ним постоянно стоит выбор. Но вот как с ним правильно определиться, ведь зачастую, он определяет дальнейшую судьбу. Мы в той или иной степени знаем свои права, но забываем об обязанностях. А ведь каждый гражданин нашей родины – это правовая личность, способная принимать решения и участвовать в судьбе России.
Ребята, сегодня мы поговорим о правах и свободах граждан РФ, а также об их обязанностях. Для начала давайте вспомним, что же такое гражданство (ответы обучающихся).
Гражданство – установленная законом связь человека с определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом. Права и свободы закреплены в Конституции Российской Федерации. Как стать гражданином России? – для этого надо родиться в России, от родителей – граждан России. До 14 лет гражданство приобретается как бы автоматически. А в 14 лет, когда вы получаете паспорт, гражданство закрепляется.
Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.
— Какая глава в Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина? (- В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена 2 глава). Эта глава соответствует всем нормативно-правовым актам, принятым ООН, и является наиболее полной.
Давайте прочитаем статью 2 Конституции РФ. (демонстрация на экране).
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства». Наша Конституция РФ высоко подняла статус человека и в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы.
Мы видим задачи гл. 2 Конституции. И вопрос вам: «В чем состоит отличие прав человека от прав гражданина?»
Ответ обучающихся (Права человека принадлежат ему от рождения, и признаются за всеми людьми, а права гражданина связаны с его гражданством: мы, как граждане РФ, имеем права и обязанности перед гос-вом, так же, как и оно перед нами). Это важно запомнить!)
Итак, единая система прав, закрепленная в Конституции, охватывает основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и культурную (или духовную).
Давайте кратко обсудим основные права и обязанности.
Права:
— Все равны перед законом и судом. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди должны относиться друг другу по братски.
— Каждый человек имеет право на жизнь. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
— Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
— Рабство и работорговля запрещены во всех видах.
— Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и бесчеловечному обращению.
— Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.
— Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию, изгнанию.
— Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь.
— Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Каждый имеет право на жилище.
— Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
— Каждый человек имеет право владеть имуществом. Нельзя никого произвольно лишать имущества.
— Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
— Каждый человек имеет право на труд.
— Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным.
— Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Обязанности:
— Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
— Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
— Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
— Основное общее образование бесплатно.
— Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
— Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
— Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
— Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской федерации.
Права и обязанности человека сопровождают его всю жизнь.
А вот с чем у вас ассоциируется слово Свобода? Итак, свобода — это способность и возможность делать собственный выбор индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от государства, иных соц. субъектов, внешних условий и обстоятельств.
Скажите, существует ли абсолютная свобода? Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Верно ли это? (высказывание мнений обучающихся).
Основные свободы человека и гражданина в РФ:
— свобода мысли и слова,
— свобода совести, свобода вероисповедания,
— свобода информации,
— свобода творчества.
(просмотр видеосюжета)
(Работа команд). Давайте закрепим… Конституция государства определила ряд важных основополагающих обязанностей граждан. Назовите их. За каждый правильный ответ – 1 балл команде.
- Гражданин обязан соблюдать законы государства. Если есть юридическое правило, предписывающее поступать в конкретной ситуации именно таким способом, ему следует подчиняться.
- Гражданин должен платить налоги, сборы. (Ст.57 Конституции РФ). Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан.
- Гражданин должен защищать Отечество (Ст.59 Конституции РФ). Безосновательное уклонение от выполнения этой обязанности наказуемо.
- Гражданин должен сохранять природу. (Ст.58 Конституции РФ). Эта обязанность взаимосвязана с его правом на охрану здоровья. Ведь окружающая природа, загубленная человеком, пагубно отражается на его организме.
- Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. (Ст.38 Конституции РФ). Нормы семейного права подробно регулируют такие вопросы.
- Гражданин должен беречь памятники культуры (Ст.44 Конституции РФ).
Если на гражданина возлагаются дополнительные обязанности — это нарушение его прав!
Блиц-опрос
Каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на несколько вопросов; время на размышление не выделяется. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- «Конвенция о правах ребенка» принята в 1959 г.? (Нет.)
- «Декларация прав ребенка» провозглашена в 1989 г.? (Нет.)
- Россия подписала «Конвенцию о правах ребенка»? (Да.)
- Согласно «Конвенции о правах ребенка» ребенком признается лицо, не достигшее 16 лет? (Нет.)
- Брачный возраст в РФ наступает в 18 лет? (Да.)
- Право избирать в органы государственной власти гражданин РФ приобретает с 16 лет? (Нет.)
- Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет? (Да.)
Обсуждение мнений обучающихся…
(После подсчета баллов все награждаются сертификатами участников).
Заключительная часть
На протяжении всей жизни, вы будете сталкиваться с ситуациями, из которых поймете, что абсолютной свободы у человека нет, так как он часть социума, который нам диктует свои правила. опыт вы всё больше и больше будете понимать, что полной абсолютной свободы не бывает. Что касается, поведения, наших поступков и действий, то всегда имеются ограничения.
Как видите, права, свободы и обязанности представляют собой сложную систему. На них построено наше государство. Поэтому соблюдение законов, выполнение обязанностей надо понимать не только как следование юридическим, правовым нормам, нарушать которые – нарушать закон, но и как требования нашей нравственности.
Звучит гимн Российской Федерации
III.Заключение
В проведении мероприятия «Наши конституционные права и обязанности» участвовали обучающиеся 1В.9 группы. Приглашенные гости: О.С. Безугленко, И.А. Битюцкая.
Данное мероприятие прошло успешно, эмоционально, интересно, обучающиеся продемонстрировали знания в области конституционных прав и обязанностей, приняли активное участие в подготовке и проведении данного мероприятия.
Цели, поставленные при подготовке и проведении внеклассного мероприятия, достигнуты.
- Список использованной литературы
- Методические приемы в гражданском образовании / А.Н. Иоффе, В.П. Пахомов. — Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. — С.38
- Философский энциклопедический словарь, М., 2000 г.
- Конвенция о правах ребенка
- Семейный и Гражданский кодексы
- Конституция РФ
Интернет-ресурсы
https://constrf.ru/— комментарии к Конституции РФ
https://68.мвд.рф/Nashi_proekti/ — словарь-юридических-терминов
РЕЗЕНЦИЯ
на методическую разработку внеклассного мероприятия,
разработанную преподавателем ОГАПОУ «Бирючанский техникум»
Серкиной Ириной Вячеславной
Методика проведения классного часа на тему: «Наши конституционные права и обязанности»(методические рекомендации) разработана преподавателем ОГАПОУ «Бирючанский техникум» Серкиной И.В. в соответствии с требованиями по составлению методических разработок по внеклассной работе.
Особая ценность данных методических рекомендаций состоит в том, что они позволяют разнообразить формы проведения классных часов и повысить интерес обучающихся к воспитанию гражданско-правовой личности. Необходимость и своевременность разработки данных методических рекомендаций очевидна в связи с политической ситуацией в стране.
Название работы сформулировано правильно и соответствует ее содержанию. Данная тема раскрыта достаточно полно.
Данные методические рекомендации дают возможность использовать такую форму проведения классного часа, как беседа.
В методических рекомендациях подробно отражен сценарий проведения внеклассного мероприятия.
При составлении данных методических рекомендаций учтены возрастные особенности обучающихся техникума.
Методические рекомендации проведения классного часа на тему: «Наши конституционные права и обязанности» могут быть использованы для работы при проведении внеклассных мероприятий.
Рецензент Масловская Е. Н., заместитель директора (по УМР)
28.09.2025 г. ОГАПОУ «Бирючанский техникум»
