Серкина Ирина Вячеславна
преподаватель
ОГАПОУ «Бирючанский техникум»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №199305
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучшая разработка внеклассного или внеурочного мероприятия, в рамках реализации ФОП»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Наши конституционные права и обязанности»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №199305


Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Бирючанский техникум»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия 

на тему: «Наши конституционные права и обязанности»

для обучающихся 1 курса (15-16 лет)

Автор: Серкина Ирина Вячеславна

преподаватель 

ОГАПОУ «Бирючанский техникум»

2025 г.

Оглавление

стр.

  1. Введение                                                                                                               3 

II.Основная часть                                                                                                    4

I.1.Подготовительный этап                                                                          5  

I.2.План мероприятия                                                                                   5

I.3.Методика проведения                                                                             6

III.Заключение                                                                                                       11

IV.Список использованной литературы                                                             12

 

I . Введение

 

Методическая разработка предназначена для классных руководителей  с целью оказания практической помощи при проведении внеклассных мероприятий, классных часов, обмена опытом по воспитанию и развитию у обучающихся гражданско-правовой позиции.

В данной методической разработке изложена методика проведения классного часа на тему: «Наши конституционные права и обязанности», предложен сценарий.

Цель методической разработки – развить представление о правах и обязанностях человека как гражданина РФ посредством проведения внеклассного мероприятия по гражданско-патриотической направленности.

Данная тема является значимой, так как в настоящее время важно понимать основные требования к гражданам РФ, диктуемые Конституцией и обществом.

 Данное мероприятие позволит:

— помочь обучающимся развивать в чувство ответственности перед государством;

— доказать необходимость быть законопослушным гражданином.

К концу мероприятия обучающиеся должны:

— владеть информацией об основном законе РФ.

— быть уверенными в необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей; 

 — знать, кто такая «свободная» личность; 

— уметь формулировать основные требования к гражданину РФ.

Форма проведения мероприятия – классный час (с использованием групповой (командной) формы работы), способствует улучшению воспитательной работы, создает атмосферу живого общения, обсуждения, способствует развитию чувства патриотизма и ответственности перед своей страной. Выбранная форма позволяет провести классный час в спокойной рассудительной обстановке, так как учитывает возрастной состав обучающихся, уровень подготовленности, индивидуальные способности.

 

  1. II. Основная часть

  1.1 Подготовительный этап

Классный руководитель начал поэтапную подготовку классного часа, разработал план и методику проведения мероприятия. Обучающиеся подбирали материал по теме для ознакомления. Преподаватель подготовил иллюстрации, текст, разработал сценарий проведения классного часа. 

Перед классным часом проводилась игра-опрос «Я-гражданин и я обязан…» 

Основные вопросы игры:

  1. Основной закон РФ.
  2. С какого момента человек приобретает свои права и свободы?
  3. Когда законом разрешено собирать, хранить, использовать и распространять сведения о частной жизни лица?
  4. С какого возраста наступает полная дееспособность гражданина?
  5. Что не входит в правовую систему Российской Федерации.

1.2. План мероприятия

Цель проведения мероприятия

Целью проведения данного мероприятия является необходимость ознакомления обучающихся СПО с правами и обязанностями человека и гражданина в РФ, а также формирование правовой культуры и развитие гражданско-правовой личности.

Форма проведения

Форма проведения мероприятия – классный час.

Метод проведения — беседа

Место проведения  — учебный кабинет.

Время проведения  — 45 мин.

Участники

В проведении мероприятия участвовали обучающиеся 1В.9 группы. Приглашенные гости: И.А. Битюцкая, социальный педагог О.С Безугленко, преподаватель истории.   

Оформление и оборудование

Кабинет, в котором проводится классный час, убран.

На доске — название классного часа: «Наши конституционные права и обязанности».

При проведении классного часа была использована мультимедиа система, видеосюжеты, иллюстрации.

1.3. Методика проведения мероприятия

В мероприятии принимают участие: классный руководитель, социальный педагог, преподаватель истории.

Сценарий

Преподаватель: На протяжении всей жизни человека, с самого рождения, перед ним постоянно стоит выбор. Но вот как с ним правильно определиться, ведь зачастую, он определяет дальнейшую судьбу. Мы в той или иной степени знаем свои права, но забываем об обязанностях. А ведь каждый гражданин нашей родины – это правовая личность, способная принимать решения и участвовать в судьбе России.

Ребята, сегодня мы поговорим о правах и свободах граждан РФ, а также об их обязанностях. Для начала давайте вспомним, что же такое гражданство (ответы обучающихся).

Гражданство – установленная законом связь человека с определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом. Права и свободы закреплены в Конституции Российской Федерации. Как стать гражданином России? – для этого надо родиться в России, от родителей – граждан России. До 14 лет гражданство приобретается как бы автоматически. А в 14 лет, когда вы получаете паспорт, гражданство закрепляется.

Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.

— Какая глава в Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина? (- В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена 2 глава). Эта глава соответствует всем нормативно-правовым актам, принятым ООН, и является наиболее полной.

Давайте прочитаем статью 2 Конституции РФ. (демонстрация на экране).

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства». Наша Конституция РФ высоко подняла статус человека и в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы.

Мы видим задачи гл. 2 Конституции. И вопрос вам: «В чем состоит отличие прав человека от прав гражданина?»

Ответ обучающихся (Права человека принадлежат ему от рождения, и признаются за всеми людьми, а права гражданина связаны с его гражданством: мы, как граждане РФ, имеем права и обязанности перед гос-вом, так же, как и оно перед нами). Это важно запомнить!)

Итак, единая система прав, закрепленная в Конституции, охватывает основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и культурную (или духовную).

Давайте кратко обсудим основные права и обязанности.

Права:

— Все равны перед законом и судом. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди должны относиться друг другу по братски.

— Каждый человек имеет право на жизнь. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

— Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. 

— Рабство и работорговля запрещены во всех видах.

— Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и бесчеловечному обращению.

— Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.

— Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию, изгнанию.

— Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь.

— Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Каждый имеет право на жилище.

— Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

— Каждый человек имеет право владеть имуществом. Нельзя никого произвольно лишать имущества.

— Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

— Каждый человек имеет право на труд.

— Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным.

— Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

Обязанности:

— Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

— Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

— Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

— Основное общее образование бесплатно.

— Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

— Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

— Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

— Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской федерации.

Права и обязанности человека сопровождают его всю жизнь.

А вот с чем у вас ассоциируется слово Свобода? Итак, свобода — это способность и возможность делать собственный выбор индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от государства, иных соц. субъектов, внешних условий и обстоятельств.

Скажите, существует ли абсолютная свобода? Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Верно ли это? (высказывание мнений обучающихся).

Основные свободы человека и гражданина в РФ:

— свобода мысли и слова,

— свобода совести, свобода вероисповедания,

— свобода информации,

— свобода творчества.

(просмотр видеосюжета)

(Работа команд). Давайте закрепим… Конституция государства определила ряд важных основополагающих обязанностей граждан. Назовите их. За каждый правильный ответ – 1 балл команде.

  1. Гражданин обязан соблюдать законы государства. Если есть юридическое правило, предписывающее поступать в конкретной ситуации именно таким способом, ему следует подчиняться.
  2. Гражданин должен платить налоги, сборы. (Ст.57 Конституции РФ). Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан.
  3. Гражданин должен защищать Отечество (Ст.59 Конституции РФ). Безосновательное уклонение от выполнения этой обязанности наказуемо.
  4. Гражданин должен сохранять природу. (Ст.58 Конституции РФ). Эта обязанность взаимосвязана с его правом на охрану здоровья. Ведь окружающая природа, загубленная человеком, пагубно отражается на его организме.
  5. Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. (Ст.38 Конституции РФ). Нормы семейного права подробно регулируют такие вопросы.
  6. Гражданин должен беречь памятники культуры (Ст.44 Конституции РФ).

Если на гражданина возлагаются дополнительные обязанности — это нарушение его прав!

Блиц-опрос

Каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на несколько вопросов; время на размышление не выделяется. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  • «Конвенция о правах ребенка» принята в 1959 г.? (Нет.)
  • «Декларация прав ребенка» провозглашена в 1989 г.? (Нет.)
  • Россия подписала «Конвенцию о правах ребенка»? (Да.)
  • Согласно «Конвенции о правах ребенка» ребенком признается лицо, не достигшее 16 лет? (Нет.)
  • Брачный возраст в РФ наступает в 18 лет? (Да.)
  • Право избирать в органы государственной власти гражданин РФ приобретает с 16 лет? (Нет.)
  • Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет? (Да.)

Обсуждение мнений обучающихся…

(После подсчета баллов все награждаются сертификатами участников).

 

Заключительная часть

На протяжении всей жизни, вы будете сталкиваться с ситуациями, из которых поймете, что абсолютной свободы у человека нет, так как он часть социума, который нам диктует свои правила. опыт вы всё больше и больше будете понимать, что полной абсолютной свободы не бывает. Что касается, поведения, наших поступков и действий, то всегда имеются ограничения.

Как видите, права, свободы и обязанности представляют собой сложную систему. На них построено наше государство. Поэтому соблюдение законов, выполнение обязанностей надо понимать не только как следование юридическим, правовым нормам, нарушать которые – нарушать закон, но и как требования нашей нравственности.

 

Звучит гимн Российской Федерации

 

III.Заключение

В проведении мероприятия «Наши конституционные права и обязанности» участвовали обучающиеся 1В.9 группы. Приглашенные гости: О.С. Безугленко, И.А. Битюцкая.

Данное мероприятие прошло успешно, эмоционально, интересно, обучающиеся продемонстрировали знания в области конституционных прав и обязанностей, приняли активное участие в подготовке и проведении данного мероприятия.

Цели, поставленные при подготовке и проведении внеклассного мероприятия, достигнуты.

 

  1. Список использованной литературы
  2. Методические приемы в гражданском образовании / А.Н. Иоффе,     В.П. Пахомов. — Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. — С.38
  3. Философский энциклопедический словарь, М., 2000 г.
  4. Конвенция о правах ребенка
  5. Семейный и Гражданский кодексы
  6. Конституция РФ

Интернет-ресурсы

https://constrf.ru/— комментарии к Конституции РФ

https://68.мвд.рф/Nashi_proekti/ — словарь-юридических-терминов

 

РЕЗЕНЦИЯ

на методическую разработку внеклассного мероприятия,

разработанную преподавателем ОГАПОУ «Бирючанский техникум»

Серкиной Ириной Вячеславной

 

Методика проведения классного часа на тему: «Наши конституционные права и обязанности»(методические рекомендации) разработана преподавателем ОГАПОУ «Бирючанский техникум» Серкиной И.В. в соответствии с требованиями по составлению методических разработок по внеклассной работе.

Особая ценность данных методических рекомендаций состоит в том, что они позволяют разнообразить формы проведения классных часов и повысить интерес обучающихся к воспитанию гражданско-правовой личности.   Необходимость и своевременность разработки данных методических рекомендаций очевидна в связи с политической ситуацией в стране.

Название работы сформулировано правильно и соответствует ее содержанию. Данная тема раскрыта достаточно полно.

Данные методические рекомендации дают возможность использовать такую форму проведения классного часа, как беседа.              

  В методических рекомендациях подробно отражен сценарий проведения внеклассного мероприятия.

При составлении данных методических рекомендаций учтены возрастные особенности обучающихся техникума.

Методические рекомендации проведения классного часа на тему: «Наши конституционные права и обязанности» могут быть использованы для работы при проведении внеклассных мероприятий.

Рецензент      Масловская Е. Н., заместитель директора (по УМР)

28.09.2025 г.                     ОГАПОУ «Бирючанский техникум»

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Наши конституционные права и обязанности»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram