Бобрышева И.В., Харченко М.И., Швец Д.С., Клус Л.Г.
преподаватели,
ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания»
Россия, г. Белгород
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА
Аннотация: современная социально-экономическая ситуация в России кардинально изменила проблематику патриотического воспитания молодежи. У подрастающего поколения должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, формы воспитания, Родина, Отечество.
I.V. Bobrysheva, M.I. Kharchenko, D.S. Shvets, L.G. Klus
Teachers,
Belgorod Technical School of Public Catering
Russia, Belgorod
FORMS AND METHODS OF PATRIOTIC EDUCATION OF TECHNICAL SCHOOL STUDENTS
Abstract: The current socioeconomic situation in Russia has radically changed the challenges of patriotic education for young people. The younger generation must develop a sense of pride in their homeland and their people, respect for their great achievements and the worthy pages of their past.
Keywords: patriotism, patriotic education, forms of education, homeland, Fatherland.
Патриотическое воспитание молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. С 1 января 2021 года в России одним из ключевых документов в сфере патриотического воспитания является федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Патриотизм определяется как исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство, и общество.
В историческом плане Патриотизм — одно из самых изначальных, базовых, имеющих корни на уровне подсознательного, чувства. Как говорится, с молоком матери передаётся, или должно передаваться. Патриотизм — это значит любить все свое, но не значит ненавидеть другое.
Современная социально-экономическая ситуация в России кардинально изменила проблематику патриотического воспитания молодежи. У подрастающего поколения должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм – преемственность, нить, связующая разные поколения между собой.
Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, т.е. любовь к Родине и верность к Отечеству выступают объектами ценностного отношения, иными словами патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность. Как предметная ценность патриотизм рассматривается как явление, имеющее доброе, истинное, справедливое в своей основе.
В системе СПО целью нравственно-патриотического воспитания обучающихся является формирование гражданина, гордого за свою страну, любящего свой народ, почитающего историю страны и его культуру, имеющего чувство долга перед государством. [1]
Существует множество направлений патриотического воспитания, которые могут быть использованы в образовательных учреждениях СПО:
- Краеведческо-поисковое. Освоение подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел.
- Литературно-музыкальное. Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.
- Экскурсионно-туристическое. Воспитание потребности в изучении родного края, района, области.
- Физкультурно-оздоровительное. Возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами.
- Экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края.
- Работа с семьей. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и куратора, изучение родословной, истории семьи.
- Предметное. Воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы. Каждый регион, район, селение, поселение на местах должны разработать методику патриотического воспитания с учетом того что, есть у них, применительно к тому, где живем.
Реализация указанных направлений неразрывно связаны со следующими формами деятельности:
- выполнение проектных и исследовательских работ по краеведению;
- организация поисковой работы;
- волонтерская, добровольческая, «тимуровская» работа;
- проведение встреч с известными людьми, ветеранами СВО, героями;
- изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
- организация творческих конкурсов, клубов и т д.
Особая роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения отводится волонтерству. Белгородская область находится в приграничной зоне, поэтому волонтерская деятельность обучающихся — это форма гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности и без расчета на денежное вознаграждение.
Выделяют три типа волонтеров: волонтеры-управленцы (безвозмездно берут на себя управленческие функции в работе с обществом), волонтеры-помощники (оказывают единовременную добровольную помощь), волонтеры прямой помощи (постоянно работают с конкретным человеком, нуждающимся в поддержке). [2]
Патриотический характер волонтерства ярко проявляется в оказании помощи ветеранам и семьям участников СВО, уходе за ранеными в госпиталях. Обучающиеся помогают в пунктах сбора и выдачи гуманитарной помощи, временного пребывания жителям отселенных районов области, плетут маскировочные сети, делают окопные свечи, делают выпечку для бойцов СВО..
Другим направлением волонтерской деятельности является уход за памятниками погибшим воинам.
В техникуме используются различные сочетания традиционных и нетрадиционных педагогических методов, и форм организации педагогического взаимодействия, педагогических технологий (игровых, технологии саморазвития, самоопределения и прочих, обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.
Для развития творческого потенциала обучающихся, сформирована благоприятная культурная среда, которая охватывает различные направления деятельности: вокальная студия и студия хорового пения, клуб «Потребитель», «Молодой избиратель», спортивные секции по лапте, волейболу и настольному теннису, исторический клуб «Альтернатива», отряд содействия полиции, отряд «Юнармия», организовано волонтерское движение. Обучающиеся техникума принимают активное участие в военно-спортивном многоборье, воркшопах по развитию добровольческого движения, работе военно-патриотических лагерей «Воин» и «Армата» и многое другое.
Активно проводится работа по пропаганде здорового образа жизни. Традиционными стали акции обучающихся о вреде курения «Меняем сигаретку на конфетку!», против наркомании «Быть здоровым – это модно!». Проводятся традиционные ежегодные спортивные мероприятия: Спартакиада, «День здоровья», «Осенний кросс», соревнования по военно-прикладным видам спорта, спартакиады по волейболу, мини-футболу, баскетболу и другим командным и индивидуальным видам спорта.
В техникуме создана комплексная система формирования у обучающихся активной жизненной позиции, гражданского самосознания, толерантности, социальной активности, самоорганизации и самоуправления. Функционирует Совет по самоуправлению, Совет обучающихся, работает пресс-центр «Студент.ру», проводится ежегодный конкурс «Лучшая группа». Индивидуальная воспитательная работа осуществляется через систему постоянного контроля учебных групп кураторами. В соответствии с общей задачей, мастера производственного обучения и кураторы учебных групп планируют свою работу по формированию у обучающихся общекультурных и социально-личностных компетенций.
Современная социально-экономическая ситуация в России кардинально изменила проблематику патриотического воспитания молодежи. Одной из причин этого процесса является высокий уровень популярности у молодежи коллективных форм проведения досуга, которые привлекают не содержанием, а своей доступностью, демократичностью, свободой высказывания и действий. Создание коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений, клубов по интересам в учреждениях культуры позволяет вовлечь молодежь в культурно-досуговую деятельность, формируя коммуникативную среду, влияющую на патриотическое воспитание, отношение к Родине, родителям, своему народу, к новым товарищам и друзьям в условиях досуга, что повышает общую культуру личности, формирует личность молодого человека
Патриотическое воспитание — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
