Кондручина Инна Леонидовна
педагог-библиотекарь
Частное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа «Развитие» (ЧОУ-СОШ «Развитие»)
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №199423
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс «Вечных истин немеркнущий свет – формирование информационной культуры общества в контексте задач реализации национального проекта «Культура»
Наименование конкурсной работы: Рассказ-эссе «Моя профессия — школьный библиотекарь»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №199423


Моя профессия – школьный библиотекарь

 

Попав однажды в плен чудесный,
Не вырвешься уже вовек!
Мир бесконечно интересный,
Волшебный мир библиотек!

(Муслимат Магомедовна «Хранилище книг»)

 

Меня часто спрашивают: «Ну что, целый день книжки выдаешь?» Я улыбаюсь и киваю. Как объяснить, что мой мир – это не склад бумажных томов, а живой, пульсирующий организм, сердце школы? Я – школьный библиотекарь. И моя профессия – это тихая магия, которую почти не видно со стороны.

Мое царство начинается с запаха. Это ни с чем несравнимое благоухание – терпкий аромат старой бумаги, свежей типографской краски и едва уловимой пыли времени. Здесь, среди стеллажей, теряется линейное восприятие. Рядом с фантастическими мирами Стругацких скромно стоит «Преступление и наказание», а яркие обложки современных подростковых романов соседствуют с потертыми корешками Гайдара и Каверина. Это не хаос. Это диалог эпох, который я обязана поддерживать.

Моя работа – это не выдача, а встреча. Встреча ребенка с книгой, которая может изменить его жизнь. Ко мне приходят разные дети. Вот робкая девочка с большими глазами, которая боится подойти к сверстникам. Она не знает, чего хочет. Мы просто разговариваем. О лошадях, о принцессах, о далеких странах. И я веду ее к полке, как проводник, и вручаю ключ – ту самую книгу, которая ждала именно ее. Через неделю она прибегает с сияющим взглядом: «А есть еще что-то про этих пони?» И вот он, момент тихого торжества. Вызов принят, читатель рожден.

А вот шумная компания мальчишек, которым срочно нужен «Ревизор» – завтра сочинение. Они хватают книгу, уже разворачиваясь к выходу. Но я останавливаю их: «А вызнаете, чтобы разобраться в этой пьесе и написать классное сочинение,
нужно не просто пересказать сюжет, а понять, почему эта пьеса до сих пор актуальна и что хотел сказать нам сам Гоголь? Я могу подсказать пару интересных моментов, которые не сразу бросаются в глаза?» Минутная пауза. И вот они уже не просто берут книгу, они с интересом листают страницы, пытаясь найти в тексте отголоски странной души его создателя. Моя задача – не дать книге стать просто источником информации. Она должна оставаться чудом.

Я – психолог и стратег в одном лице. Я вижу, что старшеклассник измотан ЕГЭ, и предлагаю ему не «обязательную программу», а короткий, но сильный рассказ, который поможет ему перевести дух. Я веду тихую войну с гаджетами, не запрещая их, а предлагая более захватывающую реальность. Поиск необходимой информации в энциклопедиях. Это не всегда срабатывает мгновенно. Но постепенно, по крупицам, я вижу, как загораются глаза. Как пальцы, привыкшие к сенсорному экрану, перелистывают страницы. Как вместо бездумного потребления информации из интернета, дети начинают вдумчиво изучать, сравнивать, анализировать. Моя тихая война – это не война против технологий. Это война за живой интерес, за любопытство, за умение находить радость в познании мира. И я верю, что в этой войне у меня есть все шансы на победу.

Библиотека сегодня – это не только книги. Это и пространство для проектов, и киноклуб, и место, где можно просто посидеть в тишине, когда в голове мешанина информации. Я помогаю искать источники для научных работ, учу отличать в интернете фейк от правды, вместе с учителями придумываю квесты и викторины.

Быть школьным библиотекарем – значит иметь привилегию наблюдать за самым главным чудом – ростом мысли. Тот, кто вчера с трудом складывал слоги, сегодня залпом читает «Алые паруса». Тот, кто видел в литературе скучную обязанность, открывает для себя её магию. Он понимает, что это не просто чтение, а путешествие, которое обогащает душу и меняет мировоззрение, что каждая прочитанная книга тренирует ум, развивает эмпатию и помогает лучше ориентироваться в сложном мире.

И в этом весь смысл. Я не храню книги. Я храню миры. Я раздаю не абонементы, а билеты в путешествие. И когда в тишине зала, нарушаемой лишь шелестом страниц, я вижу, как на лицо ребенка ложится отблеск далеких планет, слезы от чужой печали или улыбка  внезапной радости за героя, я понимаю – моя профессия бессмертна. Пока есть дети, готовые задавать вопросы, и книги, готовые на них отвечать, мой островок тишины и смысла будет нужен. Это ощущение причастности к чуду, к зарождению мысли, к росту личности. И в этом моя тихая, ни на какую другую не похожая гордость.

Шелест страниц становится фоновой музыкой к безмолвному диалогу света и детской души, и я понимаю, что именно такие моменты, мимолетные и незаметные для большинства, и составляют истинную ценность бытия. Они напоминают о том, что даже в самой обыденной обстановке может скрываться настоящее волшебство, стоит лишь остановиться и вглядеться.

Рассказ-эссе «Моя профессия — школьный библиотекарь»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram