Волжакова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
ГОБОУ «Оленегорская коррекционная школа-интернат»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №199441
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Открытый урок», в рамках национального проекта «Молодёжь и дети»
Наименование конкурсной работы: Конспект открытого урока русского языка «Слог (повторение)» в классе-комплекте.
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №199441


Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Оленегорская коррекционная школа-интернат»

Открытый урок в классе-комплекте 2а-3а-4а 

Тема: «Слог (повторение)».

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Слог».

Задачи: — закрепить понятие «слог», развивать умение делить слова на слоги, определять 

количество слогов в слове;

    — развивать познавательную активность, мыслительные операции (анализ и синтез),

    произвольное внимание и память; корригировать слуховое и зрительное восприятие, связную

    речь учащихся; 

— воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные наборы слогов и слов,    

предметные картинки на тему «Зима», магнитные буквы, слоговые таблицы, индивидуальные

карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки для рефлексии.

 

Ход урока.

 Слайд 1. Картина зимы.

  1. Орг. момент

У: Назовите какое сейчас время года?

Д: Зима.

У: Какой сейчас месяц на календаре?

Д: Декабрь.

У: Сейчас я буду говорить чистоговорки о зиме, которые вы должны будете повторить вслед за мной. Кто правильно и четко повторит чистоговорку — садится на своё место.

 

Ма-ма-ма — пришла снежная зима

Ло-ло-ло – много снега намело

Уз-оз – щиплет щёки нам мороз

Гарь-гирь – на дереве снегирь

Ки-ки – любим мы играть в снежки

Ам-ом – мы слепили снежный дом

Раз-роз – узоры рисует мороз

Та-ты-та – зимою красота

Лю-ля-лю – зиму снежную люблю.

 

У: На классной доске зашифрована тема урока:

ТАСПАЛОТПГ (магнитные буквы)

Задание: найти среди данных букв пары одинаковых букв.

(дети называют пары ТТ, АА, ПП — учитель убирает названные буквы)

Открывается тема урока «СЛОГ».

 

  1. Сообщение темы и целей урока.

Слайд 2. Тема урока: Слог.

У: Тема нашего урока «Слог».

Сегодня на уроке русского языка мы вспомним, что такое слог, будем делить слова на слоги, составлять слова из слогов.

 

Открываем тетради, записываем дату.

Начинаем урок с минутки чистописания.

На доске вы видите три одинаковых элемента букв. 

Вспомните три строчные буквы, в которых есть данный элемент. 

(Учащиеся называют буквы, а учитель записывает их на доске: п, р, т)

У: А теперь запишите эти буквы в тетрадь. Пишем правильно и аккуратно!

(практическая работа в тетради).

 

III. Обобщение знаний.

  1. У: А теперь вернёмся к теме нашего урока «Слог».

Вспомните, что такое слог?

Д: Слог – это часть слова.

У: Из чего состоят слова?

Д: Слова состоят из слогов.

У: Может ли слог состоять только из согласных букв?

Д: Нет. В слоге обязательно должна быть гласная буква.

У: Значит гласная выполняет важную роль, она участвует в образовании слога (выполняет слогообразующую роль).

Посмотрите на буквы, которые вы записали. Они гласные или согласные?

Д: Согласные.

Составьте с ними слоги, добавив только одну букву. 

Какую букву вы добавите: гласную или согласную?

Д: Гласную.

(Учащиеся составляют и называют слоги: па, ру, ты и др.)

 

  1. Словарная работа.

У: Я тоже составила свои слоги для каждого класса:

На доске:  2 кл.  МО-…

                  3 кл. ВА-…-…

                  4 кл. И-…

 

Я записала первый слог словарного слова. Найдите в словаре слово, которое начинается с данного слога. 

Д: МО-РОЗ, ВА-ЛЕН-КИ, И-НЕЙ.

Работа со словарными словами (чтение слова, постановка ударения, называние буквы, написание которой надо запомнить; запись слова в тетрадь) 

 

На доске слова: ТЁПЛЫЕ

                            СИЛЬНЫЙ

                            СЕРЕБРИСТЫЙ

Задание: составьте словосочетание, подберите к словарному слову слово по смыслу.

Д: СИЛЬНЫЙ МОРОЗ, ТЁПЛЫЕ ВАЛЕНКИ, СЕРЕБРИСТЫЙ ИНЕЙ. (устно)

 

  1. Деление слов на слоги.

Учитель раздаёт детям конверты, в которых лежат слоги и слова.

Задание: разделить все карточки из конверта на 2 группы.

(практическая работа учащихся)

У: На какие 2 группы вы разделили карточки?

Д: На слоги и слова.

 

I группа: 2кл.   ЗИ   МА

                 3кл.  ЗИ   МУШ   КА

                 4кл.  СНЕ   ГО   ВИК

 

II группа: 2-3-4кл.  СНЕГ

                                 СНЕЖОК

                                 СНЕЖИНКА

 

У: Что можно составить из слогов?

Д: Слово.

Задание: составьте из всех слогов 1 слово.

(практическая работа учащихся)

У: Назовите слова, которые вы составили.

(2кл. ЗИМА, 3кл. ЗИМУШКА, 4кл. СНЕГОВИК)

 

На доске карточки со словами: зима, зимушка, снеговик, снег, снежок, снежинка.

 

У: Посмотрите на схемы. Что обозначено красными кружками?

Д: Гласные буквы.

У: Можно ли по количеству гласных букв в слове определить количество слогов в слове?

Если в слове 1 гласная, то сколько слогов будет в слове?

Д: Один слог.

У: Если в слове 2 гласные, то сколько слогов будет в слове?

Д: Два слога. 

У: Значит мы можем сделать вывод: сколько в слове гласных…

Д: Столько и слогов.

У: Повторим ещё раз правило все вместе: сколько в слове гласных, столько и слогов.

 

Задание: Нарисуйте в тетради на одной строке красные кружки, как у меня, чтобы получилось 3 столбика. Определите в словах количество гласных и запишите каждое в свой столбик. 

(практическая работа учащихся)

3-4кл. Задание: выделить во всех словах гласные, разделить слова на слоги.

2кл. Задание: записать слова в тетрадь, выделить гласные буквы, разделить слова на слоги. 

 

  1. Физкультминутка.
  2. У: Встаньте дети, в имени которых 2 слога.

(Встают Коля, Витя, Вика, Архип)

У: Встаньте дети, в имени которых 3 слога.

(Встают Рафаил, Диана, Кристина)

У: Встаньте дети, в имени которых 4 слога.

(Встает Эммануил)

  1. Учитель показывает предметную картинку — дети называют слово.

Один ученик называет данное слово по слогам.

Задание: Потопайте… (ШТА-НЫ)

                Похлопайте столько раз, сколько слогов в слове (РУ-КА-ВИ-ЦЫ)

                Наклоните голову вперёд… (ШАП-КА)

                Присядьте… (ШАРФ)

                Подпрыгните на месте…  (ШУ-БА)

 

Слайд 3-8. 

  1. Составление слов из слогов.

У: С предметами, названия которых вы сейчас должны будете отгадать, вы встречаетесь зимой.

Задание: отгадайте слово по первому слогу, назовите его.

ЛЫ-

Д: ЛЫ-ЖИ

(на экране появляется целое слово + картинка)

САН-

ГОР-

КОНЬ-

СНЕЖ-

(лыжи, санки, горка, коньки, снежки)

 

Слайд 9. Слова: лы-жи, сан-ки, гор-ка, конь-ки, снеж-ки.

У: Что общего у всех этих слов? (все слова состоят из 2 слогов)

 

Слайд 10. Фон «снежинки»

Задание: назовите все слова по памяти.

Слайд 11. 

На экране слова: лыжи, санки, горка, коньки, снежки.

Даны начала предложений: 

                                                    Зимой мне нравится…

                                                    Зимой я люблю…

У: Я знаю, что вы все любите зиму. Составьте предложение о себе. Ваше предложение может начинаться… (см. выше)

 

  1. Самостоятельная работа учащихся.

2кл. Работа со слоговой таблицей и предметными картинками.

3кл. карточка. Задание: в одно-, двух-, трёхсложных словах выделить гласные буквы, разделить слова на слоги, сверху над словом подписать количество слогов. 

4кл. карточка. Задание: 1. Зачеркнуть слова, которые неправильно разделены на слоги.

  1. В одно-, двух-, трёх-, четырёхсложных словах выделить гласные буквы, 

                                         разделить слова на слоги, сверху над словом подписать количество слогов. 

 

  1. Итог урока. Оценка.

У: — Что такое слог? (часть слова)

— Из чего состоят слова? (из слогов)

— Можно ли по количеству гласных в слове определить количество слогов в нём? (сколько в слове гласных, столько и слогов)

— Для чего мы учимся делить слова на слоги? (для переноса слов по слогам)

— О переносе слов по слогам мы будем говорить на следующем уроке письма.

 

 У: Оцените свои знания по теме «Слог» на уроке (рефлексия)

      Оценка учителя.

 

                       

 

 

 

Конспект открытого урока русского языка «Слог (повторение)» в классе-комплекте.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram