Календарно-тематический план третьего года обучения (4 класс)
«За страницами учебника русского языка»
| № | Дата | Тема занятия | Содержание занятия |
| Развитие речи. Поиграем со звуками, словами предложениями | |||
|
|
Смотрю, говорю, слушаю | Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы. Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово- образовательными моделями. Практическая и игровая деятельность: — фонетические и графические задачи; — игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»; — решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад; — игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»; — шутливые лингвистические вопросы; —отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов. |
|
|
|
Старые и новые слова в языке | ||
|
|
Лексические загадки | ||
|
|
Словесный конструктор | ||
| Морфология. Пора действовать! | |||
|
|
Для чего нужны глаголы? | Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица. Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола. Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа. Форма условного наклонения глагола. Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Использование глаголов в прямом и переносном значении. Художественное олицетворение. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках. Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола. Универсальные учебные действия: — сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования; — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности. —лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»; Практическая и игровая деятельность: —творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»; —ролевая игра «Просить или приказывать?»; —составление загадок с помощью глаголов; —игра-соревнование «Орфографический поединок». |
|
|
|
Меняемся ролями. | ||
|
|
Вчера, сегодня, завтра. | ||
|
|
Одно вместо другого.
Она меня поняла и приняла. |
||
|
|
Кто говорит, кто действует? | ||
|
|
Сумею победить! | ||
|
|
Мечтаем и фантазируем. | ||
|
|
Дай-подай… и поезжай! | ||
|
|
Делать и сделать — не одно и то же. | ||
|
|
О «земляной» или «земной» красоте. | ||
|
|
Живые образы. | ||
|
|
Орфографический поединок. | ||
| Морфология. Числа и слова | |||
|
|
Для чего нужны числительные? | Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Практическая и игровая деятельность: —игра «Словосочетания в пазлах»; —конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»); —творческая работа «Путешествие туда и обратно»; —итоговый конкурс «Любимые игры со словами». |
|
|
|
Важные даты истории нашей страны (города, края). | ||
|
|
Рекорды в цифрах. | ||
|
|
За семью печатями. | ||
| Развитие речи. Прочные связи | |||
|
|
Треугольный шарик. | Исправление речевых ошибок.
—игра «Меняемся ролями»; —ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем» |
|
|
|
Как водить машину за нос? | ||
|
|
Послушный «подчинённый» в Сибири и на Урале. | ||
|
|
О «земляной» или «земной» красоте. Связаны смыслом. | ||
|
|
Строгий «управляющий». Итоговая диагностика. Викторина | ||
