Грязова Вероника Анатольевна
Преподаватель специального и общего фортепиано
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств имени Е.А. Мравинского»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №199498
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Методических разработок и педагогических идей «Грани мастерства педагогов дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: ОТКРЫТЫЙ УРОК: «Развитие музыкально-исполнительских навыков, расширение диапазона физических приемов в классе фортепиано хорового пения»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №199498


Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа
искусств имени Е. А. Мравинского» 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«Развитие музыкально-исполнительских навыков, расширение диапазона физических приемов в классе фортепиано хорового пения»

Преподаватель:

Грязова Вероника Анатольевна

Учащийся:

Казменко Алиса, 5 класс

ДОП «Хоровое пение»

бюджетное отделение 

г.Санкт-Петербург

2025 г.

ЦЕЛЬ УРОКА

    1. Развитие творческого отношения учащегося в работе над освоением технических навыков.
  • Преодоление технических трудностей в исполняемых произведениях, достижение свободы владения материалом благодаря освоению точных исполнительских приемов за фортепиано.

 

ЗАДАЧИ УРОКА

Обучающие:

— Показать легкость и свободу исполнения технически трудных мест с помощью точной организации рук, пальцевой техники и минимальности движений.

— Увеличение скорости исполнения благодаря контролю над движениями, не допуская их больше, чем необходимо.

— Освоение технических формул в сочетании с работой над художественным воплощением музыкального материала.

 

Развивающие:

— Развитие технических навыков и разнообразия приемов исполнения.

— Развивать фразировочное мышление исполняемых произведений, длинную логическую цепь музыкальных событий.

— Развивать мышление, память, воображение.

— Расширить объем исполнительских приемов.

— Развить пианистическое осязание для улучшения контакта с инструментом в технически сложных местах.

 

Воспитательные:

— Воспитывать терпение, силу воли и выдержку в исполнении.

— Воспитывать контроль и внимание за своими действиями.

— Воспитывать внимательное вслушивание в собственное  исполнение в процессе игры.

— Воспитывать умение анализировать услышанное.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Методы: наглядный, словесный, проблемно-поисковый, аналитический, объяснительно-иллюстративный, практический методы.

    • наглядный:  слуховой, зрительный;
    • словесный: обсуждение характера музыки, образов, подбор словесных ассоциаций, оценка исполнения;
  • проблемно-поисковый: поиск опорных мелодических звуков для запоминания текста, решение технически трудных мест, аппликатурные варианты;
  • аналитический;
  • объяснительно-иллюстративный: показ преподавателем и воспроизведение услышанного учеником;
  • практический: работа над трудными местами, проучивание по «кусочкам», исполнение произведений целиком.

ПРИНЦИПЫ:

  • коммуникативной направленности,
  • индивидуального и дифференцированного подхода,
  • деятельностного подхода в обучении,
  • наглядности, доступности.

ОБОРУДОВАНИЕ

Учебная аудитория, инструмент, ноты произведений.

Музыкальный материал: К. Черни. Этюд № 4, ор.299.C-dur. 

Д. Кабалевский. Новелла. Соч. 27, № 25.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Казменко Алиса учится в 5 классе по программе ДОП «Хоровое пение» бюджетного отделения. Ученица занимается старательно, на уроках реагирует на замечания и отрабатывает сложные или неудобные в исполнении места, но домашние задания выполняет не регулярно. Исполнительский аппарат не достаточно хорошо организован: пальцы слабые, кисть низкая, неустойчивая, не хватает опоры, пластичности, локти зачастую прижаты к телу. Мелкая техника в исполнении неровная, неритмичная из-за неустойчивости пальцев на клавиатуре. На сцене исполняет стабильно, но эмоционально однообразно. В целом работает на уроках хорошо, получается достичь необходимого результата, но не хватает самодисциплины в организации регулярных домашних занятий.

Родители проявляют участие в творческом развитии ученицы.

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Формирование умений:

 — Обучающийся познакомится с приемами и методами исполнения для преодоления технически трудных мест.

— Научиться самостоятельно применять различные способы физической организации пальцев и рук при исполнении похожих мест.

— Научиться подбирать словесные ассоциации для достижения художественно разнообразного, интересного исполнения музыкальных произведений.

 

ПЛАН УРОКА

  1. Начало урока:

— организационный момент (сообщение темы, целей и задач урока).

  1. Основной этап:

— исполнение произведений целиком;

— теоретическая часть: обсуждение физических приемов игры, музыкального характера и поиск выразительного исполнения конструктивного этюда и программной пьесы;

— практическая часть: работа над произведениями (активизация внимания, воображения);

— исполнение произведений целиком с новыми корректировками.

  1. Заключение:

— оценка исполнения, анализ проделанной работы;

— постановка задач для дальнейшего улучшения исполнения;

— формулировка домашнего задания.

ХОД УРОКА

Вступление:

Я хочу разобрать на примере двух произведений – этюда К. Черни. № 4, ор.299. C-dur и пьесы Д. Кабалевского. «Новелла». Соч. 27, № 25 – проблемы исполнения конструктивного и художественного произведения с ракурса организации исполнительского аппарата. Зачастую для достижения качественного исполнения достаточно убрать неточные физические движения руками или пальцами. Еще один важный фактор, влияющий на качество, а также скорость исполнения – это рационализация представлений: при исполнении нужно мысленно представлять точные движения рук, словно они передвигается по одной линии, практически без скачков, плавно перетекая в переходах из разных октав, при этом находясь в клавиатуре. Важно нарабатывать навыки исполнения и доводить их до автоматизма, чтобы во время исполнения большая концентрация внимания была направлена на слуховой контроль.

Подводя итог: убирая лишние взмахи или телодвижения возможно улучшить владение инструментом не только с технической точки зрения, но и изменить качество звучания.

 

Этап урока Время этапа

в минутах

всего

45 мин

Задачи  этапа Содержание этапа
Организационный момент 3 Сообщить тему урока, план, поставленные задачи. Обозначить тему и цели урока.
Исполнение выбранной программы для открытого урока 6 Показ учеником произведений за роялем. Концентрация на исполнении произведений, передача музыкального образа, показ владения инструментом с технической стороны.
Актуализация знаний 2 Определение тональности, характера произведений. Педагог рассказывает о жанрах произведений, стилистических особенностях.
Мотивация учебной деятельности 1 Анализ исполненной программы. Разбор сложных мест технического плана. Подбор приемов исполнения для достижения лучшего результата. Проверка аппликатуры.

Подбор методов работы над сложными местами.

Работа над этюдом 10 Поиск наиболее технически сложных мест.

Поиск музыкальной опоры в непрерывном пассажном движении без ярко выраженной мелодической линии.

К. Черни. Этюд №4, ор. 299. C-dur.

Подбор физически удобной группировки для рационализации исполнения в движениях и представлении.

Поиск приемов исполнения для изменения движений исполнительского аппарата.

Наиболее рациональная организация положения рук для достижения большей скорости исполнения.

Определение музыкальных опор в потоке непрерывного движения.

Работа над пьесой 13 Работа над художественной выразительностью пьесы.

Подбор словесных и абстрактных ассоциаций для воплощения образа музыкальным языком.

Д. Кабалевский. «Новелла». Соч. 27, № 25.

Работа над пластичностью движений.

Удлинение музыкальной мысли.

Подбор подходящих движений рук для реализации поставленных задач.

Обобщение и систематизация знаний 6 Постановка творческой и технической задач. Концертное исполнение с корректировками.

Анализ исполнения, что получилось усвоить из нового.

Подведение 

итогов

2 Обобщить полученный результат, уточнить приемы исполнения. Высказывания в форме обобщения с акцентом на важных приемах исполнения.
Контроль и оценка знаний 2 Подвести итоги работы, выслушать мнение ученика о своем исполнении. Что получилось привнести в исполнение.

Какие еще есть трудности, над чем необходимо больше поработать.

Домашнее задание.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Коган. Г. М. Работа пианиста. М.: Музгиз, 1963.
  2. Тимакин. Е. М. Воспитание пианиста. М.: Советский композитор, 1984.
  3. Щапов. А. П. Некоторые вопросы фортепианной техники / Ред. Д. М. Серова. М.: Музыка, 1968.

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК: «Развитие музыкально-исполнительских навыков, расширение диапазона физических приемов в классе фортепиано хорового пения»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram