ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
по ПМ.05 Осуществление лечебно-диагностической деятельности
________________________________________________________________
МДК 05.01. Санаторно-курортное лечение. Показания и противопоказания.______________________________________________
для специальности_____31.02.01 Лечебное дело______________________
______________________базовая подготовка________________________
_______________________2 курс, 4 семестр__________________________
2025
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ
Тема занятия: Санаторно-курортное лечение. Показания и противопоказания.
Тип занятия: Учебная практика.
Вид занятия: Открытое занятие.
Учебная цель:
Формирование у студентов практических навыков применения различных видов санаторно-курортного лечения в процессе реабилитации пациентов с различными заболеваниями.
Образовательная цель:
- Сформировать знания о ключевых видах санаторно-курортного лечения;
- Изучить основные физиологические механизмы действия санаторно-курортного лечения;
- Ознакомить с основными показаниями и противопоказаниями к применению различных видов санаторно-курортного лечения;
- Научить дифференцировать показания и противопоказания.
Воспитательная цель:
- Привить ответственность за принятие решений в процессе реабилитации;
- Воспитать внимательное и бережное отношение к пациенту ;
- Подчеркнуть важность мультидисциплинарного подхода в реабилитации.
Развивающая цель:
- Развить клиническое мышление и способность к анализу при выборе реабилитационных методов;
- Развить навыки работы с медицинской литературой и нормативными документами;
Формировать умение обосновывать выбор метода лечения и прогнозировать его эффективность.
Задачи:
Обучающие:
- Ознакомить студентов с основными принципами действия различных видов санаторно-курортного лечения на организм.
- Изучить показания и противопоказания для различных видов курортных факторов и процедур.
- Научить студентов выбирать оптимальные параметры для санаторно-курортного лечения в зависимости от конкретного случая.
- Развить навыки определения адекватного курорта и режима лечения для различных категорий пациентов.
Научить оценивать эффективность проведённых процедур и правильность оформления медицинской документации.
Развивающие:
Развивать клиническое мышление при выборе видов курортов.
Развивать навыки работы с аппаратурой при использовании различных видов санаторно-курортного лечения.
Развивать навыки коммуникации с пациентом.
Воспитательные:
- Формировать ответственное отношение к безопасности пациента при проведении процедур.
- Формировать профессиональную этику и деонтологию.
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия: «МР Учебное пособие по ПМ05. МДК05.01 Проведение различных видов санаторно-курортного лечения с лечебной профилактической целью» , слайды по теме занятия, видеоматериалы по различным видам курортов.
Оснащение занятия:
- Мультимедийный проектор, ноутбук.
- Доска (маркетная или меловая)
- Презентация по теме « Виды санаторно-курортного лечения»
- Раздаточный материал: таблицы с классификацией санаторно-курортных процедур, показаниями и противопоказаниями.
- Клинические ситуационные задачи (кейсы)
- Нормативно-правовые документы (распечатанные или в электронном виде, например, приказ Минздрава РФ №279н от 05.05. 2016г « Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения» и др.
- Бланки медицинской документации ( образцы и пустые бланки санаторно-курортной карты, форма №072/у, образцы и пустые бланки справки для получения путевки, форма №070/у, примеры заполненных санаторно-курортных карт) .
- Изображения или небольшие муляжи, демонстрирующие принципы действия некоторых физиотерапевтических аппаратов или грязевых аппликаций.
Место и время проведения учебной практики:
- Учебная практика проводится в оснащённом кабинете медицинской реабилитации колледжа.
- Продолжительность занятия: 4 академических часа (180 минут)
- Время прохождения учебной практики определяется графиком учебного процесса и расписанием занятий.
- Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении учебной практики — 6 часов и не более 36 академических часов в неделю.
- На обучающихся, проходящих учебную практику на базах практической подготовки распространяются правила охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие на базе практической подготовки.
Литература основная:
- Физиотерапия : учебник / Г.Н. Пономаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2023. — 272 с. : ил.
- Основы реабилитации: учебник для медицинских училищ и колледжей / под ред. В. А . Епифанова, А. В. Епифанова — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 640с. : ил.
Литература дополнительная:
- Медико-социальная реабилитация пациентов с различной патологией: учеб. пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов. — М.: ГЭОТАР- Медиа, 2017. — 592 с.
- Физиотерапия / Н.Г. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 304 с.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Общие требования к организации учебного процесса.
Учебная практика курируется профильными преподавателями профессионального модуля. Проводится в кабинетах медицинской реабилитации и в медицинских организациях, направление деятельности которых соответствует профилю профессионального модуля, после освоения теоретических занятий и практических умений в рамках занятий по профессиональному модулю. Учебная практика проходит рассредоточено.
Оборудование:
- Физиотерапевтическое оборудование (демонстрационные модели/фотографии/видео:
- Аппарат для УВЧ-терапии (изображение или модель)
- Аппарат для электрофореза (изображение или модель)
- Ингалятор (изображение или модель)
- Оборудование для грязелечения (фото/видео)
- Ванна для бальнеотерапии (фото/видео)
- Проэктор: для демонстрации презентаций, видеороликов и других визуальных материалов.
- Экран: для проектора
- Принтер: для паспечатки раздаточного материала (ситуационные задачи, бланки, выдержки из нормативных документов)
- Доска (белая/маркетная или меловая.
Тонометр
- Термометры водные и безконтактные 2-3(для контроля температуры).
- Манометр/гидростатический контроль.
- Пульсоксиметр и тонометр -2(контроль состояния пациента при процедуре).
Фонендоскоп.
- Аптечка первой помощи.
- Набор для экстренной помощи.
- Перчатки медицинские, одноразовые пеленки.
- Марлевые салфетки
- Мыло, антисептики для обработки кожи и оборудования.
Учебно — методические материалы:
(бумажные и электронные)
- Презентации по теме:
- Определение санаторно-курортного лечения.
- Цели и задачи санаторно-курортного лечения.
- Классификация курортов (по природным факторам, по профилю заболеваний).
- Основные лечебные факторы курортов (климат, минеральные воды, грязи, лечебные растения, морская вода и т д) Описание каждого фактора и его лечебного действия.
- Общие показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.
- Обзор основных видов санаторно-курортных процедур (бальнеотерапия, грязелечение, физиотерапия, диетотерапия, ЛФК, климатотерапия, психотерапия и др).
- Порядок направления пациентов на санаторно-курортное лечение (алгоритм, необходимые документы)
- Таблицы с классификацией курортов и лечебных факторов.
- Список основных санаторно-курортных учреждений России (или региона) с указанием их специализации.
- Раздаточные материалы: краткие таблицы — виды процедур, температура, продолжительность, частота курса, показания/противопоказания.
- Методические указания/алгоритмы назначения процедур (шаблоны: как выбирать процедуру по диагнозу и сопутствующим болезням)
- Примерные протоколы процедур ( краткая запись в журнал процедур: дата, вид, режим, температура, время, реакция пациента).
- Карточки пациентов/кейсы для групповой работы (3-6 клинических сценариев разной сложности).
- Контрольные вопросы/тесты для оценки знаний (10-20 вопросов + ключи
Нормативно-правовые документы. Распечатка или электронные версии:
- Приказ Минздрава России, регламентирующий порядок направления на санаторно-курортное лечение.
- Перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения.
- Образцы заполнения санаторно-курортной карты Ф 072/у.
Для самостоятельной работы используются помещения: читальный зал с выходом в сеть интернет, библиотека, актовый зал.
Помещения оборудованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения: компьютерной техникой подключённой к сети интернет с обеспечением доступа в электронную образовательную информацинно-образовательную среду университета.
Требования к организации аттестации и оценке результатов учебной практики.
Учащиеся отрабатывают практические манипуляции по оценочным чек — листам.
При выставлении текущей оценки за учебную практику учитываются результаты экспертизы освоения профессиональных умений, формирование у обучающихся профессиональных и развитие общих компетенций и приобретения первоначально практического опыта по виду профессиональной деятельности специальности 31.02.01 Лечебное дело и правильности и аккуратность ведения документации учебной практики:
— дневник учебной практики, с подведением ежедневного итога, согласно перечню обязательных манипуляций и ежедневной оценкой методического руководителя, подтверждённого его подписью;
— манипуляционный лист с фактическим количеством выполненных практических манипуляций.
— формой аттестации по итогам учебной практики является комплексный дифференцированный зачёт/ экзамен, который проводится согласно графику учебного процесса, к которому допускаются обучающиеся, выполнившие в полном объёме программу учебной практики и представившие полный пакет отчётных документов.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Занятие проводится по теме: Виды водолечения. Показания и противопоказания.
Занятие состоит из 5 этапов:
- Введение (презентации по теме занятия).
- Контроль теоретических знаний по данной теме занятия (экспресс-опрос).
- Оценка индивидуальных знаний учащихся (тестовые задания по теме занятия, клинический кейс из ситуационных задач).
- Практическая часть занятия. Оценка умений и навыков, работа по чек-листам.
- Завершение занятия учебной практики (разбор результатов учебной практики).
Методические рекомендации преподавателя:
1.Открытое занятие по учебной практики готовится и проводится преподавателем медико-социальной реабилитации.
- Преподаватель готовит:
— презентации по теме: «Виды водолечения. Показания и противопоказания.» для первого этапа занятия.
— вопросы экспресс-опроса для второго этапа занятия;
— тестовые задания, закрытого и открытого типа, клинические кейсы по теме занятия для третьего этапа.
— оценочные чек-листы выполнения манипуляций по теме занятия для четвёртого этапа.
3.Учащиеся получают все необходимые материалы на теоретических, практических занятиях, также в индивидуальной группе интернет ресурса для реализации программы учебной практики.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Введение. Приветствие всех участников занятия учебной практики. Краткое объявление темы, целей и задач занятия. Актуализация значимости темы для будущей профессиональной деятельности.
ВТОРОЙ ЭТАП ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Контроль теоретических знаний по данной теме занятия (экспресс-опрос группы). Преподаватель выборочно задаёт вопросы учащимся по теме занятия, если студент не может дать правильный ответ, ответить вместо него может любой другой. Второй этап необходим для определения остаточных знаний учащихся после пройденных теоретических и практических занятий.
Вопросы для экспресс опроса:
- Что такое санаторно-курортное лечение?
- Назовите три основных природных лечебных фактора, используемых на курортах.
- В какой стадии заболевания обычно показано санаторно-курортное лечение? (Обострение, ремиссия, хроническая)
- Перечислите не менее трёх общих абсолютных противопоказаний для санаторно-курортного лечения.
- Является ли злокачественное новообразование в анамнезе (без рецидивов и метастазов более 5 лет) абсолютным противопоказанием к санаторно-курортному лечению?
- Почему острые инфекционные заболевания являются абсолютным противопоказанием к санаторно-курортному лечению?
- Назовите две группы заболеваний, при которых показано лечение на бальнеологических курортах.
- Назовите две группы заболеваний, при которых противопоказано грязелечение.
- Какой основной документ оформляется врачом для направления пациента на санаторно-курортное лечение?
- Можно ли направить на санаторно-курортное лечение пациента с артериальной гипертензией III степени, неконтролируемой медикаментозно, с частыми гипертоническими кризами?
- В каких случаях беременность может стать противопоказанием к санаторно-курортному лечению?
- Перечислите не менее двух показаний для санаторно-курортного лечения после перенесенного инфаркта миокарда.
- Что такое климатотерапия?
- Пациенту с частыми и обильными кровотечениями любой этиологии (носовые, геморроидальные, маточные) показано санаторно-курортное лечение?
- Назовите хотя бы одно заболевание пищеварительной системы, при котором показано питьевое лечение минеральными водами.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:
- Комплекс лечебно-профилактических мероприятий с использованием природных лечебных факторов и методов восстановительной медицины.
- Минеральные воды, лечебные грязи, климат (или пелоиды, бальнеофакторы, климатофакторы).
- В стадии ремиссии или при хроническом течении вне обострения.
- Острые инфекционные заболевания, злокачественные новообразования (для многих видов), заболевания в острой и подострой стадиях, лихорадочные состояния, психические расстройства, активная форма туберкулеза, кровотечения любой этиологии, кахексия и др.
- Нет, не является абсолютным, но требует тщательного отбора курорта и процедур, часто с ограничениями.
- Риск распространения инфекции, необходимость интенсивного стационарного лечения, ослабление организма, несовместимость с курортными факторами.
- Заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной системы, сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, эндокринной системы, кожи.
- Острые воспалительные процессы, злокачественные новообразования, туберкулез, фибромиома матки, кисты яичников, тиреотоксикоз, ИБС с частыми приступами стенокардии, хронические заболевания почек с нарушением функции.
- Санаторно-курортная карта (форма № 072/у).
- Нет, это противопоказание (неконтролируемая АГ, частые кризы).
- Патологическое течение беременности (угроза выкидыша, гестозы), сроки беременности (особенно ранние и поздние), наличие экстрагенитальных заболеваний, обострение хронических заболеваний.
- Через определённое время (3-6 месяцев) после неосложненного инфаркта, при стабильном состоянии, с целью реабилитации и профилактики повторных событий.
- Использование в лечебных целях особенностей климата данной местности (солнце, воздух, морские купания, горный воздух и т.д.).
- Нет, это общее абсолютное противопоказание.
- Хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (в стадии ремиссии), хронический холецистит, хронический панкреатит, синдром раздраженного кишечника.
ТРЕТИЙ ЭТАП ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Оценка индивидуальных знаний учащихся. Тестовые задания по теме занятия в трёх вариантах, закрытого и открытого типа.
Вариант 1 — 15 заданий (закрытые и открытые)
- Что такое санаторно-курортное лечение (СКЛ)?
- 2. Какой из перечисленных факторов относится к природным лечебным факторам?
- а) Физиотерапия
- б) Минеральная вода
- в) Лекарственная терапия
- г) Хирургическое вмешательство
- 3. В какой фазе заболевания обычно рекомендуется СКЛ?
- а) Острая фаза
- б) Фаза обострения
- в) Фаза ремиссии
- г) Фаза выздоровления
- Что такое бальнеотерапия?
- Какой из перечисленных пунктов является общим противопоказанием к СКЛ?
- а) Хронический гастрит
- б) Сахарный диабет 2 типа (компенсированный)
- в) Острое инфекционное заболевание
- г) Остеохондроз позвоночника
- Назовите 2 основных типа курортов.
- 7. Какой документ необходим для направления пациента на СКЛ?
- а) Амбулаторная карта
- б) Санаторно-курортная карта (форма 072/у)
- в) Выписка из истории болезни
- г) Полис ОМС
- 8. Укажите 2 заболевания опорно-двигательного аппарата, при которых показано СКЛ.
- 9. Можно ли применять грязелечение при варикозной болезни?
- а) Да, без ограничений
- б) Да, при отсутствии тромбофлебита
- в) Нет, противопоказано
- г) Решение принимает пациент
- Что такое климатотерапия?
- Какие заболевания можно лечить на бальнеологических курортах с сероводородными водами?
- а) Кожные заболевания (псориаз, экзема)
- б) Заболевания опорно-двигательного аппарата
- в) Заболевания нервной системы
- г) Все вышеперечисленные
- Является ли злокачественная опухоль противопоказанием к СКЛ?
- а) Да, всегда
- б) Нет, никогда
- в) Да, в активной фазе и при наличии метастазов
- г) Да, в любом случае, даже после радикального лечения
- Назовите 2 фактора, которые необходимо учитывать при выборе курорта для пациента с сопутствующими заболеваниями.
- При каком заболевании дыхательной системы показана спелеотерапия?
- а) Острая пневмония
- б) Бронхиальная астма (вне обострения)
- в) Острый бронхит
- г) Туберкулез легких
- Каковы основные задачи СКЛ для пациента после перенесенного инсульта? (Открытый вопрос)
Вариант 2 — 15 заданий (закрытые и открытые)
- 1. Перечислите 3 основных цели санаторно-курортного лечения.
- Что такое пелоидотерапия?
- а) Лечение пиявками
- б) Лечение грязью
- в) Лечение травами
- г) Лечение минеральной водой
- Какой фактор, как правило, не используется в санаториях?
- а) Лечебное питание
- б) Физиотерапия
- в) Хирургия
- г) Климатотерапия
- Что из перечисленного является относительным противопоказанием?
- а) Злокачественная опухоль (в активной фазе)
- б) Эпилепсия с частыми припадками
- в) Беременность
- г) Острый туберкулез
- Какой профиль курорта выбрать для пациента с заболеваниями ЖКТ?
- Что такое талассотерапия?
- а) Лечение горным воздухом
- б) Лечение морской водой, климатом и другими факторами моря
- в) Лечение глиной
- г) Лечение минеральными водами
- 7. Какой врач заполняет санаторно-курортную карту?
- Назовите заболевание кожи, при котором показана гелиотерапия.
- a) Экзема
- б) Псориаз
- в) Дерматит
- г) Все перечисленное
- 9. Какие ванны противопоказаны при беременности?
- а) Хвойные
- б) Жемчужные
- в) Сероводородные
- г) Все вышеперечисленные
- Какой природный фактор используется в лечении заболеваний верхних дыхательных путей?
- 11. При каком заболевании сердца показаны углекислые ванны?
- a) Инфаркт миокарда
- б) Ишемическая болезнь сердца (стенокардия напряжения I-II ФК)
- в) Миокардит
- г) Сердечная недостаточность III ФК
- Можно ли отправлять на СКЛ пациента с нестабильной стенокардией?
- а) Да
- б) Нет
- в) Только после консультации кардиолога
- г) Только при наличии сопровождающего
- При каких заболеваниях нервной системы показано лечение грязями?
- 14. Какой тип минеральной воды используется при заболеваниях желудка с повышенной кислотностью?
- а) Щелочная
- б) Кислая
- в) Нейтральная
- г) Любая
- Как называется метод лечения, при котором пациент длительное время находится в условиях микроклимата соляных пещер?
Вариант 3 — 15 заданий (закрытые и открытые)
- Дайте определение понятию «курорт».
- Что относится к основным видам санаторно-курортных учреждений?
- а) Санаторий
- б) Пансионат с лечением
- в) Дом отдыха
- г) Все вышеперечисленные
- Какие природные лечебные ресурсы используются в санаторно-курортном лечении?
- а) Минеральные воды
- б) Лечебные грязи
- в) Климат
- г) Все перечисленные
- Укажите общее противопоказание для санаторно-курортного лечения. • а) Хронические заболевания в стадии ремиссии
- б) Острые инфекционные заболевания
- в) Артериальная гипертензия I степени
- г) Ожирение I степени
- 5. Какой метод лечения относится к физиотерапии?
- Какой профиль санатория выбрать для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы?
- Назовите основные показания для направления на СКЛ после перенесённого инфаркта миокарда.
- а) Сразу после инфаркта
- б) Через 3-6 месяцев при стабильном состоянии
- в) При наличии стенокардии III-IV ФК
- г) При наличии выраженной сердечной недостаточности
- При каких заболеваниях мочеполовой системы может быть показано санаторно-курортное лечение?
- а) Хронический пиелонефрит (в стадии ремиссии)
- б) Хронический цистит (в стадии ремиссии)
- в) Хронический простатит (в стадии ремиссии)
- г) Все перечисленные
- 9. Какие процедуры применяются при лечении гинекологических заболеваний на курортах?
- Какие факторы учитываются при выборе типа курорта?
- Можно ли применять радоновые ванны при эпилепсии?
- а) Да
- б) Нет, противопоказано
- в) Только под контролем врача
- г) Решение принимает пациент
- 12. Какой вид массажа часто используется при заболеваниях позвоночника?
- 13. Что из перечисленного не относится к диетотерапии?
- а) Щадящая диета
- б) Дробное питание
- в) Прием витаминов
- г) Антибиотикотерапия
- 14. Что необходимо учитывать при назначении лечебной физкультуры пациенту пожилого возраста?
- а) Сопутствующие заболевания
- б) Функциональное состояние
- в) Индивидуальную переносимость
- г) Все вышеперечисленное
- Какие рекомендации следует дать пациенту после курса СКЛ?
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
| Вариант 1 | |
| 1. | Комплекс лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, проводимых с использованием природных лечебных факторов в сочетании с другими методами лечения. |
| 2. | б |
| 3. | в |
| 4. | Использование минеральных вод в лечебных и профилактических целях (ванны, души, питьевое лечение и т.д.). |
| 5. | в |
| 6. | Бальнеологические, климатические, грязевые. |
| 7. | б |
| 8. | Остеоартроз, остеохондроз, ревматоидный артрит (в стадии ремиссии), последствия травм. |
| 9. | б |
| 10. | Использование климатических факторов в лечебных и профилактических целях. |
| 11. | г |
| 12. | в |
| 13. | Основной диагноз, сопутствующие заболевания, климат, лечебные факторы, противопоказания. |
| 14. | б |
| 15. | Восстановление двигательных функций, речи, координации, адаптация к повседневной жизни. |
| Вариант 2 | |
| 1. | Лечение, профилактика заболеваний, реабилитация. |
| 2. | б |
| 3. | в |
| 4. | в |
| 5. | Гастроэнтерологический. |
| 6. | б |
| 7. | Лечащий врач. |
| 8. | г |
| 9. | в |
| 10. | Климат, морской воздух, минеральные воды (для ингаляций). |
| 11. | б |
| 12. | б |
| 13. | Радикулиты, полинейропатии, последствия травм, ДЦП. |
| 14. | а |
| 15. | Спелеотерапия. |
| Вариант 3 | |
| 1. | Освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимой для их эксплуатации инфраструктурой. |
| 2. | г |
| 3. | г |
| 4. | б |
| 5. | Электрофорез, УВЧ, магнитотерапия, лазеротерапия, ультразвук и др. |
| 6. | Кардиологический. |
| 7. | б |
| 8. | г |
| 9. | Минеральные ванны, грязевые аппликации, орошения, физиотерапия. |
| 10. | Заболевание, стадия, сопутствующие заболевания, климат, природные факторы, противопоказания. |
| 11. | б |
| 12. | Классический, точечный, сегментарный. |
| 13. | г |
| 14. | г |
| 15. | Соблюдение режима, диеты, ЛФК, отказ от вредных привычек, поддержание достигнутого эффекта, повторные курсы. |
КЕЙС 1: «Реабилитация после инсульта»
Пациент: Козлов Михаил Петрович, 68 лет.
Профессия: Пенсионер.
Жалобы при поступлении:
- Слабость в правой руке и ноге.
- Нарушение речи (затрудненное произношение слов).
- Нарушение координации движений.
- Эмоциональная лабильность.
Анамнез заболевания:
- Три месяца назад перенес ишемический инсульт в бассейне левой средней мозговой артерии.
- Получает реабилитационное лечение в амбулаторных условиях (ЛФК, логопедические занятия).
Объективный статус:
- Состояние относительно удовлетворительное. Сознание ясное.
- Правосторонний гемипарез (снижение силы в правой руке и ноге).
- Легкая дизартрия (нарушение речи).
- Нарушение координации при выполнении пальценосовой пробы справа.
Дополнительные данные:
- КТ головного мозга: Последствия ишемического инсульта в левой средней мозговой артерии.
- ЭКГ: Синусовый ритм.
- АД 140/90 мм рт.ст. (принимает эналаприл).
Задачи:
- 1. Есть ли показания для санаторно-курортного лечения?
- А) Да
- Б) Нет
- В) Решение зависит от функционального состояния пациента
- Г) Только при согласии пациента
- Каковы основные цели санаторно-курортного лечения в данном случае?
- А) Восстановление двигательных функций
- Б) Восстановление речи
- В) Коррекция эмоциональных нарушений
- Г) Все вышеперечисленное
- 3. Какой профиль санатория наиболее подходит для данного пациента?
- А) Кардиологический
- Б) Неврологический
- В) Пульмонологический
- Г) Общетерапевтический
- 4. Какой тип курорта наиболее подходит для данного пациента?
- А) Грязевой
- Б) Климатический
- В) Бальнеологический
- Г) Любой из перечисленных
- Какие процедуры можно рекомендовать пациенту?
- А) ЛФК
- Б) Массаж
- В) Занятия с логопедом
- Г) Все вышеперечисленное
- Какие противопоказания могут быть у пациента?
- А) Тяжёлые сопутствующие заболевания
- Б) Неконтролируемая артериальная гипертензия
- В) Нарушение когнитивных функций, препятствующее обучению
- Г) Все вышеперечисленное
- 7. Можно ли применять бальнеотерапию в данном случае?
- А) Да, без ограничений
- Б) Да, с осторожностью и под контролем АД
- В) Нет, бальнеотерапия противопоказана
- Г) Решение зависит от мнения пациента
Работа в малых группах (по 3-4 человека). Клинический кейс из ситуационных задач.
КЕЙС 2: «Лечение псориаза на бальнеологическом курорте»
Пациент: Иванова Ольга Сергеевна, 35 лет.
Профессия: Бухгалтер.
Жалобы при поступлении:
- Высыпания на коже (бляшки) в области локтей, коленей, волосистой части головы.
- Зуд кожи.
- Сухость кожи.
Анамнез заболевания:
- Псориаз в течение 10 лет, периодические обострения.
- В анамнезе – частые стрессы.
Объективный статус:
- Состояние относительно удовлетворительное. Сознание ясное.
- На коже – типичные псориатические бляшки.
Дополнительные данные:
- ОАК: Без патологии.
Задачи:
- 1. Есть ли показания для санаторно-курортного лечения?
- А) Да
- Б) Нет
- Какой профиль санатория наиболее подходит для данного пациента?
- А) Дерматологический
- Б) Неврологический
- В) Гастроэнтерологический
- Г) Кардиологический
- Какой тип курорта наиболее подходит для данного пациента?
- А) Климатический (морской)
- Б) Бальнеологический (сероводородные воды)
- В) Грязевой
- Г) Все вышеперечисленные
- Какие процедуры можно рекомендовать пациенту?
- А) Сероводородные ванны
- Б) УФО-терапия
- В) ПУВА-терапия
- Г) Все вышеперечисленные
- 5. Что следует исключить из рациона питания пациентки?
- А) Острое
- Б) Жирное
- В) Алкоголь
- Г) Все вышеперечисленное
- Какие противопоказания могут быть у пациентки?
- А) Острая стадия псориаза
- Б) Пустулезный псориаз
- В) Тяжелые сопутствующие заболевания
- Г) Все вышеперечисленные
- 7. Какие рекомендации необходимо дать пациентке после санаторно-курортного лечения?
- А) Избегать стрессов
- Б) Соблюдать диету
- В) Поддерживать оптимальный уровень влажности кожи
- Г) Все вышеперечисленное
КЕЙС 3: «Лечение хронического бронхита»
Пациент: Петров Виктор Иванович, 55 лет.
Профессия: Шахтер.
Жалобы при поступлении:
- Кашель с мокротой (особенно по утрам).
- Одышка при физической нагрузке.
- Утомляемость.
Анамнез заболевания:
- Хронический бронхит в течение 15 лет.
- Курит с 16 лет (2 пачки в день).
- В анамнезе – частые ОРВИ.
Объективный статус:
- Состояние относительно удовлетворительное. Сознание ясное.
- Цианоз губ.
- В легких выслушиваются сухие и влажные хрипы.
- ЧДД 20 в минуту.
Дополнительные данные:
- Спирография: Обструктивные нарушения.
- Рентгенография органов грудной клетки: Усиление легочного рисунка.
Задачи:
- Есть ли показания для санаторно-курортного лечения?
- А) Да
- Б) Нет
- Какой профиль санатория наиболее подходит для данного пациента?
- А) Пульмонологический
- Б) Кардиологический
- В) Гастроэнтерологический
- Г) Неврологический
- Какой тип курорта наиболее подходит для данного пациента?
- А) Климатический (морской, горный)
- Б) Бальнеологический
- В) Грязевой
- Какие процедуры можно рекомендовать пациенту?
- А) Дыхательная гимнастика
- Б) Массаж грудной клетки
- В) Ингаляции
- Г) Все вышеперечисленное
- 5. Каковы основные задачи диетотерапии в данном случае?
- А) Улучшение отхождения мокроты
- Б) Укрепление иммунитета
- В) Снижение веса
- Г) Улучшение аппетита
- Какие противопоказания могут быть у пациента?
- А) Обострение бронхита
- Б) Дыхательная недостаточность III степени
- В) Тяжелые сопутствующие заболевания
- Г) Все вышеперечисленное
- Какие рекомендации необходимо дать пациенту после санаторно-курортного лечения?
- А) Отказ от курения
- Б) Избегать переохлаждений
- В) Заниматься дыхательной гимнастикой
- Г) Все вышеперечисленное
КЕЙС 4: «Лечение остеохондроза»
Пациент: Семенова Ирина Ивановна, 48 лет.
Профессия: Офисный работник.
Жалобы при поступлении:
- Боли в шейном и поясничном отделах позвоночника.
- Ограничение подвижности в позвоночнике.
- Головные боли.
- Нарушение сна.
Анамнез заболевания:
- Остеохондроз в течение 10 лет, периодические обострения.
- Работа сидячая, малоподвижный образ жизни.
Объективный статус:
- Состояние относительно удовлетворительное. Сознание ясное.
- Напряжение мышц спины.
- Ограничение подвижности в шейном и поясничном отделах позвоночника.
Дополнительные данные:
- Рентгенография позвоночника: Признаки остеохондроза.
Задачи:
- 1. Есть ли показания для санаторно-курортного лечения?
- А) Да
- Б) Нет
- 2. Какой профиль санатория наиболее подходит для данного пациента?
- А) Неврологический
- Б) Ортопедический
- В) Общетерапевтический
- Г) Любой из перечисленных
- Какой тип курорта наиболее подходит для данного пациента?
- А) Бальнеологический (сероводородные, радоновые воды)
- Б) Грязевой
- В) Климатический
- Г) Все вышеперечисленные
- 4. Какие процедуры можно рекомендовать пациенту?
- А) Бальнеотерапия
- Б) Массаж
- В) ЛФК
- Г) Физиотерапия
- Д) Все вышеперечисленное
- Какие задачи ЛФК при остеохондрозе?
- А) Укрепление мышц спины
- Б) Улучшение подвижности позвоночника
- В) Уменьшение болевого синдрома
- Г) Все вышеперечисленное
- 6. Какие противопоказания могут быть у пациента?
- А) Обострение остеохондроза
- Б) Выраженный болевой синдром
- В) Спондилез
- Г) Все перечисленное
- 7. Что необходимо рекомендовать пациенту в качестве профилактики обострений?
- А) Соблюдение правильной осанки
- Б) Регулярные занятия ЛФК
- В) Избегать длительного пребывания в одной позе
- Г) Все вышеперечисленное
КЕЙС 5: «Лечение язвенной болезни желудка»
Пациент: Васильев Андрей Сергеевич, 40 лет.
Профессия: Менеджер по продажам.
Жалобы при поступлении:
- Боли в эпигастральной области (умеренные).
- Изжога.
- Отрыжка кислым.
Анамнез заболевания:
- Язвенная болезнь желудка в течение 5 лет, периодические обострения.
- В анамнезе – Helicobacter pylori-ассоциированный гастрит.
- Нерегулярное питание, частые стрессы.
Объективный статус:
- Состояние относительно удовлетворительное. Сознание ясное.
- Живот мягкий, болезненный в эпигастральной области при пальпации.
Дополнительные данные:
- ЭГДС: Рубцовая деформация желудка.
- Тест на Helicobacter pylori – отрицательный.
Задачи:
- 1. Есть ли показания для санаторно-курортного лечения?
- А) Да, в фазе ремиссии
- Б) Нет, противопоказано
- 2. Какой профиль санатория наиболее подходит для данного пациента?
- А) Гастроэнтерологический
- Б) Общетерапевтический
- Какой тип курорта наиболее подходит для данного пациента?
- А) Бальнеологический (с питьевыми минеральными водами)
- Б) Климатический
- 4. Какие процедуры можно рекомендовать пациенту?
- А) Питьевое лечение минеральными водами
- Б) Диетотерапия
- В) Психотерапия
- Г) Все вышеперечисленное
- 5. Каковы основные принципы диетотерапии при язвенной болезни?
- А) Щадящая диета
- Б) Дробное питание
- В) Исключение раздражающих продуктов
- Г) Все вышеперечисленное
- 6. Какие противопоказания могут быть у пациента?
- А) Обострение язвенной болезни
- Б) Кровотечение
- В) Перфорация язвы
- Г) Все вышеперечисленное
- Какие рекомендации необходимо дать пациенту после санаторно-курортного лечения?
- А) Соблюдение диеты
- Б) Регулярное питание
- В) Избегать стрессов
- Г) Все вышеперечисленное
Эталоны ответов:
| Кейс 1 | Кейс 2 | Кейс 3 | Кейс 4 | Кейс 5 | |||||
| 1. | А | 1. | А | 1. | А | 1. | А | 1. | А |
| 2. | Г | 2. | А | 2. | А | 2. | Г | 2. | А |
| 3. | Б | 3. | Г | 3. | А | 3. | Г | 3. | А |
| 4. | Б | 4. | Г | 4. | Г | 4. | Д | 4. | Г |
| 5. | Г | 5. | Г | 5. | А | 5. | Г | 5. | Г |
| 6. | Г | 6. | Г | 6. | Г | 6. | Г | 6. | Г |
| 7. | Г | 7. | Г | 7. | Г | 7. | Г | 7. | Г |
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Оценивание результатов осуществляется по индивидуальным карточкам самостоятельной работы студента, для определения остаточного уровня знаний по данной теме. Критерии оценивания проводятся по набранным балам.
На этом этапе можно закрепить задания по теме, проконтролировать быстроту мышления, необходимую в работе фельдшера, проверить итоговый уровень знаний, пронаблюдать за деонтологическими и этическими аспектами общения их друг с другом.
Индивидуальная карточка 1: Общая оценка показаний к СКЛ
Цель: Определить общую целесообразность направления пациента на санаторно-курортное лечение.
| №
П\П |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Основной диагноз: Хроническое заболевание в стадии ремиссии или неполной ремиссии? | 2 | |
| 2. | Сопутствующие заболевания: Учитываются ли они при выборе профиля санатория и отсутствии общих противопоказаний? | 2 | |
| 3. | Цель СКЛ: Профилактика, лечение, реабилитация, долечивание после острого состояния? | 2 | |
| 4. | Функциональное состояние пациента: Способен ли пациент к самообслуживанию и передвижению? | 2 | |
| 5. | Психоэмоциональное состояние: Согласен ли пациент на СКЛ, нет ли выраженных психических расстройств? | 2 | |
| 6. | Сроки после острого заболевания/операции: Соблюдены ли необходимые временные интервалы (например, после инфаркта, инсульта)? | 2 | |
| 7. | Наличие показаний: Соответствует ли заболевание пациента утвержденному перечню показаний к СКЛ? | 2 | |
| Всего: | 14 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 2: Общие абсолютные противопоказания к СКЛ
Цель: Исключить состояния, при которых СКЛ категорически запрещено.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Острые инфекционные заболевания: (например, ОРВИ, грипп, кишечные инфекции и др.) | 2 | |
| 2. | Хронические заболевания в фазе обострения или острой стадии: (например, обострение язвенной болезни, пиелонефрита) | 2 | |
| 3. | Злокачественные новообразования: (любые, кроме некоторых случаев после радикального лечения в стадии стойкой ремиссии, что является относительным исключением)
Туберкулез: (активная форма, вне зависимости от локализации) |
2 | |
| 4. | Заболевания, сопровождающиеся кровотечениями: (любой этиологии: желудочно-кишечные, маточные, носовые и т.д.) | 2 | |
| 5. | Лихорадочные состояния: (неустановленной этиологии, стойкий субфебрилитет) | 2 | |
| 6. | Тяжелые формы всех заболеваний: (например, сердечная недостаточность III-IV ФК, почечная/печеночная недостаточность в терминальной стадии) | 2 | |
| 7. | Психические расстройства: (острые психозы, хронические заболевания с выраженными психопатическими расстройствами, слабоумие, эпилепсия с частыми припадками) | 2 | |
| 8. | Кахексия: (выраженное истощение любой этиологии) | 2 | |
| Паразитарные заболевания: | |||
| 9. | Беременность: (все сроки при наличии акушерской патологии или риска её возникновения, а также после 26 недель при некоторых типах курортов/процедур) | 2 | |
| 10. | Заразные кожные и глазные заболевания. | 2 | |
| Всего: | 20 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 3: Общие относительные противопоказания и ограничения
Цель: Выявить состояния, требующие индивидуального подхода и ограничения определенных процедур.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Беременность (при неосложненном течении): (Требует тщательного подбора курорта и процедур, исключения многих видов бальнео- и грязелечения, физиотерапии). | 2 | |
| 2. | Онкологические заболевания в анамнезе: (После радикального лечения, при стойкой многолетней ремиссии, требуют осторожности и исключения процедур с тепловым и активным стимулирующим эффектом). | 2 | |
| 3. | Фибромиома матки, эндометриоз: (Требуют исключения тепловых процедур, грязелечения на область таза). | 2 | |
| 4. | Артериальная гипертензия: (II-III ст., если она не контролируется или плохо контролируется медикаментозно, требует осторожности и контроля АД). | 2 | |
| 5. | Ишемическая болезнь сердца: (Стабильная стенокардия II-III ФК, требующая ограничения физической нагрузки, контроля за процедурами). | 2 | |
| 6. | Доброкачественные опухоли: (Требуют наблюдения, исключения стимулирующих процедур). | 2 | |
| 7. | Эпилепсия (при редких припадках, контролируемых медикаментозно): (Требует осторожности, исключения стрессовых факторов, некоторых видов бальнеотерапии). | 2 | |
| 8. | Сахарный диабет: (В стадии декомпенсации или с тяжелыми осложнениями, требует тщательного контроля и индивидуально
о подхода к процедурам). |
2 | |
| 9. | Варикозная болезнь нижних конечностей: (Требует исключения тепловых процедур, грязелечения на область ног). | 2 | |
| 10. | Пожилой возраст: (Требует индивидуального подхода, меньшей интенсивности процедур, учета сопутствующих заболеваний). | 2 | |
| Всего: | 20 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 4: Выбор профиля и типа курорта
Цель: Подобрать наиболее подходящий курорт для пациента.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Определен ведущий диагноз: (Например, заболевания органов дыхания, ЖКТ, опорно-двигательного аппарата, ССС, нервной системы, эндокринные, кожные, гинекологические, урологические). | 2 | |
| 2. | Учтены сопутствующие заболевания: (Для исключения противопоказаний и возможности одновременного лечения) | 2 | |
| 3. | Выбран профиль санатория: (Соответствует ведущему диагнозу и сопутствующим). | 2 | |
| 4. | Определен тип курорта: (Климатический, бальнеологический, грязевой, горный, морской и т.д.). | 2 | |
| 5. | Соответствие лечебных факторов курорта потребностям пациента: (Например, для ЖКТ – питьевые минеральные воды; для ОДА – грязи, сероводородные ванны; для дыхательной системы – морской/горный климат, спелеотерапия). | 2 | |
| 6. | Доступность и логистика: Удобно ли пациенту добраться до курорта, нет ли противопоказаний к смене климатических зон? | 2 | |
| 7. | Сезонность: Учтены ли климатические особенности региона в выбранное время года? | 2 | |
| Всего: | 14 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 5: Оценка показаний для кардиологических пациентов
Цель: Принять решение о направлении пациента с заболеваниями ССС.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Основной диагноз: ИБС (стабильная стенокардия I-II ФК), состояние после перенесенного инфаркта миокарда (через 3-6 месяцев), гипертоническая болезнь I-II стадии (компенсированная). | 2 | |
| 2. | Функциональный класс: Сердечная недостаточность не выше I-II ФК. | 2 | |
| 3. | Ритм сердца: Нет частых пароксизмов аритмий, нет частой желудочковой экстрасистолии. | 2 | |
| 4. | АД: Артериальное давление стабильное, хорошо контролируется медикаментами, без гипертонических кризов. | 2 | |
| 5. | Нет признаков: Острой сердечной недостаточности, нестабильной стенокардии, аневризмы аорты, тромбоэмболии в анамнезе (в ближайшие месяцы). | 2 | |
| 6. | Сопутствующие: Нет выраженного сахарного диабета с декомпенсацией или тяжелыми осложнениями. | 2 | |
| 7. | Профиль курорта: Кардиологический, общетерапевтический (с кардиологическим уклоном). | 2 | |
| 8. | Тип курорта: Климатические (низкогорье), бальнеологические (углекислые, радоновые, хвойные ванны). | 2 | |
| Всего: | 16 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 6: Оценка показаний для пациентов с заболеваниями ОДА
Цель: Принять решение о направлении пациента с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Основной диагноз: Остеохондроз, остеоартроз I-II стадии, ревматоидный артрит (в стадии ремиссии), последствия травм, переломов (после консолидации). | 2 | |
| 2. | Активность процесса: Нет признаков острого воспаления, выраженного болевого синдрома. | 2 | |
| 3. | Рентгенологические данные: Отсутствие деструкции суставов III-IV стадии, выраженного остеопороза. | 2 | |
| 4. | Неврологический статус: Нет острых радикулитов, грыж межпозвонковых дисков с выраженным компрессионным синдромом, требующим оперативного лечения. | 2 | |
| 5. | Общие противопоказания: Исключены (например, злокачественные новообразования костной ткани). | 2 | |
| 6. | Профиль курорта: Ортопедический, неврологический, общетерапевтический. | 2 | |
| 7. | Тип курорта: Грязевой, бальнеологический (сероводородные, радоновые, хлоридно-натриевые ванны). | 2 | |
| Всего: | 14 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 7: Оценка показаний для пациентов с заболеваниями ЖКТ
Цель: Принять решение о направлении пациента с заболеваниями пищеварительной системы.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Основной диагноз: Хронический гастрит, язвенная болезнь желудка/12-перстной кишки (в стадии ремиссии), хронический холецистит, панкреатит (в стадии ремиссии), дискинезия желчевыводящих путей, синдром раздраженного кишечника. | 2 | |
| 2. | Фаза заболевания: Строго фаза ремиссии, без обострений в ближайшие 2-3 месяца. | 2 | |
| 3. | Осложнения: Отсутствие кровотечений, перфораций, стенозов, выраженных болевых синдромов. | 2 | |
| 4. | Онкопатология: Исключена (по результатам ЭГДС, колоноскопии). | 2 | |
| 5. | Общие противопоказания: Исключены. | 2 | |
| 6. | Профиль курорта: Гастроэнтерологический. | 2 | |
| 7. | Тип курорта: Бальнеологический (с питьевыми минеральными водами). | 2 | |
| 8. | Диета: Пациент способен соблюдать диету. | 2 | |
| Всего: | 16 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 8: Заполнение санаторно-курортной карты (форма 072/у)
Цель: Обеспечить полноту и правильность медицинской документации.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Раздел I (Общие сведения): Полностью заполнены личные данные, место работы/учебы, СНИЛС, полис ОМС. | 2 | |
| Раздел II (Диагноз): | |||
| 2. | Основной диагноз (код по МКБ-10). | 2 | |
| 3. | Сопутствующие заболевания (код по МКБ-10). | 2 | |
| 4. | Осложнения (если есть). | 2 | |
| Раздел III (Анамнез): | |||
| 5. | Краткие сведения о заболевании, перенесенных операциях. | 2 | |
| 6. | Аллергоанамнез. | 2 | |
| 7. | Наследственность. | 2 | |
| Раздел IV (Данные объективного обследования): | |||
| 8. | ОАК, ОАМ, биохимия крови (ключевые показатели). | 2 | |
| 9. | ЭКГ. | 2 | |
| 10. | Рентгенография, УЗИ, ЭГДС (при необходимости). | 2 | |
| 11. | Заключения узких специалистов. | ||
| Раздел VI (Показания и противопоказания): | 2 | ||
| 12. | Отмечены показания к СКЛ. | 2 | |
| 13. | Отсутствуют общие противопоказания. | 2 | |
| 14. | Отсутствуют частные противопоказания к рекомендуемому профилю курорта. | 2 | |
| Раздел VII (Рекомендации): | |||
| 15. | Рекомендуемый профиль санатория. | 2 | |
| 16. | Срок СКЛ (например, 21 день). | 2 | |
| 17. | Дата выдачи карты. | 2 | |
| 18. | Подпись врача и заведующего отделением. | 2 | |
| 19. | Печать учреждения. | 2 | |
| 20. | Срок действия карты: Карта выдана не ранее 2 месяцев до начала действия путевки. | 2 | |
| Всего: | 40 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 9: Консультирование пациента перед СКЛ
Цель: Подготовить пациента к пребыванию на курорте и обеспечить его информированность.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Цель СКЛ: Объяснены ожидаемые результаты и реалистичные ожидания. | 2 | |
| 2. | Профиль санатория: Разъяснены особенности лечебного профиля и условий пребывания. | 2 | |
| 3. | Режим дня: Рассказано о необходимости соблюдения режима дня, диеты. | 2 | |
| 4. | Медикаменты: Указано, какие медикаменты нужно взять с собой (особенно при хронических заболеваниях) и как принимать их на курорте. | 2 | |
| 5. | Дополнительные принадлежности: Рекомендовано взять удобную одежду, обувь для ЛФК и прогулок, купальные принадлежности. | 2 | |
| 6. | Адаптация: Предупреждено о возможном периоде адаптации (акклиматизации) и временном ухудшении самочувствия. | 2 | |
| 7. | Коммуникация: Разъяснена важность информирования лечащего врача в санатории о любом ухудшении самочувствия. | 2 | |
| 8. | Вредные привычки: Напоминание о нежелательности курения и употребления алкоголя во время СКЛ. | 2 | |
| 9. | Дополнительные расходы: Предупреждение о возможных платных процедурах, не входящих в стоимость путевки. | 2 | |
| 10. | Документы: Напомнить о необходимости иметь при себе путевку, паспорт, полис ОМС и санаторно-курортную карту. | 2 | |
| Всего: | 20 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 10: Мониторинг состояния пациента во время СКЛ (для лечащего врача санатория)
Цель: Обеспечить безопасность и эффективность лечения.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Первичный осмотр: Проведен тщательный осмотр пациента при поступлении. | 2 | |
| 2. | Санаторно-курортная карта: Изучена вся представленная медицинская документация. | 2 | |
| 3. | Диагноз: Уточнен и подтвержден клинический диагноз и наличие показаний/противопоказаний. | 2 | |
| 4. | План лечения: Составлен индивидуальный план лечения с учетом всех показаний, противопоказаний и сопутствующих заболеваний. | 2 | |
| 5. | Мониторинг: Организован регулярный контроль состояния пациента (АД, ЧСС, температура, жалобы). | 2 | |
| 6. | Переносимость процедур: Отслеживается реакция пациента на проводимые процедуры. | 2 | |
| 7. | Коррекция лечения: При необходимости проводится коррекция плана лечения или медикаментозной терапии. | 2 | |
| 8. | Обострения: При возникновении обострения или осложнений – приняты меры по оказанию помощи, изменению тактики лечения, при необходимости – госпитализация. | 2 | |
| 9. | Динамика: Оценивается динамика состояния пациента и эффективность лечения. | 2 | |
| 10. | Выписка: Оформлены рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению после СКЛ. | 2 | |
| Всего: | 20 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 11: Оценка необходимости консультации узких специалистов перед СКЛ
Цель: Определить необходимость привлечения дополнительных
специалистов для уточнения диагноза и исключения противопоказаний.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученый балл |
| 1. | Кардиолог: Пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (ИБС, АГ, перенесенный инфаркт миокарда/инсульт). | 2 | |
| 2. | Невролог: Пациенты с заболеваниями нервной системы (остеохондроз, радикулопатия, последствия инсульта, полинейропатия). | 2 | |
| 3. | Гастроэнтеролог: Пациенты с заболеваниями ЖКТ (язвенная болезнь, гастрит, холецистит, панкреатит). | 2 | |
| 4. | Эндокринолог: Пациенты с сахарным диабетом, заболеваниями щитовидной железы. | 2 | |
| 5. | Дерматолог: Пациенты с кожными заболеваниями (псориаз, экзема, дерматит). | 2 | |
| 6. | Гинеколог: Женщины с гинекологическими заболеваниями (миома матки, эндометриоз, воспалительные заболевания). | 2 | |
| 7. | Уролог: Мужчины с урологическими заболеваниями (простатит, аденома простаты). | 2 | |
| 8. | Ортопед-травматолог: Пациенты с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (артроз, последствия травм). | 2 | |
| 9. | Пульмонолог: Пациенты с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, ХОБЛ). | 2 | |
| 10. | Онколог: Пациенты с онкологическими заболеваниями в анамнезе (для оценки риска прогрессирования заболевания и подбора безопасных процедур). | 2 | |
| 11. | Психиатр/психотерапевт: Пациенты с психическими расстройствами (тревожность, депрессия, нарушения сна). | 2 | |
| 12. | Фтизиатр: При подозрении на туберкулез или наличии заболевания в анамнезе. | 2 | |
| Всего: | 24 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 12: Подбор минеральной воды для питьевого лечения (на курорте)
Цель: Правильно подобрать минеральную воду для питьевого лечения, исходя из заболевания и кислотности желудочного сока.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| Гастрит с повышенной кислотностью: | |||
| 1. | Щелочные минеральные воды (Ессентуки №4 и №17, Боржоми, Смирновская, Славяновская). | 1 | |
| 2. | Употреблять за 1-1,5 часа до еды. | 1 | |
| 3. | В теплом виде. | 1 | |
| 4. | Без газа. | 1 | |
| Гастрит с пониженной кислотностью: | |||
| 5. | Минеральные воды средней и высокой минерализации (Миргородская, Нарзан). | 1 | |
| 6. | Употреблять за 15-30 минут до еды. | 1 | |
| 7. | В холодном виде. | 1 | |
| 8. | С газом (при переносимости). | 1 | |
| Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки (в стадии ремиссии): | |||
| 9. | Щелочные минеральные воды (как при гастрите с повышенной кислотностью). | 1 | |
| 10. | Употреблять за 1-1,5 часа до еды. | 1 | |
| 11. | В теплом виде. | 1 | |
| 12. | Без газа. | 1 | |
| Хронический холецистит, дискинезия желчевыводящих путей: | |||
| 13. | Минеральные воды средней и высокой минерализации (Ессентуки №17, Боржоми). | 1 | |
| 14. | Употреблять 3-4 раза в день за 30-40 минут до еды. | 1 | |
| 15. | В теплом виде. | 1 | |
| 16. | Без газа. | 1 | |
| Хронический панкреатит (в стадии ремиссии): | |||
| 17. | Слабоминерализованные минеральные воды (Нарзан). | 1 | |
| 18. | Употреблять небольшими порциями в течение дня. | 1 | |
| 19. | В теплом виде. | 1 | |
| 20. | Без газа. | 1 | |
| Сахарный диабет II типа: | |||
| 21. | Слабоминерализованные минеральные воды (Славяновская, Смирновская). | 1 | |
| 22. | Употреблять за 30 минут до еды. | 1 | |
| 23. | В теплом виде. | 1 | |
| 24. | Без газа. | 1 | |
| Общие рекомендации: | |||
| 25. | Учитывать индивидуальную переносимость. | 1 | |
| 26. | Начинать с небольших доз. | 1 | |
| 27. | Соблюдать температурный режим и время приема. | 1 | |
| 28. | Исключить противопоказания (острые заболевания, обострения хронических). | 1 | |
| Всего: | 28 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 13: Оценка готовности пациента к отказу от курения во время СКЛ
Цель: Оценить мотивацию и готовность пациента отказаться от курения и предложить соответствующие программы поддержки.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Стаж курения: Оценить количество лет курения и количество выкуриваемых сигарет в день. | 2 | |
| 2. | Мотивация: Определить, есть ли у пациента желание бросить курить и какие мотивы лежат в основе этого желания (здоровье, финансы, семья). | 2 | |
| 3. | Предыдущие попытки: Выяснить, были ли предыдущие
попытки бросить курить и какие методы использовались. |
2 | |
| 4. | Степень никотиновой зависимости: Оценить степень никотиновой зависимости с помощью теста Фагерстрема. | 2 | |
| 5. | Наличие сопутствующих заболеваний: Учитывать наличие заболеваний, связанных с курением (ХОБЛ, ИБС, рак легких). | 2 | |
| 6. | Информированность: Предоставить пациенту информацию о вреде курения и пользе отказа от него. | 2 | |
| 7. | Поддержка: Предложить поддержку со стороны медицинского персонала (консультации, психологическая помощь), а также участие в группах поддержки. | 2 | |
| 8. | Никотинозаместительная терапия: Обсудить возможность использования никотинозаместительной терапии (пластыри, жевательные резинки, ингаляторы). | 2 | |
| 9. | Медикаментозная терапия: Обсудить возможность использования медикаментозной терапии (бупропион, варениклин) под контролем врача. | 2 | |
| 10. | Альтернативные методы: Предложить альтернативные методы (иглоукалывание, гипноз). | 2 | |
| 11. | Рекомендации: Дать рекомендации по изменению образа жизни, избежанию ситуаций, провоцирующих курение, и управлению стрессом. | 2 | |
| 12. | Мониторинг: Осуществлять мониторинг состояния пациента и оказывать поддержку на протяжении всего периода СКЛ. | 2 | |
| Всего: | 24 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 14: Безопасность физиотерапевтических процедур (общие правила)
Цель: Предотвратить осложнения и побочные эффекты при назначении физиотерапевтических процедур.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Показания: Строгое соответствие процедуры имеющимся показаниям. | 2 | |
| 2. | Противопоказания: Исключение общих и местных противопоказаний. | 2 | |
| 3. | Осмотр: Проведение осмотра кожи в зоне воздействия (отсутствие повреждений, воспаления, новообразований). | 2 | |
| 4. | Анамнез: Сбор анамнеза (наличие аллергии, сопутствующих заболеваний, беременности). | 2 | |
| 5. | Индивидуальный подбор: Индивидуальный подбор параметров процедуры (интенсивность, дозировка, время воздействия). | 2 | |
| 6. | Положение пациента: Обеспечение удобного и расслабленного положения пациента. | 2 | |
| 7. | Заземление: Проверка заземления аппарата (при необходимости). | 2 | |
| 8. | Инструктаж: Объяснение пациенту цели процедуры и ожидаемых ощущений. | 2 | |
| 9. | Контроль: Постоянный контроль за состоянием пациента во время процедуры. | 2 | |
| 10. | Прекращение процедуры: Немедленное прекращение процедуры при возникновении жалоб или признаков непереносимости. | 2 | |
| 11. | Соблюдение правил безопасности: Соблюдение правил техники безопасности при работе с аппаратами. | 2 | |
| 12. | Документация: Запись о проведенной процедуре в медицинской карте (дата, вид процедуры, параметры, реакция пациента). | 2 | |
| 13. | Квалификация персонала: Проведение процедур только квалифицированным персоналом. | 2 | |
| 14. | Исправность аппаратуры: Регулярная проверка исправности и технического состояния аппаратуры. | 2 | |
| Всего: | 28 |
ККритерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 15: Оценка эффективности СКЛ и рекомендации после курорта
Цель: Оценить результаты СКЛ и дать пациенту рекомендации для поддержания достигнутого эффекта.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Оценка состояния: Сравнение состояния пациента до и после СКЛ (жалобы, объективные данные, результаты исследований). | 2 | |
| 2. | Динамика: Отмечена положительная динамика в состоянии здоровья (уменьшение болевого синдрома, улучшение подвижности, снижение уровня гликемии и т.д.). | 2 | |
| 3. | Субъективная оценка: Улучшение качества жизни по мнению пациента (сон, настроение, работоспособность). | 2 | |
| 4. | Выполнение рекомендаций: Оценка соблюдения пациентом рекомендаций по режиму, диете, ЛФК. | 2 | |
| Рекомендации после СКЛ: | |||
| 5. | Продолжение медикаментозной терапии (если назначена). | 2 | |
| 6. | Соблюдение диеты и режима дня. | 2 | |
| 7. | Регулярные занятия ЛФК и физической активностью. | 2 | |
| 8. | Избегание стрессов и переутомления. | 2 | |
| Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь). | |||
| 9. | Поддержание оптимального веса. | 2 | |
| 10. | Контроль АД и уровня глюкозы в крови (при необходимости). | 2 | |
| 11. | Санаторно-курортное лечение (повторные курсы). | 2 | |
| 12. | Диспансерное наблюдение у врача по месту жительства. | 2 | |
| 13. | Предупреждение: Предупреждение о возможных обострениях и необходимости своевременного обращения к врачу. | 2 | |
| 14. | Обратная связь: Предоставление пациенту возможности обратной связи для получения дополнительной информации и поддержки. | 2 | |
| Всего: | 28 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 16: Особенности направления на СКЛ детей и подростков
Цель: Учесть специфику санаторно-курортного лечения у детей и подростков, чтобы обеспечить безопасность и эффективность.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Возраст: Соответствие возраста ребенка показаниям и возможностям санатория (наличие детского отделения, аниматоров и т.д.). | 2 | |
| 2. | Основное заболевание: Наличие показаний для СКЛ (хронические заболевания в стадии ремиссии или неполной ремиссии). | 2 | |
| 3. | Сопутствующие заболевания: Учет сопутствующих заболеваний, особенно аллергических реакций, кожных заболеваний, нарушений пищеварения. | 2 | |
| 4. | Инфекционный контроль: Отсутствие острых инфекционных заболеваний и контактов с инфекционными больными в течение 3 недель перед поездкой. | 2 | |
| 5. | Вакцинация: Проведение плановой вакцинации в соответствии с возрастом. | 2 | |
| 6. | Психологическая готовность: Готовность ребенка к отрыву от родителей (при направлении в санаторий без сопровождения) и соблюдению режима. | 2 | |
| 7. | Сопровождение: Наличие сопровождающего лица (родителя, опекуна) при необходимости и в соответствии с возрастом ребенка. | 2 | |
| 8. | Санаторно-курортная карта: Правильное оформление санаторно-курортной карты (форма 076/у), содержащей все необходимые сведения о состоянии здоровья ребенка. | 2 | |
| 9. | Дополнительные исследования: Проведение дополнительных исследований (анализы, осмотры специалистов) при необходимости. | 2 | |
| 10. | Противопоказания: Исключение общих и частных противопоказаний к СКЛ (острые заболевания, тяжелые сопутствующие заболевания, психические расстройства и т.д.). | 2 | |
| 11. | Рекомендации: Предоставление родителям рекомендаций по подготовке ребенка к поездке, соблюдению режима и диеты в санатории. | 2 | |
| 12. | Коммуникация: Поддержание связи с родителями во время пребывания ребенка в санатории (при необходимости). | 2 | |
| 13. | Оценка эффективности: Оценка эффективности СКЛ и предоставление рекомендаций по дальнейшему наблюдению и лечению после возвращения домой. | 2 | |
| Всего: | 26 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 17: Оценка доступности санаторно-курортного лечения для маломобильных граждан
Цель: Обеспечить равные возможности для получения санаторно-курортного лечения маломобильным гражданам и создать комфортные условия для их пребывания.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Транспортная доступность: Возможность добраться до курорта на общественном транспорте или специализированном транспорте для инвалидов. | 2 | |
| 2. | Доступность территории санатория: Наличие пандусов, поручней, лифтов и других приспособлений для передвижения по территории санатория. | 2 | |
| 3. | Адаптированные номера: Наличие адаптированных номеров для маломобильных граждан (расширенные дверные проемы, специальные санузлы, регулируемая высота кровати и т.д.). | 2 | |
| 4. | Медицинское оборудование: Наличие необходимого медицинского оборудования для проведения процедур (подъемники, кресла-коляски, функциональные кровати и т.д.). | 2 | |
| 5. | Адаптированные процедуры: Возможность проведения адаптированных процедур с учетом индивидуальных потребностей и ограничений пациента. | 2 | |
| 6. | Сопровождение: Предоставление услуг сопровождающего лица (при необходимости). | 2 | |
| 7. | Квалифицированный персонал: Наличие квалифицированного персонала, обученного работе с маломобильными гражданами. | 2 | |
| 8. | Информация: Предоставление информации о доступности санатория и оказываемых услугах в доступной форме (крупный шрифт, аудио- и видеоматериалы). | 2 | |
| 9. | Коммуникация: Обеспечение возможности коммуникации с персоналом и другими отдыхающими (сурдопереводчик, тифлосурдопереводчик). | 2 | |
| 10. | Безопасность: Обеспечение безопасности пребывания в санатории (наличие тревожной кнопки, системы оповещения и т.д.). | 2 | |
| 11. | Документация: Оформление необходимой документации для получения технических средств реабилитации и других видов поддержки. | 2 | |
| Всего: | 22 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 18: Особенности бальнеотерапии при заболеваниях кожи
Цель: Правильно назначить и провести бальнеотерапию при кожных заболеваниях, учитывая их особенности и возможные противопоказания.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Вид заболевания: Точная постановка диагноза (псориаз, экзема, атопический дерматит, склеродермия, ихтиоз и т.д.). | 2 | |
| 2. | Стадия заболевания: Оценка стадии заболевания (обострение, ремиссия, стихание обострения). | 2 | |
| 3. | Сопутствующие заболевания: Учет сопутствующих заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, эндокринных, почечных. | 2 | |
| 4. | Чувствительность кожи: Оценка чувствительности кожи к различным видам минеральных вод. | 2 | |
| 5. | Вид минеральной воды: Подбор минеральной воды с учетом вида заболевания и особенностей кожи (сероводородные, радоновые, хлоридно-натриевые, йодобромные). | 2 | |
| 6. | Методика применения: Выбор методики применения (ванны, души, орошения, умывания, примочки). | 2 | |
| 7. | Концентрация минеральной воды: Подбор концентрации минеральной воды в зависимости от чувствительности кожи и стадии заболевания. | 2 | |
| 8. | Температура воды: Установка температуры воды в соответствии с индивидуальной переносимостью (обычно 36-38°C). | 2 | |
| 9. | Продолжительность процедуры: Определение продолжительности процедуры (обычно 10-20 минут). | 2 | |
| 10. | Кратность процедур: Определение кратности процедур (ежедневно или через день). | 2 | |
| 11. | Наблюдение: Наблюдение за состоянием кожи во время и после процедуры (покраснение, зуд, высыпания). | 2 | |
| 12. | Коррекция: Коррекция параметров процедуры при необходимости. | 2 | |
| 13. | Противопоказания: Исключение противопоказаний (острые воспалительные процессы, гнойничковые заболевания кожи, повышенная чувствительность к минеральным водам, общие противопоказания к бальнеотерапии). | 2 | |
| 14. | Сочетание с другими методами: Сочетание бальнеотерапии с другими методами лечения (медикаментозная терапия, УФО-терапия, ПУВА-терапия, диета). | 2 | |
| Всего: | 28 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 19: Реабилитация после COVID-19 на санаторно-курортном этапе
Цель: Организовать эффективную реабилитацию пациентов, перенесших COVID-19, на санаторно-курортном этапе, с учетом особенностей заболевания и его последствий.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный балл | Полученный балл |
| 1. | Сроки: Оценка сроков после перенесенного COVID-19 (не ранее чем через 2-4 недели после выздоровления). | 2 | |
| 2. | Тяжесть течения: Учет тяжести течения заболевания (легкая, средняя, тяжелая). | 2 | |
| 3. | Осложнения: Оценка наличия осложнений (пневмония, фиброз легких, тромбоэмболические осложнения, поражение нервной системы и т.д.). | 2 | |
| 4. | Функциональные нарушения: Оценка функциональных нарушений (дыхательная недостаточность, слабость, утомляемость, нарушение сна, снижение когнитивных функций). | 2 | |
| 5. | Сопутствующие заболевания: Учет сопутствующих заболеваний (сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, ожирение и т.д.). | 2 | |
| 6. | Противопоказания: Исключение противопоказаний к СКЛ (острые заболевания, тяжелые сопутствующие заболевания, дыхательная недостаточность III степени и т.д.). | 2 | |
| 7. | Профиль санатория: Выбор профиля санатория (реабилитационный, пульмонологический, кардиологический, неврологический). | 2 | |
| 8. | Реабилитационные мероприятия: Подбор индивидуальной программы реабилитационных мероприятий (дыхательная гимнастика, ЛФК, массаж, физиотерапия, психотерапия, диетотерапия). | 2 | |
| 9. | Дыхательная гимнастика: Проведение дыхательной гимнастики с использованием различных методик (стрельниковская, бутейко и т.д.). | 2 | |
| 10. | ЛФК: Постепенное увеличение физической нагрузки под контролем врача. | 2 | |
| 11. | Массаж: Массаж грудной клетки, спины, конечностей для улучшения кровообращения и лимфооттока. | 2 | |
| 12. | Физиотерапия: Использование физиотерапевтических методов (электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия) для уменьшения воспаления, улучшения микроциркуляции и стимуляции регенерации тканей. | 2 | |
| 13. | Психотерапия: Психотерапевтическая поддержка для снижения тревожности, депрессии и нарушений сна. | 2 | |
| 14. | Диетотерапия: Сбалансированное питание с достаточным содержанием белка, витаминов и микроэлементов. | 2 | |
| 15. | Мониторинг: Регулярный мониторинг состояния пациента (сатурация кислорода, ЧДД, ЧСС, АД, результаты спирометрии). | 2 | |
| 16. | Оценка эффективности: Оценка эффективности реабилитационных мероприятий и коррекция программы при необходимости. | 2 | |
| 17. | Рекомендации: Предоставление рекомендаций по дальнейшему наблюдению и лечению после возвращения домой. | 2 | |
| Всего: | 34 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
Индивидуальная карточка 20: Этические аспекты направления на санаторно-курортное лечение
Цель: Обеспечить соблюдение этических норм и принципов при направлении пациентов на санаторно-курортное лечение.
| №
П\п |
Содержание задания | Исходный
балл |
Полученный балл |
| 1. | Информированное согласие: Получение информированного согласия пациента на проведение СКЛ. | 2 | |
| 2. | Конфиденциальность: Соблюдение конфиденциальности медицинской информации. | 2 | |
| 3. | Уважение: Проявление уважения к личности пациента, его ценностям и убеждениям. | 2 | |
| 4. | Недискриминация: Отсутствие дискриминации по признакам пола, возраста, расы, национальности, религиозных убеждений, социального статуса и т.д. | 2 | |
| 5. | Справедливость: Обеспечение справедливого распределения ресурсов и равного доступа к СКЛ для всех нуждающихся. | 2 | |
| 6. | Объективность: Объективная оценка показаний и противопоказаний к СКЛ, исключающая субъективные факторы и личные предпочтения. | 2 | |
| 7. | Ответственность: Ответственность за принятые решения и действия, направленные на благо пациента. | 2 | |
| 8. | Прозрачность: Прозрачность процесса принятия решений о направлении на СКЛ и предоставление пациенту информации о его правах и возможностях. | 2 | |
| 9. | Профессионализм: Соблюдение профессиональных стандартов и этических норм в медицинской практике. | 2 | |
| 10. | Недопустимость злоупотреблений: Недопустимость злоупотреблений служебным положением и использования СКЛ в корыстных целях. | 2 | |
| 11. | Разрешение конфликтов: Разрешение конфликтов и спорных ситуаций в соответствии с этическими принципами и нормами. | 2 | |
| 12. | Постоянное совершенствование: Постоянное повышение профессионального уровня и этической компетентности. | 2 | |
| Всего: | 24 |
Критерии оценки:
Количество Оценка Подпись
Баллов экзаменатора_____________
55 — 52 «5» (отлично)
48 — 45 «4» (хорошо) Оценка__________________ 40 — 35 «3» (удовлетворительно)
Менее 35 «2» (неудовлетворительно)
ПЯТЫЙ ЭТАП УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Завершение занятия учебной практики. Преподаватель делится своим впечатлением по итогам результатов учебной практики. Обговаривает и разбирает проблемные вопросы после чего оглашает итоговые оценки.
