Внеклассное мероприятие
«Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
Методическая разработка
Автор: Буйновская Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска Лицей № 1
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина».
Актуальность методической разработки связана:
- с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в части формирования национальной цели «Возможность для самореализации и развития талантов» по следующим целевым показателям: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- с реализацией нацпроекта «Образование» в части целевого показателя: «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций»; в части целевого показателя: «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»: профориентационный потенциал мероприятия;
- с реализацией государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» в части работы по подпрограмме «Качественное развитие потенциала и воспитание молодежи на 2019-2024 годы»;
- с реализацией Стратегии воспитания в РФ до 2025 в части апелляции к культурным и духовно-нравственным ценностям, сложившимся в процессе развития России.
Роль и место воспитательного мероприятия: мероприятие органично вписывается в программу развития МБОУ г. Иркутска Лицей № 1 («Школа русской культуры») в части реализации проектов программы:
а) «Новая школа – новый учитель» – создание условий для моделирования образа будущего педагога на основании использования современных технологий, методов и приемов;
б) «Центр русской культуры» – знакомство с лучшими произведениями русской культуры и литературы.
При этом мероприятие может быть логично и последовательно вплетено в план воспитательной работы.
Целевая аудитория: 5 классы.
Цель разработки: формирование условий для обогащения духовного опыта обучающихся через знакомство с лучшими образцами русского художественного слова, осознание себя как части своей страны через русскую литературу, прививания любви к родному слову.
Задачи:
- построение внутренних взаимосвязей между уровнем культуры человека и его знаний о родной литературе;
- формирование теоретической базы в области творчества А.С.Пушкина;
- реализация культурологической составляющей общего образования;
- увеличение словарного запаса школьника;
- создание ситуации успешности.
Планируемые результаты мероприятия:
- 100% охват обучающихся 5 классов;
- обучающиеся получат возможность углубить знания о А.С.Пушкине
- обучающиеся продолжат формировать коммуникативные умения;
- обучающиеся получат возможность реализовать себя в качестве исполнителя, биографа, литературоведа, лингвиста и художника.
Ресурсы:
Кадровые – учитель-предметник, классный руководитель
Материально-технические – компьютер, проектор
Оформление:
Портрет Пушкина
Выставка книг
Иллюстрации учащихся к сказкам, презентация, экран, тест.
Организационные формы обучения:
Дети слушают задания, продумывают свои ответы и обосновывают свои рассуждения. Отвечают они устно.
Работа строится по принципу: слушай – думай – говори!
Сотрудничество, уважение друг к другу становятся нормой успешной работы каждого.
Ученическая жизнерадостность помогает в проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Стремление справиться с поставленной задачей идет у детей изнутри и поддерживается собственным видением трудности и пониманием критериев оценки своей работы. Формируется ответственность за качество работы. Ответственные действия участников являются основой успехов учителя.
Подготовительная работа: читать произведения А. С. Пушкина, приготовить иллюстрации к сказкам.
Цель урока:
- Обобщить и систематизировать знаний учащихся о сказках А.С. Пушкина.
- пробудить интерес к изучению сказок русского поэта А.С.Пушкина;
- воспитывать любознательных, внимательных читателей
- формировать навыки выразительного чтения;
- способствовать проявлению и развитию творческих способностей
- сплочению детей при подготовке к творческому делу.
- воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.
- способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти;
- воспитывать любовь к чтению художественной литературы.
Ход урока
- Организационный момент.
Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна.
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать…
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
- Основная часть.
- 1. Узнай сказку! ( В презентации демонстрируются отрывки мультипликационных фильмов по пяти сказкам А.С.Пушкина)
– Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? – Всего 6 сказок,
но 1 не закончил («Сказка о медведихе»)
- Игра «Своя игра»
«Сказка о царе Cалтане – 10»- Из трёх девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья? – повариха
«Сказка о царе Cалтане – 20» – В кого превратился князь Гвидон,
когда летал к Салтану? – муха, комар, шмель
«Сказка о царе Cалтане – 30»- Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы? – отпустил всех трёх домой
«Сказка о золотом петушке -10» – Как звали царя? – Дадон
«Сказка о золотом петушке -20» – Что кричал петушок, сидя на спице?- Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку)
«Сказка о золотом петушке -30» – Что пообещал царь Дадон мудрецу? – (Волю первую твою я исполню, как мою)
«Сказка о попе и работнике его Балде – 10».- Какое задание дал поп Балде, чтобы от него избавиться? – Собрать оброк с чертей
«Сказка о попе и работнике его Балде – 20». – Именно его Балда назвал «меньшим братом» – заяц
«Сказка о попе и работнике его Балде – 30». Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной – (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной)
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – 10» – Как звали жениха царевны? – Королевич Елисей
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – 20» – Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу? –
(Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – 30» – Кто помогал королевичу Елисею в поиске невесты? – Солнце, месяц, ветер
«Сказка о рыбаке и рыбке» – 10 – Сколько лет жил старик со старухой в землянке у самого синего моря? – 30 лет и 3 года
«Сказка о рыбаке и рыбке» – 20 – Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое ……ЧУДО
«Сказка о рыбаке и рыбке» – 30 – Какими словами обращался старик к золотой рыбке? – смилуйся, государыня-рыбка
- «Знатоки живописи». Обсуждение рисунков учащихся. Определи, из какой сказки проиллюстрирован эпизод.
- Конкурс «Узнай сказку» по опорным словам или иллюстрациям
- Грамота, бочка, белка, лебедь. – «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- Базар, бесёнок, оброк, черти – «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Невод, окиян-море, сварливая баба – «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Отгадай кроссворд
- Кому служил Балда?
- Какое дерево украшала «златая цепь»?
- Птица-чародей, убитая стрелой царевича.
- Что бросила царевне в руки нищая черница?
- На чём сидел Золотой петушок?
- Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц?
(Ключевое слово – Пушкин)
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз.
- Пересказ отрывков из понравившихся сказок учащимися
- Конкурс «Сказочные объявления»
- Предлагаю свои услуги:
работаю за 7-х. Могу:
– запрягать лошадь;
– топить печь;
– закупать продукты на рынке;
– печь яйца, варить кашу;
– нянчить детей. Меня можно найти… (Балда. «Сказка о попе…»
- Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. «Сказка о царе Салтане»
- Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?
Наш адрес…. «Сказка о мертвой царевне».
- Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес… «Сказка о
золотом петушке»
- Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?
Обращаться к … Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке
- Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане»)
- Акростих
Сегодня сон приснился мне,
Как будто я в другой стране,
А там по городу идёт рыбак,
За ним – учёный кот,
Который белочку несет,
И белка песенки поёт.
Петушок взлетел повыше,
Увидал царевну с крыши.
Шагает Балда, сам не зная куда.
Князь Гвидон сидит на троне,
И королевич Елисей идёт с невестою своей
На двор, где ждут его друзья…
Ах, как чудесна та страна!
- Письменный опрос по сказкам
- Сколько лет прожил старик со своей старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
- Кто подарил царю Дадону Золотого петушка?
- К кому последнему обратился королевич Елисей в поисках своей невесты?
- Кем в конце сказки захотела стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
- Какую оплату просил Балда у попа за свою работу?
- С кого приказал поп Балде взять оброк?
- На каком острове выстроил свой дворец сын царя Салтана – Гвидон?
- Как обращалась царица-мачеха в «Сказке о мёртвой царевне» к своему зеркальцу?
- Каким было второе желание старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
- Что подарила нищенка царевне?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»
Рефлексия
Подведение итогов
Ответь на вопросы.
- Сколько лет прожил старик со своей старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
- Кто подарил царю Дадону Золотого петушка?
- К кому последнему обратился королевич Елисей в поисках своей невесты?
- Кем в конце сказки захотела стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
- Какую оплату просил Балда у попа за свою работу?
- С кого приказал поп Балде взять оброк?
- На каком острове выстроил свой дворец сын царя Салтана – Гвидон?
- Как обращалась царица-мачеха в «Сказке о мёртвой царевне» к своему зеркальцу?
- Каким было второе желание старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
- Что подарила нищенка царевне?
ответы
- З0 лет и 3 года
- Мудрец
- К ветру
- Владычицей морскою
- 3 щелчка в год
- С чертей
- Буян
- Свет мой….
- Новая изба
- Яблоко
Сегодня сон приснился мне,
Как будто я в другой стране,
А там по городу идёт рыбак,
За ним – учёный кот,
Который белочку несет,
И белка песенки поёт.
Петушок взлетел повыше,
Увидал царевну с крыши.
Шагает Балда, сам не зная куда.
Князь Гвидон сидит на троне,
И королевич Елисей идёт с невестою своей
На двор, где ждут его друзья…
Ах, как чудесна та страна!