Буйновская Марина Анатольевна
учитель русского языка и литературы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска Лицей № 1 (МБОУ г.Иркутска Лицей № 1)
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №173250
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Внеклассное мероприятие «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №173250


 

Внеклассное мероприятие

 «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» 

Методическая разработка

Автор: Буйновская Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска Лицей № 1

2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина».

Актуальность методической разработки связана:

  1. с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в части формирования национальной цели «Возможность для самореализации и развития талантов» по следующим целевым показателям: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
  2. с реализацией нацпроекта «Образование» в части целевого показателя: «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций»; в части целевого показателя: «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»: профориентационный потенциал мероприятия;
  3. с реализацией государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» в части работы по подпрограмме «Качественное развитие потенциала и воспитание молодежи на 2019-2024 годы»;
  4. с реализацией Стратегии воспитания в РФ до 2025 в части апелляции к культурным и духовно-нравственным ценностям, сложившимся в процессе развития России.

Роль и место воспитательного мероприятия: мероприятие органично вписывается в программу развития МБОУ г. Иркутска Лицей № 1 («Школа русской культуры») в части реализации проектов программы:

а) «Новая школа – новый учитель» – создание условий для моделирования образа будущего педагога на основании использования современных технологий, методов и приемов;

б) «Центр русской культуры» – знакомство с лучшими произведениями русской культуры и литературы.

При этом мероприятие может быть логично и последовательно вплетено в план воспитательной работы.

Целевая аудитория: 5 классы.

Цель разработки: формирование условий для обогащения духовного опыта обучающихся через знакомство с лучшими образцами русского художественного слова, осознание себя как части своей страны через русскую литературу, прививания любви к родному слову.

Задачи:

  1. построение внутренних взаимосвязей между уровнем культуры человека и его знаний о родной литературе;
  2. формирование теоретической базы в области творчества А.С.Пушкина;
  3. реализация культурологической составляющей общего образования;
  4. увеличение словарного запаса школьника;
  5. создание ситуации успешности.

Планируемые результаты мероприятия: 

  1. 100% охват обучающихся 5 классов;
  2. обучающиеся получат возможность углубить знания о А.С.Пушкине
  3. обучающиеся продолжат формировать коммуникативные умения;
  4. обучающиеся получат возможность реализовать себя в качестве исполнителя, биографа, литературоведа, лингвиста и художника.

 

Ресурсы: 

Кадровые – учитель-предметник,  классный руководитель

Материально-технические – компьютер, проектор 

Оформление:

Портрет Пушкина

Выставка книг

Иллюстрации учащихся к сказкам, презентация, экран, тест.

Организационные формы обучения:

Дети слушают задания, продумывают свои ответы и обосновывают свои рассуждения. Отвечают они устно. 

Работа строится по принципу: слушай – думай – говори!

Сотрудничество, уважение друг к другу становятся нормой успешной работы каждого.      

Ученическая жизнерадостность помогает в проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Стремление справиться с поставленной задачей идет у детей изнутри и поддерживается собственным видением трудности и пониманием критериев оценки своей работы. Формируется ответственность за качество работы. Ответственные действия участников являются основой успехов учителя.

Подготовительная работа: читать произведения А. С. Пушкина, приготовить иллюстрации к сказкам.

Цель урока: 

  • Обобщить и систематизировать знаний учащихся о сказках А.С. Пушкина. 
  • пробудить интерес к изучению сказок русского поэта А.С.Пушкина; 
  • воспитывать любознательных, внимательных читателей
  • формировать навыки выразительного чтения; 
  • способствовать проявлению и развитию творческих способностей
  • сплочению детей при подготовке к творческому делу.
  • воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.
  • способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти;
  • воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна. 

 

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

 

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать…

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство, 

Убегаем к Пушкину опять.

 

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

  1. Основная часть.
  2. 1. Узнай  сказку! ( В презентации  демонстрируются  отрывки  мультипликационных  фильмов  по пяти сказкам А.С.Пушкина)

– Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? – Всего 6 сказок,

 но 1 не закончил    («Сказка о медведихе»)

  1. Игра «Своя  игра»

«Сказка о царе Cалтане – 10»- Из  трёх  девиц  одна  стала  царицей, вторая – ткачихой.  А третья? – повариха

«Сказка о царе Cалтане – 20» – В кого превратился князь Гвидон,

 когда  летал  к Салтану? – муха, комар, шмель

«Сказка о царе Cалтане – 30»- Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы? – отпустил  всех  трёх  домой

«Сказка о золотом  петушке -10» – Как  звали  царя? – Дадон

«Сказка о золотом  петушке -20» – Что кричал  петушок, сидя на спице?- Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку)

«Сказка о золотом  петушке -30» – Что пообещал  царь Дадон мудрецу? – (Волю  первую  твою  я исполню, как  мою)

«Сказка о попе   и   работнике  его Балде – 10».- Какое  задание  дал поп Балде, чтобы от него избавиться? – Собрать  оброк с чертей

«Сказка о попе   и   работнике  его Балде – 20». – Именно его  Балда назвал «меньшим братом» – заяц

«Сказка о попе   и   работнике  его  Балде – 30». Расплачиваясь с Балдой, поп подставил  лоб. Что же  приговаривал Балда с укоризной – (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной)

«Сказка о мёртвой  царевне   и семи богатырях – 10» – Как  звали жениха царевны? – Королевич Елисей 

«Сказка о мёртвой  царевне   и семи богатырях – 20» – Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу? – 

(Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?)

«Сказка о мёртвой  царевне   и семи богатырях – 30» – Кто  помогал  королевичу Елисею  в поиске невесты? – Солнце, месяц, ветер

«Сказка о рыбаке  и рыбке» – 10 – Сколько  лет  жил  старик  со  старухой в землянке у самого синего моря? – 30 лет и 3 года 

«Сказка о рыбаке  и рыбке» – 20 – Воротился  старик  ко старухе, рассказал ей великое ……ЧУДО

«Сказка о рыбаке  и рыбке» – 30 – Какими словами обращался  старик к золотой  рыбке? – смилуйся, государыня-рыбка

  1. «Знатоки живописи». Обсуждение  рисунков  учащихся.  Определи, из какой сказки проиллюстрирован эпизод. 
  2. Конкурс «Узнай  сказку» по  опорным словам или  иллюстрациям
  3. Грамота, бочка,  белка, лебедь. – «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 
  4.   Базар, бесёнок, оброк, черти – «Сказка о попе и работнике его  Балде»
  5.   Невод, окиян-море, сварливая баба – «Сказка о рыбаке и рыбке»
  6. Отгадай  кроссворд 
  7. Кому служил Балда?
  8. Какое дерево украшала «златая цепь»?
  9. Птица-чародей, убитая стрелой царевича.
  10. Что бросила царевне в руки нищая черница?
  11. На чём сидел Золотой петушок?
  12. Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц? 

(Ключевое  слово – Пушкин)

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для  глаз.
  2. Пересказ  отрывков  из  понравившихся  сказок  учащимися 
  3. Конкурс «Сказочные  объявления»
  4. Предлагаю свои услуги:

      работаю за 7-х. Могу:

   – запрягать лошадь;

    – топить печь;

    – закупать продукты на рынке;

    –  печь яйца, варить кашу;

    – нянчить детей.    Меня  можно найти…   (Балда. «Сказка о попе…»

  1. Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. «Сказка о царе Салтане»
  2. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

Наш адрес…. «Сказка о мертвой царевне».

  1. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес… «Сказка о 

золотом петушке»

  1. Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?

         Обращаться к … Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке

  1. Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас!  («Сказка о царе Салтане») 
  2. Акростих 

Сегодня сон приснился мне,

Как будто я в другой стране, 

А там по городу идёт рыбак,

За ним – учёный кот, 

Который белочку несет,

И белка песенки поёт.

Петушок взлетел повыше,

Увидал царевну с крыши.

Шагает Балда, сам не зная куда.

Князь Гвидон сидит на троне, 

И королевич Елисей идёт с невестою своей 

На двор, где ждут его друзья…

Ах, как чудесна та страна!

  1. Письменный  опрос  по  сказкам 
  2. Сколько лет прожил старик со своей старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
  3. Кто подарил царю Дадону Золотого петушка?
  4. К кому последнему  обратился королевич Елисей в поисках своей невесты?
  5. Кем в конце сказки захотела стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
  6. Какую оплату просил Балда у попа за свою работу?
  7. С кого приказал поп Балде взять оброк?
  8. На каком острове выстроил свой дворец сын царя Салтана – Гвидон?
  9. Как обращалась царица-мачеха в «Сказке о мёртвой царевне» к своему зеркальцу?
  10. Каким было второе желание старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
  11. Что подарила нищенка царевне?

 

– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина 

«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок»

 

Рефлексия 

Подведение  итогов 

 

Ответь на вопросы.

  1. Сколько лет прожил старик со своей старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
  2. Кто подарил царю Дадону Золотого петушка?
  3. К кому последнему  обратился королевич Елисей в поисках своей невесты?
  4. Кем в конце сказки захотела стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
  5. Какую оплату просил Балда у попа за свою работу?
  6. С кого приказал поп Балде взять оброк?
  7.  На каком острове выстроил свой дворец сын царя Салтана – Гвидон?
  8. Как обращалась царица-мачеха в «Сказке о мёртвой царевне» к своему зеркальцу?
  9. Каким было второе желание старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
  10. Что подарила нищенка царевне?

 

ответы

 

  1. З0 лет и 3 года
  2. Мудрец
  3. К ветру
  4. Владычицей  морскою
  5. 3 щелчка в год
  6. С чертей
  7. Буян
  8. Свет  мой….
  9. Новая  изба
  10. Яблоко 

 

Сегодня сон приснился мне,

Как будто я в другой стране, 

А там по городу идёт рыбак,

За ним – учёный кот, 

Который белочку несет,

И белка песенки поёт.

 

Петушок взлетел повыше,

Увидал царевну с крыши.

Шагает Балда, сам не зная куда.

Князь Гвидон сидит на троне, 

И королевич Елисей идёт с невестою своей 

На двор, где ждут его друзья…

Ах, как чудесна та страна!

 

Внеклассное мероприятие «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»