Груздева Елена Викторовна
Учитель математики
ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП Белгородской области»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №173577
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Урок в 5 классе «Обыкновенные дроби»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №173577


Груздева Елена Викторовна

учитель математики

ОГБОУ «Шебекинская  СОШ с УИОП Белгородской области»

 

Урок математики в 5 классе  по  ФГОС 

Тема урока: Обыкновенные дроби.

Класс: 5 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;  понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;  уметь записывать дроби.

Задачи урока:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):   

научить правильно читать и писать  дроби ,  находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь; 

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):   

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. 

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы обучающихся:   Фронтальная, самостоятельная, коллективная.

Оборудование: 

  1.  Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, раздаточный материал.
  2. Проектор, компьютер. 

 

Структура и ход урока

 

Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Время (в мин) Формируемые УУД
  1. Организационный этап
  2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)
Создать благоприятный настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в учебный процесс  1 организация своей учебной деятельности; мотивация учения
2. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий. Найдите:

75:9         45:5

 270:3      270:50

 310:2      310:50

48:17       512:500

370:185   55:10

-Чем эти все примеры похожи? 

-В чем различие?

-Каким может быть остаток?

 

Как поделить 1 на 2? Это будет целое или дробное число?

А теперь, ребята, назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это ….

Устно решают примеры на деление с остатком и без остатка 

Действие деление в каждом примере

Одни делятся без остатка, а другие с остатком.

Меньше делителя.

Дети выдвигают гипотезу, что это будет не целое, а дробное число

Обыкновенные дроби

3 Наблюдение, внимательность, опыт, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Развитие навыка сотрудничества.        Выдвижение гипотезы.
3. Постановка цели и задач урока.  . Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими  тему и целей урока. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.  Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Чертится лестница «успеха», на каждой ступеньке -этапе урока ученик рисует смайлик, соответствующий уровню собственной самооценки.

2 умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

самоопределение.

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. . Этап изучение нового материала и усвоение новых знаний Введение понятия обыкновенная дробь. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы Определение дробей.

Людям часто приходится делить целое на части. Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт, хлеб, арбуз.

Если буханку хлеба весом 1 кг разрезать на 2 равные по весу части – каждая по половине килограмма. Слова с приставкой «пол»  можно услышать,  пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма. 

Давайте полосочку, которая у вас находится, разделим пополам. Как нам поступить?

Назовите еще несколько слов с этой приставкой.

– Когда образуются дроби?

Записи ½, 1/3, ¼, 2/3 … называют обыкновенными дробями или короче, дробями.

Дробь ½ означает половину, или одну вторую часть единицы. Такой же смысл имеют и остальные дроби 5/6 – пять шестых, 7/11 – семь одиннадцатых. 

На доске записаны дроби: 2/3, 5/8, 5/4, 7/8, 5/11.

Как Вы думаете, что показывает знаменатель дроби? числитель? 

А каким числом не может быть знаменатель дроби?

Приводят примеры употребления приставки «пол»

Тогда, когда один предмет делятся на равные части.

Предлагают полоску согнуть пополам

Записывают правильное чтение дробей в тетрадь.

Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей

Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение (Числитель – на сколько равных частей разделили целое. Знаменатель – сколько частей взяли.) Делают запись в тетрадях

Устный ответ: Нулем.

15 Развитие самостоятельности, умения  слушать и слышать.

Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем.

Познавательная активность.

Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации Установление правильности и осознанности изучения темы «Дроби».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Организация и контроль за процессом решения задач.

-Прочитать дроби (5-6 дробей)

-Записать дроби под диктовку(5-6 дробей)

-Назовите числитель и знаменатель каждой     дроби(5-6 дробей)

-Какая часть фигуры закрашена? 

Потом посмотреть на результаты в парах и сделать вывод.

Учитель помогает правильно сформулировать вывод из данного упражнения. 

Параллельная работа у доски и в тетрадях, с последующей проверкой и обсуждением.

Ребята записывают ответы в тетрадь с последующей устной проверкой.

6 уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Элементы волевой саморегуляции, выбор наиболее эффективных способов задач в зависимости от конкретных условий.

6. Физкультминутка Смена деятельности. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Делается зарядка для глаз.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. 2
7.Этап первичное осмысление и закрепление знаний. Работа у доски. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Открываем учебники

№303, №305(а,б)

Вызывает ученика к доске для работы на оценку.

Учащиеся работают у доски на оценку и в тетрадях, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач

Ученик вслух читает задание и пишет на доске правильный ответ при этом, правильно проговаривая дробь, остальные работают самостоятельно в тетрадях и проверяют учащегося у доски.

 а) 1/60 (одна шестидесятая), б) 1/10 (одна десятая)  

в) 1/100 (одна сотая)  г) 1/60 (одна шестидесятая)

12 Метапредметные

регулятивные:умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

8. Рефлексия (подведение итогов урока) Дать количественную оценку работы учащихся Подводит итоги  класса.

Что изучали сегодня на уроке?

– Кто желает сформулировать определение дроби?

– Из чего она состоит?

– Что показывает знаменатель дроби?

 А что показывает числитель дроби?

– Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: ….

Результаты лестницы «успехов»

Обыкновенные дроби.

Это часть от единицы.

Числитель и знаменатель.

Знаменатель – сколько частей взяли.

Числитель – на сколько равных частей разделили. 

2 Метапредметные

регулятивные:оценивание собственной деятельности на уроке

Личностные:формирование позитивной самооценки

9. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
  1. П. 19. Записи в тетради.
  2. 306 (в,г).
  3. 314

      4.  Орнамент (по желанию)

Дает комментарий к домашнему заданию

Творческая работа  по  желанию: составить орнамент

Учащиеся записывают в дневники задание. 2

 

Урок в 5 классе «Обыкновенные дроби»