Груздева Елена Викторовна
учитель математики
ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП Белгородской области»
Урок математики в 5 классе по ФГОС
Тема урока: Обыкновенные дроби.
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби.
Задачи урока:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить правильно читать и писать дроби , находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы обучающихся: Фронтальная, самостоятельная, коллективная.
Оборудование:
- Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, раздаточный материал.
- Проектор, компьютер.
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
|
Создать благоприятный настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в учебный процесс | 1 | организация своей учебной деятельности; мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Найдите:
75:9 45:5 270:3 270:50 310:2 310:50 48:17 512:500 370:185 55:10 -Чем эти все примеры похожи? -В чем различие? -Каким может быть остаток?
Как поделить 1 на 2? Это будет целое или дробное число? А теперь, ребята, назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это …. |
Устно решают примеры на деление с остатком и без остатка
Действие деление в каждом примере Одни делятся без остатка, а другие с остатком. Меньше делителя. Дети выдвигают гипотезу, что это будет не целое, а дробное число Обыкновенные дроби |
3 | Наблюдение, внимательность, опыт, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Развитие навыка сотрудничества. Выдвижение гипотезы. |
3. Постановка цели и задач урока. . | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
Чертится лестница «успеха», на каждой ступеньке -этапе урока ученик рисует смайлик, соответствующий уровню собственной самооценки. |
2 | умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
самоопределение. умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. . Этап изучение нового материала и усвоение новых знаний | Введение понятия обыкновенная дробь. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Определение дробей.
Людям часто приходится делить целое на части. Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт, хлеб, арбуз. Если буханку хлеба весом 1 кг разрезать на 2 равные по весу части – каждая по половине килограмма. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма. Давайте полосочку, которая у вас находится, разделим пополам. Как нам поступить? Назовите еще несколько слов с этой приставкой. – Когда образуются дроби? Записи ½, 1/3, ¼, 2/3 … называют обыкновенными дробями или короче, дробями. Дробь ½ означает половину, или одну вторую часть единицы. Такой же смысл имеют и остальные дроби 5/6 – пять шестых, 7/11 – семь одиннадцатых. На доске записаны дроби: 2/3, 5/8, 5/4, 7/8, 5/11. Как Вы думаете, что показывает знаменатель дроби? числитель? А каким числом не может быть знаменатель дроби? |
Приводят примеры употребления приставки «пол» Тогда, когда один предмет делятся на равные части. Предлагают полоску согнуть пополам Записывают правильное чтение дробей в тетрадь. Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение (Числитель – на сколько равных частей разделили целое. Знаменатель – сколько частей взяли.) Делают запись в тетрадях Устный ответ: Нулем. |
15 | Развитие самостоятельности, умения слушать и слышать.
Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем. Познавательная активность. Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач. |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации | Установление правильности и осознанности изучения темы «Дроби».
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Организация и контроль за процессом решения задач.
-Прочитать дроби (5-6 дробей) -Записать дроби под диктовку(5-6 дробей) -Назовите числитель и знаменатель каждой дроби(5-6 дробей) -Какая часть фигуры закрашена? Потом посмотреть на результаты в парах и сделать вывод. Учитель помогает правильно сформулировать вывод из данного упражнения. |
Параллельная работа у доски и в тетрадях, с последующей проверкой и обсуждением.
Ребята записывают ответы в тетрадь с последующей устной проверкой. |
6 |
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Элементы волевой саморегуляции, выбор наиболее эффективных способов задач в зависимости от конкретных условий. |
6. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Делается зарядка для глаз. |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
7.Этап первичное осмысление и закрепление знаний. Работа у доски. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.
Открываем учебники №303, №305(а,б) Вызывает ученика к доске для работы на оценку. |
Учащиеся работают у доски на оценку и в тетрадях, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач
Ученик вслух читает задание и пишет на доске правильный ответ при этом, правильно проговаривая дробь, остальные работают самостоятельно в тетрадях и проверяют учащегося у доски. а) 1/60 (одна шестидесятая), б) 1/10 (одна десятая) в) 1/100 (одна сотая) г) 1/60 (одна шестидесятая) |
12 | Метапредметные
регулятивные:умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
8. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги класса.
Что изучали сегодня на уроке? – Кто желает сформулировать определение дроби? – Из чего она состоит? – Что показывает знаменатель дроби? А что показывает числитель дроби? – Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: …. Результаты лестницы «успехов» |
Обыкновенные дроби. Это часть от единицы. Числитель и знаменатель. Знаменатель – сколько частей взяли. Числитель – на сколько равных частей разделили. |
2 | Метапредметные
регулятивные:оценивание собственной деятельности на уроке Личностные:формирование позитивной самооценки |
9. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
4. Орнамент (по желанию) Дает комментарий к домашнему заданию Творческая работа по желанию: составить орнамент |
Учащиеся записывают в дневники задание. | 2 |