Романенкова Ольга Леонидовна
Учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 269»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174099
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Мастер-класс – традиции и инновации», в рамках федерального проекта «Современная школа»
Наименование конкурсной работы: Мастер-классы как формат урока: инновационные подходы к обучению
Итоговая оценка: 2 место,  72 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174099


Мастер-классы как формат урока: инновационные подходы к обучению

 

Автор: Ольга Леонидовна Романенкова,

учитель высшей квалификационной категории

Муниципального автономного общеобразовательного

учреждения «Основная общеобразовательная 

школа № 269», г. Снежногорск

 

По определению, «мастер-класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

Мастер-класс представляет собой форму обучения, в которой ученик, обладающий определенными знаниями или навыками в определенной области, делится ими с другими учениками. Это может быть отличной возможностью для ученика проявить свои таланты, поделиться знаниями и взаимодействовать с одноклассниками.

Мастер-классы могут быть организованы по различным предметам и областям знаний. Они могут включать в себя демонстрацию и объяснение новых навыков, практические упражнения, коллективную работу. Такой формат урока позволяет ученикам получить более глубокое понимание материала и развить свои навыки в конкретной области.

При проведении мастер-класса необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Предварительное согласование с учителем, чтобы получить разрешение на проведение мастер-класса и узнать о возможных ограничениях или требованиях.
  2. Подготовка и планирование. Ученик должен подготовиться к мастер-классу, разработать план занятия и подготовить необходимые материалы или ресурсы.
  3. Учет интересов и потребностей одноклассников. Ученик должен учесть интересы и потребности своих одноклассников при разработке и проведении мастер-класса.

Для подготовки мастер-класса можно использовать разнообразные ресурсы и материалы:

Учебные пособия и учебники: Использование учебных пособий и учебников по соответствующей теме может помочь в подготовке материалов для мастер-класса. Они предоставляют систематизированную информацию и основные концепции, которые можно использовать во время проведения занятия.

Интерактивные презентации и видеоматериалы: Создание интерактивных презентаций или использование видеоматериалов может сделать мастер-класс более интересным и наглядным для участников. Это может включать в себя использование графики, диаграмм, анимации или видеороликов, которые помогут визуализировать и объяснить сложные концепции.

Практические задания и упражнения: Включение практических заданий и упражнений поможет участникам мастер-класса активно применять полученные знания. Это могут быть задачи, кейсы, групповые проекты или практические упражнения, которые помогут участникам применить теоретические знания на практике.

Интерактивные онлайн-ресурсы: Использование интерактивных онлайн-ресурсов может быть полезным для обогащения мастер-класса. Это могут быть веб-сайты, приложения или онлайн-инструменты, которые предоставляют дополнительные материалы, упражнения или возможности для взаимодействия и обмена идеями.

Примеры и истории успеха: Включение примеров и историй успеха, связанных с темой мастер-класса, может вдохновить участников и показать практическое применение изучаемого материала. Это может быть в виде реальных историй, интервью с экспертами или примеров из реальной жизни.

Важно выбирать ресурсы и материалы, которые соответствуют целям и потребностям мастер-класса, а также уровню и интересам участников.

Мастер-классы также способствуют развитию творческого мышления, самостоятельности и исследовательского подхода учеников. Они могут включать в себя задачи, требующие решения проблем, исследования и создания собственных проектов. Это помогает ученикам применять свои знания на практике и развивать навыки самостоятельной работы.

Идею организовывать мастер-классы мне подсказали сами ученики. Предложили показать ребятам как выполнить поделку из бумаги в технике оригами, а до этого научить детей делать сувенир из пластилина.

Вариантом проведения уроков в подобном формате может служить День самоуправления. Тем более ученикам старших классов будет проще и легче подготовить занятие для учащихся младшего возраста.

Таким образом, мастер-классы представляют инновационный подход к обучению, который позволяет ученикам активно участвовать в процессе обучения, развивать свои навыки и получать практический опыт в конкретной области.

Мастер-классы имеют несколько преимуществ перед традиционной формой урока:

  1. В мастер-классах ученики активно участвуют в практической деятельности, выполняют задания, решают проблемы и создают свои проекты. Это позволяет им применять полученные знания на практике и развивать практические навыки.
  2. Мастер-классы обеспечивают более интерактивное обучение, где ученики активно взаимодействуют с преподавателем и другими учениками. Они могут задавать вопросы, обсуждать идеи и делиться своими мыслями. Это способствует более глубокому пониманию материала и развитию коммуникативных навыков.
  3. В мастер-классах преподаватель может более гибко адаптировать урок под потребности и интересы учеников. Он может предложить различные варианты заданий и подходов к решению проблем, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
  4. Мастер-классы способствуют развитию творческого мышления учеников. Они могут предлагать задания, требующие нестандартного подхода и поиска новых решений. Это помогает ученикам развивать свою креативность и инновационное мышление.
  5. Мастер-классы часто вызывают больший интерес и мотивацию учеников, поскольку они предлагают новые и увлекательные способы изучения материала. Ученики чувствуют себя более вовлеченными и ответственными за свое обучение.

Таким образом, мастер-классы предоставляют ряд преимуществ перед традиционной формой урока.

Мастер-классы как формат урока: инновационные подходы к обучению