Технологическая карта урока
ФИО учителя | Кузнецова Людмила Викторовна | ||||
Класс | 2 д | ||||
УМК | Школа России | ||||
Образовательная технология | Технология продуктивного чтения | ||||
Предмет | Литературное чтение | ||||
Тема | Русская народная сказка «Лиса и Журавль» | ||||
Тип урока | Урок открытия нового знания. | ||||
Место и роль урока в изучаемой теме | Создать условия для формирования у обучающихся умение анализировать текст, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу создать условия для развития устной речи, образного и логического мышления; способствовать воспитанию согласованности при работе в паре, группе. | ||||
Цель и задачи урока | Образовательные: актуализировать знания о русских народных сказках, формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез), развивать речь, память, познавательный и читательский интерес, умение работать с книгой, умение анализировать, обобщать; Воспитательные: воспитать потребность к чтению как средству познания мира, воспитывать интерес к чтению, воспитывать нравственные качества личности через анализ содержания художественного произведения. Коррекционно – развивающие: развивать устойчивость внимания, объём, переключение, концентрацию внимания; развивать зрительную память, логическое мышление; обогащать словарный запас. |
||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные результаты | |||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||
научатся самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения. | Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия. | Научатся определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение; формулировать вопрос и адекватно на него отвечать | Научатся выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию, стремиться к сотрудничеству; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; использовать в общении правила вежливости | возможность формирования умения выражать своё отношение к героям, их поступкам, формирование мотивации к обучению, умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Цель этапа | ФОУД* | Действия учителя | Действия обучающихся | Планируемые результаты |
I.Мотивация
к учебной деятельности (2 мин) |
Включение учащихся
в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Ф |
– Ребята, давайте проверим всё ли готово к уроку?
Милые мои, ребята, Видеть вас я очень рада И надеюсь я на вас. Замечательный мой класс, Что меня не подведете, Мыслью и умом блеснете, Речью грамотной своей, Чтоб порадовать гостей. А девиз у нас такой: То, что знаешь, не скрывай, На вопросы – отвечай!. – У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!» Привет, сосед! – Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. – Покажите свое настроение. Прием «Улыбка» для определения настроения на начало урока. |
Проверяют свою готовность.
Настраиваются на работу. Осознают готовность к получению новых знаний Дети хором произносят текст Создают положительный настрой на урок Анализируют свое настроение |
Личностные – принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения
Регулятивные – формируем волевую саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку Коммуникативные – умение вступать в мини – диалог |
II.
Актуализация знаний, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин) |
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | И
П |
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия «Уши», «Ухо – нос». (прил 1)
Критерии оценки совместной работы на доске. – Сегодня у вас в стаканчике есть разноцветные картонные полоски. Про помощи них мы будем оценивать вашу работу на каждом этапе урока. Вы будете ставить эти оценки своей работы в свободный стаканчик. – Посмотрите, на доску, как вы будете оценивать работу. Красный – Молодцы, все верно! Желтый – Хорошо! Допустили ошибку или неточность. Зеленый – Нам трудно! Но мы сделали, как могли. Черный – Тяжело! Ничего не понимаем. Много жанров есть на свете: Басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прикрас. – О каком жанре эта загадка? – Какие вы знаете сказки? – На какие группы делятся сказки по авторству? – Почему сказки называются народными? -Узнайте сказку по картинке. (5 сказок) /Презентация/ – Поработайте в парах – Проверьте – Оцените свою работу |
Выполняют упражнения на улучшение мыслительной деятельности, синхронизацию работы полушарий (способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма) | Познавательные – определение
познавательной цели, построение логической цепи рассуждений Коммуникативные действия: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. |
Отвечают на вопросы Высказывают свои предположения Игра «Узнайте и назовите сказку по картинке» Работа в паре |
|||||
Проверка с опорой на эталон проверки
Выбирают полосочку и ставят в пустой стакан. |
|||||
III. Постановка учебной задачи
(4-5 мин) |
Формировать умение ставить цель и задачи на урок | Ф | – На какие группы делятся народные сказки?
С какой русской народной сказкой мы познакомились на прошлом уроке? К какому жанру она относится? -Отгадайте ребус (Приложение 4) (карточки на партах). А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. Загадка Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? – Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку? – Что вы знаете об этих животных? – Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? – Кто может сказать, с какой сказкой мы сегодня познакомимся? – Сегодня у нас урок открытия нового знания. Значит, что мы с вами будем делать? Готовы? Задача (проблемный вопрос) -И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и Журавль». |
Ответы уч-ся.
-Бытовые и волшебные. Сказки о животных. -Журавль. Лиса – Журавли это птицы, имеют длинные ноги и клюв. – Лиса это зверь, который живёт в лесу. -Читать народную сказку – «Лиса и журавль». – Открывать новое, наблюдать, применять, закреплять. |
Коммуникативные
действия: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
Физкультминутка
(2 мин) |
Формирование ценностного отношения
к своему здоровью. |
И | Проводит физминутку.
Проговаривание чистоговорки с движениями. Са-са-са – по лесу идет лиса, Су-су-су – и живет лиса в лесу, Со-со-со – лиса катит колесо, Сы-сы-сы – не боимся мы лисы, |
Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.
В ход физ.минутки включены упражнения, направленные на снятие мышечного тонуса шейного отдела позвоночника, а так же стимулирование работы отдельных участков коры головного мозга |
Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
Повторяют движения за учителем
Выполняют упражнения |
|||||
IV.Открытие нового знания
(4-5 мин) |
Решение устных задач и обсуждение проекта её решения. | Ф | 1) Посмотрите и послушайте, пожалуйста, сказку, обратите внимание, с какой интонацией будут общаться лиса и журавль?
– Понравилась ли вам сказка? –Чем понравилась? Какие слова были не понятны? https://www.youtube.com/watch?v=eSQHseA0rAA
(просмотр сказки)Знакомит с произведением Организует работу учащихся класса, следит за правильностью ответов учащихся, дополняет ответы. 2) Словарная работа. – Объясните значения слов: Куманёк (кум) – крёстный отец по отношению к родителям крестника. Пир – большой званый обед, а также вообще обильное угощение. Сама стряпала – сама приготовила пищу. Потчевать – угощать. Несолоно хлебавши – обманулась в ожидании. Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки? Попытайтесь объяснить. |
Определяют тему произведения, о ком или о чём говорится в тексте.
Пытаются объяснить значение устаревших слов. |
Познавательные действия:
развиваем умение извлекать информацию из текста. Коммуникативные действия: развиваем умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: умение сохранять учебную цель, осуществление контроля своих действий |
V.Первичное закрепление нового знания
(7-8 мин) |
Проговаривание нового знания на этапе первичного закрепления | Г | – Сейчас мы прочитаем эту сказку по ролям, выбираем лису и журавля, автор будет меняться.
– А теперь я предлагаю вам поработать в группе. – Вспомним правила общения (прил 3). Работа в группах. Определите последовательность событий в сказке. Организует работу по прочтению сказки Организует работу по формированию умений находить ответы на поставленные вопросы, используя текст. Беседа по содержанию сказки. − Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости? − Вам понравилось, как вела себя лиса? Почему? – Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему? – Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями? − А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса – из кувшина? – Оцените свою работу |
Читают сказку по ролям.
– Работают в группе, определяют последовательность событий в сказке. Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста Делают вывод: если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. |
Познавательные действия: развиваем умения извлекать информацию из текста;
на основе анализа текста делать выводы; ориентироваться по учебнику. Коммуникативные действия:развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: умение сохранять учебную цель, осуществление контроля своих действий |
Физминутка
для глаз (1 мин) |
Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | Ф | Проводит физ минутку для глаз | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. | Ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(5-6 мин) |
В практической деятельности закрепить знания и сделать
вывод о том, что он уже умеет делать. |
П/Г | 1) Характеристика героев .Организация работы над заданием на карточках
Карточка 1. Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»: Добрая грубая находчивая умная хитрая ЛИСА льстивая коварная жадная глупая злая Карточка 2. Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»: умный находчивый простак ЖУРАВЛЬ добрый хитрый доверчивый жадный злой 2) «Восстанови последовательность событий». 1. Журавль пригласил лису в гости. 2. Лиса пригласила журавля в гости. 3. Лиса с журавлем подружились. 4. Лиса угощает журавля. 5. С тех пор дружба врозь. 6. Журавль угощает лису. Ответ: 3, 2, 4, 1, 6, 5 – Оцените свою работу |
Выполняют задание на карточках.
|
Познавательные действия
умение обобщать, анализировать информацию; делать вывод Коммуникативные действия: умение работать в группе, адекватно реагировать, при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника Регулятивные действия: планирование Личностные – готовность к саморазвитию Познавательные действия умение анализировать информацию; делать вывод ;умение ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: умение сохранять учебную цель, осуществление контроля своих действий Личностные – готовность к саморазвитию |
Работают в группе.
Сверяют с эталоном. |
|||||
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин) | Формирование навыков проверки своих умений, сравнивая с эталоном. | П/Г/И | Организует прохождение теста:
1. Продолжи начало сказки. Лиса с журавлём… А) побеседовали Б) подружились В) пошли на прогулку 2. Чем лиса угощала журавля ? А) салатом Б) кашей В) пирогами 3.Какую кашу сварила лиса журавлю? А) овсяную Б) рисовую в) манную 4. Как лиса подавала угощение? Б) в миске В) размазала по тарелке 5. Объясни значение выражения «не обессудь». А) не хвастайся 6.Что журавль приготовил для лисы? А) суп Б) окрошку В) кашу 7. В чём журавль подавал угощенье? А) в блюде Б) размазал по тарелке В) в кувшине с узким горлышком 8. Какая пословица подходит к сказке? А) Не дразни собаку, так и не укусит Б) Звал гостей, а накупил костей. В) Как аукнется, так и откликнется. – Оцените свою работу |
Проходят тест на интерактивной панели | |
VIII. Рефлексия (познавательной деятельности, настроения)
Итог урока (2-3 мин) |
Формирование умения самооценки результатов деятельности своей и всего класса (оценивание результатов своей учебной деятельности) | Ф | Подводит итоги урока
Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности – С каким произведением познакомились? – О ком эта сказка? – Какая из пословиц отражает главную мысль сказки? – Могла ли эта история приключиться с людьми? – Какую задачу ставили? (мораль, вывод) – Определите главную мысль сказки (чему она учит?) -Какой мудрый совет дает нам сказка? – Продолжите предложение: Я узнал… Я расстроился… Я получил радость… Я удивился… Я научился… – Оцените успешность своей работы на уроке: Посмотрите на полосочки в своём стакане и поставьте себе оценку за работу на уроке. – Покажите свое настроение (солнышко, тучка) |
Отвечают на вопросы
– Как аукнется, так и откликнется. -Да. Могла – Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том,что говорят друг другу. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть. – Высказывают мнение о своих достижениях на уроке. Оценивают уровень достижений на уроке. Анализируют свое эмоциональное состояние |
Личностные – осознание важности учения,
важности данного знания. Регулятивные – рефлексия. Самоконтроль Познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные действия оформлять свои мысли в устной форме. |
Домашнее задание | Объявляет дом задание
Пересказать эпизод сказки «Лиса и журавль» и проиллюстрировать этот эпизод. |
Записывают дом задание | Личностные – принимают задание, определяются с выбором. |
*ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Дополнительные идеи:
- Игровая форма: “Поменяйся ролями”: дети меняются ролями и пытаются пересказать сказку от лица лисы или журавля.
- Творческое задание: “Вторая встреча”: дети придумывают продолжение сказки, как лиса и журавль встретились во второй раз.
- “Сравни и расскажи”: дети сравнивают сказку “Лиса и Журавль” с другими сказками, которые они уже знают.
Важно:
Приложение 1
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
«Уши». Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, – ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
«Лезгинка». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).
«Лягушка». Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
«Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
Приложение 2
– Сегодня у вас в стаканчике есть разноцветные картонные полоски. Про помощи них мы будем оценивать вашу работу на каждом этапе урока. Вы будете ставить эти оценки своей работы в свободный стаканчик.
Красный – Молодцы, все верно!
Желтый – Хорошо! Допустили ошибку или неточность.
Зеленый – Нам трудно! Но мы сделали, как могли.
Черный – Тяжело! Ничего не понимаем.
Приложение 3
Памятка «Правила общения»
- Называй собеседника по имени.
- Не перебивай собеседника.
- Говори чётко, внятно, понятно.
- Если не понял, переспроси.
- В разговоре участвует каждый.
- Не смейся над чужими ошибками.
- Будь доброжелательным.
- Умей слушать, не отвлекайся.
Приложение 4