Андреева Светлана Владимировна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Усть-Пристанская СОШ им. А.М. Птухина»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174128
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Урок повторения и обобщения по теме «Россия в XVI веке»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174128


Учитель истории и обществознания 

МБОУ «Усть-Пристанская СОШ им. А. М. Птухина» 

Андреева С. В.

Урок повторения и обобщения по теме «Россия в XVI веке» 

для обучающихся 7 класса

Интеллектуально-познавательная игра 

«Исторический лабиринт» 

Тип урока: обобщения и повторения.

Форма урока: интеллектуально-познавательная игра.

Цель: повторение, закрепление, обобщение знаний по истории России XVI века, повышение познавательного интереса к изучению учебного предмета «История», создание атмосферы интеллектуального соперничества и состязательности.

Познавательные УУД:

– анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия;

– строить логически обоснованные рассуждения;

– устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

– высказывать собственное мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

активно участвовать в обсуждении повторяемого учебного материала;

– развивать навыки совместной работы в группе, делового общения.

Регулятивные УУД:

– определять цель, выдвигать версии;

– планировать учебную деятельность;

– находить и исправлять ошибки.

Личностные УУД:

 – развитие умений оценивать свои достижения и прогресс в учебе;

– развитие способностей анализировать свои действия и решения, выявлять ошибки и извлекать уроки из них;

– развитие способностей контролировать свои эмоции, соблюдать установленные правила и выполнять поставленные задачи даже в условиях отсутствия мотивации или трудностей.

Оборудование: презентационное сопровождение (вопросы и задания, изображения: Церковь Вознесения в селе Коломенском, Собор Василия Блаженного, Архангельский собор Московского Кремля, Успенский Собор Московского Кремля, репродукции картин: В. Суриков «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», И. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581года»), раздаточный материал с текстами исторических источников.

 

Ход урока

  1. 1. Организационный этап

Класс делится на две команды. Учащиеся каждой команды садятся за один стол, придумывают название, обязательное связанное с историческим периодом, по которому проходит игра. Выбирается один из учащихся, который будет следить за ходом игры, ставить баллы за правильные ответы, снимать баллы за нарушение дисциплины. Учитель, с опорой на презентацию проводит конкурсную программу, в которой задания, вопросы подбираются на каждую команду, озвучиваются в порядке очереди той или иной команды. В случае, если никто из членов команды, которой дается задание не может дать правильный ответ, отвечает команда, учащийся которой первым успел поднять руку для дачи ответа. Если ответ правильный, команда получает «лишний балл». Учащиеся команды, набравшие наибольшее количество баллов, получают оценку «5». Тем не менее, практика проведения подобных уроков показывает, что в командах есть такие учащиеся, которые просто отсиживаются, естественно они оценку не получают, или получают ее по усмотрению учителя. Также оцениваются учащиеся тех команд, которые набрали меньшее количество баллов. Учитель среди них может выделить тех, кто получит «5» или любую другую оценку. В результате оценивание зависит от конкретного участия учащегося в игре, наличия правильных ответов, умений аргументировать свой ответ. Подсчет баллов идет с целью создания духа соревновательности, поддержания нестандартности формы проведения повторительно-обобщающего урока.

 

  1. Конкурсный этап

1) Историческая разминка:

  1. Имя первого русского царя (Иван IV Грозный)
  2. Первый русский патриарх (Иов)
  3. Круг ближайших советников Ивана IV, фактически ставший неофициальным правительством (Избранная рада)
  4. Прикрепление крестьян к земле с запрещением им покидать её (крепостное право)
  5. 26 ноября – неделя до и неделя после (Юрьев день)
  6. Свод законов Русского государства конца XIVв., в XVI в. (Судебник)
  7. Сословно-представительный орган при царе (Земский собор)
  8. Объединенное государство Литвы и Польши (Речь Посполитая)
  9. Годы, когда переход крестьян в Юрьев день запрещался («Заповедные лета»)
  10. Срок сыска беглых крестьян («Урочные лета»)

2) 2.1 Узнай правителя

  1. «Царь… образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен и покляп… На рабы от Бога данные ему жестосерд велми, на пролитие крови и на убиение дерзости велми и неумолим; множество народу от мало и до велика при царстве своем погуби, и многия грады своя поплени. Тот же царь… многая и благая сотвори, воинство велми любляще и требующая ими от сокровищ свое неоскудно подаваше». (Иван IV)

 

  1. «Царь же …образ посничества нося, смирением обложен, и о душевней вещи попечение имея, на молитве всегда предстоя и нищим, требующая подая; о мирских же ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении. От  младенчества даже и до конца своего тако пребысть, за сие же спасение дело Бог царство его миром огради, и враги его умири, и время благотишно попаде».

(Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного)

2.2 Узнай историческое лицо

  1. Погиб при невыясненных обстоятельствах в Угличе 

(царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного от Марии Нагой)

  1. Правила в 1533-1538гг. в качестве регентши, скорее всего, была отравлена (мать Ивана IV Елена Глинская)
  2. Покоритель Сибири, утонул на реке Иртыш, согласно легенде, подаренные царем кольчуги утянули его на дно. (Ермак Тимофеевич, казачий атаман).
  3. Двоюродный брат османского султана Сулеймана Великолепного по материнской линии, в 1571г. совершил разорительный поход на Москву (крымский хан Девлет-Гирей)

3) Что объединяет ряды?

  1. Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство (территории, вошедшие в состав России в XVI веке)
  2. Стрелецкий, Разрядный, Посольский, Дворцовый (приказы)
  3. Адашев А. Ф., А. Курбский, священник Сильвестр, дьяк Висковатый (члены Избранной рады)
  4. Пожилое, «Заповедные лета», «Урочные лета» 

(оформление крепостного права)

  1. Шапка Мономаха, скипетр, держава 

(символы царской власти)

  1. Бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки 

(чины членов Боярской думы)

  1. Шуйские, Бельские, Глинские 

(крупные боярские роды, боровшиеся за власть в период боярского правления 1538-1547гг.)

  1. Анастасия Захарьина-Юрьева, Мария Темрюковна, Марфа Собакина,… Мария Нагая (жёны Ивана IV)

 

4) О чем идет речь в описании?

  1. Этот документ действовал как основной закон страны до 1649 г., т. е. около 100 лет.
  2. Эти правила определяли жизнь Русской православной церкви около 100 лет – до церковных реформ Никона. Как назывался собор, принявший их?
  3. Этот совещательный сословно-представительный орган обсуждал различные вопросы внутренней и внешней политики.  В полном составе собирался до 1653г., т. е. около 100 лет.
  4. Это отраслевые органы центрального управления, просуществовали до петровских реформ, являлись дальними предшественниками современных министерств.
  5. Этот документ регламентировал порядок службы дворян: с определенного количества земли должно было выставляться четко фиксированное количество воинов. Действовал примерно 50 лет, до первых крупных изменений в начале XVIIв.
  6. Это первое постоянное войско из «служилых людей по прибору», получавших жалованье. Было уничтожено в начале XVIII в.

(Ответ: 1 – Судебник 1550г.; 2 – Стоглавый собор; 3 – Земский собор; 4 – приказы; 5 – «Соборное уложение»; 6 – стрелецкое войско)

 

5) Узнай архитектурное сооружение

5.1 Назовите архитектурное сооружение. В честь какого события воздвигнуто?

Изображения:

  1. Церковь Вознесения в селе Коломенском 

(Ответ: 1. В честь рождения сына Василия III – Ивана IV.

 

  1. Собор Василия Блаженного в Москве

Назовите архитектурные памятники XVIв. Вспомните, в честь каких событий они воздвигнуты.  (Ответ: В честь взятия Казани в 1552г.)

 

5.2 Назовите архитектурное сооружение. Для чего предназначено?

Изображения:

  1. Архангельский собор Московского Кремля
  2. Успенский собор Московского Кремля

(Ответ: 1 – усыпальница князей и царей; 2 – венчание царя)

 

6) О чем рассказывают исторические источники?

  1. Отрывок из работы историка Л. Г. Гумилева «От Руси до России». О каком явлении идет речь?

«(Она) была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия… Задачей было «изводить государеву измену»… Главным содержанием стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств»

(Ответ: опричнина)

  1. Отрывок из сочинения историка Р. Г. Скрынникова. Где произошли описываемые исторические события?

«Отсюда… царь известил митрополита и думу о том, что «от великие жалости сердца» он оставил свое государство и решил поселиться там, где «его, государя, Бог наставит»… В письме к Боярской думе Иван четко объяснил причины своего отречения. Он покинул трон из-за раздора с Боярской думой». 

(Ответ: Александрова слобода)

  1. Отрывок из книги историка Р. Скрынникова «Три Лжедмитрия. Самозванцы на царском трое». О ком идет речь?

«В полдень 15 мая царица Мария стала обедать, а сына отпустила погулять и потешиться игрой с четырьмя сверстниками. Дети играли на небольшом заднем дворике – в углу между дворцом и крепостной стеной. За ними приглядывала мамка Василиса Волохова и две другие няньки. Обед только начался, как вдруг на дворе громко закричали. Царица поспешно сбежала вниз и с ужасом увидела, что ее единственный сын мертв». 

(Гибель младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия в Угличе в 1591г.)

 

  1. Отрывок из сочинения Н. М. Карамзина. О каком событии идет речь? Когда оно произошло?

«В сие ужасное время явился удивительный муж, именем Сильвестр. Саном иерей, родом из Новгорода, приблизился к Иоанну с подъятым, угрожающим перстом, с видом пророка и гласом убедительным, возвестил ему, что суд Божий гремит над главою царя, легкомысленного и злострастного, что огонь небесный испепелил Москву, что сила вышняя волнует народ»

(Ответ: пожар в Москве в 1547г.)

7) Что означают поговорки?

  1. «Вот тебе бабушка, и Юрьев день» 

(Неожиданность, обманутые ожидания, нежданное огорчение)

  1. «Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет» (Ирония, ожидай того, что не произойдет).

8)  Каков сюжет картины? Кто автор?

  1. Репродукция картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».

(Ответ: поход казачьего атамана Ермака и его небольшого отряда против Сибирского ханства и хана Кучума в 1581-1585гг.)

  1. Репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581года».

(Ответ: на картине изображен эпизод жизни Ивана Грозного, когда он в сильном гневе нанес смертельный удар своему сыну царевичу Ивану)

 

9) Кто автор? О чем говорит?

  1. «Припомню одно: бывало мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом». 

(Иван IV о боярском правлении)

  1. Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким?»

(Курбский пишет из Литвы Ивану IV обличительное послание, обвиняя его в гонениях, казнях бояр и воевод)

10) Соотнеси события.

  1. 1. Европа – 1445г. Иоганн Гуттенберг 

      Россия – ____г. __________________ ?

(Ответ: 1564 г. Иван Федоров)

 

2.Первая печатная книга в Европе – ……………?

   Первая печатная книга в России – ……………..?

(Ответ: Европа – «Библия», Россия – «Апостол»)

 

  1. Этап подведения итогов и оценивания

 

– Озвучивание результатов.

Д/З Подумайте, какому историческому лицу вы бы хотели задать вопросы? О чем, прежде всего, вы хотели бы спросить? 

Урок повторения и обобщения по теме «Россия в XVI веке»