автор: Гаврильчук Татьяна Дмитриевна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №6, г. Первоуральск

Инфинитив и его грамматические свойства_ ОТКРЫТЫЙ УРОК

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Инфинитив и его грамматические свойства

Цели урока:

1.Познавательные.

 Создать условия для формирования понятия «инфинитив», познакомить с суффиксами на основе сравнения глаголов в разных временных формах, повторить  признаки глаголов в неопределенной форме, учить употреблять в речи. Сформировать умение безошибочно определять инфинитив, 

закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива.

  1. Развивающие.

Развивать память, внимание, речь, регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция), познавательные универсальные учебные действия, орфографическую и пунктуационную зоркость.

  1. Воспитательные.

Воспитывать  у школьников любовь к русскому языку; создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.

Что без меня предметы?

                                                                                                                 Лишь названья.

                                                                                                       А я приду-

                                                                                                                             Всё в действие придёт.

                                                                                                               Летит ракета.

                                                                                                                        Люди строят зданья.

                                                                                                            Цветут сады.

                                                                                                                          И хлеб в полях растет.

 

Ход урока

  1. Актуализация изученного с подведением к теме урока.

– Сегодня мы продолжим знакомство с самой живой частью речи.

– Прочитайте эпиграф. О какой части речи мы будем сегодня говорить? (О глаголе)

– Конечно, это глагол.

На доске предложение.

В вышине необъятной лазури раздаются серебряные голоса жаворонков.

– Найдите глагол в этом предложении. (Раздаются)

– Что вы знаете о глаголе как о части речи? (Ответы детей)

– На какой вопрос отвечает наш глагол? (Что делают?)

– Для каждой части речи есть своя начальная форма. Давайте вспомним начальную форму имени существительного. (им.п.,ед.ч.) А имени прилагательного? (им.п.,ед.ч.,м.р.)

– Какая начальная форма для глагола? (Отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

– Поставим глагол РАЗДАЮТСЯ в начальную форму. (Раздаваться)

– А теперь попробуем определить лицо, время. Не можем. Почему? (предположения детей)

–  Ребята, это неопределённая форма глагола, поэтому и определить не можем. У неопределённой формы глагола есть ещё несколько названий: начальная форма, инфинитив. Инфинитив – исходная форма, обозначающая действие вне связи с лицом.

  1. Открытие нового материала.

– Давайте изучим инфинитив с научной точки зрения. Откроем параграф 83 (Теория).

Работа с параграфом.

– Прочитайте первый абзац. Что такое инфинитив?

Выборочное чтение.

– Как называется неопределённая форма глагола? ( Инфинитив)

– Что означает неизменяемая форма глагола? (Он не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, а только называет действие)

– Какая важная особенность инфинитива? ( Имеет суффиксы -ТЬ,-ТИ)

– Что является основой инфинитива? ( Часть слова без суффикса )

– Инфинитив  может оканчиваться на –ЧЬ, чем будет являться –ЧЬ? В какую морфему входит? (-ЧЬ входит в корень

– Каким членом предложения может быть инфинитив? (Инфинитив может быть любым членом предложения, но чаще всего он бывает подлежащим или сказуемым)

– Чем заканчивается параграф? ( Вид, возвратность)

Выставление оценок.

  1. Применение нового знания.

Работа со слайдом.

Задание 1. Отредактируйте предложения 1,2,3,4, раскрыв скобки и поставив глаголы в нужную форму. 

Выставление оценок за ответы.

Работа с учебником.

– Посмотрите на номер 5. Чем отличаются глаголы в предыдущих предложениях от глаголов в этом предложении? ( Суффиксом –СЯ)

– Откройте параграф 6 (Теория,с. 18). Прочитаем его.

– Надо понимать, какая форма перед нами. Если инфинитив, то пишем ТЬ.

– Выполните упражнение 110.

Проверка, оценивание.

– Выполните упражнения 111, 114.

Проверка, оценивание.

Задание 2. Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме.

Зарубить на носу – запомнить

Пропустить мимо ушей – прослушать

Делать из мухи слона – преувеличивать

Держать язык за зубами – молчать

Клевать носом – дремать

Вставлять палки в колёса – мешать

Обвести вокруг пальца- обмануть

  1. Рефлексия.

    – О чем мы сегодня говорили?

    – Что нового вы для себя открыли?

    – Какой вид работы больше всего понравился?

    – Повторите теоретический материал.

  1. Домашнее задание. 
  2. Пересказ параграфа 83.
  3. Упражнение 112 (3)
Инфинитив и его грамматические свойства_ ОТКРЫТЫЙ УРОК

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram