автор: Гаврильчук Татьяна Дмитриевна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №6, г. Первоуральск
Инфинитив и его грамматические свойства_ ОТКРЫТЫЙ УРОК
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Инфинитив и его грамматические свойства
Цели урока:
1.Познавательные.
Создать условия для формирования понятия «инфинитив», познакомить с суффиксами на основе сравнения глаголов в разных временных формах, повторить признаки глаголов в неопределенной форме, учить употреблять в речи. Сформировать умение безошибочно определять инфинитив,
закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива.
- Развивающие.
Развивать память, внимание, речь, регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция), познавательные универсальные учебные действия, орфографическую и пунктуационную зоркость.
- Воспитательные.
Воспитывать у школьников любовь к русскому языку; создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
Ход урока
- Актуализация изученного с подведением к теме урока.
– Сегодня мы продолжим знакомство с самой живой частью речи.
– Прочитайте эпиграф. О какой части речи мы будем сегодня говорить? (О глаголе)
– Конечно, это глагол.
На доске предложение.
В вышине необъятной лазури раздаются серебряные голоса жаворонков.
– Найдите глагол в этом предложении. (Раздаются)
– Что вы знаете о глаголе как о части речи? (Ответы детей)
– На какой вопрос отвечает наш глагол? (Что делают?)
– Для каждой части речи есть своя начальная форма. Давайте вспомним начальную форму имени существительного. (им.п.,ед.ч.) А имени прилагательного? (им.п.,ед.ч.,м.р.)
– Какая начальная форма для глагола? (Отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
– Поставим глагол РАЗДАЮТСЯ в начальную форму. (Раздаваться)
– А теперь попробуем определить лицо, время. Не можем. Почему? (предположения детей)
– Ребята, это неопределённая форма глагола, поэтому и определить не можем. У неопределённой формы глагола есть ещё несколько названий: начальная форма, инфинитив. Инфинитив – исходная форма, обозначающая действие вне связи с лицом.
- Открытие нового материала.
– Давайте изучим инфинитив с научной точки зрения. Откроем параграф 83 (Теория).
Работа с параграфом.
– Прочитайте первый абзац. Что такое инфинитив?
Выборочное чтение.
– Как называется неопределённая форма глагола? ( Инфинитив)
– Что означает неизменяемая форма глагола? (Он не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, а только называет действие)
– Какая важная особенность инфинитива? ( Имеет суффиксы -ТЬ,-ТИ)
– Что является основой инфинитива? ( Часть слова без суффикса )
– Инфинитив может оканчиваться на –ЧЬ, чем будет являться –ЧЬ? В какую морфему входит? (-ЧЬ входит в корень)
– Каким членом предложения может быть инфинитив? (Инфинитив может быть любым членом предложения, но чаще всего он бывает подлежащим или сказуемым)
– Чем заканчивается параграф? ( Вид, возвратность)
Выставление оценок.
- Применение нового знания.
Работа со слайдом.
Задание 1. Отредактируйте предложения 1,2,3,4, раскрыв скобки и поставив глаголы в нужную форму.
Выставление оценок за ответы.
Работа с учебником.
– Посмотрите на номер 5. Чем отличаются глаголы в предыдущих предложениях от глаголов в этом предложении? ( Суффиксом –СЯ)
– Откройте параграф 6 (Теория,с. 18). Прочитаем его.
– Надо понимать, какая форма перед нами. Если инфинитив, то пишем ТЬ.
– Выполните упражнение 110.
Проверка, оценивание.
– Выполните упражнения 111, 114.
Проверка, оценивание.
Задание 2. Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме.
Зарубить на носу – запомнить
Пропустить мимо ушей – прослушать
Делать из мухи слона – преувеличивать
Держать язык за зубами – молчать
Клевать носом – дремать
Вставлять палки в колёса – мешать
Обвести вокруг пальца- обмануть
- Рефлексия.
– О чем мы сегодня говорили?
– Что нового вы для себя открыли?
– Какой вид работы больше всего понравился?
– Повторите теоретический материал.
- Домашнее задание.
- Пересказ параграфа 83.
- Упражнение 112 (3)