автор: Доброходова Александра Александровна
Учитель английского языка
г. Краснодар МАОУ СОШ № 84

Скороговорки в изучении английского языка: От забавной игры к эффективному инструменту.

 

Скороговорки в изучении английского языка: От забавной игры к эффективному инструменту

Изучение английского языка – это многогранный процесс, включающий освоение грамматики, лексики, развитие навыков чтения, письма, аудирования и говорения. Зачастую в погоне за грамматической правильностью и обширным словарным запасом ученики и учителя недооценивают или вовсе упускают из виду такой простой, но невероятно эффективный инструмент, как скороговорки (tongue twisters).

Что же такое скороговорка? Это фраза или предложение, специально составленное таким образом, чтобы при быстром произнесении вызвать затруднения из-за схожести или повторяемости звуков. В английском языке, как и в русском, скороговорки – это не просто забавная игра, но и мощный тренажер для речевого аппарата, который может существенно улучшить произношение, артикуляцию и беглость речи.

Почему скороговорки – эффективный инструмент для изучения английского?

Использование скороговорок в процессе изучения английского языка приносит целый ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Развитие произношения и артикуляции:
    •  Отработка сложных звуков: Английский язык богат звуками, отсутствующими в русском, или имеющими иное произношение (например, /θ/ и /ð/ – межзубные звуки, /w/ – губно-губной, /r/ – ретрофлексный). Скороговорки целенаправленно повторяют эти звуки в различных комбинациях, заставляя речевой аппарат привыкать к новой артикуляции.
    •  Различение похожих звуков: Многие скороговорки построены на контрасте близких по звучанию, но разных по артикуляции звуков (например, /s/ и /ʃ/, /p/ и /b/, /v/ и /w/). Это помогает студентам научиться не только правильно их произносить, но и различать на слух, что критически важно для понимания речи.
      •  Тренировка мышц речевого аппарата: Быстрое и четкое произнесение скороговорок требует активной работы языка, губ, челюсти. Это своего рода «фитнес» для речевых мышц, который делает их более гибкими и подвижными.
  1. Улучшение беглости и ритма речи:
    •  Снятие языкового барьера: Регулярная практика скороговорок помогает преодолеть страх перед произнесением сложных слов и фраз, способствует более свободному и уверенному говорению.
    •  Развитие интонации и ритма: Многие скороговорки имеют определенный ритмический рисунок. Работа с ними помогает почувствовать естественный ритм английского языка, научиться правильно расставлять ударения в словах и фразах.
      •  Автоматизация произносительных навыков: Повторение одних и тех же звуковых сочетаний доводит их произнесение до автоматизма, что позволяет студенту сосредоточиться на содержании речи, а не на отдельных звуках.
  1. Расширение словарного запаса (косвенно):
    •  Хотя скороговорки не являются основным источником новой лексики, они часто содержат интересные, порой необычные слова, которые могут быть полезны. Работа над скороговоркой может стать поводом для изучения новых слов и их значений.
  1. Тренировка памяти и концентрации:
    •  Запоминание и воспроизведение скороговорок требует хорошей концентрации внимания и тренирует кратковременную память. Это полезно для общего развития когнитивных функций.
  1. Снижение языкового барьера и повышение уверенности:
    •  Успешное произнесение сложной скороговорки дарит чувство достижения, повышает самооценку и уверенность в своих языковых способностях. Это особенно важно для студентов, стесняющихся говорить на английском.
  1. Элемент игры и развлечения:
    •  Изучение языка не должно быть скучным. Скороговорки вносят элемент игры, соревнования и юмора в учебный процесс, делая его более увлекательным и мотивирующим.

Как правильно работать со скороговорками ученикам самостоятельно?

Чтобы скороговорки приносили максимальную пользу, важно использовать их методически грамотно:

  1. Начинать медленно: Никогда не пытайтесь произнести скороговорку быстро с первого раза. Начните с очень медленного темпа, четко артикулируя каждый звук. Убедитесь, что вы правильно произносите все звуки.
    2. Фокусироваться на звуках: Определите, какие именно звуки или их сочетания

делают скороговорку сложной. Сосредоточьтесь на их правильной артикуляции.
3. Повторение – ключ к успеху: Повторяйте скороговорку многократно, постепенно увеличивая темп. Цель – не скорость сама по себе, а чистота и четкость произношения на высокой скорости.
4. Записывать себя: Используйте диктофон или видеокамеру. Прослушивание и просмотр записи помогут вам выявить ошибки, над которыми нужно работать.
5. Использовать зеркало: Произносите скороговорки перед зеркалом, чтобы контролировать положение губ, языка и челюсти. Сравнивайте свою артикуляцию с образцом (если есть).
6. Не бояться преувеличивать: На начальном этапе можно намеренно преувеличивать движения речевого аппарата. Это поможет мышцам «запомнить» правильное положение.
7. Быть терпеливым: Улучшение произношения – это процесс, требующий времени и усилий. Не расстраивайтесь, если не получается сразу. Регулярность важнее скорости прогресса.
8. Разбирать незнакомые слова: Если в скороговорке есть незнакомые слова, обязательно узнайте их значение и произношение.

Примеры популярных английских скороговорок

Вот несколько классических и звукоориентированных скороговорок, которые можно использовать в практике:

  1. Классические и универсальные:
  • «Peter Piper picked a peck of pickled peppers. A peck of pickled peppers Peter Piper picked. If Peter Piper picked a peck of pickled peppers, where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked?»
    Отрабатывает: Звуки /p/ и /k/, а также сочетание /pɪk/.
    •  «She sells seashells by the seashore.»
    Отрабатывает: Звуки /s/ и /ʃ/.
    •  «Fuzzy Wuzzy was a bear. Fuzzy Wuzzy had no hair. Fuzzy Wuzzy wasn’t fuzzy, was he?»
    Отрабатывает: Звуки /f/, /z/, /w/.
    •  «Betty Botter bought some butter. But she said the butter’s bitter. If she put it in her batter, it will make her batter bitter. So she bought some better butter, better than the bitter butter, and she put it in her batter, and her batter was not bitter. So ’twas better Betty Botter bought some better butter.»
     Отрабатывает: Звуки /b/, /t/, /r/, а также гласные /ʌ/ и /ɪ/.
  1. Скороговорки для отработки конкретных звуков:
  • Для /s/ и /ʃ/:
    — «Six slippery snails slid slowly seaward.»
      — «Surely Sylvia swims swiftly, splashing sixty-six silver swans.»
    •  Для /θ/ и /ð/ (th-sounds):
      — «Thirty-three thirsty, thundering thoroughbreds thumped through the thick thatch.»
      — «I thought a thought. But the thought I thought wasn’t the thought I thought I thought.»
    •  Для /p/ и /b/:
      — «A big black bug bit a big black bear, but the big black bear bit the big black bug back!»
      —  «Black background, brown background.»
    •  Для /w/ и /v/:
     —   «Whether the weather be cold, or whether the weather be hot, we’ll weather the weather, whatever the weather, whether we like it or not.»
      —  «Very well, very well, very well.»
    •  Для /r/ и /l/:
      —   «Red lorry, yellow lorry.» (Повторять много раз)
      —  «Really rural, really rural.»
    •  Для гласных звуков:
      —  «How much wood would a woodchuck chuck if a woodchuck could chuck wood? He would chuck, he would, as much as he could, and chuck as much wood as a woodchuck would if a woodchuck could chuck wood.» (/ʊ/, /ʌ/)
  1. Более сложные и длинные:
  • «The sixth sick sheik’s sixth sheep’s sick.» (Очень сложная для /s/, /ʃ/, /k/)
    •  «If a dog chews shoes, whose shoes does he choose?»
    •  «I have got a date at a quarter to eight; I’ll see you at the gate, so don’t be late!»

Скороговорки на уроке английского языка: Советы для преподавателей

Интеграция скороговорок в учебный процесс может быть разнообразной и интересной:

  1. Разминка (Warm-up): Начинайте каждый урок с 1-2 скороговорок. Это поможет «разогреть» речевой аппарат, настроить учащихся на английскую речь и создать позитивную атмосферу.
    2. Целевая отработка звуков: Если вы изучаете или отрабатываете конкретные звуки, подбирайте скороговорки, которые максимально их заде

йствуют.
3. Игры и соревнования:
  •  «Кто быстрее и чище?»: Учащиеся соревнуются в произнесении скороговорки на скорость и без ошибок.
  •  «Эстафета»: Каждый ученик произносит одно слово скороговорки по очереди.
  •  «Снежный ком»: Первый ученик произносит первое слово, второй – первое и второе, и так далее.
  •  «Испорченный телефон»: Скороговорка передается по цепочке шепотом.
4. Домашнее задание: Задавайте скороговорки на дом для самостоятельной отработки. Можно просить записывать себя на диктофон и присылать записи.
5. Интеграция в контекст: Если скороговорка содержит слова по изучаемой теме, можно использовать ее как часть лексической или грамматической отработки.
6. «Скороговорка дня/недели»: Выбирайте одну скороговорку и вывешивайте ее в классе, предлагая учащимся практиковаться в течение определенного периода.

Заключение

Скороговорки – это гораздо больше, чем просто языковая забава. Это мощный и доступный инструмент для развития фонетических навыков, улучшения артикуляции, беглости и уверенности в английской речи. Регулярная и целенаправленная работа со скороговорками, как в классе, так и дома, может принести ощутимые результаты, делая процесс изучения английского языка более эффективным, увлекательным и продуктивным. Не пренебрегайте этим простым, но действенным способом совершенствования вашего английского!

Скороговорки в изучении английского языка: От забавной игры к эффективному инструменту.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram