автор: Кобзарь Надежда Борисовна
учитель-логопед, дефектолог
ГБОУ Школа №1321 «Ковчег»
Рекомендации учителя-логопеда, дефектолога родителям ребенка с РАС
Рекомендации учителя-логопеда, дефектолога родителям ребенка с РАС
Аутизм не является результатом плохого воспитания. Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет.
Наиболее типичные симптомы аутизма:
- Недостаточное развитие языка, отсутствие речи.
- Ребенок не воспринимает окружающий мир, не реагирует на происходящее вокруг
него.
- Зрительное внимание детей с аутизмом крайне выборочно и очень
кратковременно, ребенок смотрит как мимо людей, не замечая их и относится к ним как
к неодушевленным предметам.
- Ребенок с аутизмом не переносит эмоционального контакта с людьми.
- Ребенок, страдающий аутизмом, никогда не играет с игрушками, и даже не проявляет к
ним интереса.
- Ребенок не проявляет интерес к другим детям, не играет со сверстниками.
- Ребенок, страдающий аутизмом, не может научиться простейшим навыкам
самообслуживания.
- Ребенок с аутизмом требует постоянного контроля, он не понимает и не может
оценить опасности окружающего мира.
- Несмотря на безразличие к окружающему миру, ребенок с аутизмом может очень часто
проявлять вспышки гнева и агрессии.
- У ребенка с аутизмом часто присутствует синдром навязчивых движений – она
раскачивается стоя или сидя, долгое время бесцельно хлопает в ладоши, вращает и
крутит различные предметы, долгое время смотрит на мир, огонь, вентилятор.
Что можно посоветовать родителям детей, страдающих аутизмом?
Диагноз «ранний детский аутизм» может быть поставлен только специалистом – детским
психоневрологом после тщательного обследования малыша. Если этот диагноз ребенку
поставлен, то родителям нужно определиться с программой дальнейшего обучения и
развития малыша. Для этого важно проконсультироваться у коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, могут предоставить развернутую характеристику состояния психического развития ребенка, а также определить направление коррекционных занятий для ребенка. В центр внимания должны попадать моторная, эмоциональная и познавательная сферы. Основой успешного преодоления аутизма, является выполнение в домашних условиях и
в условиях специальных центров индивидуальной программы реабилитации
больного ребенка. Естественно, главная задача здесь ложится на плечи родителей.
Поэтому первостепенной шагом должно стать принятие того, что их ребенок страдает
аутизмом. Ведь ребенок не психически больной человек, у него просто “другой способ
видения мира. При правильном подходе к выполнению лечебной (реабилитационной) программы дети, больные аутизмом, показывают отличные результаты и могут в значительной мере восстанавливаться, адаптироваться к нормальной жизни. Отмечается как частичная одаренность, так и умственная отсталость. Особенно важное значение в воспитании аутичного ребенка имеет организация его целенаправленного поведения четкого распорядка дня, формирование стереотипного поведения. Научитесь вступать в контакт с ребенком с улыбкой,
ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением имени,
поощряйте ребенка к продолжению этого контакта. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать, семья играет ведущую роль. Цель родителей— создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности.
Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям. Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры. В игровой деятельности ребёнка обучают навыкам самообслуживания, опрятности (за столом есть ложкой, одеваться, раздеваться, пользоваться унитазом). Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. За любой успех ребёнка надо поощрять. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.
Перспективы детей с РАС
Что же ждёт в дальнейшем ребёнка, имеющего аутистический синдром? Полностью
преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он
был, как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всё зависит от
степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала
проводиться коррекционная работа. Поведение детей с РАС довольно специфично и
даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто
не будут ярко выраженными. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в
поддержке.
Подпись: