автор: Мазитова Лилия Эдисоновна

учитель ГБОУ Калтасинская коррекционная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

“Развитие мелкой моторики у обучающихся с нарушением интеллекта”.

 

«Развитие мелкой моторики у обучающихся с нарушением интеллекта»

                                                                          Мазитова Л.Э., учитель

                                                                        ГБОУ Калтасинская КШИ

 

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Включение детей с нарушением интеллекта в процесс обучения выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. Особо актуальной становится проблема развития мелкой моторики обучающихся с нарушением интеллекта. 

Мелкая моторика – это совокупность точных, быстрых и скоординированных действий человека в процессе выполнения мелких движений кистей и пальцев рук. В этом процессе задействовано сразу несколько систем организма: нервная, костная, мышечная и зрительная. У многих обучающихся с нарушением интеллекта недостаточно развита мелкая моторика рук. Такие дети неправильно держат карандаш; плохо разминают пластилин; проводимые ими линии на письме неаккуратные, неровные; наблюдается слабый или, наоборот, сильный нажим на карандаш. Нарушения мелкой моторики у обучающихся с нарушением интеллекта оказывают отрицательное влияние на процесс обучения ребенка и развитие его личности в целом. Тем самым, возникает потребность в поиске наиболее эффективных способов, методов и приемов, направленных на развитие моторики у детей с нарушением интеллекта.

Для успешного овладения учебными навыками, необходимо, чтобы обучающиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности.

Одним из основных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук является пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика подразделяется на несколько видов:

– Пальчиковые игры с предметами;

– Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением;

– Пальчиковые игры – манипуляции;

– Пальчиковые игры на основе сказок;

– Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

– Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

Игры- манипуляции.

Пальчиковые игры с элементами самомассажа и другие.

Работа по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта должна проводиться систематически учителем, воспитателем и родителями. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, что будет вызывать интерес к играм и приведёт к положительному результату в развитии мелкой моторики.

Во время таких занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, возможности. 

 

Литература

  1. Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Н. Гареева // Дошкольное воспитание – 2002. – № 6. – С. 75 – 79.
  2. Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Академия, 2002. – 207 с.
  3. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е.Гаврина – «Академия развития»,2007.
  4. Тимофеева, Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007, с.19.

 

“Развитие мелкой моторики у обучающихся с нарушением интеллекта”.