автор: Мелехова Елена Вячеславовна

учитель музыки МБОУ СОШ №15 г. Мичуринск

Учебный проект: «Приобщение младших школьников к культурным традициям и обычаям своего народа»

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

г. Мичуринска Тамбовской области

Учебный проект

 Тема проекта:  «Приобщение младших школьников  к культурным  традициям и обычаям своего народа». 

                             

                               Выполнила:

                                      учитель музыки

                                                                  Мелехова Елена Вячеславовна

Мичуринск, 2024 г.

 

Актуальность проекта

Вопрос гражданско-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения др.. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.  В современном обществе долгое время складывалась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, отсутствие и т.д.

На данный момент вопрос патриотического воспитания молодёжи на фоне последних событий стоит практически на первом месте. Примером подъема патриотических настроений в обществе послужило проведение Олимпийских игр, присоединением Крыма, годовщина Победы в Великой Отечественной войне, дисквалификация российских спортсменов на олимпиаде в Корее.

Сегодня система патриотического воспитания в России имеет общественно-государственных характер и реализуется во всех сферах образования и культуры. Проводником патриотических ценностей является и уполномоченное от имени государства в проведении патриотической работы Федеральное Агентство по делам молодежи, а с 2015 года и отделение общероссийской общественно-государственной организации «Российское движение школьников» – Юнармия.

Формирование патриотизма дошколят и школьников осуществляется через проведение систем патриотических конкурсов, общественно-политических, национальных и культурных, государственных праздников, через работу детских военно-патриотических общественных организаций.

В начальной школе у детей закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как часть общества. Данный этап в жизни маленького человека является особо значимым в воспитании будущего гражданина своей родины. В начальной школе содержание гражданского образования должно реализовываться как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности. Именно на них школьники могут усвоить идеалы и ценности общества, семьи, дружбы, взаимопонимания и уважения, патриотизма. Важное значение в реализации задач гражданского воспитания имеют и проведения классных часов на патриотические темы, беседы с приглашением участников войн, экскурсий в Музей, уроки Мужества выставки рисунков, сочинений, фотовыставки по данной теме,

Формирование ценностных ориентаций учащихся, системы их установок и убеждений не может происходить с помощью авторитарного навязывания мнения педагога, оно должно строиться на взаимном сотрудничестве и заинтересованности общим делом.

Цель проекта: Воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа.

Задачи проекта:

1.Выбрать формы и  методы знакомства учащихся с фольклорным материалом и выявить наиболее  эффективные из них.

2.Отобрать материал для изучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся и  материалом учебных предметов.

  1. Проводить в каждом классе фольклорные праздники.

Этапы и сроки проведения проекта:

– Формирование темы исследования

– Составление плана работы

– Выбор возможных источников информации

– Выбор форм и методов работы

– Поэтапное получение результатов

– Работа педагога по сбору фотографий, творческих работ учащихся

– Оценка результатов

– Подготовка  презентации

Инновационная направленность проекта заключается в изменении подходов к содержанию, формам и методам организации образовательного процесса. Проект программы позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Тип проекта: познавательно – творческий

Длительность работы над проектом – 4года.

Сводный список исполнителей проекта:

  • автор проекта – учитель музыки Мелехова Е.В;
  • участники проекта – учащиеся 1-4 классов, школьный психолог, педагоги, родители учащихся 1-4 классов МБОУ СОШ №15.

 

Условия реализации проекта:

Автоматизированное рабочее место педагога с выходом в Интернет, наличие   материальных и технических средств для осуществления практических действий. 

 

  Основные ресурсы: основой для проекта являются информационные, кадровые и    материальные ресурсы музыкального кабинета, школьного психолога, педагогов школы.

 

Ожидаемый результат.

Данный проект:

– пополнит знания детей о культуре и быте предков;

-поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа;

– приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

 

Сроки реализации проекта: 2020-2024 годы.

Механизм реализации проекта:

  • Планирование и подбор необходимых источников информации.
  • Накопление материальной и технической базы.
  • Выбор направления работы.
  • Обработка и систематизация собранной информации.
  • Оформление результатов исследования.
  • Апробация практических материалов на занятиях в начальной школе (2020-2024гг.)

 

 Этапы реализации проекта: 

 

1этап (2020-2021гг.): Информационно-подготовительный (теоретическая и практическая подготовка).  Анализ ситуации; обоснование необходимости приобщении детей к фольклору на уроках музыки в начальной школе; выбор средств, материальных и технических; сбор информации, теоретическая подготовка. 

  • изучение методической литературы и опыта других учителей ( получение теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для создания проекта);
  • анализ ситуации, проведение теоретического исследования (получение обзорной информации);
  • стартовая разработка образовательных технологий (накопление материала, оформление музыкального кабинета);
  • разработка проекта (рекомендации к внедрению);
  • оснащение кабинета музыки необходимыми материалами, предметами и инвентарём.

Результатами информационно-подготовительного этапа  проекта можно считать стартовую разработку  образовательных технологий для применения их на уроках в начальных классах; проведение стартового мониторинга; изучение методических материалов, опыта других учителей и специальной литературы. 

Внеурочные коллективные творческие дела :

  • встречи с интересными людьми;
  • литературно-музыкальные композиции;
  • просмотр и обсуждение видеоматериала;
  • экскурсии (внеурочная);
  • поездки, походы по историческим и памятным местам
  • творческие конкурсы; соревнования;
  • показательные выступления;
  • праздники;
  • музыкальные викторины;
  • акции благотворительности (концерты);
  • творческие проекты, презентации;
  • проведение музыкальных вечеров;
  • сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.

Для повышения качества учебно-воспитательного процесса используются образовательные технологии:

технология развития критического мышления;

кейс-технологии;

проектные;

интерактивные;

игровые;

информационные технологии;

конкурсы;

участие в социальных проектах;

популяризации здорового образа жизни;

 

2этап(2021-2023гг.): Организационно-деятельностный: планирование работы, обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию проекта. Координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля эффективности, сопровождение программы патриотического воспитания

  • введение и применение образовательных технологий в учебный процесс,;
  •  рост мотивации к обучению в направлении музыкальной деятельности, повышение качества знаний за счёт увеличения потенциала работоспособности;
  • привлечение учащихся и их родителей к работе по реализации проекта;
  • проведение внеклассных мероприятий, конкурсов, внеурочной деятельности направленной на формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям музыкой, здоровому и активному образу жизни;
  • развитие фольклорной культуры во внеклассных мероприятиях      Результатами организационно-деятельностного этапа проекта можно считать сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению, в процессе знакомства учащихся с культурным наследием своей страны; широкое привлечение учащихся и их родителей к внеклассной работе, различным формам  работы, связанной патриотическим мышлением.

 

 Формы работы:

  1. Интегрированные занятия.

Поскольку народные традиции – это веками накопленные и тесно связанные между собой музыкальные, литературные, хореографические, декоративно-прикладные и изобразительные традиции,  преподавание предметов эстетического цикла должно нести интегрированный характер.

Именно в период дошкольного и младшего школьного возраста у ребенка осуществляется наиболее интенсивное  формирование отношений к окружающей действительности через мир эмоциональных отношений и переживаний.   Все вышеперечисленные виды искусства особо воздействуют на ребенка своими специфическими, художественными средствами и материалами: слово на литературе, звук на музыке, линии и цвета на изобразительном искусстве, движения на ритмике.   Использование на уроках сразу нескольких  средств художественной выразительности предметов эстетического цикла позволяет охватить материал по изучению той или иной традиции, обычая в полном объеме, создать определенный эмоциональный настрой, помочь детям увидеть историю своего народа  по-иному, развивать воображение, активизировать творческий процесс. Связь предметов позволяет педагогу образнее раскрыть тему.

  1. Уроки с элементами театрализации.

Издавна всякий праздник, обычай, обряд сопровождался театральным зрелищем . В свою очередь театр – это объединение в гармоничное целое всех видов искусства. Сопереживание зрителей и актеров усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. Дети становятся свидетелями развивающихся событий, одобряя и порицая их. Театр сильно влияет на любую личность и развивает ее нравственно и эстетически. Особенно это действенно, если ребенок сам является  актером, поэтому на уроках я использую элементы    театрализации  народных сказок, обрядов, сцен из жизни крестьян и т.д.

Были проведены клубный час:

  1. Презентации.

Поскольку наглядного фольклорного материала для показа учащимся не так много, а изготовить его в нужном количестве – это нелегкий и кропотливый труд, купить – не всегда по средствам, перед учителем всегда стояла задача: как заиметь такую методическую копилку? Сейчас, благодаря использованию новых информационно-коммуникативных технологий , это возможно. Я активно пользуюсь интернет- ресурсами и компьютерными программами по созданию презентаций для знакомства учащихся с нужной информацией. Сейчас в моей методической копилке презентации к проведенным урокам, классным часам, праздникам, что значительно облегчит мою дальнейшую работу в новых  классах.

4.Фольклорные праздники.

Настоящий фольклорный праздник получится только тогда, когда  детям хорошо знакомо его содержание, изучен необходимый материал. Поэтому фольклорный праздник я рассматриваю как  итог предыдущей учебно-воспитательной работы, осуществляемый и на уроках, и на классных часах, и во внеурочное время.  Учащиеся должны поделиться с другими ребятами своими знаниями, поэтому на праздник мы всегда приглашаем много гостей, они тоже принимают участие: отгадывают загадки, играют в народные игры. Фольклорные праздники показывают взаимосвязь устного и изобразительного народного искусства, их органическую связь с трудом, бытом, природой, пробуждают в ребенке эстетические идеалы о национальном, духовном и культурном наследии . Эта связь очевидна. Издавна человек живет в контакте с природой, она-то и вдохновляет его к творческой деятельности. Красоту природы человек переносит в свою жизнь, жилище, быт. Человек научился резать по дереву, вышивать, расписывать , сочинять песни и сказки и стал творцом. Жизнь наших предков очень сильно зависела от природы, и потому человек издавна верил и поклонялся силам природы, а отсюда возникли народные обряды, праздники.

Фольклорные праздники, посвященные трудовым процессам, исполнение новых и старых обрядов, обычаев, ритуалов, вызывают у детей высокий эмоциональный подъем, духовную радость, наслаждение художественным образом русского народа, повышают интерес к истории своего народа,  раскрывают творческие  способности детей, способствуют формированию патриотической культуры учащихся.

 В каждом классе я провожу  фольклорные праздники, учитывая:

– возрастные особенности учащихся;

– артистические способности учащихся (особенности классного   коллектива)

– интересы учащихся,

– содержание учебного материала по предметам.

            Следует отметить, что фольклорный праздник является еще и важным средством воспитания культуры межнациональных отношений. Ведь на территории России веками проживали, взаимодействуя друг с другом, представители разных народов. В нашем регионе в соответствии с одинаковыми природными условиями, общностью истории, образом жизни сложились схожие нравственные ценности, общие черты быта и искусства. Вековое общение народов способствовало выработке у людей  уважения к образу жизни, культуре, обычаям и традициям других национальностей. А в классном коллективе всегда есть дети разных национальностей. Поэтому важно уделять должное внимание воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений.  Самый распространенный способ работы по воспитанию культуры межнационального общения – информирование, которое осуществляется, как правило, через внеклассные мероприятия, факультативы, классные часы, а так же общешкольные фольклорные праздники, пропагандирующие культуру разных народов.  Детям нравится изучать традиции, обряды и обычаи не только своей, но и других наций.

Система мероприятий, направленных на формирование патриотизма:

  • Мы граждане России.
  • Мичуринск-наукоград
  • Обычаи и традиции моей страны
  • Праздники моей страны.
  • «Наша Родина – Россия»
  • Песни о Родине
  • Пословицы о Родине
  • Российские праздники

Песни о войне и мире

  • Песни о Родине
  • «Дорога к храму» и др.
  • Колокола России! Конкурс песен произведений о войне «Чтобы помнили» и др.
  •  «Русские национальные игры-обряды» (презентация)
  • «Мои семейные реликвии»
  • «Я люблю тебя Россия!» (Музыкальная викторина)

 

3этап  (2023-2024гг.): Аналитико-обобщающий: систематизация полученных результатов.

  • обобщение опыта реализации проекта;
  •  анкетирование родителей, анализ анкет для получения информации по проекту.
  • подведение итогов реализации проекта, анализ.
  • отчёт, обобщение опыта работы над проектом.

Результатами аналитико-обобщающего этапа проекта можно считать: 

  • Социальная активность обучающихся  начальных классов, их готовность принять  личное  участие в реализации проекта.
  •  Восторженные взгляды участников проекта после услышанных слов благодарности.
  • Получение социального позитивного опыта обучающимися. 

В результате проекта собрана методическая копилка:

– компьютерные  презентации ;

– сценарии фольклорных праздников проводившихся в каждом классе;

– конспекты  интегрированных занятий, внеклассных часов;

– творческие работы учащихся, как наглядный материал для            дальнейшей работы и пример детского творчества.

Разработана  система проведения фольклорных праздников в 1-4 классах в соответствии с учебным материалом и возрастными особенностями.

Фольклорные праздники в начальной школе:

1 класс               « Масленица»

                           «Праздник птиц»

2 класс               «Праздник урожая. Осенины»

3 класс               « Народные промыслы России» 

                           « Рождество Христово»

4 класс              «Крещенские чтения»

                          « Пасхальный благовест»

                           

Спланированное знакомство с основами народной жизни, обрядами, традициями вызвало у учащихся интерес к истории родного края. Изучение обычаев и традиций национальностей, проживающих в нашем классе, научило учащихся знать и уважать культуру своего и других народов. 

         Приглашенные на фольклорные праздники и уроки гости, родители, коллеги не раз высказывали в адрес учеников и педагогов только добрые слова благодарности.

 

 Список использованной  литературы:

 

  1. Александрова А.Г., Капустина Н.В.   Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского  /сост. Александрова А.Г., Капустина Н.В. – Волгоград: Учитель, 2006/
  2. Гончаров Н.Н.  Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974 г.
  3. Кошмина И.В.  Межпредметные связи в начальной школе. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Неменский Б.М.  Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя. – М.: Просвещение,1981/
  5. Золотой родник. Эрендженов К. Издательский дом «Джангр» – Элиста 1-е издание 68с.,1993г.
  6. С.З. Эльзятиева «Обрядовая педагогика» Издательский дом «Джангр» – Элиста249с.,1993г.
  7. «Байр», журнал издательство «Джангр»- Элиста № 5-8.,38с.2000г.

 

Учебный проект: «Приобщение младших школьников к культурным традициям и обычаям своего народа»