автор:

Николаенкова Екатерина Андреевна

Воспитатель МБДОУ “Детский сад №3”

Еволенко Ольга Николаевна

Воспитатель МБДОУ “Детский сад №3”

«Артикуляционная гимнастика как средство сохранения и стимулирования здоровья дошкольников»

 

 

Проект на тему: 

«Артикуляционная гимнастика как средство сохранения и стимулирования здоровья дошкольников»


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЗДОРОВЬЯ                         В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ …………………………………………………………. 5
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………..

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 19
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….. 23
Приложение 1. Картотека артикуляционной гимнастики ……………… 23
Приложение 2. Сказка «О Веселом Язычке» ……………………………

Приложение 3. Упражнение для пальчиков и язычка «Сказка про кота, который очень хотел научиться говорить правильно» …………………

27

28


ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время предметом обсуждения в обществе стала обнаруживающаяся тенденция к крайне резкому ухудшению состояния здоровья жителей нашей страны. Не является исключением и детская часть населения. С каждым годом растет количество детей, которые имеют отклонения в здоровье. Медики и педагоги наблюдают рост общего уровня заболевания среди дошкольников. Несомненно, это связано со многими явлениями современного мира, которые негативно влияют на ребенка. Это постоянное ухудшение экологии, окружающей нас среды. 

В научных исследованиях понятие «здоровье» раскрывается как одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья и важнейший приоритет в жизни. Сущность понятия «здоровье» раскрывается в работах Е.В. Водневой, М.В. Давыдовой, Л.Г. Касьяновой, Е.Н. Киркиной, Ю.Л. Лукина, С.А. Осяк, Е.Н. Яковлевой и др.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, что побуждает педагогов и специалистов к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений речи, а в частности нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. 

Перед специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Важнейшим направлением работы в данном направлении является развитие артикуляционной моторики посредством артикуляционной гимнастики. 

Под артикуляционной гимнастикой понимают совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков.

Объект исследования: артикуляционная гимнастика.

Предмет исследования: артикуляционная гимнастика как средство сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.

Цель исследования состоит в изучении артикуляционной гимнастики как средства сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.

Задачи исследования: 

  1. Раскрыть сущность понятия «здоровье» в научной литературе.
  2. Рассмотреть возможности артикуляционной гимнастики как средства сохранения и стимулирования здоровья дошкольников. 
  3. Разработать систему занятий с использованием артикуляционной гимнастики, направленных на сохранение и стимулирование здоровья дошкольников.

Этапы достижения цели и задач проекта: 

  1. Подготовительный – подбор литературы по теме исследования, изучение выбранной литературы и подбор фактического материала.
  2. Основной – обработка и полный анализ собранного материала.
  3. Заключительный – формулировка выводов.

 



СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЗДОРОВЬЯ

В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Анализ научной литературы показал, что проблема формирования здоровья детей во все периоды развития общества рассматривалась среди первостепенных и наиболее значимых. Первостепенной она осталась и до наших дней. 

Проблема здоровья воспитанников в дошкольных образовательных организациях становится приоритетным направлением развития образовательной системы современного дошкольного образовательного учреждения, стратегическая цель которой – формирование ценностного отношения к здоровью. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства.

Здоровье воспитанников – несомненно один из важнейших вопросов дошкольного детства. Это напрямую зависит от родителей, также и социального окружения. Важна и среда, в которой ребенок растет. С раннего возраста нужно наблюдать за здоровьем ребенка. Внимание родителей, педагогов, медицинских работников должно быть обращено и сосредоточено на различных отклонениях в психическом и физическом состоянии ребенка. Многочисленные исследования показывают, что в дошкольном возрасте показатели здоровья резко ухудшились, по сравнению с временами прошлых лет. Количество здоровых детей сократилось, но значительно увеличилось количество детей с нарушениями в физическом развитии.

В исследованиях Н.В. Антроповой, С.М. Громбах, Г.К. Зайцева и др. выделяются ряд факторов психолого-педагогического процесса, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья детей: чрезмерная «загруженность» ребенка, нагрузка, которая не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, сокращение ежедневного объема работы и неравнодушного отношения к своему здоровью. В связи с такими условиями развития ребенка, одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является воспитание потенциально активной личности, которая сочетает в себе нравственность, разум, психическое и физическое здоровье.

Здоровье – это жизненно важный элемент человеческого счастья, неотъемлемое право человеческой личности, одно из решающих условий успешного анатомо-физиологического, психосоциального и духовно-нравственного развития личности и общества в целом.

Оно начинается со знаний. Все дети должны знать о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима дня, а также о смысле здорового образа жизни. 

Здоровье – состояние организма, которое характеризуется его балансом с окружающей средой и отсутствием каких-либо патологических изменений; представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Оно представляет собой личную и общественную ценность» [8, с. 9].

Здоровье – «состояние телесного, душевного и духовного благополучия, которое дает человеку возможность, полностью реализуя свой потенциал, наилучшим образом решать жизненные задачи, достижения оптимальной трудоспособности, социальной активности и максимальной продолжительности жизни» [25, с. 53].

Обеспечение здоровья детей дошкольного возраста в ДОО осуществляется посредством реализации здоровьесберегающих технологий. Дошкольная образовательная организация должна создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОО – в широком смысле слова – «процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка» [22, с. 28]. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОО.

В более узком смысле слова – это «специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения» [22, с. 28].

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей; 
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку, согласно Е.Н. Казаковой, – «обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи» [12, с. 40]. Применительно к взрослым – «содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей» [12, с. 42].

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных ДОО, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

К технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников относится артикуляционная гимнастика, характеристике которой будет посвящен следующий параграф нашей работы.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 

 

Ребенок усваивает речь в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Он рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но проходит достаточно длительный период, прежде чем он сможет освоить фонетику родного языка.

Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Артикуляция (от ат. articulare членораздельно разговаривать) – «деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов» [4, с. 15]. Артикуляционный комплекс – «совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения» [4, с. 15].

Артикуляционный отдел состоит из языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, увулы, зубов, альвеол и твердого неба. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Когда мягкое небо опущено, то вдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки. Если мягкое небо поднять, то оно прижимается к задней стенке глотки и образует качественный небноглоточный затвор, то есть закрывает проход в нос; тогда вдыхаемая струя воздуха идет только через рот, и образует ротовые звуки.

Развитие артикуляционной моторики у дошкольников – это сложный педагогический процесс, так как он осуществляется за счет специальных многократно повторяемых упражнений. Для точного восприятия, понимания и усвоение каждого упражнения необходима достаточность, сформированность зрительного и слухового восприятия, внимание, память, способность концентрации воли, усидчивость, хорошо развитая работоспособность. Развитие речевой моторики – это процесс, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Основным средством развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это «система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем)» [2, с. 11]. 

Основная цель артикуляционной гимнастики, согласно Е.С. Анищеновой, – «выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи» [2, с. 12].

Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

Задачи артикуляционной гимнастики

Орган артикуляции Задачи артикуляционной гимнастики
Губы Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции
Язык Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д.
Щеки Укреплять мускулатуру щек, развивать координацию движений
Нижняя челюсть Развивать подвижность нижней челюсти
Мягкое небо Учить контролировать поднимание и опускание мягкого неба, развивать подвижность мягкого неба, силу небно-глоточного затвора

 

Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. Они выступают в качестве резонатора, придающего звуку силу и окраску. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы), так и слов в целом.

Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать ее с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.

Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:

  • профилактическую;
  • коррекционную;
  • диагностическую.

Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата –   формирование чистой и правильной речи ребенка-дошкольника.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика может проводиться в группах, микрогруппах или индивидуально. В групповой форме гимнастику можно провести утром после зарядки, перед завтраком. В микрогруппах и индивидуально ее обычно проводит логопед или родители. Артикуляционные упражнения бывают:

  • статические – необходимы для формирования артикуляционного уклада;
  • динамические – важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи. 

Целью статических упражнений является выработка умения принимать и удерживать артикуляторную позу (например, «Лопатка», «Окошко», «Парус», «Грибок»). 

Целью динамических упражнений является выработка умения переключаться с одной позы на другую (например, «Маятник», «Качели», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка»). 

Примеры упражнений для артикуляционной гимнастики представлены в Приложении 1.

Выбор упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Воспитатель может составить комплекс упражнений на основании советов логопеда, чтобы учесть индивидуальные особенности детей, работать над их нарушенными звуками, участвовать в автоматизации звуков и коррекции нечеткой артикуляции. Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением.

Согласно Е.А. Пожиленко, основными правилами проведения артикуляционной гимнастики являются следующие:

  • «продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
  • во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
  • гимнастика должна проходить в игровой форме;
  • комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
  • если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки;
  • всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества» [20, с. 23].

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером. Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).

Для проведения гимнастики в младшей группе воспитателю нужно подготовить наглядный материал и дидактические игры, потому что таким детям выполнять гимнастику очень сложно: мышцы артикуляционного аппарата еще слабые и малоподвижные, движения плохо контролируются, статические упражнения вызывают неприятные или даже болезненные ощущения. Гимнастика в младшей группе проводится не более 5 минут, включает в себя 4–5 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения дети должны выполнять по 2–3 секунды.

Е.С. Анищенковой были предложены методические требования к проведению артикуляционных упражнений.

  1. «Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
  2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статистические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
  3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).
  4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.
  5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
  6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков» [2, с. 29].

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.

В 1 младшей группе еще не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. Необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основные качества голоса (силу, высоту); уточнять произношение гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т.д.)

Во 2-ой младшей группе детей знакомят с органами артикуляционного аппарата, с движениями органов артикуляции:

  • губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой.
  • нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.
  • язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.

Выполняются:

  • упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов);
  • упражнения для развития подвижности нижней челюсти;
  • упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»);
  • упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»).

В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким.

Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков.

В старшей группе закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»)

Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения: «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».

В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка.

В подготовительной группе нужно следить за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными. 

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше показать ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься вверх»).

Для того, чтобы у детей дошкольного возраста сохранялся интерес к выполнению артикуляционной гимнастики, можно использовать ряд приемов.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно эмоционально, в игровой форме (придумываем сказки: «Сказка о веселом язычке» (см. Приложение 2), «Сказка о комарике», «Как язычок с друзьями чай пил» и т.д.).
  2. Артикуляционную гимнастику можно проводить не только традиционно, но в нетрадиционной форме: «Упражнения для пальчиков и Язычка» (см. Приложение 3).
  3. Использование дидактических кукол.
  4. Адаптированные сказки с движениями.
  5. Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов.
  6. Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.
  7. Неделя артикуляционной гимнастики для мальчишек (девчонок).

Таким образом, предпосылкой успеха развития артикуляционной моторики дошкольников посредством артикуляционной гимнастики является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие современной системы дошкольного образования выдвигает на первый план вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Это обусловлено тенденцией увеличения детей, имеющих различные заболевания, снижением интереса детей к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни. Все это обусловливает необходимость поиска форм и методов работы по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью.

Здоровье определяется Всемирной организацией здравоохранения, как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

На современном этапе в ДОО реализуются разнообразные здоровьесберегающие педагогические технологии, основной целью которых является сохранение и укрепление здоровья дошкольников, что, в конечном итоге, способствует повышению результативности воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

В качестве одного из средств сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста используется артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. Условно все упражнения можно разделить на три группы: одни помогают улучшить подвижность и согласовать работу органов речи, другие – увеличить силу их движений и третьи – «приучить» язык, губы и нижнюю челюсть к определенному положению, которое они должны занять для правильного произношения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Артикуляционные упражнения выполняются без голоса и с участием голоса. Статические артикуляционные упражнения направленны на выработку правильной позы, а динамические направленны на правильное выполнение движений.

Использование артикуляционной гимнастике в работе с детьми следует начинать с раннего возраста, при этом необходимо соблюдать методические требования как к выбору упражнений для той или иной возрастной категории детей, так и к методике их проведения. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. 

Артикуляционная гимнастика как средство сохранения и стимулирования здоровья дошкольников должна стать обязательным ежедневным компонентом режима группы, так как, чем раньше педагоги и родители начнут развивать артикуляционный аппарат дошкольников, тем больше ас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и хорошо развитой речью.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская // Дошкольное образование. – 2006. – 16-31 июля (№ 14). С. 12-18.
  2. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2017. – 68 с. 
  3. Антонов Ю.Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» / Ю.Е. Антонов // Обруч. 2006. № 1. С. 5-8.
  4. Антонова Л.Н. Практика проведения артикуляционной гимнастики у дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении / Л.Н. Антонова // Молодой ученый. – 2017. –                  № 15.2 (149.2). – С. 15-18. 
  5. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. М.: Мозаика-синтез, 2006. 112 с. 
  6. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ Л.В. Гаврючина. М.: Сфера, 2013. 202 с.
  7. Деркунская В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ / В.А. Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением. 2014. № 3. С. 119-122.
  8. Екжанова Е.А. Психология здоровья дошкольника / Е.А. Екжанова. – СПб.: Речь, 2010. – 413 с.
  9. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная психология ΧΧΙ века / авт.-сост.  Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузьмин, Т. Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2000. – 85 с.
  10. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. М.: Гном и Д, 2011. 320 с.
  11. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. 2003. № 9. С. 23-25.
  12. Казакова Е.Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Казакова Елена Николаевна. – М., 2014. – 174 с.
  13. Кислицына О.А. Здоровье детей – богатство нации: тенденции, факторы риска, стратегии, сбережения: монография / О.А. Кислицына. –     М.: МАКС Пресс, 2011. – 265 с.
  14. Концептуальные и нормативные основания обеспечения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях / сост. В. В. Колбанов. – СПб.: ГУПМ, 2003. – 124 с.
  15. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: ЛИНКА-ЭКСПРЕСС, 2000. – 293 с.
  16. Кузнецова И.В. Психолого-педагогические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: дис. …  д-ра психол. наук / И.В. Кузнецова М., 2003. 415 с.
  17. Лавренова Н.С. Формы работы с детьми по реализации валеологических принципов / Н. С. Лавренова // Педагогические и медицинские проблемы валеологии: сб. тр. междунар. конф. / Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск, 1999. – С. 219-221.
  18. Любимская С.В. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ / С.В. Любимская // Управление ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 98-105.
  19. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. –                           264 с.
  20. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2017. – 112 с. 
  21. Пьянкова Л.В. Детский сад – территория здоровья / Л.В. Пьянкова // Педагогический вестник. – 2013. – № 4. – С. 13-15.
  22. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии. – М.: АРКТИ, 2013. – 88 с.
  23. Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-37.
  24. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т.В. Хабарова. – СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2011 – 80 с.
  25. Якуничев М.А. Сущность понятий «здоровье» и «ЗОЖ» в контексте культурологического подхода к образованию дошкольников /    М.А. Якунчев, С.П. Голышенков, И.В. Вершинина, О.Н. Волкова // Валеология. 2016. № 3. С. 52-59.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Картотека артикуляционной гимнастики

  1. «Улыбка» 

Широка река, река, 

И улыбка широка. 

Зубки все мои видны – 

От краев и до десны. 

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. 

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5- 10. 

  1. «Хоботок» 

Я слегка прикрою рот, 

Губы – «хоботом» вперед. 

Далеко я их тяну, 

Как при долгом звуке: у-у-у. 

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. 

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. 

  1. «Домик открывается» 

Ротик широко открыт, 

Язычок спокойно спит. 

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. 

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. 

  1. «Любопытный язычок» 

Вот и вышел на порог 

любопытный язычок. 

«Что он скачет взад-вперед?»  

Удивляется народ. 

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. 

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз. 

  1. «Лягушка» 

Ниже нижнюю губу 

Опущу я, как смогу. 

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. 

Описание: Ребенок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает ее на место. Упражнение выполняется до 10 раз. 

  1. «Зайчик» 

Губку верхнюю подняв, 

Замер зайчик, зубки сжав. 

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. 

Описание: Ребенок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская ее обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. 

  1. «Окошко» 

Рот прикрою я немножко, 

Губы сделаю «окошком». 

Зубки рядышком стоят 

И в окошечко глядят. 

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. 

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. 

  1. «Язык здоровается с подбородком» 

Просыпается язык – 

Долго спать он не привык. 

И спросил у подбородка: 

–  Эй, какая там погодка? 

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). 

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз. 

  1. «Язык здоровается с верхней губой» 

Улыбнись, не будь груба, 

Здравствуй, верхняя губа! 

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена. 

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот. 

  1. «Обезьянка» 

За нижнюю губку заложен язык – 

Из зеркала смотрит мартышкин двойник. 

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. 

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. 

  1. «Бульдог» 

За верхнюю губку заложен язык – 

Бульдог уступать никому не привык. 

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. 

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд. 

Описание: Ребенок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

 

Приложение 2

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались?

Этот домик – рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», – подумал Язычок».

Приложение 3

Упражнение для пальчиков и язычка

«Сказка про кота, который очень хотел научиться говорить правильно»

Жил-был маленький котенок, очень грустный котенок. Да и откуда было взяться веселью, если он не мог разговаривать. Только мяукал да мяукал. Дети спрашивали его: «Как тебя зовут?». Котенок отвечал: «Мяу».

«Где ты живешь?» «Мяу». «Хочешь молока?» «Мяу». Дети подумали: «Какой бедный котенок, он ничего не может сказать, поэтому ему грустно». «Хочешь мы научим тебя разговаривать?», спросили дети. Котенок оживился, начал тереться о ноги ребят и много раз промяукал: «Мяу-мяу-мяу».

Дети принесли котенка в детский сад. «Что-ж, сказала логопед, давайте попробуем научить котенка говорить, только учиться будем вместе, а для этого надо делать гимнастику для языка и пальчиков. 

У всех детей и взрослых и у котят, и у других зверят есть язычки, а живут они в своем домике. 

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят те зверюшки

Конфетки да плюшки.

Догадались, что это за домик? Правильно! Этот домик рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (вот так: рот закрыт, открыт).

Непоседливый язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (упражнение «Лодочка» язык на нижней губе, руки сложены вместе тыльной стороной вверх). Подул легкий ветерок, язычок поежился (упражнение «Стрелочка» острый язык максимально высовывается вперед, указательные пальцы выпрямляются вперед), спрятался в домик (убрать язычок, пальчики согнуть) и закрыл за собой дверь. А на улице идет дождь, барабанит по крышам (упражнение «Барабан» язычок стучит в зубы, произносим «д-д-д-д», одновременно кулачками стучим то по правой, то по левой руке «д-д-д-д».

Посмотрел Язычок на часы (упражнение «Часики» кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет логопеда к уголкам рта, указательными пальчиками выполнять повторяющиеся движения, напоминающие маятник): «Который час?”.

Есть ли время погулять, поиграть, ведь дождь уже прошел. Ура, еще совсем не поздно, поскачу я на лошадке (упражнение «Лошадка» присосать язык к небу, щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, указательный и большой пальчик выполняют имитирующие бегу лошадки движения на столе) на улицу. Ведь там такие быстрые качели (упражнение «Качели» напряженным языком тянуться к носу и подбородку, прямые руки одновременно с языком выпрямлять то вверх, то вниз). И в футбол можно поиграть (упражнение «Футбол» напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку, руки змейкой расходятся в стороны хлопок). А вот и заборчик (упражнение «Заборчик» верхние и нижние зубы обнажены и крепко сжаты, губы растянуты в улыбке, одновременно соединять кисти в горизонтальном положении).

Перелезу через забор, там тоже что-то интересное. Ой! Какой ужас! Порвались штаны! Киска сердится (упражнение «Киска сердится» кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх, одновременно сжимать и разжимать пальчики «коготки»). Надо взять иголочку (упражнение «Иголочка» узкий напряженный язык выдвинут вперед, пальчиком правой руки, левши левой имитируем движения шитья) и зашить штаны. Фу, долго трудились, надо перекусить, попить чайку. Где

же чашечка? (упражнение «Чашечка» рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов, кисти рук сближены, пальчики согнуты). Хочу чай с бубликом (упражнение «Бублик» зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны, ладошки округлены и соединены вместе) и с вареньем (упражнение «Вкусное варенье» рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта, большими пальчиками выполнять вращательные движения по часовой стрелке). Вкусно! Улыбнулся Язычок (упражнение «Улыбка» удерживаем губы в улыбке. Зубы не видны, одновременно соединяем ребром кисти рук, большие пальчики выпрямлены вверх). Только жарко стало, подуем друг на друга (упражнение «Трубочка» рот открыт, боковые края языка загнуты вверх, пальчиками выполнять движения, имитирующие игру на дудочке). Ой, а губки то у нас все грязные, надо их облизать (упражнение «Оближем губки» рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу, большими пальчиками выполнять вращательные движения вперед и назад). Вот теперь приятно на себя посмотреть и можно сыграть для друзей на гармошке (упражнение «Гармошка» рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Кисти рук сжаты, большие пальчики выпрямлены, выполнять движения, имитирующие игру на гармошке). Споем песенку про грибок (упражнение «Грибок» рот открыт. Язык присосать к небу. Указательный палец правой руки соединяется с выпрямленной ладонью левой руки). И про птичек споем (упражнение «Птенчики» рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Кулачки сжаты и соединяются вместе). И про слоника споем (упражнение «Хоботок» вытягивание сомкнутых губ вперед. Руки вместе и выпрямляются вперед). Ну напелись, наплясались можно сходить в гости к кролику (упражнение «Кролик» зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы, мизинец и безымянный палец выпрямлены, как ушки у кролика, остальные сжаты). Кролик, у тебя новая игрушка автомат, дай поиграть (упражнение «Автомат» выполняем движения, аналогичные движениям упражнения «Барабан»), только звуки д-д-д-д, заменяем на т-т-т-т. «Тогда ты, говорит кролик, дай мне конфетку» (упражнение «Спрячь конфетку» рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку, кисть левой руки выпрямлена вертикально, правая кисть сжата в кулачок и упирается в левую руку, затем наоборот). А я ее уже съел. Пойдем лучше поиграем в футбол (упражнение «Футбол» движения языка и рук аналогичны движениям предыдущего упражнения). Да нет, я хочу покататься с горки. Ну, давай! (Упражнение «Горка» движения рук и языка аналогичны упражнениям «Стрелочка» и «Жало». Ой-Ой-Ой! Шмель летит! (упражнение «Шмель» движения рук и языка аналогичны движениям упражнения «Чашечка»). Ну, я этому шмелю покажу, как нас пугать (упражнение «Наказать непослушный язычок» приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя, чередуя постукивание то правой, то левой кистью по кулачку, стоящему на ребре). Вот так фокус (упражнение «Фокус» рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку. Ладони соединены вместе, выпрямлены и направлены на себя). Напугался нас шмель, улетел, загудел, как самолет (упражнение «Самолет гудит» губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится звук [л]. Руками выполняем вращательные движения, имитирующие работу пропеллера). Нет, он гудел как пароход (упражнение «Пароход гудит» приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы]. Большим пальцем выполнять колебательные движения вправо, влево, остальные пальцы сжаты в кулачок). Надо рассказать о случившемся индюку (упражнение «Индюк» приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл, как индюк болобочет. Ладошки вместе, направлены на себя, большие пальчики одновременно соединяются). А я уже почистил зубы (упражнение «Почистить зубы» рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, выполняем вращательные движения в ту и другую сторону) и ложусь спать, ну тогда и мы пойдем отдыхать в свои домики (спрятать язычки, рот закрыть, встряхнуть ручки).

 

«Артикуляционная гимнастика как средство сохранения и стимулирования здоровья дошкольников»