автор: Пищенко Людмила Васильевна

учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназия №196 Санкт-Петербург

“И завтра то же, что вчера” (Один день Онегина)

План-конспект урока литературы в 9 классе

по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

ДЕНЬ ОНЕГИНА 

(«И ЗАВТРА ТО ЖЕ, ЧТО ВЧЕРА»)

Учитель высшей категории Пищенко Людмила Васильевна

Цель урока: Проследив жизнь Онегина в течение одного дня, понять причины его разочарования; объяснить странность пушкинского героя, его «недуг, которого причину давно бы отыскать пора».

Задачи урока: 

– Закрепление навыка анализа художественного произведения; текстуальное изучение первой главы романа, знакомство с главным героем; расширение представления о лирическом герое, умение находить лирические отступления.

– Обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие интереса к истории своей страны.

– Воспитание вдумчивого читателя, стремления к самостоятельному мышлению.

Оборудование урока:

Презентация «А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»,  тексты романа у каждого учащегося.

Структура урока:

Ход урока:

  1. Организационный момент.  (Объявление темы урока)
  2. Проверка домашнего задания. ( Устный опрос об истории создания романа, об особенности жанра романа в стихах, об «онегинской строфе», чтение наизусть первых пяти строф)
  3. Изучение нового материала

Слово учителя.

 1 глава – это история болезни души Онегина. Цель нашего урока – понять причины разочарования героя, объяснить, почему он такой, а для этого мы проследим жизнь Онегина в течение одного дня.

Вот основные вопросы, на которые мы постараемся ответить: (Презентация, слайд №5)

  1. Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?
  2. Из чего складывается этот день?
  3. Почему автор всюду  сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

Работа с текстом.

-Первая строфа – внутренний монолог героя. Чем он недоволен?  

(Необходимостью подчиняться тому, в чем он не видит смысла, но что приходится исполнять)  (Презентация. Слайды  № 6,7)

-Из чего же состоит день Онегина? (читаем и обращаем внимание на разность отношения автора и героя к одним и тем же явлениям)

В тетрадях коротко запишем основные занятия Онегина: прогулка на бульваре (Презентация. Слайд № 8), обед, театр (Презентация. Слайд № 10), бал, кабинет Онегина (Презентация. Слайд № 9)

Словарная работа: брегет, плошки, кавалергард, ланиты, перси.

  1. Закрепление материала.

– Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале урока, попробуем на них ответить. (Презентация. Слайд №5, № 11)

Пушкин рисует лишь один день из жизни героя, потому что все дни одинаковы, и одним днем о герое сказано все.

Он равнодушно переходит от одного занятия к другому. Он еще не живет, а как бы примеряет разные возможности жизни. Но он уже подчинил свою жизнь законам света. «Боясь ревнивых осуждений», Онегин не только одевается по моде, но живет по велению брегета. Онегин – «мод воспитанник примерный, забав и роскоши дитя». И свет постепенно отравляет его, даже любовь для него –  «наука страсти нежной»

Рядом с героем в первой главе постоянно находится автор, и мы сразу чувствуем их противостояние, какую бы сторону жизни мы ни взяли. Пушкин не может быть чужд жизни, Онегин же холоден к ней.

  1. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «Почему Онегин, «забав и роскоши дитя», «к жизни вовсе охладел»?

Перечитать вторую главу.

“И завтра то же, что вчера” (Один день Онегина)