автор: Подымова Елена Анатольевна

социальный педагог ГКОУ “Волгоградская школа дифференцированного обучения”

«Развитие творческих способностей воспитанников с ОВЗ как условие их успешной адаптации и социализации в обществе через сетевое взаимодействие»

 

Статья

 «Развитие творческих способностей воспитанников  с ОВЗ 

 как условие их успешной адаптации и социализации в обществе

 через сетевое взаимодействие ».

                                                    Автор статьи Подымова Елена Анатольевна,

социальный педагог ГКОУ «Волгоградская школа

                                дифференцированного обучения»

«Люди вместе могут совершить то, 

чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, 

сосредоточение их сил может стать почти всемогущим»

Даниэл  Уэбстер

        Одним из приоритетных направлений деятельности в сфере образования является успешное развитие каждого ребенка, формирование и поддержка становления личности обучающегося.

        Особое внимание на данном этапе уделяется формированию адекватных и эффективных инструментов психолого-педагогической поддержки особых групп детей в системе образования, в том числе в организации сетевого взаимодействия.

         Сетевое взаимодействие в образовании – это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс; это взаимодействие (разное по типу и масштабу) между образовательным  учреждением и ее социальными  партнерами.

        Важным  составляющим  образования является взаимодействие в сфере организации внеурочной деятельности школы-интерната в условиях введения ФГОС, участниками которого являются дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание сетевого взаимодействия в данных условиях объясняется следующими причинами: 

       Организационная. Современная школа-интернат не может прогрессировать в рамках одного образовательного учреждения, необходимо формирование команды единомышленников для реализации общей образовательной стратегии. 

       Информационная. Потребность удовлетворения запросов всех участников образовательного процесса. Открытая образовательная сеть способствует массовому распространению передовых и эффективных практик инклюзивного образования, достижению нового качества образования. 

       Социальный заказ. Необходимость получения дополнительного и непрерывного образования в условиях современного развития экономики и общества. 

       Доступность.  Ограниченный доступ информации для большинства обучающихся с ОВЗ и инвалидов. 

       Субъективность. Традиционная система образования основана на личном контакте педагога и ученика. 

       Раскрытые причины указывают на то, что именно сетевое взаимодействие будет способствовать эффективной деятельности школы по повышению качества образования, развитию  компетентностей каждого обучающегося с ОВЗ в условиях ФГОС. 

 

     Приоритетными моделями сетевого взаимодействия  являются:

  • Сетевое взаимодействие внутри образовательного учреждения. 
  • Сетевое взаимодействие в рамках социализации и при организации внеурочной деятельности
  • Сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями
  • Сетевое взаимодействие между межведомственными организациями
  • Сетевое взаимодействие между «школой – учреждениями начальной профессиональной  подготовки – предприятием».

 

Первое это модели сетевого взаимодействия – внутри образовательного учреждения (внутри школы-интерната).

 

      Сетевое взаимодействие «учитель-учитель». Одним из элементов сетевой активности педагога является его работа в блогах, на интернет сайтах, позволяющая размещать актуальные материалы для уроков и внеурочной деятельности, участие в интернет конкурсах, тем самым расширяя информационное пространство учителя и повышая его квалификацию с учетом личностных приоритетов (семинары, круглые столы, предметные недели, открытые уроки).

 

       Сетевое взаимодействие «учитель-ученик» (общение на уроке, во внеурочное время).

   Сетевое взаимодействие «ученик-ученик». Взаимодействие, при котором учитель организует сетевую деятельность нескольких учеников, предполагающую их взаимодействие друг с другом. Для наших воспитанников это спортивные соревнования – спартакиады, встречи, посещение кружков, подготовка совместных мероприятий со сверстниками, например, таких как молодежный центр «Ровесник», «Лидер», «Искатель» и т.д..

 

      Сетевое взаимодействие «учитель-ученик-родитель». Такой вид взаимодействия предполагает не только совместные праздники, конкурсы, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, родительские собрания, но и наличие электронного журнала, который носит информационный характер для учеников и их родителей, размещение информации на сайте школы, в группах школы-интерната в социальных сетях дает возможность обучающимся и их родителям быть в курсе актуальной информации школы, а так же иметь доступ к фото- и видео материалам.

 

      Сетевое взаимодействие специалисты (ПМПК), Психолого-педагогическое сопровождение – это способ решения вопросов, связанных с взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Активное взаимодействие образовательных организаций и ПМПК обеспечивает своевременность решения проблем на различных этапах воспитания и образования детей с ОВЗ.

       

        Сетевое взаимодействие специалисты, педагогами, родители.

       Организация  такого взаимодействия специалистов  является одной из интересных и неформальных форм работы. Проводятся индивидуальные консультации, анкетирование, используется форма обратной связи на дне открытых дверей. Традиционно специалисты службы сопровождения в рамках недели используют форму круглых столов для родителей, собраний, показа презентации, рекомендации по эффективному обучению и воспитанию детей.

 

 Второе  это модели  сетевого взаимодействия – вне образовательного учреждения.

 

Сетевое взаимодействие в рамках социализации и при организации внеурочной деятельности.  

         В рамках этой модели  взаимодействия  границ школы недостаточно, поэтому сетевое взаимодействие вызвано к жизни как внешними, так и внутренними потребностями образовательного учреждения, социума микрорайона, общества.

      В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности требует от школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, создании образовательных сетей.

      Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо перемещаться по городу,  знать большой мир: музеи, театры, стадионы. Они должны иметь возможность посещать все те места, где бывают и обычные дети. 

           

Сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями  

это  взаимодействие,  давно  и прочно вошло в образовательную  деятельность: семинары, круглые столы, конференции, курсы повышения квалификации  и  встречи по  обмену  опытом  и проблемным  вопросам.

 

Сетевое взаимодействие между межведомственными организациями  

Мы сотрудничаем со многими организациями это не только посещение, но и проведение бесед представителей учреждений с детьми  и родителями.

 

Сетевое взаимодействие между «школой – учреждениями начального профессионального образования – предприятием»   

        В нашем учреждении закладываются основы общего и профессионального развития личности и создаются предпосылки для её успешной социализации.              

         Профессиональное самоопределение играет роль связующего звена между общеобразовательной и профессиональной подготовкой будущего специалиста.   Именно поэтому особое место в профессиональном самоопределении старшеклассников отводится экскурсиям в техникумы, колледжи и на предприятия, проведению совместных мероприятий, мастер-классов, консультаций, приглашение специалистов в школу для проведения бесед с будущими выпускниками. 

Таким образом, обучающимся  предоставляется  возможность,  ближе  познакомится  с  обучением  в  учреждениях начального профессионального обучения , получить ответы на интересующие вопросы.  Такая  модель  сетевого  взаимодействия  как  «школа-учреждения начального професссионального обучения – предприятие» предоставляет возможность обучающимся  определиться с выбором  будущей  профессии, ознакомиться с работой предприятий. Для обеспечения более конкретных целенаправленных действий по профориентации детей, созданию более эффективных условий для успешной социализации выпускников с  1 сентября 2017года наша школа-интернат является ресурсным центром по предпрофильной подготовке детей с ОВЗ и детей инвалидов. 

 

     

  Преимуществом сетевого взаимодействия является возможность привлечения  высококвалифицированных  специалистов для совершенствования организации образовательного процесса, создание дополнительных условий по поддержке и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, повышения качества образования.

        Исходя из понимания сущности сетевого взаимодействия, мы понимаем, что на сегодняшний день существует ряд проблем:

  • отсутствие сетевых образовательных программ, проектов в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ;
  • недостаток кадров в партнерских учреждениях, имеющих навыки работы в специальных условиях и с особыми детьми.

 

« Сетевое взаимодействия в рамках социализации при организации внеурочной деятельности».

            Одной из главных задач нашей школы-интерната является   адаптация и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.

             Сетевое взаимодействие, а именно посещение учреждений дополнительного образования, фондов, работающих с детьми ОВЗ, дает реальную возможность выбора   ребенку с ОВЗ  своего индивидуального  образовательного пути, увеличивает пространство для продуктивной творческой деятельности и социального общения, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха».

 «Сетевое взаимодействие в рамках  социализации и при организации  внеурочной деятельности»

 «Направления внеурочной  деятельности:

-общеинтеллектуальное;

-спортивно-оздоровительное;

-социальное;

-общекультурное;

-духовно-нравственное

 предоставляют ребёнку с ОВЗ максимум возможностей для развития его потенциальных творческих  способностей с учётом интересов и желаний, оказывают огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и  единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.

Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, через сетевое взаимодействие, мы  создаем условия для успешной адаптации и социализации в обществе.

 

«Развитие творческих способностей воспитанников с ОВЗ как условие их успешной адаптации и социализации в обществе через сетевое взаимодействие»