автор: Попова Наталья Юрьевна

МБДОУ детский сад № 18 г. Кирово – Чепецк

Педагогические условия формирования активного словаря детей раннего возраста с задержкой речевого развития

 

Педагогические условия формирования активного словаря детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Н.Ю.Попова

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы речевого развития детей, в частности, формирование активного словаря детей раннего возраста задержкой речевого развития, а также педагогические условия формирования активного словаря детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Определены потребности отечественного дошкольного образования и существующие противоречия. Затронута проблема ранней диагностики и логопедической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии речи. Определены направления работы, методы и средства по формированию активного словаря детей с задержкой речевого развития. Дано определение, современная классификация, характеристика и содержание педагогических условий. Представлены рекомендации по созданию и организации некоторых видов педагогических условий формирования активного словаря детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Ключевые слова: педагогические условия, развитие речи, дети раннего возраста с задержкой речевого развития, активный словарь, активизация словаря.

 

Современная отечественная система образования постоянно совершенствует содержание и качество образовательных услуг. Одним из результатов модернизации системы образования является принятие и введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры; 
  • обогащение активного словаря; 
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 
  • развитие речевого творчества; 
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Достижение таких высоких требований невозможно без создания в процессе речевого и обще психического развития ребенка особых педагогических условий, а акцент актуальности качественного дошкольного образования детей смещается на ранний возраст – на период активного речевого развития и период становления основ речи.

Актуальность и востребованность проблематики речевого развития детей раннего возраста определяются реальными потребностями отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями: между увеличением численности детей раннего возраста с задержкой речевого развития разного генеза, и недостаточно изученной спецификой речевого нарушения; между необходимостью ранней организации коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития и недостаточной разработанностью комплекса педагогических условий для развития речи детей раннего возраста.

Большинство детей посещает дошкольные образовательные учреждения, которые предполагают не только присмотр и уход за детьми, но и их полноценное и разностороннее развитие, в том числе и речевое. Коллектив детского общеобразовательного учреждения должен создать наиболее благоприятные условия для полноценного речевого развития детей. 

В связи с этим образовательная деятельность, также, как и любая другая, должна быть направлена развитие речи, а в дальнейшем, усовершенствование её грамматической правильности и, как следствие, становление грамотной монологической и диалогической речи.

Соблюдение условий, способствующих формированию активного словаря речи ребёнка раннего возраста, поможет не только направить процесс развития речи в нужное русло, но и следить за формированием речи и при необходимости корректировать.

Л.С. Выготским было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он подчеркивал, что высшие психические функции и, в частности, речь проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом, среда выступает не только как условие, но и как источник развития. 

Овладение речью – одна из главных задач развития ребёнка. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей, познавательной активности ребенка. Эти условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В методической литературе представлено достаточно полное описание особенностей речевого развития детей на всех возрастных этапах, охарактеризована классическая методика развития речи детей. 

История изучения речевого развития детей раннего возраста в РФ связана с именами А. Н. Гвоздева, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, В. И. Бельтюкова, Е. И. Исениной, Е. Н. Винарской, Е. Ф. Архиповой, Е. М. Мастюковой, С.Н. Цейтлин, Ю. А. Разенковой, Н. В. Новоторцевой, О. Е. Громовой, О. Е. Грибовой, Г. В. Чиркиной и других. Первоначально предметом изучения являлась последовательность формирования речевой функции у детей, период раннего развития не выделялся отдельно. 

В последние годы многие исследователи отмечают увеличение распространенности нарушений речевого развития в раннем возрасте [1, с.240], поэтому вопросы ранней помощи и коррекции отклонений в развитии становятся все более актуальными. Логопедическая помощь детям раннего возраста и их семьям не была приоритетом государственной политики и оказывалась ситуативно, часто в связи с коррекцией или компенсацией основного заболевания или нарушения развития. Ситуацию в сфере психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста принципиально изменило принятие в 2016 году Концепции ранней помощи [4].

По данным Е.Ф. Архиповой, 70% новорожденных имеют перинатальную патологию, которая отягощает анамнез детей и нередко приводит к возникновению тех или иных нарушений в развитии детей. Среди различных форм дизонтогенеза психических функций в раннем возрасте в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.

Существуют критические периоды в развитии речевой функции. Исследователи выделяют различное количество этапов в становление речи детей, по-разному их называют, указывают разные возрастные границы каждого. В любом из этапов можно выделить два важных момента: развитие пассивного словаря и развитие активного словаря. Возрастная периодизация позволяет лучше понять мотивы ребенка каждого возраста, помогая педагогам и родителям обеспечить его всем необходимым для полноценного. развития.

Следует помнить, что в раннем возрасте правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Данный возрастной период является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность [2, с.51]. .

Коррекционная-развивающая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Основная задача логопедического воздействия – корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

  1. совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
  2. воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.

В ходе работы с детьми раннего возраста необходимо использовать многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь:

  • средства общения (улыбка, ласка, внимание, жест, мимика, показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п.);
  • речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми (речь педагога должна быть четкой, эмоциональной, выразительной, неторопливой);
  • расширение содержания общения, пребывание ребенка в детском коллективе;  
  • влияние в процессе общения на слух, зрение, осязание;
  • многократное повторение речевого материала;
  • пение, сопровождение игры, рассказывания, рассматривания картинок, игрушек музыкой, также хороший способ развития детской речи;
  • ознакомление детей с окружающим миром (необходимо обращать внимание детей на предметы окружающее их пространство, беседовать с ними об этом);
  • чередование различных приемов обучения и, прежде всего, пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с игровыми заданиями;
  • использование движений при выполнении задания, обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, покачать куклу, погладить котёнка и т.д.

Более успешно формирование активного словаря детей раннего возраста с задержкой речевого развития будет происходить под влиянием специально созданных педагогических условии, которые способствуют возникновению мотивации речевой деятельности и появлению интереса к занятиям, общению, игре. 

В теории и практике педагогики существует множество трактовок и определений понятия «условие» вообще, и «педагогические условия» в частности. В толковом словаре русского языка «условие» определяется как обстановка, в которой происходит, осуществляется что-либо; обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [3].

Мы рассматриваем педагогические условия как совокупность мер учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивают переход речевого развития дошкольников на более высокий уровень. С нашей точки зрения, педагогические условия составляют ту среду, в которой речевое развитие ребёнка раннего возраста формируется, существует и развивается. 

В теории и практике педагогики можно встретить такие разновидности педагогических условий как организационно-педагогические (В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.), психолого-педагогические (Н.В. Журавская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.), дидактические условия (М.В. Рутковская и др.) и т.д. [3].

Обратимся к более подробной характеристике каждой группы условий. Первую группу выделенных условий составляют организационно-педагогические условия. Основной функцией организационно-педагогических условий является организация таких мер воздействия, которые обеспечивают целенаправленное, планируемое управление развитием целостного педагогического процесса, то есть управление процессуальным аспектом педагогической системы.

Второй разновидностью педагогических условий являются психолого- педагогические условия. Психолого-педагогические условия рассматриваются учеными как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса. 

В исследованиях по проблемам современной педагогики особо рассматриваются дидактические условия. Основной функцией дидактических условий является выбор и реализация возможностей содержания, форм, методов, средств педагогического взаимодействия в процессе обучения, обеспечивающих эффективное решение образовательных задач.

Таблица 1

Виды и содержание педагогических условий

Виды 

педагогических условий

Содержание
Организационно- педагогические условия
  1. Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда дошкольного образовательного

учреждения.

  1. Локальные акты дошкольного образовательного учреждения, определяющие деятельность учителя-логопеда
  2. Развивающая образовательная программа для детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Психолого-педагогические условия
  1. Создание предметно-развивающей речевой среды.
  2. Формирование положительной речевой мотивации.
  3. Организация деятельности (игровой, образовательной, совместной, самостоятельной) детей раннего возраста в течение дня.
  4. Научно-методическое обеспечение педагогов и педагогическое просвещение родителей
Дидактические условия Традиционные и инновационные формы, методы, средства педагогического взаимодействия в процессе обучения, обеспечивающие эффективное решение образовательных задач.

Рассмотрим содержание некоторых видов педагогических условий, направленных на формирование активного словаря детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Для речевого развития в целом и для формирования активной речи детей раннего возраста с ЗРР, первым и очень важным условием является создание предметно-развивающей речевой среды. Под речевой предметно-развивающей средой мы понимаем особым способом организованное предметное окружение, влияющее на развитие всех сторон речи ребенка. Правильно организованная речевая среда несет в себе эффект воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения и к окружающему миру, и к системе родного языка и речи. Любой центр в группе должен нести многофункциональный характер: быть легко трансформируемым, учитывать возраст детей. Речевая среда должна способствовать уточнению, расширению и конкретизации речевых представлений. 

Предметно-развивающая среда должна иметь характер не только развивающий, но и развивающийся. Она все время должна пополняться и обновляться различными дидактическими материалами, наглядностью по различным лексическим темам, различными пособиями и игровым материалом. Речевая предметно-развивающая среда должна отвечать некоторым психолого-педагогическим критериям: многофункциональность, транспортируемость, модульность, вариативность по содержанию и функциональным возможностям.

Раскрывая психологические процессы, лежащие в основе порождения речевого высказывания, исследователи выдвигают на первый план мотивацию, рассматривая ее как импульс для всего речепроизводства. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В ходе образовательной деятельности часто пропадает естественность и непринужденность общения, сбивается натуральная коммуникативность речи: ребенок просто слушает сказку, но не отвечает на вопросы, не пытается вступить в речевое общение. Как отмечают психологи – положительная мотивация речи повышает эффективность образовательных ситуаций, образовательной деятельности. Таким образом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми в процессе образовательной деятельности к естественным условиям [2, с. 48]

Грамотная организация деятельности детей раннего возраста взрослыми в повседневной жизни с тем, чтобы дети постигли причинно-следственные отношения (связи) через наблюдения, экспериментирование с объектами неживой и живой природы, общение со сверстниками в ходе игровой и образовательной деятельности. Учёт возрастных особенностей, соблюдение режима дня, ведущего вида деятельности ребёнка раннего возраста, применение методов и приёмов для формирование речевых навыков и умений являются необходимыми условиями для развития активного словаря и своевременному формированию речи детей.

В период раннего детства главным механизмом является предметная деятельность, направленная на постижение функций предметов. Учитывая это, педагоги используют методы и приёмы для развития речи и формирования активного словаря: повторное проговаривание, многократное повторение, игры – инсценировки, показы – инсценировки, действие с игрушкой, обыгрывание игрушек, рассматривание картинок и детских книжек, подпевание, сопровождение пения движениями, дидактические игры. Внедрение инновационных методов для развития активной речи детей раннего возраста.

Научно-методическое обеспечение педагогов и педагогическое просвещение родителей. Говоря о методическом обеспечении как о виде деятельности, можно сказать, что это процесс, сориентированный на создание различных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников и родителей, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта. Методическое обеспечение – это своевременная помощь в процессе реализации той или иной цели, в нашем случае – развитии активной речи детей раннего возраста. Педагогам необходимо быть в курсе новых методик, которые описаны в специальной литературе, изучать публикации коллег в соответствующих журналах, поднимая тем самым свой образовательный уровень. Видео съёмка образовательной деятельности, режимных моментов, и их дальнейшее обсуждение, поможет педагогам обратить внимание на недостатки в проведении образовательной деятельности, общении и речи. Заметить и применить в своей деятельности методические находки, которые можно взять в качестве примера. Такие встречи с обменом опытом благотворно влияют на объем знаний педагогов, современность их взглядов и позиций. Своими знаниями педагоги обязательно должны делиться с родителями детей. Педагогическое просвещение родителей является необходимым условием, так как, как правило, у них нет специального образования, и в развитии речи детей родители принимают самое непосредственное участие. Обязательными являются индивидуальные беседы, в ходе которых можно рассказать о проблемах каждого конкретного ребенка. Для успешной работы педагогов надо создавать условия для обмена ими опытом, а также передачи имеющейся у них информации по интересующей нас проблеме – развитие активного словаря детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

В заключении можно сказать, что развитие речи, зависит от многих причин. Более успешно развитие речи детей раннего возраста будет, происходит под влиянием специально созданных педагогических условий, которые способствуют возникновению мотивации речевой деятельности и появлению интереса к общению.

 

Н.Ю.Попова

магистрант, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

 

 

Педагогические условия формирования активного словаря детей раннего возраста с задержкой речевого развития