Каталог всероссийских педагогических конкурсов

Всероссийские педагогические конференции

Подать заявку на публикацию авторского материала в СМИ

Программа Международных педагогических конкурсов

Программы повышения квалификации педагогических работников

Федеральный проект «Учитель будущего» национального проекта «Образование»

Эффективная система непрерывного профессионального развития педагогов должна быть основана на принципиально новых организационных и содержательных подходах
pic

Марина Николаевна РАКОВА

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации

– С каких мероприятий в регионах в текущем году стартует реализация федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование»?

– Реализация федерального проекта «Учитель будущего» началась уже в 2018 году с проведения  конкурса на предоставление субсидии на его финансовое обеспечение из федерального бюджета.  На 2019 год для 11 регионов, победителей конкурса, предусмотрено выделение более 1 млрд 300 млн рублей из федерального бюджета при софинансировании в объеме 200 млн рублей. Уже при рассмотрении заявок было очевидно, что федеральный проект «Учитель будущего» отражает высокую степень заинтересованности региональных органов управления образованием и самой широкой профессиональной общественности в реализации этой составляющей национального проекта «Образование».

В настоящее время уже сформирован пакет необходимых документов, позволяющих не просто реализовать проект, а осуществлять целенаправленную работу, запланированную на 6 лет.

Для нас представляется чрезвычайно важным излишне не форсировать события, но при этом не менее важным – неукоснительно придерживаться сроков исполнения намеченного. И руководящим ориентиром является, конечно же, паспорт проекта. На его основании в регионах, уже приступивших к реализации проекта, разработаны и утверждены паспорта региональных проектов «Учитель будущего», сформированы дорожные карты.

Проектным офисом разработаны методические рекомендации, которые выполняют функцию не только инструкции для административных работников по проведению регламентных мероприятий, но и разъясняющего материала, который может быть использован как руководителями муниципальных органов власти и школ, так и педагогами.

С представителями регионов мы уже провели ряд встреч, в ходе которых удалость выработать согласованные позиции по осуществлению действий, позволяющих эффективно и качественно достичь цели проекта. А она ориентирована в первую очередь на высокое качество общего образования и предусматривает вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по этому показателю.

Задачи, решаемые в рамках проекта, масштабные. К концу 2020 года в Российской Федерации должна быть внедрена национальная система учительского роста (НСУР), в основе которой лежит более усовершенствованная форма аттестации учителей. В профессиональной среде давно уже назрел запрос на внедрение единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (единые федеральные оценочные материалы – ЕФОМ), поскольку действующая система аттестации не имеет единых критериев оценки, что не позволяет видеть объективную картину, в то время как новая форма аттестации будет более точно отображать качество преподавания и профессионализм учителей. Новая система аттестации предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога. Министерство просвещения уже подготовило проект о новых должностях в штатных расписаниях школ – это должности старшего учителя и ведущего учителя. Старший учитель, наряду с традиционными функциями, будет выполнять роль координатора и проектанта при разработке образовательных программ, осуществлять методическое сопровождение деятельности коллег; ведущий учитель будет заниматься вопросами организации совместной деятельности педагогических работников школ, направленной на обучение и воспитание школьников, а также в его функции входит педагогическое наставничество.

Конечно, ключевой фигурой в достижении заявленного высокого уровня отечественного образования является учитель, и проект ориентирован на достижение 50% доли учителей, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников (НСПР ПР), формирование которой является еще одной важнейшей задачей проекта «Учитель будущего».

А учитывая тот факт, что федеральный проект «Учитель будущего» ориентирует на создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов, эффективная система непрерывного профессионального развития педагогов должна быть основана на принципиально новых организационных и содержательных подходах в первую очередь к системе повышения квалификации педагогических работников и оценке уровня их компетенции.

Способствовать этому призваны уже создаваемые в регионах в рамках проекта центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которых к 2024 году должно быть не менее 225, и центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, число которых к 2024 году должно достичь не менее 85.

Работа по реализации проекта уже активно ведется во всех регионах, и важно, что она стала консолидированной проектной деятельностью всех заинтересованных лиц. Так, например, мы совместно выработали  понимание роли центров непрерывного повышения педагогического мастерства в условиях сохранения традиционных  региональных институтов повышения квалификации. Не секрет, что педагогическая общественность высказывала опасения относительно возможного закрытия институтов повышения квалификации.  Сегодня этих опасений уже нет, и мы четко определились, что создаваемые центры это не замещающие, а дополняющие и развивающие принципиально новые подходы к повышению квалификации учителей структуры. Всем стал понятен механизм взаимодействия этих центров с органами управления образованием, с конкретным педагогом.

НСУР и НСПР ПР – это две взаимодействующие системы, развивающие такую структуру повышения квалификации, где функционируют и традиционные институты, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, проводящие профессиональную переподготовку и реализующие массовые программы, которые в профессиональной среде называются плановым повышением квалификации, и ресурсные центры, которые берут на себя функции анализа результатов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников, оказывают им помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов.

На данном этапе реализации проекта мы считаем ценной проводимую повсеместно информационную кампанию, которая помогает общественности глубже понять суть и идеологию проекта. Рядовым учителем да, собственно, и родителями тоже непривычно воспринимается добровольная оценка квалификации педагога, ведь в традиционном понимании организация, на которую возложена задача оценивания, – это структура контролирующая и надзирающая. Центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов должны восприниматься как дружелюбные коллеги, помогающие учителю понять свои профессиональные дефициты и сформировать  маршрут профессионального совершенствования.

Решая задачи по созданию центров непрерывного повышения педагогического мастерства, их руководители сориентированы нами на то, чтобы здесь обучались по эксклюзивным программам дополнительного профессионального образования, а сами центры выполняли роль координатора в сопровождении программ стажировок и в их инфраструктуре было достаточно ресурсов для самого активного применения цифровых технологий. Эти центры станут первопроходцами на этом пути, и мы уверены, что их практические наработки внесут заметный вклад в достижение целей проекта. Сейчас идет активный процесс подбора помещений, их обустройства, комплектования штатов и обучения сотрудников, создания инфраструктуры.

Параллельно с этим решается еще одна задача проекта. 2019 год должен стать годом начала кардинальных изменений в умонастроениях педагогического сообщества: это и заботливое отношение к молодым педагогам, и формирование резерва управленческих кадров, и изменение подходов к организации повышения квалификации, и возрождение на новом уровне деятельности профессиональных сообществ.

Практически по всем фронтам работа идет, но еще раз подчеркну, мы не стремимся поставить рекорды скорости, важнейшая задача 2019 года – создать нормативный, правовой, методический задел на весь период реализации проекта.

 – Какие регионы уже включились в реализацию федерального проекта «Учитель будущего»?

– В соответствии с результатами конкурса, о котором я уже упоминала выше, получателями федеральной субсидии в 2019 году стали 11 регионов:  Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Мордовская Республика, Астраханская, Вологодская, Воронежская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Тульская и Тюменская области.

Во всех этих регионах уже идет активная работа по реализации проекта. В марте в городе Астрахани состоялся форум с участием представителей всех пилотных регионов. Характерным фактом, отражающим высокую степень заинтересованности в проекте, явилось то, что на форум приехали представители многих регионов, которые пока только планируют участвовать в конкурсе на получение федеральной субсидии в 2019 году. Но заинтересованный разговор, который состоялся в ходе проведения сессий и дискуссионных площадок форума, показал готовность этих регионов приступить к реализации  проекта сейчас. Кстати, в ряде регионов это уже происходит: идет общественное и профессиональное обсуждение, изучаются материалы национального проекта «Образование» и федерального проекта «Учитель будущего», формируется региональная нормативная база.

Одной из наиболее заинтересованно обсуждаемых тем на форуме стала  тема так называемого горизонтального обучения педагогических работников – система P2P (с англ. peer-to-peer – равный равному). Активная дискуссия участников по поводу направлений деятельности профессиональных сообществ, включающей обучающую функцию, была весьма продуктивной. Ведь на самом деле организация обучения внутри профессиональных сообществ педагогов не менее эффективна в сравнении с традиционными формами обучения. К тому же модель обучения по системе Р2Р формирует еще и соответствующую вызовам времени профессиональную среду.

Что касается регионов – пилотов проекта, то итоги астраханского форума показали их полную готовность: выделены соответствующие требованиям помещения, под создание центров подведена необходимая юридическая основа, регулируемая нормативными правовыми актами, в бюджетах субъектов предусмотрен необходимый объем финансирования, идет активная работа по подбору и обучению персонала, проводится самая широкая разъяснительная кампания, в том числе с привлечением местных СМИ.

– Какие промежуточные итоги реализации федерального проекта «Учитель будущего» ожидаются уже к концу текущего года? 

– Паспорт федерального проекта «Учитель будущего» предусматривает очень жесткие измеряемые показатели как по каждому мероприятию, запланированному для реализации, так и по срокам. Так, например, мы имеем утвержденные цифры по количеству педагогических работников, которые должны пройти повышение квалификации в предусмотренных форматах, по количеству центров непрерывного повышения профессионального мастерства и центров оценки квалификаций педагогов, создаваемых в субъектах Российской Федерации по мере их активного вступления в проект. Контрольные показатели будут идти с накопительным итогом по каждому из 6 лет, в течение которых будет реализован проект полностью. Каждый регион, выполнив необходимые действия для запуска проекта, по мере продвижения будет наращивать охват педагогов и совершенствовать работу центров.

Что касается конкретно 2019 года, то основным результатом будет исполнение обязательств 11 пилотными регионами. Им, помимо проведения правоустанавливающих и организационных мероприятий, необходимо еще достичь конкретных показателей, исполнение которых является обязательным. Все это подробно прописано в соглашениях, заключенных между Министерством просвещения и каждым из этих субъектов.

Если обратиться к цифрам, то следует упомянуть почти 14 000 педагогических работников системы общего дополнительного и профессионального образования, которые должны будут повысить уровень своего мастерства в форматах непрерывного образования во вновь созданных не менее чем 30 центрах. А ведь это не только новый стимул или новое профессиональное качество, это еще и интересный учитель, у которого хочется учиться.

Если говорить о результатах с профессиональной точки зрения, то мы ожидаем от этих центров реализации программ дополнительного профессионального образования эксклюзивного содержания, активного внедрения такой формы обучения, как стажировки,  внедрения моделей «горизонтального обучения». Все это эффективно задействует ресурс профессиональных сообществ педагогов, ну и конечно же, процесс должен идти на фоне самого активного использования цифровых технологий при реализации образовательных проектов.

Другим важным планируемым результатом  мы считаем создание 11 центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, через которые должны пройти добровольную оценку своего профессионального уровня не менее 5% педагогов в каждом из регионов. А это не просто оценка учителя, это его ориентир для выбора траектории профессионального поиска и совершенствования.

Но на пилотные регионы возложена еще одна очень ответственная задача. Они идут первопроходцами, поэтому их опыт, наработки, возможные корректировки действий – все это должно стать достоянием всей страны. В конце 2019 года или в самом начале 2020 года мы запланировали проведение ряда мероприятий, которые призваны решить важнейшую задачу – проанализировать и оценить сделанное в 2019 году, разработать рекомендации уже по итогам исполненного, придать этим регионам уже не статус пилотов, а статус локомотивов проекта.

Федеральный проект «Учитель будущего» национального проекта «Образование»