автор: Расколотько Евгения Петровна
педагог-психолог
ГБДОУ ЛНР «Ровеньковский ясли-сад комбинированного вида «Аленький цветочек»

Проект педагога-психолога «Развитие эмоциональной грамотности и саморегуляции у детей старшей группы»

Проект педагога-психолога Расколотько Евгении Петровны В ГБДОУ ЛНР «Ровеньковский ясли-сад комбинированного вида «Аленький цветочек»

для старшей группы

Проблема: Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

Тема проекта:“Развитие эмоциональной грамотности и саморегуляции у детей старшей группы”

Вид проекта – практико-ориентированный.

Цель проекта:

  •  формировать у детей представление о своих эмоциях и способах их выражения;
  •  развивать навыки саморегуляции и управления эмоциями;
  •  способствовать созданию положительной психологической атмосферы в группе.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями и их характеристиками.
  2. Обучить детей способам расслабления и самоконтроля.

3.Вовлечь родителей в совместную работу по развитию эмоциональной грамотности.

  1. Создать условия для эмоционально-комфортной, безопасной для детей среды.

По продолжительности проведения – 8 недель.

Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Формы работы с семьёй:

  • анкетирование «Какие мы родители?»;
  • индивидуальные беседы по текущим проблемам;
  • консультации « В мире детских эмоций»;
  • дни открытых дверей;
  • оформление групповых фотовыставок.

Методы и формы работы:

– игровые методики (ролевые игры, игры на развитие эмоциональной сферы);

– беседы, упражнения, самостоятельные и групповые работы;

– использование сказок, мультфильмов, песен и дидактических материалов;

– консультации с родителями.

Ожидаемые результаты:

– повышение уровня эмоциональной грамотности у детей;

– развитие навыков саморегуляции и управления эмоциями;

– формирование позитивной психологической атмосферы в группе;

– укрепление взаимодействия между педагогами, родителями и детьми.

Виды работы:

– наблюдение за активным участием детей в эмоциональных упражнениях;

– фиксация изменений в поведении детей;

– отзывы родителей и педагогов.

 

Этапы реализации проекта:

  1. подготовительный этап:

– диагностика уровня эмоциональной грамотности детей;

– создание традиций и условий для эмоциональной поддержки (уголки спокойствия, карточки с эмоциями).

  1. организационный этап:

– проведение бесед, игр, упражнений по распознаванию и выражению эмоций;

– внедрение игровых методик по развитию навыков саморегуляции.

  1. основная деятельность:

– проведение тематических занятий, развлечений, ритуалов ;

– использование игрушек, карнавальных масок и наглядных пособий;

– организация совместных творческих и сюжетных игр.

  1. итоговый этап:

– анализ результатов, обсуждение с детьми;

– взаимодействие с родителями, организация родительских собраний и консультаций;

– оформление выставки работ, создание «эмоциональной карты».

 

Тематический план занятий

 

План рассчитан на 8 недель, по одному занятию в неделю, с учетом возрастных особенностей старшей группы (5-6 лет).

 

Неделя 1. Введение в тему «Что такое эмоции?»  

Цель: Познакомить детей с понятием «эмоции», учить узнавать и называть основные эмоции.  

– Рассказы или картинки с изображением различных эмоций.  

– Игра «Определи эмоцию» — показываем картинки, дети описывают, что чувствуют герои.  

– Творческое задание: рисование выражений лиц с разными эмоциями.

 

Неделя 2. Распознавание и называние собственных эмоций  

Цель: Учить детей осознавать свои чувства и называть их.  

– Игры с карточками-эмоциями: показывать и попросить назвать эмоцию.  

– Разговоры и обсуждения, ситуации из жизни детей.  

– Ведение «Дневника чувств» — дети делятся своими переживаниями.

 

Неделя 3. Различение эмоций у других и развитие эмпатии  

Цель: Развивать умение замечать и понимать чувства окружающих.  

– Ролевые игры, изображающие разные ситуации.  

– Обсуждение чувств персонажей из книг или мультфильмов.  

– Творческая работа: создание коллажа «Мои чувства».

 

Неделя 4. Основы саморегуляции: дыхательные упражнения и релаксация  

Цель: Ознакомить детей с простыми методами контроля эмоций.  

– Обучение дыхательным упражнениям: «дыхание через нос, медленный выдох».  

– Игры на развитие внимания и спокойствия.  

– Занятия с мячом или мягким плюшевым предметом для расслабления.

 

Неделя 5. Стратегии преодоления негативных эмоций  

Цель: Обучить детей безопасным способам справляться с злостью, разочарованием.  

– Показ ситуаций, когда нужно успокоиться.  

– Практическое упражнение: «Тихий угол», где дети могут побыть один на один с собой.  

– Создание «Книжки методов» — карточки с способами саморегуляции.

 

Неделя 6. Развитие позитивных эмоций и благодарности  

Цель: Формировать положительный настрой и умение выражать благодарность.  

– Игры на закрепление позитивных чувств.  

– Ведение «Книги добрых дел» — дети рассказывают о хороших поступках.  

– Рисование картинок с любимыми событиями.

 

Неделя 7. Интегративное занятие: практикуем эмоции и саморегуляцию  

Цель: Объединить ранее изученные навыки.  

– Ролевые игры с разными ситуациями.  

– Просмотр мультфильмов и обсуждение эмоций героев.  

– Совместное создание коллажа-«Мой эмоциональный день».

 

Неделя 8. Итоговое занятие и рефлексия (подведение итогов)  

Цель: Обсудить достигнутый результат, закрепить навыки.  

– Вопросы и ответы.  

– Игры, повторяющие тематику проекта.  

– Детский «Портрет эмоциональной грамотности»: что запомнил, что понравилось.  

– Выдача памятных сертификатов или сертификатов о завершении проекта.

Проект педагога-психолога «Развитие эмоциональной грамотности и саморегуляции у детей старшей группы»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram