автор: Ревенков Александр Юрьевич

учитель ОКОУ “Пенская школа-интернат для детей с ОВЗ” Курчатовского района Курской области

Статья “Формирование профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ”

 

Ревенков А.Ю., 

учитель трудового обучения

ОКОУ «Пенская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Курчатовского района Курской области

Формирование профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ 

СЛ1Внастоящеевремяповышаютсятребованияк адаптационнымвозможностям человека. Соответственно старшеклассники с  нарушением интеллекта испытывают существенные затруднения в  адаптации к современным условиям на рынке труда. В силу личностных особенностей, выпускникам школ, где они обучаются  очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда.

СЛ2Некоторые выпускники школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, другие получают профессиональное образование в специальных группах  СПО. Однако  все они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Проблема профессионального самоопределения выпускников с нарушениями интеллекта привлекала внимание ученых и практиков в связи с ее высокой значимостью в деле адаптации учащихся к самостоятельной жизни (А. А. Гнатюк, А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, Е. А. Ковалева, В. В. Коркунов, С. Л. Мирский, В. А. Шинкаренко и др.).

Взяв за основу  данные исследований А. И. Даний, К. М. Турчинской , Е. А. Ковалевой,  Н. И. Букун,  О. К. Агавеляна,  Н. Л. Коломинского, и результаты проведенного нами мониторинга, мы пришли к выводу о том, что большая часть  выпускников  способны  овладеть несложными видами профессий и могут достаточно успешно работать.

На рынке труда для детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее  доступными являются рабочие специальности, профессии сферы обслуживания. Поэтому профориентационная и профессионально-трудовая подготовка обучающихся в школе должна строиться с учетом способностей ребенка и в соответствии с потребностями общества.Процесс формирования профессионального самоопределения у учащихся с интеллектуальными нарушениями чаще всего происходит  стихийно, под влиянием ряда случайных факторов.

СЛ3Одним из основных средств при формировании профессионального самоопределения у учащихся с интеллектуальными нарушениями  выступает дополнительное образование, что подразумевает целенаправленную деятельность по организации жизнедеятельности детей после занятий  и  ставит своей целью создание условий для полноценного развития их личности. 

Дополнительное образование – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

В современных условиях общественного развития постановка вопроса воспитания подрастающего поколения в России может и должна исходить из необходимости разработки и адаптации технологий самоопределения жизненной позиции подростков и молодежи средствами построения дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности. В качестве такой среды и выступает организация  дополнительного образования, имеющая для этого определенный образовательный потенциал, который заключается в следующем:

  • оптимальная   насыщенность   образовательной   среды   профильно-ориентационными ресурсами, удовлетворяющими разнообразные потребности и интересы обучающегося;
  • нестандартный, нерегламентированный временными рамками образовательный процесс обучения, обуславливающий систематичность и последовательность выбора профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью;
  • конструктивное взаимодействие педагога и обучающегося на основе сотрудничества, сотворчества и партнерства, актуализирующем собственную инициативу подростка в профессиональном самоопределении;
  • личностное включение обучающегося в различные формы деятельности (учебную, учебно-практическую), обеспеченные моделями обучения (семиотической, имитационной, профессиональной), позволяющимиобучающемуся идентифицировать себя в различных образовательных и профессиональных ролях; свободе выбора обучающимся собственного содержания обучения и темпов его освоения, обуславливающего разработку индивидуальной образовательной траектории.

Основное содержание дополнительного образования старшеклассников  -практико-ориентированная деятельность: здесь подросток  действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда воспитаннику нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование – исключительно творческое явление, потому что побуждает подростка  находить свой собственный путь.

Дополнительное образование как составная часть непрерывного образования, призвано выполнять и реализовывать ряд функций. Это обучение, и позитивный досуг, допрофессиональная и профессиональная подготовка,  подготовка к самостоятельному  решению  семейно-бытовых  проблем,  формирование  готовности личности к непрерывному образованию. Это  развитие задатков, способностей, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребенка. Дополнительное образование обеспечивает личностную целостность и индивидуальность за счет социально-профессиональных и культурно-досуговых проб, позволяющих сформировать представление о своей будущей индивидуальной жизнедеятельности. СЛ4Система дополнительного образования предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:

  • наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;
  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;
  • личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;
  • личностно-ориентированный  подход  в  работе  педагогов  дополнительного образования.

СЛ5Профессиональное самоопределение старшеклассников с интеллектуальными нарушениями в условиях  дополнительного образования включает в себя следующие направления:

  • информационно-просветительское,
  • диагностическое, 
  • консультационное и обучающее.

СЛ6Информационно-просветительское направление. Реализуя данное  направление, подготавливается  серия занятий, рассказывающих о различных сторонах той или иной профессии, представляется профессиональный мир в конкретно-наглядной форме. Привлекается внимание обучающихся к тематическим выставкам, по их запросам подбирается  необходимая литература.

Цель этого направления – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

СЛ7Диагностическое направление. Это направление реализуется в двух планах: самопознание, исследование воспитанником своих качеств в контексте определенной профессии; оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

В развитии данного направления используются различные сборники тестов и анкет, помогающих определить уровень развития каких-либо профессионально важных качеств. Грамотно провести тестирование по ним и дать компетентную рекомендацию может только специалист, но ничего плохого не будет, если воспитанники  в целях самопознания сами заполнят какую-нибудь анкету.

СЛ8 Консультационное направление подразумевает содействие выбору подростка, стоящего перед необходимостью профессионального выбора. Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать. В условиях дополнительного образования, педагоги, осуществляющие консультацию по профессиональному выбору, воспринимают саму ситуацию как событие, направляющее жизнь человека в определенном русле. Поэтому он призван учитывать личность школьника во всей ее целостности. В школьной практике консультация по профессиональной ориентации подразумевает непременно наличие запроса школьника или его родителей и осуществляется усилиями педагога-психолога или сотрудника центра профориентации. В условиях  дополнительного образования, в рамках консультационного направления, можно лишь предоставить учащемуся материалы по интересующей профессии: профессиограмму, данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.

Статья “Формирование профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ”