автор: Садовская Ирина Сергеевна
педагог дополнительного образования МБУДО г. Иркутска ДДТ №2
Развитие креативности на занятиях по цирковому искусству через групповые поддержки, при подготовке к творческим номерам
Развитие креативности на занятиях по цирковому искусству через групповые поддержки, при подготовке к творческим номерам
Садовская И.С.,
педагог дополнительного образования
МБУДО г. Иркутска ДДТ №2
Аннотация. В данной статье приведены примеры формирования навыков сотрудничества, межличностного общения детей, направленные на развитие кооперации.
Ключевые слова: кооперация, сотрудничество, межличностное общение, креативность.
В Концепции развития дополнительного образования детей определена цель развития дополнительного персонального образования «как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту» Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности.
В настоящее время воспитание и обучение в цирковой студии «Иллюзия» становится всё более актуальным и приобретает системный характер (о чем свидетельствует количество желающих заниматься, сохранность контингента, результативность объединения). Так как посредством занятий можно осуществить как эстетическое, так в равной степени, и физическое воспитание, а также организовать досуг детей, что немаловажно для социальной сферы современного общества.
Для развития креативности у обучающихся использую следующие методы работы:
- Метод показа – это такой способ обучения, при котором я демонстрирую акробатическую композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирую их. Наглядно-образные представления, получаемые обучающимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений. При выполнении творческих заданий, если ребенок затрудняется импровизировать, я предлагаю ему свой вариант, и прошу развить его так, как ему хочется.
- Метод танцевально-практических действий. Занятие в цирковой студии преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию композиций и закреплению навыков. Кратко остановимся лишь на акробатических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения – это планомерное повторение выполнения движений, которые обучающиеся под моим руководством осуществляют каждое занятие. Детям школьного возраста я предлагаю примерить роль «Педагога» и провести разминку, придумать свои названия привычным элементам.
- Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности обучающихся. Использование этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению материала обучающимися. Например, при выполнении с детьми упражнения имеющего название объекта природы, я предлагаю вначале посмотреть на картинку с его изображением, тем самым ребенку становиться понятным, почему в упражнение «Бабочка» необходимо плавно работать ногами, а при выполнении упражнения «Улитка» достать носочками до головы, чтобы домик получился как у настоящей улитки.
- Метод индивидуального подхода к каждому ребенку. Так как у одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других – наоборот; исходя из учета тех или иных особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает. При оценке творческой деятельности детей необходимо поощрять самобытность, проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих задач. Поэтому в своей работе я уделяю много внимания сольным выступлениям, давая возможность детям реализовать себя не в массе, а индивидуально. Детям очень нравиться, и они стараются внести что-то свое в номер, думают над своим образом, костюмом, возможностью использования декорации, придумывают свои комбинации.
- Метод импровизации. На протяжении всего курса обучения я предлагаю обучающимся задания на импровизацию. Выполняя их, индивидуально и группами дети пытаются фантазировать на заданную тему, на заданную музыку. В эти задания включены сюжеты, связанные с окружающим миром, с природой, сказочными героями книг, мультфильмов. Занятия танцевально-акробатической импровизацией развивают у детей творческую инициативу, умение передавать музыку и содержание образа движениями, а также помогают снять внутренние зажимы, дают выход спонтанному чувству танцевального движения. Сначала перед ними ставится задача, например, придумать комбинацию движений на такую-то тему; бывает, что разным детям даются разные задачи; я объясняю, иногда показываю образец выполнения задания. Задачи ставятся в порядке возрастания сложности, например: придумать движение в чистом виде, затем в комбинации движений, потом в этюде, или движениям изменить ритм, или переориентировать в пространстве и т.д. Дальше – действия детей, их реальные воплощения тут же придуманного замысла. Возникает диапазон трудностей задач: доступные задачи и недоступные, что значительно побуждает интерес и активность детей на занятии. Это возрастание трудностей задач позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, развивать свою творческую активность. Способ и порядок решения задачи лучше не объяснять, не надо подсказывать словом, жестом, взглядом. Ребенок строит какой-то образ, сам выполняет всё практически, берет сам из реальной действительности. Не требуется, чтобы с первой попытки задача была решена, может он еще не «созрел», ведь процесс творческого развития происходит у всех в разном темпе. Готовый результат принимается мной не в абстрактной форме – на словах или намеках на движение, а в видимой форме, например: этюд на определенное количество фраз, или счёта музыки. Ребёнок сам проверяет точность выполнения задания, оценивает. Этим заданием занятие не исчерпывается, детям предлагаются новые варианты заданий; все зависит от количества отпущенного времени, и это уже творческая деятельность более высокого порядка. Эти занятия, не терпящие принуждения, могут быть разнообразны по своему содержанию, они создают атмосферу свободного, радостного творчества. Помимо всего этого, у данного метода обучения есть и ещё достаточно важный результат: рождаются новые, необычные, интересные танцевальные композиции, которые вызывают интерес на конкурсах у жюри и у зрителя. Эти номера неоднократно отмечались призовыми местами и специальными наградами.
Комплексный подход к формированию творческих способностей детей на занятиях цирковой акробатикой в коллективе «Иллюзия» позволяет решить поставленные задачи формирования гармоничной личности.
Список литературы:
- Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, – 2000 – 624с.
- Взаимосвязь различных видов искусства в эстетическом развитии учащихся. /Проблема теории и методики эстетического воспитания школьников / – Тбилиси, 2000 – 260-269 с.
- Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981. 24. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004 – 336с.
- Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37. 30. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. – 2004. – 340 с.