автор: Сутырина Екатерина Евгеньевна

Воспитатель МАДОУ “Детский сад № 370” г. Перми

Конспект НОД по развитию речи по сказке “Лиса и Журавль”

 

Тема: «В гостях у сказки «Лиса и Журавль»» (по русской народной сказке «Лиса и Журавль»)

Форма организации деятельности: викторина.

Возрастная группа: старшая (5-6 лет).

Цель: Развивать интерес детей к художественному слову.

Задачи:

Обучающая: обогащение представления детей об окружающем мире с помощью детской литературы.

Развивающая: развивать словарь посредством повторения содержания сказки. 

Воспитательная: пробудить любознательность и радость от правильных решений, формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, представление о настоящей дружбе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе, отгадывание загадок о животных и птицах. Знакомство с новыми словами: званый пир, стряпала, куманек, не обессудь, потчевать; как аукнется, так и откликнется, не солоно хлебавши, дружба врозь.

 

ХОД  занятия

  • Организационный этап 

Звучит музыка «В гостях у сказки».

В группу заходит воспитатель, переодетый в образ сказочницы, в руках у него корзина с волшебными предметами.

Воспитатель: – Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (если не угадали, подсказываем).

– Ребята, слышите эту музыку? (Да). Она называется «В гостях у сказки», и она неслучайно сейчас звучит, так как сегодня мы с вами будем говорить о сказках.

– Ребята, знаете ли вы сказки? (Да). Сейчас проверим. В моей волшебной корзинке лежат предметы, связанные с определенной сказкой, и вы должны отгадать сказку по предмету.  Воспитатель достает по очереди предметы, а дети по ним отгадывают сказку.

Первый предмет – скорлупа от грецкого ореха (сказка «Дюймовочка»);

Второй предмет – деревянное корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»);

Третий предмет – скалка (сказка «Лисичка со скалочкой»);

Четвертый предмет – бидон (сказка «Волк и семеро козлят»);

Пятый предмет – блюдце и кувшин (сказка «Лиса и журавль»). 

-Молодцы, сказки вы знаете, но сегодня мы остановимся на одной из них, а именно на русской народной сказке «Лиса и журавль».

А хорошо ли вы эту сказку знаете? Вот сейчас и проверим!

 

  1. Основной этап

Мы с вами, ребята, проведем викторину. Мы поделимся с вами на две команды при помощи пластмассовых мячиков и игрушек. Каждый вытягивает мяч с определенным цветом (красный или синий) или игрушку. Те ребята, которые вытянут игрушки, будут капитанами команд. После того,  как команды определяться, задаются вопросы по викторине, на каждый правильный ответ дается часть картинки по сказке (пазл).

Викторина на содержание сказки “Лиса и Журавль»

  1. Когда лиса стала кумой?
  • Когда у медведицы появился медвежонок
  • Когда настало лето
  • Когда позвала Журавля в гости
  1. Зачем Лиса пригласила Журавля?

– Обмануть Журавля

– Угостить Журавля

– Побеседовать

  1. 3. Что наварила Лиса Журавлю?

– Суп

– Сметану

– Манную кашу

  1. Что приготовил Журавль Лисе?

Кашу

– Окрошку

– Салат

  1. Какая поговорка была в конце сказки?

«Кто не работает, тот не ест»

«Как аукнулось, так и откликнулось»

«Работа не волк, в лес не убежит»

  1. Куда выложил Журавль окрошку?

в тарелку

в кувшин с маленьким горлышком

в кастрюлю

  1. Куда позвала Лиса Журавля?

В гости

На прогулку

На вечеринку

  1. Куда поставил окрошку Журавль?

На пол

На стол

На окошко

  1. О чем подумала Лиса в конце сказки?

О том, что наелась

О том, что наелась на целую неделю

О том, что зря пришла в гости

  1. Что вздумала Лиса предложить Журавлю

Угостить манной кашей

Угостить свежевыжитым соком

Побегать по лесу

 

Физминутка «Лисица»

У лисицы острый нос                     (показать «острый нос»)

У нее пушистый хвост.                    Показывают руками
Шуба рыжая лисы                             
Несказанной красоты.                    (“Оглаживает” воображаемый хвост, бока, грудь)
Лиса плавно похаживает,                                             

Шубу пышную поглаживает.        (Идет медленно, величаво, поворачивает голову

                                                           направо, налево).

Или ЛОГОРИТМИКА «Веселая логоритмика» Е. Железнова «ЛИСА» (СУ-СА-СЫ-СИ)

СУ-СУ-СУ-СУ

Не пускают в дом лису

СА-СА-СА-СА

Ждет за дверью два часа

СЫ-СЫ-СЫ-СЫ

Она хочет колбасы

СИ-СИ-СИ-СИ

Ей кусочек отнеси!

После задаваемых вопросов, каждая команда собирает картинку. Но, увы, ничего не получается, частей не хватает.

Воспитатель обращается к той команде, где собрали больше пазлов:

 – Ребята, у вас пазлов больше, чем у другой команды? Не хотите им помочь, вы же дружные ребята? Может все вместе соберете общую картинку?

Ребята совместно собирают общую картинку.

– Молодцы! У вас отлично вместе всё получилось! А какую сказку вы собрали? («Лиса и Журавль»).

– А как вы думаете, настоящая ли дружба была у журавля и лисы? (нет). А как надо дружить, чтобы не получилось также как в сказке «Лиса и Журавль»?

В этот момент на магнитную доску прицепляется круг. 

– Сейчас, ребята, мы вместе с вами соберем цветок дружбы. Перечисляйте мне, пожалуйста, какой должна быть дружба, а я буду прикреплять лепестки цветочка. 

Ребята перечисляют признаки дружбы, что нужно делать (не ссорится, уступать, просить прощения, если обидел, извинись;не жадничай, помогай, будь вежливым ), а воспитатель прикрепляет лепестки разных цветов к этому кругу. После того как собрали все лепестки, воспитатель переворачивает кружочек, а там фотографии детей группы! 

– Смотрите, кто у нас здесь! Это вы, дружная команда!

 

  1. Заключительный этап

– Итак, ребята, как называется сказка, о которой мы так много говорили? (русская народная сказка «Лиса и Журавль»).

– Чему нас учит эта сказка? (эта сказка учит нас гостеприимности, вежливости, не быть жадным, уметь дружить).

– Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете вспоминать эту сказку, не делать ошибок как лиса и журавль! Дружбой надо дорожить!

– Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились, а я вам вручаю медальки «За умение дружить»!

Конспект НОД по развитию речи по сказке “Лиса и Журавль”