автор: Цвирко Ольга Петровна
учитель биологии МБОУ “СОШ №42 г. Челябинска”
Технологическая карта урока биологии “Тип Моллюски”
До | Утверждения | После |
Тело моллюсков не поделено на сегменты | ||
Все моллюски имеют раковину | ||
Все моллюски двусторонне – симметричные животные | ||
Тело моллюсков состоит из туловища, головы и ноги | ||
У двустворчатых моллюсков отсутствует голова | ||
Туловище моллюсков окружено кожной складкой – мантией | ||
В пищеварительной системе имеется печень | ||
Моллюски не имеют органов дыхания | ||
Кровеносная система моллюсков незамкнутая | ||
Моллюски очищают воду и повреждают водные сооружения | ||
Снаружи раковина моллюсков покрыта перламутром |
Технологическая карта и план-конспект урока биологии в 7 классе.
Тема урока: Тип Моллюски.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель (для учителя): сформировать представление обучающихся об особенностях представителей Типа Моллюски
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
– особенности строения моллюсков
– значение моллюсков в природе
Учащиеся должны уметь:
-использовать биологические термины: мантия, мантийная полость, перламутр, жабры
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
-формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
-давать определения понятиям
-работать с источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую
-находить информацию о моллюсках и использовать ее для характеристики
Регулятивные УУД:
– формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
– формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Коммуникативные УУД:
– формирование умения слушать и слышать друг друга, делать выводы при изучении материала
– формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– формирование умения оценивать действия партнёра
Личностные УУД:
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве
-формирование элементов коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Моллюски, целом, раковина, мантия, мантийная полость, перламутр, нога, околосердечная сумка
Оборудование урока:
-компьютерная презентация
-компьютер
-проектор
-раздаточный материал (индивидуальные карточки)
– индивидуальные карты «Plickers»
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методические приемы | Прогнозируемый результат | |||||||||||||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | ||||||||||||||||||||
Этап мотивации, самоопределения к учебной деятельности. | Приветствует учащихся.Проводит опрос по готовности домашнего задания. | Приветствуют учителя, включаются в работу. Отвечают на вопросы учителя, выставляют себе предварительную оценку. | -саморегуляция
– самоконтроль -оценка (осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |
– сотрудничество с учителем | «тэйк оф – тач даун» (встать – сесть) | Учащиеся готовы к работе. Осознают качество и уровень усвоения ранее изученного материала. | ||||||||||||||||
– Здравствуйте! (рассажены в группах) Перед вами на столах лежат листы самооценки
Лист самооценки Фамилия, имя_______________________________________________________________________ Класс______________________________________________________________________________
Запишите на них свои имя и фамилию, сегодня в течение урока мы неоднократно будем обращаться к этим листам. Сейчас я буду читать утверждения, если к вам утверждение относится – встаньте, если нет – продолжайте сидеть на месте: 1.Я справился с домашним заданием. 2.Домашнее задание было трудным. 4.Я в хорошем настроении. 5.Я готов к уроку. В листах самооценки поставьте себе предварительную оценку, на сколько, по вашему мнению, вы знаете изученный материал. (выставляют оценки) |
||||||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний. | Раздает карточки заданиями, дает задание учащимся. | Принимают карточки, выполняют задания. Обмениваются карточками для взаимопроверки | Логические:
– синтез как составление целого из частей – построение логической цепи рассуждений |
– контроль
– коррекция -оценка |
– учебное сотрудничество со сверстниками | Учащиеся знают признаки и существенные особенности представителей типа Плоские черви. Учащиеся распределены на рабочие группы. | ||||||||||||||||
А сейчас проверим, как вы справились с домашним заданием. Для этого возьмите карточку. Прочитайте задание. Вам необходимо установить соответствие между термином и его определением (Приложение 1).
А теперь передайте свой листок соседу по часовой стрелке. Проверяем и выставляем баллы. В листе самооценки оцените свою работу на данном этапе урока. |
||||||||||||||||||||||
Этап выявления места и причины затруднения. | Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса через анализ легенды | Читают легенду, формулируют тему урока. Формулируют проблемный вопрос и задачи урока. | Общеучебные: -формулирование познавательной цели
Логические: -анализ с целью выделения существенных признаков -выбор оснований для сравнения |
-целеполагание
-планирование |
-сотрудничество с учителем
-развитие диалогической речи |
Поисковая беседа. | Сформулирована тема и задачи урока. Учащиеся осознают, в чем состоит недостаточность их знаний. | |||||||||||||||
Мы с вами уже говорили о том, что черви – это удивительные и уникальные многоклеточные живые организмы. Но существуют организмы, которые имеют более удивительное строение, но при этом имеющие с червями общее происхождение
Про них существует большое количество народных мифов и легенд. Давайте вспомним, что такое легенда? Легенда – это основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т. п. А сейчас внимательно послушайте две небольшие легенды, в которых вам нужно будет определить, что тут является вымыслом, а что фактами. Согласно славянским легендам, когда начинается гроза и сверкает молния, испуганный моллюск – жемчужница старается захлопнуть створки раковины, но не успевает. И из отражения молнии, запечатленной в глазах моллюска-жемчужницы зарождается жемчуг. А в Карелии жила такая легенда: «В жабрах рыбы семги зарождается жемчужная искра, и, возвращаясь через три года из моря на место своего рождения, семга в солнечный день опускает эту искру в раскрывшуюся раковину. От этой искры и родится лучший жемчуг». На листочках подчеркните зеленым карандашом факт (правда), а красным (вымысел). А теперь озвучьте, как вы считаете, что здесь может быть правдой, а что вымыслом. Действительно, жемчуг образуется в раковинах моллюска – жемчужницы. В легенде представлено 2 варианта образования жемчуга. Согласны ли вы с какой-либо из легенд? Почему? Можете ли вы себе ответить на вопрос «Как образуется жемчуг»? О какой группе живых организмов идет речь в двух легендах? (Тема: «Тип моллюски».) Какова цель урока? Что нам нужно будет узнать о моллюсках? Познакомиться с общей характеристикой и внутренним строением моллюсков |
||||||||||||||||||||||
Этап реализации выхода из затруднения | Организует индивидуальную работу учащихся с таблицей «до и после», работу с текстом. Организует работу в группах с дополнительными вопросами. | Заполняют колонку «до прочтения» в таблице. Работают с текстом. Заполняют колонку «после». Работают в группах, отвечают на дополнительные вопросы. | Общеучебные:
-поиск и выделение информации Логические: -установление причинно-следственных связей -построение логической цепи рассуждений |
– прогнозирова- ние
– контроль -коррекция – оценка |
– инициативное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации
-оценка умения партнера с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
«эй ар гайд» (до и после), «тэйк оф – тач даун» (встать – сесть), фронтальная беседа | Освоено новое знание. | |||||||||||||||
Возьмите в руки листы с таблицей (Приложение 2). Поработайте над заданием самостоятельно. В столбце «До» поставьте «+», если согласны с утверждением, «-», если не согласны. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания, убеждения.
Используя текст параграфа 19, заполняем колонку «После». Изменилось ли ваше мнение? Встаньте те, кто узнал что-то новое. Есть желающие поделиться своим мнением? А теперь вернемся к цели нашего урока. Смогли ли мы достичь цели? Оцените свою работу на данном этапе урока. |
||||||||||||||||||||||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Организует работу групп по составлению предложений на закрепление.
Организует самооценку. |
Работают в группе, записывают любые слова по изученной теме на листах, по очереди составляют и проговаривают предложения из слов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали. | Общеучебные:
-моделирование Действия решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера |
-оценка | -взаимодействие со сверстниками
-управление поведением партнера, его умением с полнотой и точностью выражать свои мысли -развитие монологической речи |
Plickers | Учащиеся умеют правильно и точно применять изученные понятия. | |||||||||||||||
Сейчас проверим, как вы усвоили новый материал.
Возьмите в руки каждый свою карточку с индивидуальным кодом. Напоминаю правила работы:
Результаты вашей работы представлены на экране. Обратите внимание на вопросы, над которыми нам необходимо еще поработать. Оцените свою работу на данном этапе. |
||||||||||||||||||||||
Этап самостоятельной работы | Организует работу учащихся с составлением предложений из слов | Работают в группе. Составляют предложения | Логические:
-синтез как составление целого из частей |
-контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | -сотрудничество со сверстниками | Tic tac toe | Учащиеся умеют выполнять типовые задания по изученному материалу | |||||||||||||||
У вас на столе расположены карточки. На них необходимо от каждой группы написать 9 слов по теме. Перемешайте их и составьте из 9 карточек из числа написанных поле 3×3.
Предложения должен составить каждый член группы, проговариваем вслух для всей группы. При наличии времени зачитываем вслух (от группы). Оцените свою работу на данном этапе в листе самооценки. Поставьте себе общую оценку за работу на уроке, сложите листы самооценки на середину стола в стопку. |
||||||||||||||||||||||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели.
Подводит итоги урока. |
Оценивают собственную работу на уроке. Обдумывают и озвучивают мнение о собственной работе, деятельности партнеров по группе, делают вывод по итогам урока. | -соотнесение целей и результатов своей учебной деятельности
-самооценка |
-оценка действий партнера | Учащиеся адекватно оценивают собственные знания, умения, навыки. Осмыслены затруднения. Учащиеся осознают собственный вклад и вклад партнеров по команде в общее дело. Подведены итоги урока. | |||||||||||||||||
Обозначьте жестами данные утверждения:
Пока мы ничего не знаем о представителях класса Брюхоногие, но с ними мы познакомимся на следующем уроке. |
||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Выдает д/з. | Записывают д/з в дневник. | -волевая саморегуляция | |||||||||||||||||||
Д/з: составить по 3 дополнительных вопроса по теме урока. |
Приложение 1
Домашнее задание по теме «Плоские черви»
Фамилия, имя __________________________________________________________
Установите соответствие между термином и его определением:
А. Кутикула | 1. Животное, в теле которого происходит половое развитие паразита |
Б. Промежуточный хозяин | 2. Личиночная стадия цепня |
В. Окончательный хозяин | 3. Рыхлая соединительная ткань |
Г. Финна | 4. Организм, имеющий женские и мужские половые признаки |
Д. Паренхима | 5. Животное, в теле которого не происходит полового размножения паразита |
Е. Гермафродит | 6. Многослойная плотная оболочка, защищающая тело паразита |
Приложение 2
До | Утверждения | После |
Тело моллюсков не поделено на сегменты | ||
Все моллюски имеют раковину | ||
Все моллюски двусторонне – симметричные животные | ||
Тело моллюсков состоит из туловища, головы и ноги | ||
У двустворчатых моллюсков отсутствует голова | ||
Туловище моллюсков окружено кожной складкой – мантией | ||
В пищеварительной системе имеется печень | ||
Моллюски не имеют органов дыхания | ||
Кровеносная система моллюсков незамкнутая | ||
Моллюски очищают воду и повреждают водные сооружения | ||
Снаружи раковина моллюсков покрыта перламутром |