автор: Чегодаева Дарья Михайловна

Учитель начальных классов МАОУ “СОШ №5 им. Е.А. Поромонова”, город Череповец

Формирование у младших школьников навыков сотрудничества на уроках окружающего мира

 

Формирование у младших школьников навыков сотрудничества на уроках окружающего мира


Конспект урока по окружающему миру

Тема урока: «Путешествие по Африке»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: знакомство с природой и населением Африки

Задачи:

1.Образовательные: 

– познакомиться с географическим положением Африки, с природными зонами, с растительным и животным миром, народами и крупными странами материка        

– показать влияние климата на органический мир, людей.

  1. Развивающие: 

– развивать творческие способности учащихся;

– развить аналитические особенности;

– формировать умение работать с текстом и коммуникативные умения.

  1. Воспитательные: 

– воспитать умение слушать других;                                                                                       – воспитать уважительное отношение к другим национальным особенностям других народов;

– воспитание экологической культуры у младших школьников.

Средства обучения:

для учителя: учебник,  презентация, интерактивная доска.

для обучающихся: учебник.

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя и обучающихся Формируемые УУД
Организационный момент Здравствуйте, ребята! 

Звенит звонок, зовёт звонок. 

Пора нам начинать урок. 

Отдых наш кончается, 

Работа начинается. 

Усердно будем мы трудиться, 

Чтобы чему-то научиться

Давайте начнем наш урок

Личностные:

– создание благоприятного психологического настроя учащихся на работу.

Коммуникативные:

– определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Основной этап Уч.:Ребята, как вы думаете, для чего люди отправляются в путешествие?  

Об.: Высказывают свою точку зрения

Уч.: А вы любите путешествовать?

Об.: Высказывают свою точку зрения

Уч.:И сегодня мы с вами  отправимся в путешествие. Но вы сами должны сказать мне, куда мы с вами отправимся. В путешествии вы будете работать в парах и группах для лучшего усвоения нового материала.

Уч.: Для того чтобы вы догадались, давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний». Из полученных слов, выберите те, которые относятся к Азии. Для того, чтобы вы справились с заданием поработайте в парах.

1) Лена, Нил, Тигр, Обь.                            

1 группа – здесь перечисляются реки Азии

2) Шахматы, папирус, зеркало, бумага.   

2 группа – предметы, пришедшие к нам из Азии

3) Рис, кофе, сахар, хлопок.                               

3 группа – растения, Родиной которых является Азия

4) Китай, Япония, Индия, Египет.           

4 группа – страны, расположенные на территории азиатских стран.

Об.: Находят лишние слова

Уч.: Какие слова остались?

Об.: Нил, папирус, кофе, Египет.

Уч.: Посмотрите на лишние слова и попробуйте предположить, к какому материку относятся эти слова? 

Об.: Эти слова относятся к Африке

Уч.: А как вы догадались?

Об.: Ответы детей

Уч.: Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Об.: Путешествие по Африке

Уч.: А какая цель?

Об.: Познакомиться с природой и населением Африки. 

Уч.: Мы с вами на протяжении урока будем путешествовать по таинственной, прекрасной Африки. Я думаю, далекая Африка станет для вас близкой, знакомой и понятной

Уч.: Давайте составим наш план урока.

Об.: Дети составляют план на урок.

• Географическое положение

• Климат и природные зоны Африки.

• Животный и растительный мир.

• Население и страны Африки.

Личностные:

умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку;

– осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Регулятивные: 

– определение последовательности действий. 

Познавательные:

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений доказательств.

Коммуникативные:

– умение договариваться не силовыми методами;

– умение вступать в диалог;

– способность к сотрудничеству с другими людьми;

– умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы;

– умение отслеживать действия партнера;

– умение слушать и слышать;

– способность интегрироваться в группу сверстников.

Открытие новых знаний Уч.: А что вы уже знаете об Африке?

Об.: Дети говорят, что они знают об Африке

Уч.: А чтобы больше узнать об Африке, откройте учебник на стр. 64.

Уч.: Давайте прочитаем диалоги и определим, какую картинку описывает каждый текст.

Об.: Читают диалоги

Уч.: Итак, какому тексту принадлежит вторая картинка? 

Об.: Первому тексту.

Уч.: А третья картинка? 

Об.: Второму тексту

Уч.: Молодцы, определили правильно.

Уч.: А теперь давайте поработаем с картой и определим географическое положение Африки.

Уч.: Какой 1 пункт нашего плана?

Об.: Географическое положение

Уч.: Откройте стр. 97. И сейчас вы будете работать вместе со своим соседом.

Уч.: Найдите Африку на карте. 

Об.: Ищут материк

Уч.: Как экватор пересекает Африку?

Об.: Экватор пересекает Африку почти посередине.

Уч.: В каких полушариях расположен материк?

Об.: Материк расположен в северном и южном полушариях.

Уч.: Где пересекает нулевой меридиан Африку?

Об.: Начальный нулевой меридиан пересекает материк на западе.

Уч.: В какой части полушария лежит ее большая часть, а в какой меньшая? 

Об.: Большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.

Уч.: А какие океаны  и моря омывают берега Африки? С запада?

Об.: Атлантический океан.

Уч.: С востока?

Об.: Индийский океан и Красное море.

Уч.: С Севера?

Об.: Средиземное море

Уч.: И от какого материка Средиземное море отделяет Африку?

Об.: От Европы

Уч.: Вот мы с вами и познакомились с первым пунктом плана.

Какой пункт следующий?

Об.: Климат и природные зоны Африки

Уч.: Теперь узнаем в каких же природных зонах расположен материк.

Уч.: Откройте стр. 104-105. и скажите, в каких природных зонах расположена Африка. 

Об.: Области высотной поясности, пустыни и полупустыни, саванны и редколесья, переменно-влажные леса, влажные тропические леса, жестколистные вечнозеленые леса и кустарники.

Уч.: Откройте рабочую тетрадь на стр. 64, прочитайте 2 номер и выполните задание в четверках.

Об.: Читают номер и выполняют упражнение

Уч.: Благодаря своему географическому положению Африка получает большое количество солнечного тепла, т.к. Солнце здесь в течение всего года стоит высоко над горизонтом. Поэтому есть такое утверждение, что «Африка – это самый жаркий материк».

Уч.: А как вы думаете, в каких тепловых поясах расположен материк?

Об.: Африка входит в северный умеренный, жаркий и южный умеренный тепловой пояс

Африка расположена в 7 климатических поясах: экваториальном, 2-х субэкваториальных, 2-х тропических, 2-х субтропических.

Уч.: Молодцы, все верно

Уч.: А теперь прочитайте текст учебника на стр.64.

И ответьте, что нового вы нашли в тексте?

Об.: Читают текст и говорят, что нового узнали из текста.

Об.: Там есть Суэцкий канал, Африка была раньше соединена с Азией.

Уч.: Прочитайте текст на стр.65

Об.: Читают текст

Уч.: Что такое оазисы?

Об.: Места в пустыне, где есть пресная вода

Уч.: Где живет большинство египтян?

Об.: Живет в Нильском оазисе — долине реки Нил.

Уч.: Куда направляют воду из реки Нил?

Об.: Воду из реки направляют на поля

Уч.: Какой урожай приносят поля? 

Об.: Урожай риса, хлопка, пшеницы

Уч.: Что лежит к западу от Нила?

Об.: Лежит пустыня Сахара

Уч.:Что можно делать, когда днем поверхность земли раскаляется?

Об.: Можно жарить яичницу

Уч.: Как становится ночью в пустыне?

Об.: Ночью становится холоднее, чем бывает летней ночью у нас.

Уч.: Какая страна упоминается в тексте?

Об.: Египет

Уч.: (Слайд) Сейчас я вам расскажу немного о Египте 

Египет находится в северо-восточной части Африки. На севере его омывают воды Средиземного моря. Живет в этой стране свыше 61 млн. арабов. 

Столицей его является Каир, в нем сосредоточены памятники старины и уникальные исторические

места. Цивилизация Древнего Египта началась около 5000 лет назад. В Египте

строили пирамиды – усыпальницы фараонов – правителей того времени.

Некоторые фараоны захоронены в Долине царей. Сокровища из гробниц можно

увидеть в музеях и на выставках. В эту страну приезжает много туристов из

разных стран мира.

Уч.: Откройте стр. 100 и найдите реку Нил

Об.: Находят реку

Уч.: Нил — это самая длинная река на свете. Его источники лежат в зоне влажных тропических лесов. Дожди идут там каждый день, после обеда.

Уч.: Также найдите вблизи истоков Нила вулкан Килиманджаро.

Об.: Находят вулкан

Уч.: Килиманджаро — это самая высокая гора Африки. Это единственное место на материке, где можно увидеть снег.

Уч.: А теперь найдите на карте пустыню Сахара.

Об.: Находят пустыню

Уч.:Северную часть Африки занимает пустыня Сахара. Это самая большая пустыня в мире. Некоторые ее части покрыты песками, хотя в основном это каменистые, безжизненные пустоши.

Путешествовать там можно только на верблюдах.

Уч.:  Физкультминутка

Об.: Проводят физкультминутку

Уч.: Какой третий пункт нашего плана?  

Об.: Животный и растительный мир Африки

Уч.: А сейчас мы с вами отправимся в гости к африканским животным 

Уч.: А какие животные вы знаете, которые обитают в Африке?

Уч.: В Африке богатый и разнообразный животный мир. В саваннах – огромные стада копытных, на которых охотятся крупные хищники. В лесах много обезьян, в том числе и человекообразных – шимпанзе, горилл. Это самые умные звери, они умеют использовать предметы как орудия труда.

Горилла покрыта большой черной шерстью, рост взрослой гориллы достигает 2 м, она обладает огромной физической силой. У больших рек и озер живут бегемоты. Их грузное тело длиной до 4 м держится на толстых коротких ногах. Днем бегемоты находятся в воде, а ночью совершают набеги на поля местных жителей. Разъяренный бегемот опасен для человека и даже для самых сильных животных.

Уч.: А что такое заповедники?

Об.: Дети говорят, что такое заповедники

Уч.: На территории Африки сейчас находится много заповедников, где охраняют животных и там охота запрещена.

Уч.: Сейчас будет работа в парах. Поработаем с учебником, откройте стр. 68. 

Задание: Найдите травоядных и хищных животных. По каким признакам тебе удается их различить?

Растительноядные

Носорог

Жираф

Зебра

Антилопа имеют копыта, характерно для растительноядных, легче убегать.

Черепаха имеет тяжелый панцирь, чтобы защищаться, следовательно, она не нападает, а питается растительной пищей.

Хищные:

Лев, крокодил, гепард – острые зубы

Стервятник – острый клюв для схватывания и умерщвления добычи.

Об.: Читают задание и выполняют упражнения

Уч.: А теперь откройте рабочую тетрадь на стр. 64, прочитайте задание номер 3 и выполните его

Об.: Читают задание и выполняют его самостоятельно

Уч.: Теперь мы с вами узнаем о том, какие растения распространены в Африке.

Уч.: А вы знаете, какие растения распространены в Африке?

Об.: Отвечают на вопрос учителя

Уч.: Откройте стр. 66 и прочитайте последний абзац.

Об.: Читают текст

Уч.: Многочисленная африканская растительность может похвастаться огромным количеством экзотических растений, некоторые из которых больше не встретить ни в одном уголке мира!

Я вам поподробнее расскажу про баобаб.

Баобабы достигают в высоту 30 метров и 11 метров в ширину! Их бочкообразный ствол — вместительный сосуд для влаги, способный вместить более 120 000 литров воды, чтобы с комфортом переносить периоды засухи.

Уч.: Откройте рабочую тетрадь на стр.64 и найдите задание под номером 1. Прочитайте задание

Об.: Читают задание и выполняют его.

Уч.: Какие растения родом из Африки?

Об.: Бананы, ананас, кофе

Уч.: Какой 4 пункт нашего плана?

об.: Народы и страны Африки?

Уч.: Откройте стр.67 и прочитайте первый абзац

Об.: Читают текст

Уч.: Посмотрите на картинку в учебнике, вот так выглядят масаи, а на следующей картинке изображены пигмеи

Об.: Рассматривают картинки

Уч.: Когда европейцы открыли Америку, им понадобились работники – рабы. Они

стали силой захватывать чернокожих африканцев и вывозить их в Америку. В Южной Африке чернокожие составляют большую часть населения. Многие годы

они были бесправными. Теперь освободившиеся страны сами строят свою жизнь.

Уч.: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по крупным странам Африки Откройте в учебнике страницу 112-113 и найдите Африку

На  материке располагается 54 страны. Крупные страны: Алжир, Ливия, Ангола, Мадагаскар, Египет, Кения.

Найдите эти страны на карте и скажите, с какими другими странами граничат они.

Об.: Находят эти страны и их соседей

Познавательные: 

– умение извлекать информацию из текстов;

– умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Итог урока (рефлексия) Уч.: Наше путешествие подошло к концу.

Уч.: Кто из вас хотел бы побывать на самом деле в Африке?

Об.: высказывают свою точку зрения

Уч.: Почему для путешествия вы выбрали бы именно эту страну?

Об.: высказывают свою точку зрения.

Уч.: Что вы запомнили про Африку?

Об.: Высказывают свою точку зрения

Уч.: Какая была тема нашего урока?

Об.: Путешествие по Африке

Уч.: А какая цель?

Об.: Знакомство с Африкой.

Уч.:Какие умения формировали?

Об.: Работать по карте, работать с текстом.

Уч.: Поднимите красный карандаш, если вы все поняли, и вам было легко.

Зеленый карандаш, если вы запомнили с урока некоторую информацию.

Синий карандаш, если вы ничего не поняли на уроке, и вам было сложно

Личностные:

– оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные:

– развитие рефлексии;

– выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

– способность к самооценке

Коммуникативные:

– способность к сотрудничеству с другими людьми;

– умение слушать и слышать.

 

Формирование у младших школьников навыков сотрудничества на уроках окружающего мира