автор: Алибекова Зарема Рабадановна

учитель русского языка и литературы МБОУ “Гимназия № 7”

Конспект урока и презентация на тему: “Употребление причастий в речи”

Тема урока: Употребление причастий в речи

Цели:

Обучающие:

  • выявить роль причастий в речи;

научить правильно употреблять причастия в речи;

подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Развивающие:

  • развивать мыслительную деятельность учащихся;
  • развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному краю.
  • воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Тип урока: урок формирования новых знаний, урок-исследование.

Форма урока: урок-практикум.

Основные методы: проблемный, исследовательский.

 

Ход урока

  • Актуализация знаний
  • создать ситуацию успеха и положительного   эмоционального настроя,
  • актуализировать опорные знания учащихся, подготовить мышление учащихся к построению нового способа действий.

Учитель: Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным. На этом уроке мы рассмотрим выразительные возможности причастий. Мы попробуем определить роль причастий в художественном тексте, попытаемся использовать причастия для создания текста по фотографии, будем готовиться к ЕГЭ,ОГЭ и к устному экзамену  по русскому языку, который у вас будет в девятом классе.

 

Работа по вопросам:

-Что такое причастие?

-Что называется причастным оборотом?

-Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

Верна ли гипотеза: причастный оборот обособляется только после определяемого слова?

2.Синтаксическая разминка. Запись предложений.

  1. Утомленные долгой прогулкой они пошли домой. 
  2. Увлеченный сюжетом книги Саша не сразу откликнулся.

1)Тест (подготовка к ЕГЭ)  Задание 1. (выполняется на контрольных листах)

2)  Корректор (тренировка и контроль)

3) Тест (7 задание ЕГЭ) Задание 2

  1. Употребление причастий в речи.

1) Работа с высказыванием А.С.Пушкина.

Какова же роль причастий в речи?

2) Гипотеза: употребление причастий делает речь живой, красочной, образной.

3) Сравнение причастия и глагола.

– Итак, причастия мы часто употребляем в письменной речи. Почему же нам недостаточно глагола и прилагательного? Вначале сравним причастие и глагол.

На доске написаны предложения:

1) Сад цветет. Вокруг – цветущий сад. Мальчик читает. В кресле сидел читающий мальчик. Листья поблекли. На ветках деревьев еще видны последние поблекшие листья.

– Прочитайте предложения, скажите, какая часть речи указывает только на действие, а какая, кроме действия, обозначает еще и качество, состояние, определенную характеристику? Одно слово, а содержит большую информацию?

Вывод: действительно, причастия придают нашей речи мелодику, делают нашу речь более понятной. Кроме того, глагол указывает на “голое” действие, причастие же наряду со значением действия дает возможность полюбоваться признаком предмета. Поэтому поэты и писатели активно используют причастия в своем творчестве.

2) Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю.

Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.

– Замените в данных предложениях один из глаголов причастием. (Листья, кружащиеся в воздухе, медленно падают на землю. Осеннее солнце, пригревающее своими лучами землю, испаряет влагу.)
– Какие предложения звучат более живописно, создают более яркий образ осени?

  1. Чтение текстов разных стилей(научного и художественного). Задание: выбрать из текста и записать причастия, выделить в них суффиксы; выяснить, по каким признакам можно выделить причастия среди других частей речи.

Текст 1. Замерзшие на оконных стеклах ледяные узоры окрасились в розовый нежный цвет утренней зари. Ясное, сверкающее утро. Снег, нападавший ночью и еще не изборожденный полозьями, лежал ровными пеленами. В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывающий при дыхании горло. (А.Куприн)

– Какую картину вы себе представляли, слушая текст?
– Что хотел сказать автор этим текстом?
– Определите стиль текста, выпишите причастия.

Текст 2.

Листопад у каждого дерева свершается по-своему. Деревья одной породы, иной раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно. А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями. Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву. Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка – очень плохой проводник тепла и вместе со снегом препятствует охлаждению почвы.

– Что вы узнали из этого текста?
– Какова авторская задача?
– Определите стиль текста, выпишите причастия.

Проверка записи с помощью слайда на экране.

Вывод: причастия активно используются в речи, они употребляются в книжных стилях речи.

Текст 3 Найдите причастия, выделите суффикс,

укажите определяемые слова,

Описание степи в повести “Тарас Бульба”: отрывок из текста “…Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

6. Творческая работа. Подготовка к устному экзамену.

  1. Домашнее задание
  2. Рефлексия
  3. Итог урока
Конспект урока и презентация на тему: “Употребление причастий в речи”