автор: Гребенщикова Лариса Владимировна
Воспитатель Пермь. МАДОУ детский сад №370
Конспект опытно-исследовательской деятельности “Зеркальная загадка”
«Зеркальная загадка»
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 6-7 лет.
Гребенщикова Л.В.
Цель: приобщение детей к развитию интереса к познавательно-практическому исследованию компонента окружающего мира-зеркало и калейдоскопа.
Задачи: – познакомить детей с оптическими свойствами зеркала опытным путём и историей изготовления зеркал, калейдоскопа;
-совершенствовать речь детей, умения высказывать предложения и делать простейшие выводы;
– формировать умение действовать по инструкции;
Предварительная работа:
-Проведение с детьми опытов самой разной направленности.
-Отгадывание загадок.
-На зарядке обращать внимание на то, что если человек стоит к вам лицом его правая рука там, где твоя левая и наоборот.
Материал и оборудование:
-Чёрный ящик.
-Зеркала 10*15 см. на каждого ребёнка.
-Зеркала разного размера и формы-4-5 шт.
-Мольберт.
-Картинки с изображением отражения в воде, зеркал во дворце.
-Металлические ложки с отражающими свойствами.
-Маленькие игрушки по одной на двоих.
-Набор материала для изготовления калейдоскопов по одному на двоих детей.
-Плотная картонная трубка, картон с зеркальной поверхностью.
-Наполнитель (бусины, бисер).
-Плотный кружок с отверстием, прозрачные пластиковые диски 2 шт.
-Карандаш, ножницы, клей, скотч.
-Цветная бумага для украшения.
Ход познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитатель: У меня сегодня с собой чёрный ящик. В нём лежат два предмета.
Первый предмет. Этот предмет является главным атрибутом, без которого не обошлись бы герои следующих произведений: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, А.С. Пушкина, «Снежная королева» Г.Х. Андерсена, « Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл.
Дети: Зеркало!
Воспитатель: Правильно, это действительно зеркало.
Воспитатель снимает ткань со стола. На столе стоят разные зеркала.
Воспитатель: Для чего нужны зеркала?
Дети: Смотреть на своё отражение, на свой внешний вид.
Воспитатель: Человеку всегда было интересно посмотреть на своё отражение, но раньше не было зеркал, их ещё не придумали. Как вы думаете, где мог человек увидеть своё отражение?
Дети: ответы детей…..
Воспитатель: воспитатель на мольберт выставляет картинки «Отражение в луже», «Отражение в озере».
-Давайте зафиксируем в своих картах отражение в воде (выставить условное обозначение, дети зарисовывают).
Воспитатель: Действительно, люди раньше смотрелись в отражение в воде. Но воду не сможешь носить в кармане, а значит не и не сможешь полюбоваться своим отражением тогда, когда захочешь. И люди стали думать, как бы сделать так, чтобы лужица могла быть под рукой. И древние египтяне придумали зеркало. Но, оно не было таким, каким мы пользуемся сейчас. Это был небольшой кружок из металла. Одна сторона кружка была очень гладкая и в него можно было видеть отражение. Например, как эта металлическая ложка.
Воспитатель показывает ложку, даёт детям возможность увидеть в ней своё отражение.
–Зафиксируем в наших картах отражение в металлической ложке (выставляется условное обозначение, дети фиксируют).
Воспитатель: Зеркало, похожее на то, которым мы пользуемся сегодня, придумали стеклоделы в древней Венеции. Венеция- это город в Италии. Именно они догадались на стеклянную пластину нанести слой металла.
Воспитатель показывает детям большое зеркало с обратной стороны.
-Давайте зафиксируем в картах нанесение металла на стекло (дети зарисовывают условное обозначение).
Воспитатель: Изготовление зеркал было сложным и долгим, но зеркала получились изумительные. Люди могли видеть себя во весь рост. Зеркалами украшали дворцы и замки богатых людей. Они стоили очень дорого. В наше время зеркала доступны всем. На мольберт добавляется картинка «Зеркала во дворце».
Воспитатель: давайте рассмотрим наши зеркала.
-Какие они по размеру, форме?
Дети: ответы детей….
Воспитатель: Зафиксируйте в своих технологических картах (фиксируют условное обозначение)
Воспитатель: Люди каких профессий используют зеркала чаще в работе?
Дети: Парикмахер, водитель, стилист.
Воспитатель: выставляет картинки на мольберт (парикмахер, врач, водитель)
Раздаёт детям небольшие зеркала.
Воспитатель: Зеркало-это хрупкий предмет, оно может легко разбиться. Поэтому обращаться с ним нужно очень аккуратно.
-Посмотрите в зеркало, что вы видите?
Дети: ответы детей должны выйти на слово «отражение»
Воспитатель: Дети, возьмите игрушку. Вы можете из неё сделать три, пять отражений игрушек?
Дети: ответы детей
Воспитатель: А зеркало сможет. Соедините свои зеркала так, как это сделала я. В угол поставьте игрушку. Сколько отражений игрушек вы видите? (два зеркала ставятся под углом больше 90%)
Дети: Три
Воспитатель: А теперь постепенно соединяйте зеркала. Что происходит с отражением игрушек?
Дети: Их становится больше
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество игрушек начинает увеличиваться.
Воспитатель: Зафиксируем опыт в картах (выставить условное обозначение)
-Значит зеркала могут многократно отражать количество предметов, когда они находятся под углом.
-А могут ли они создавать узоры?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Где мы можем рассмотреть это свойство зеркал?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Мы забыли про чёрный ящик. Там лежит второй предмет.
-Этот предмет в виде трубки. При вращении трубки цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают симметричные узоры.
Дети: Калейдоскоп
Воспитатель: Посмотрите ребята на разнообразие калейдоскопов.
-Оказывается в России он появился очень давно и стал называться трубкой, «показывающей красивые узоры».
-Изобрёл калейдоскоп великий русский учёный М.В. Ломоносов.
-А примерно в это же время английский учёный Дэвид Брюстер назвал это изобретение калейдоскопом.
-Эти учёные обратили внимание, что осколки стекла, если их поместить в трубку с зеркалами, могут создавать чудесные симметричные узоры, отражаясь в них.
-Рассмотрим внутренне строение калейдоскопа.
Воспитатель: Дети, давайте попробуем сделать калейдоскопы своими руками.
-Хочу обратить ваше внимание на то, что зеркало мы заменим на картон с зеркальной поверхностью в целях безопасности. Ранее мы об этом проговаривали.
-Проходите за рабочие столы. Работать будете в парах.
Этапы изготовления калейдоскопа (технологические карты)
Практическая часть.
Воспитатель: Посмотрели свои узоры в калейдоскопах?
-Зарисовываем в своих технологических картах.
Воспитатель: Дайте пожалуйста нашим гостям посмотреть. Сами подходите в круг.
Вывод: Ребята, давайте с вами расскажем по картам, что интересного узнали сегодня?
Начинает один ребёнок, остальные дополняют.