автор: Гребенщикова Лариса Владимировна

Воспитатель Пермь. МАДОУ детский сад №370

Конспект опытно-исследовательской деятельности “Зеркальная загадка”

 

 

«Зеркальная загадка»

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 6-7 лет.

Гребенщикова Л.В.

 

Цель: приобщение детей к развитию интереса к познавательно-практическому исследованию компонента окружающего мира-зеркало и калейдоскопа.

Задачи: – познакомить детей с оптическими свойствами зеркала опытным путём и историей изготовления зеркал, калейдоскопа;

-совершенствовать речь детей, умения высказывать предложения и делать простейшие выводы;

– формировать умение действовать по инструкции;

Предварительная работа:

-Проведение с детьми опытов самой разной направленности.

-Отгадывание загадок.

-На зарядке обращать внимание на то, что если человек стоит к вам лицом его правая рука там, где твоя левая и наоборот.

Материал и оборудование:

-Чёрный ящик.

-Зеркала 10*15 см. на каждого ребёнка.

-Зеркала разного размера и формы-4-5 шт.

-Мольберт.

-Картинки с изображением отражения в воде, зеркал во дворце.

-Металлические ложки с отражающими свойствами.

-Маленькие игрушки по одной на двоих.

-Набор материала для изготовления калейдоскопов по одному на двоих детей.

-Плотная картонная трубка, картон с зеркальной поверхностью.

-Наполнитель (бусины, бисер).

-Плотный кружок с отверстием, прозрачные пластиковые диски 2 шт.

-Карандаш, ножницы, клей, скотч.

-Цветная бумага для украшения.

Ход познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитатель: У меня сегодня с собой чёрный ящик. В нём лежат два предмета.

Первый предмет. Этот предмет является главным атрибутом, без которого не обошлись бы герои следующих произведений: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, А.С. Пушкина, «Снежная королева» Г.Х. Андерсена, « Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл.

Дети: Зеркало!

Воспитатель: Правильно, это действительно зеркало.

Воспитатель снимает ткань со стола. На столе стоят разные зеркала.

Воспитатель: Для чего нужны зеркала?

Дети: Смотреть на своё отражение, на свой внешний вид.

Воспитатель: Человеку всегда было интересно посмотреть на своё отражение, но раньше не было зеркал, их ещё не придумали. Как вы думаете, где мог человек увидеть своё отражение?

Дети: ответы детей…..

Воспитатель: воспитатель на мольберт выставляет картинки «Отражение в луже», «Отражение в озере».

-Давайте зафиксируем в своих картах отражение в воде (выставить условное обозначение, дети зарисовывают).

Воспитатель: Действительно, люди раньше смотрелись в отражение в воде. Но воду не сможешь носить в кармане, а значит не и не сможешь полюбоваться своим отражением тогда, когда захочешь. И люди стали думать, как бы сделать так, чтобы лужица могла быть под рукой. И древние египтяне придумали зеркало. Но, оно не было таким, каким мы пользуемся сейчас. Это был небольшой кружок из металла. Одна сторона кружка была очень гладкая и в него можно было видеть отражение. Например, как эта металлическая ложка.

Воспитатель показывает ложку, даёт детям возможность увидеть в ней своё отражение.

Зафиксируем в наших картах отражение в металлической ложке (выставляется условное обозначение, дети фиксируют).

Воспитатель: Зеркало, похожее на то, которым мы пользуемся сегодня, придумали стеклоделы в древней Венеции. Венеция- это город в Италии. Именно они догадались на стеклянную пластину нанести слой металла.

Воспитатель показывает детям большое зеркало с обратной стороны.

-Давайте зафиксируем в картах нанесение металла на стекло (дети зарисовывают условное обозначение).

Воспитатель: Изготовление зеркал было сложным и долгим, но зеркала получились изумительные. Люди могли видеть себя во весь рост. Зеркалами украшали дворцы и замки богатых людей. Они стоили очень дорого. В наше время зеркала доступны всем. На мольберт добавляется картинка «Зеркала во дворце».

Воспитатель: давайте рассмотрим наши зеркала.

-Какие они по размеру, форме?

Дети: ответы детей….

Воспитатель: Зафиксируйте в своих технологических картах (фиксируют условное обозначение)

Воспитатель: Люди каких профессий используют зеркала чаще в работе?

Дети: Парикмахер, водитель, стилист.

Воспитатель: выставляет картинки на мольберт (парикмахер, врач, водитель)

Раздаёт детям небольшие зеркала.

Воспитатель: Зеркало-это хрупкий предмет, оно может легко разбиться. Поэтому обращаться с ним нужно очень аккуратно.

-Посмотрите в зеркало, что вы видите? 

Дети: ответы детей должны выйти на слово «отражение»

Воспитатель: Дети, возьмите игрушку. Вы можете из неё сделать три, пять отражений игрушек?

Дети: ответы детей

Воспитатель: А зеркало сможет. Соедините свои зеркала так, как это сделала я. В угол поставьте игрушку. Сколько отражений игрушек вы видите? (два зеркала ставятся под углом больше 90%)

Дети: Три

Воспитатель: А теперь постепенно соединяйте зеркала. Что происходит с отражением игрушек?

Дети: Их становится больше

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество игрушек начинает увеличиваться.

Воспитатель: Зафиксируем опыт в картах (выставить условное обозначение)

-Значит зеркала могут многократно отражать количество предметов, когда они находятся под углом.

-А могут ли они создавать узоры?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Где мы можем рассмотреть это свойство зеркал?  

Дети: ответы детей

Воспитатель: Мы забыли про чёрный ящик. Там лежит второй предмет.

 -Этот предмет в виде трубки. При вращении трубки цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают симметричные узоры. 

Дети: Калейдоскоп

Воспитатель: Посмотрите ребята на разнообразие калейдоскопов. 

-Оказывается в России он появился очень давно и стал называться трубкой, «показывающей красивые узоры».

-Изобрёл калейдоскоп великий русский учёный М.В. Ломоносов.

-А примерно в это же время английский учёный Дэвид Брюстер назвал это изобретение калейдоскопом.

-Эти учёные обратили внимание, что осколки стекла, если их поместить в трубку с зеркалами, могут создавать чудесные симметричные узоры, отражаясь в них.

-Рассмотрим внутренне строение калейдоскопа.

Воспитатель: Дети, давайте попробуем сделать калейдоскопы своими руками.

-Хочу обратить ваше внимание на то, что зеркало мы заменим на картон с зеркальной поверхностью в целях безопасности. Ранее мы об этом проговаривали.

-Проходите за рабочие столы. Работать будете в парах.

Этапы изготовления калейдоскопа (технологические карты)

Практическая часть.

Воспитатель: Посмотрели свои узоры в калейдоскопах?

-Зарисовываем в своих технологических картах.

Воспитатель: Дайте пожалуйста нашим гостям посмотреть. Сами подходите в круг.

Вывод: Ребята, давайте с вами расскажем по картам, что интересного узнали сегодня?

Начинает один ребёнок, остальные дополняют.

 

Конспект опытно-исследовательской деятельности “Зеркальная загадка”