автор: Давыдова Валерия Владимировна

Учитель высшей квалификационной категории адаптивной физкультуры и двигательного развития МБОУ СОШИ г. Кизел

ЗАНЯТИЯ РИТМИКОЙ И ЛФК КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Давыдова В.В

Учитель адаптивной физкультуры, ЛФК, ритмики

МБОУ СОШИ г.Кизел

 

 

ЗАНЯТИЯ РИТМИКОЙ И ЛФК КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Аннотация. В статье рассматриваются средства коррекции двигательных нарушений у детей с ОВЗ. Виды корригирующих упражнений. Процесс формирования двигательных навыков у детей с ОВЗ.

Ключевые слова: ритмика, ЛФК, дети с ОВЗ, коррекция нарушений двигательтных функций.

 

Дети с нарушением интеллекта, а особенно дети с умеренной и тяжелой степенью УО, нуждаются в коррекции недостатков психического и физического развития.

У детей с ОВЗ формирование двигательных навыков происходит медленно, так как у них малый резерв двигательных условных рефлексов, на которые можно было бы опереться при формировании новых двигательных представлений.

Активными способами и средствами коррекции являются все виды учебной деятельности, в которую погружаются учащиеся МБОУ СОШИ.

Ритмика и ЛФК – это особенные, нестандартные и неординарные способы и средства воздействия на учащихся, содействующие общему развитию  школьников с ОВЗ.

Уроки ритмики и ЛФК нацелены на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально – волевой сферы, направлены на воспитание положительных качеств личности.

При формировании двигательных навыков у детей с ОВЗ условно выделяют четыре стадии:

  1. Стадия создания представления о двигательном действии через попытки выполнить данное движение частично.
  2. Детальная проработка того или иного движения.
  3. Устранения, предотвращение неправильного движения и первоначальное выполнение движения.
  4. Освоение и разнообразие двигательного навыка.

У детей с ОВЗ  формирования двигательных навыков происходит очень медленно, самой сложной стадией является  создание представления о движении. Обучение движениям будет проходить быстрее, если сочетать наглядный показ с объяснением.

Исходя из выше сказанного, на занятиях ритмики и ЛФК применяется методика формирования навыков, которая выделяет этапы обучения движениям:

I этап – воздействуя на вторую сигнальную систему, используя наглядность, создать представление о движении с помощью объяснения, показа и подводящих упражнений;

II этап –  многократное повторение и использование подводящих упражнений; на этом этапе огромное значение имеет игровая форма проведения занятия, система оценки умений и навыков;

III этап – закрепление и отработка ранее изученных движений, их вариативность; и здесь большое значение имеет привитие интереса к занятиям.

Упражнения на занятиях ритмики с предметами (обручи, шары, ленты, мячи) развивают ловкость, быстроту реакции, точность выполнения движений.

Движения выполненные под музыку, оказывают коррекционное воздействие не только на физическое развитие, но и благоприятно влияют на формирование мышления, памяти, внимания, речи. Музыка организует ребенка,  концентрирует внимание, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Использование корригирующей гимнастики на занятиях ЛФК позволяет задействовать каждое звено опорно – двигательного аппарата, все имышечные группы, сердечно – сосудистую, нервную, дыхательную системы.

На занятиях используются корригирующие упражнения:

1) упражнения с предметами (гимнастические палки, флажки, обручи, скакалки, мешочки с песком, гантели) на развитие пространственного ориентира, точности  движений, координации, укрепление различных групп мышц.

2) упражнения без предметов

– на формирование и коррекцию осанки;

-на укрепление мышц спины и брюшного пресса;

– формирование правильного и спокойного дыхания при выполнении физических упражнений;

–  развитие мелкой моторики, укрепление мышц кистей и пальцев рук.

3) упражнения на тренажерах.

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений  подбирается с учетом задач и целей, видов двигательных нарушений, состояния здоровья, а также с учетом  индивидуальных особенностей, клинических форм и характера нарушения. Корригирующая гимнастика может включать  до 5-6 упражнений, каждое из которых повторяется по 3-4 раза.

Эффективным средством коррекции психофизического развития детей являются используемые на занятиях игры. Игры формируют и совершенствуют организм, функционально нагружая его. Помогают корригировать сохранные возможности, компенсируют недостатки физического развития, способствуют развитию двигательных навыков.

В отличие от выполнения традиционных движений игра всегда связана с инициативным началом, проходит эмоционально, весело тем самым стимулирует двигательную активность. Развлекательная сторона игр, преимущественное использование в них локомоторных, естественных движений, меньшая жесткость правил соответствуют функциональным особенностям детского организма. В сюжетных играх ребенок вживается в образы различных персонажей, имитируя повадки птиц, животных. Занятия выстраиваются таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избежать переутомления и поддерживает активность детей на оптимальном уровне.

Занимайтесь ЛФК, ритмикой и будьте здоровы!

 

Библиографический список.

 Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник / Б.А.  Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990.  

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.,1990. 

Бекина С.И. Музыка и движение. М., «Просвещение», 1984.

Боген Н.Н. Обучения двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 2012.

Колодницкий  Г.А. Музыкальные тгры, ритмсические упражнения и танцы для детей. М., Гном – Пресс, 1998.

Пинаева Е.А. Новые детские диско – танцы: учебно – методическое пособие. – П., 2008.

 

ЗАНЯТИЯ РИТМИКОЙ И ЛФК КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ