автор: Фефелова Евгения Владимировна
Учитель начальных классов МБОУ СОШИ г. Кизел
Рабочая программа по предмету “Предметно-практическая деятельность”
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе «Программы классов для умственно отсталых детей» под редакцией Е. Е. Аюповой.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
– Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
– Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.
– Учебного плана МБОУ СОШИ г. Кизела;
– Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ СОШИ г. Кизела.
Обучение предметно-практической деятельности направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами и является основой дальнейшего обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
У глубоко умственно отсталых детей в силу грубого недоразвития интеллекта отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: различения и идентификации, группировки и обобщения, сравнения, анализа; им недоступен осознанный выбор адекватного способа действия; перенос усвоенного приема и т.д. Они не могут организовать свою деятельность, не используя образца, не умеют применить на практике даже имеющиеся элементарные знания.
Между тем, формирование всех этих основных навыков и приемов умственной деятельности у глубоко умственно отсталых детей возможно именно на самом элементарном, предметно-практическом уровне.
Цели курса:
Создание условий для формирования у ребенка определённых представлений о предметах и действиях с ними.
Задачи :
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.
- формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
- формирование положительного отношения к обучению и труду;
- формирование положительных качеств личности;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;
- развитие умения работать в коллективе.
Основные направления коррекционной работы:
– развитие артикуляционной моторики;
– коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
– развитие речи(жестов), владение техникой жестовой речи;
– расширение представлений об окружающем мире ;
– совершенствование связной (жестовой) речи;
Программно-методический материал включает:
2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Виды и формы организации учебного процесса
Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Предусмотрены следующие содержательные линии:
предметно – манипулятивные действия;
дидактические игры;
деятельность с разборными игрушками;
работа с мозаикой;
элементарное конструирование.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
- Формирование минимального интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру;
- овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основы для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
- минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
- минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
- Формирование интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру;
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основы для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
- опыт конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
- потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные результаты:
– освоение простых действий с предметами и материалами;
-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;
-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
– уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога;
– уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
– уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
– уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
– уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
– уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
– уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
– уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
– уметь сортировать крупы (3 вида);
– складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
– разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
– играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
– узнавать материалы на ощупь, по звуку;
– наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
– играть с конструктивными материалами.
– формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущемся предмете и объекте.
– формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять подражательные упражнения со сменой вида деятельности;
- выполнять шнуровку;
- группировать по цвету, форме, величине;
- находить отличительные и общие признаки двух предметов;
- находить предмет, игрушку по заданным признакам;
- ориентироваться на листе бумаги;
- выкладывать по образцу узоры из мозаики;
- нанизывать кольца пирамиды на стержень;
- складывать разрезные картинки из 2-х и 6-х частей.
Учащиеся должны знать:
- основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Количество часов отведённых на изучение предмета в 3 классе составляет 103 часа, из расчёта 3 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОГО КУРСА
В процессе реализации программы у обучающихся будут формироваться следующие базовые учебные действия:
- Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
– направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
– умение выполнять инструкции педагога;
– использование по назначению учебных материалов;
– умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
– в течение определенного периода времени,
– от начала до конца.
Личностные учебные действия включают следующие умения:
– осознавать себя как ученика;
– готовность прилежно вести себя на уроке;
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
– вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе (вербально, невербально);
– обращаться за помощью и принимать помощь;
– слушать и понимать простую инструкцию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
– взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;
К познавательным учебным действиям следующие умения
– выделять элементарные свойства предметов;
– наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
– выполнение несложных действий с предметами.
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
– доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
– предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
– звучащие предметы для встряхивания;
– предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
– различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
– наборы предметов;
– пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей.);
– мозаики;
– волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
– лото ассоциации;
– деревянные конструкторы;
– шнуровка: обувь, животные, природа;
– счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
– обводка по точкам;
– разборные деревянные машинки, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
– мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
– прищепки;
– деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;
Дидактический материал:
– предметы различной̆ формы, величины, цвета;
– изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
-оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
– специально подобранные предметы;
– интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные – видео, физминутки.
Календарно-тематическое планирование I четверть, 3 часа в неделю, 24 часа
№ | Дата | Тема | Цели, задачи | Оборудование | Планируемый результат |
1 | Выполнение подражательных движений за учителем | 1.Учить выполнять простые подражательные действия по показу учителя.
2.Развивать слуховое и зрительное внимание, память. 3.Воспитывать интерес к предмету, навыки самостоятельности. |
Картинки, предметы, карточки. | Знать: – правила поведения на уроке;
Уметь: – выполнять подражательные действия; – выполнять движения руками, кистью, пальцами; выполнять упражнения с массажными шариками, прищепками. |
|
2 | Пальчиковые игры и упражнения. | ||||
3 | Упражнения для пальцев рук. Выполнение подражательных действий со сменой вида движений. | ||||
4 | Упражнения с массажными шариками. | ||||
5 | Упражнения с прищепками. | ||||
6 | Закрепление умения выполнять подражательные упражнения за учителем. | ||||
7 | Набирание ложкой крупы. | 1.Учить выполнять простые действия с предметами по показу учителя.
2.Развивать общую и мелкую моторику. 3.Воспитывать интерес к уроку. |
Ложка, сахар, крупа, бусы, проволока, шнур, шпагат, пирамидка, матрешка. | Знать: – правила поведения на уроке;
Уметь: – выполнять простые действия с предметами по показу учителя. |
|
8 | Нанизывание бус на штырь. | ||||
9 | Нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур. | ||||
10 | Нанизывание колец пирамидки с учетом цвета. | ||||
11 | Складывание трех- и четырех- составной матрешки. | ||||
12 | Узнавание, различение предметов по цвету (основные цвета), форме, размеру. | 1.Формировать умения узнавать и различать предметы по форме, цвету, величине.
2.Закреплять умения сравнивать предметы по различным свойствам. 3. Развивать умения чередовать предметы по различным признакам. 4. Формировать умения определять предметы на ощупь. 5.Развивать общую и мелкую моторику. 6. Воспитывать интерес к предмету. |
Предметы различные по форме, цвету и величине. | Знать: цвета, форму, величину.
Уметь: узнавать, различать предметы по цвету, форме и величине, группировать, раскладывать, чередовать, различать на ощупь. |
|
13
14 |
Группировка по цвету (размеру; форме).
Игра «Разложи в ряд». |
||||
15 | Чередование предметов через один элемент: по цвету; по форме; по размеру. | ||||
16 | Выкладывание предметов в ряд. | ||||
17 | Различение на ощупь величины предметов. Игра «Чудесный мешочек». | ||||
18 | Конструирование. Работа со строительным материалом . | 1.Учить строить постройки из детского строительного материала по образцу.
2.Формировать умения складывать фигуры из палочек, разрезные картинки. 2.Развивать внимание, мышление, моторику. 3.Воспитывать интерес к предмету. |
Строительный материал, палочки, пазлы. | Знать: – правила безопасного поведения на уроке; – правила работы со строительным материалом;
Уметь: – располагать детали по образцу; – выполнять задания учителя; – составлять из различных фигур предметы, составлять картинки. |
|
19 | Выполнение построек из одноцветных деталей. | ||||
20 | Складывание из счетных палочек различных фигур по показу, образцу и словесной инструкции. | ||||
21 | Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2—5 частей. | ||||
22 | Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 5-10 частей. | ||||
23 | Работа с мозаикой. | 1.Учить работать с мозаикой.
2.Учить выкладывать мозаику в один, два ряда. 3.Закреплять цвета. 4.Развивать мелкую моторику, внимание. 5.Воспитывать познавательный интерес. |
Мозаика, образцы. | Знать: – правила работы с мозаикой; – три цвета;
Уметь: – выполнять практические действия с мозаикой; – выбирать один цвет из разноцветной мозаики; – выкладывать мозаику по образцу. |
|
24 | Выкладывание узоров с соблюдением цвета. |
Календарно-тематическое планирование II четверть, 3 часа в неделю, 24 часа
№ | Дата | Тема | Цели, задачи | Оборудование | Планируемый результат |
1 | Выполнение действий с предметами – открывание: яиц, коробок, матрешек. | 1.Формировать умения выполнять простые действия с предметами.
2.Закреплять навык закручивать крупные гайки. 3.Развивать мелкую и общую моторику. 4.Воспитывать усидчивость. |
Коробки, матрешки, гайки, стержни. | Знать:- как открывать и закрывать предметы;
Уметь: – открывать предметы; – закрывать предметы; – закручивать крупные гайки; – выполнять задание до конца. |
|
2 | Выполнение действий с предметами – закрывание: яиц, коробок, матрешек. | ||||
3 | Закручивание руками крупных пластмассовых гаек на толстом стержне с резьбой. | ||||
4 | Нанизывание больших и маленьких колец на разные стержни. | ||||
5 | Действия с предметами разного цвета. | 1.Формировать умения дифференцировать предметы по цвету, форме и величине.
2.Развитие внимания, наглядно – действенного мышления. |
Предметы различные по цвету, форме, величине. | Знать: – правила поведения на уроке; – три основных цвета (красный, желтый, синий), форму (круглый, квадратный, треугольный), величину (большой, маленький);
Уметь: – выбирать предметы по цветам; – группировать предметы по цветам. |
|
6 | Действия с предметами разной величины. | ||||
7 | Действия с предметами разной формы. | ||||
8 | Игра «Разложи в ряд» | ||||
9 | Игра «Что лишнее» | ||||
10 | Дидактическая игра «Картинное лото» | ||||
11 | Зрительное восприятие. | 1.Формировать умения дифференцировать предметы зрительно.
2.Развивать умения находить общие и отличительные свойства. 3.Воспитывать внимание, память. |
Различные предметы. | Знать: правила поведения на уроке.
Уметь: дифференцировать предметы зрительно, находить общие и отличительные свойства предметов. |
|
12 | Зрительное восприятие двух предметов. | ||||
13 | «Что лишнее». | ||||
14 | «Что изменилось». | ||||
16 | «Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» из деталей трех цветов. | 1.Формировать умения работать с мозаикой.
2.Развивать умения работать по показу учителя. 3.Закрепить цвета. 4.Развивать мелкую моторику, внимание. 5.Воспитывать познавательный интерес. |
Мозаика. | Знать: – правила работы с мозаикой; – три цвета;
Уметь: – выполнять практические действия с мозаикой; – выбирать один цвет из разноцветной мозаики; – выкладывать мозаику по образцу. |
|
17 | Выкладывание мозаики по показу узора. | ||||
18 | Выкладывание мозаики по образцу. | ||||
19 | |||||
20 | Выкладывание из мозаики геометрических фигур. | ||||
21 | «Я умею делать так…» | ||||
22 | Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу. | 1.Формировать умения осмысленно складывать фигуры и узоры по образцу.
2.Развивать общую и мелкую моторику, внимание. 3.Воспитывать усидчивость. |
Палочки, пазлы. | Знать: – правила складывания фигур;
Уметь: – собирать фигуры и узоры по образцу; – соблюдать последовательность сборки; – выполнять подражательные действия. |
|
23 | Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Фрукты. | ||||
24 | Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Овощи. |
Календарно-тематическое планирование III четверть, 3 часа в неделю, 29 часов
№ | Дата | Тема | Цели, задачи | Оборудование | Планируемый результат |
1 | Пластилин. Свойства пластилина. | 1.Формировать умения лепить овощи, фрукты и буквы из пластилина.
2.Развитие внимания, наглядно – действенного мышления. |
Пластилин, картинки, натуральные овощи и фрукты, макеты. | Знать: – правила поведения на уроке; – овощи, фрукты и изученные буквы.
Уметь: – лепить овощи и фрукты простой формы. |
|
2 | Лепка фруктов: слива, вишня. | ||||
3 | Лепка овощей: морковь, огурец. | ||||
4
5 |
Лепка изученных букв по образцу. | ||||
6 | Работа с бумагой. Свойства. Приёмы работы. | 1.Формировать умения работать с бумагой.
2.Развитие умения выполнять аппликации по образцу. 3. Развивать логическое мышление. 4. Учить взаимодействовать друг с другом. |
Предметы различные по форме, цвету, картон, цветная бумага, клей. | Знать: – правила поведения на уроке; приемы работы с бумагой.
Уметь: выбирать предметы по форме; – работать с бумагой; – работать по образцу. |
|
7 | Аппликация «Осенние листочки» | ||||
8 | Наклеивание по образцу. Овощи, фрукты. | ||||
9 | Аппликация «Дом с крышей». | ||||
10 | Нитки. Свойства ниток. Приемы работы с нитками. | 1.Формировать умения работать с нитками, наматывать их на катушки, клубки, разрезать.
2.Закрепить умения складывать разрезные картинки. 3.Учить выполнять упражнения по инструкции учителя, 4.Воспитывать внимание, память, развивать мелкую моторику. |
Клубки ниток разной длины и толщины, игрушки, ножницы. | Знать: свойства ниток, приемы работы с нитками.
Уметь: сортировать нитки по цвету; наматывать их на катушки; разрезать нитки. |
|
11 | Наматывание ниток на игрушки. | ||||
12 | |||||
13 | Сортировка ниток по цвету. | ||||
14 | Наматывание ниток на катушку. | ||||
15 | |||||
16 | Упражнения на разрезание ниток разной длины и толщины. | ||||
17 | Выполнение упражнения «Шнуровка» | 1.Учить работать со шнуровкой.
2.Закреплять умения работать по инструкции. 4.Развивать мелкую моторику, внимание. 5.Воспитывать познавательные интересы. |
Шнуровка. | Знать: – правила работы на уроке;
Уметь: – выполнять практические действия со шнуровкой; – работать по инструкции. |
|
18 | |||||
19 | |||||
20 | Конструирование из геометрических фигур | 1.Упражнять в умении выполнять элементарное конструирование.
2.Учить выполнять практические действия со счетными палочками и строительным материалом. 3.Развивать мелкую моторику, внимание. |
Счетные палочки, строительный материал, карточки образцы. | Знать: – правила работы на уроке.
Уметь: – складывать из счетных палочек геометрические фигуры, буквы; – складывать постройки из строительного материала. |
|
21 | |||||
22 | Складывание фигур и букв из палочек. | ||||
23 | |||||
24 | Складывание из счетных палочек «Грузовая машина». | ||||
25 | Постройки из строительного материала по показу и образцу. | ||||
26 | Группировка предметов по цвету. | 1.Формировать умения группировать предметы по форме, цвету, величине.
2.Развивать умения находить предметы по заданию. 3. Учить ориентироваться в пространстве. 4.Развивать внимание, память. |
Предметы различные по форме, цвету, величине. | Знать: правила работы на уроке.
Уметь: различать предметы по форме, цвету, величине, выполнять задания по инструкции учителя. |
|
27 | Группировка предметов по форме. | ||||
28 | Группировка предметов по величине. | ||||
29 | Игра «Найди в окружающем». |
Календарно-тематическое планирование IV четверть, 3 часа в неделю, 22 часа
№ | Дата | Тема | Цели, задачи | Оборудование | Планируемый результат |
1 | Аппликация «Разноцветные шары» | 1.Формировать умения выполнять аппликации по образцу и словесной инструкции учителя.
2.Развивать внимание, мышление, мелкую моторику. 3.Воспитывать усидчивость. |
Картон, цветная бумага, клей, образцы. | Знать: – правила поведения на уроке; правила работы с клеем.
Уметь: – выполнять аппликацию по образцу и словесной инструкции учителя. |
|
2 | Аппликация «Гусеница» | ||||
3 | Аппликация «Флажки» | ||||
4 | Аппликация методом обрыва «Геометрические фигуры» | ||||
5 | Складывание картинок из 6-10 деталей. | 1.Закрепить умения складывать картинки из 6-10 деталей.
2.Развивать навык ориентировки в пространстве. 3.Воспитывать интерес к обучению. |
Пазлы. | Знать: – правила работы на уроке.
Уметь: – складывать картинки из 6-10 деталей. |
|
6 | |||||
7
8 |
Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов. | 1.Закрепить понятие цвет.
2.Закреплять умения выполнять движения по показу учителя. 3.Развивать внимание, пространственное ориентирование, мышление. |
Мозаика, картинки – образцы. | Знать: правила поведения на уроке;
Уметь: – выполнять движения по показу учителя; – выполнять действия с предметами по инструкции учителя. |
|
9
10 |
Выкладывание узоров по показу и по образцу. | ||||
11 | Бусы. | 1.Закрепить навык нанизывания бус на проволоку.
2.Развивать мелкую моторику. 3.Воспитывать усидчивость, концентрацию внимания. |
Бусы, проволока. | Знать: – правила безопасного обращения с проволокой, бусинами;
Уметь: – нанизывать бусины на проволоку; – выполнять инструкцию учителя. |
|
12 | |||||
13 | |||||
14 | Лепка матрешки. | 1.Отрабатывать навыки работы с пластилином.
2.Развивать мелкую моторику. 3.Воспитывать интерес к уроку. |
Пластилин, игрушки, карточки, картинки. | Знать: – правила поведения; – правила работы с пластилином.
Уметь: – лепить простые предметы по образцу и инструкции учителя; – соблюдать инструкцию учителя. |
|
15 | Лепка «Рыбка» | ||||
16 | Лепка цифр и букв. | ||||
17 | Выкладывание фигур из счетных палочек. | 1.Формировать умения выполнять действия по образцу.
2.Развивать мелкую моторику. 3.Развивать активность, самостоятельность. |
Счетные палочки, образец. | Знать: правила работы на уроке.
Уметь: выполнять действия по образцу. |
|
18 | |||||
19 | |||||
20
21 |
Игра «Лото» | 1.Формировать навыки выполнения работы по инструкции.
2.Развивать логическое мышление. 3.Воспитывать усидчивость, концентрацию внимания. |
Игра «Лото» | Знать: правила работы на уроке.
Уметь: выполнять действия по образцу; играть совместно с учителем и одноклассниками. |
|
22 | Повторение пройденного. | 1.Закреплять понятия цвет, форма, величина.
2.Закреплять умения выполнять движения по показу учителя. 3.Развивать внимание,мышление, умение ориентироваться в пространстве. |
Предметы, картинки. | Знать: правила поведения на уроке; – три цвета;
Уметь: – выполнять движения по показу учителя; – выполнять действия с предметами по инструкции учителя; – ориентироваться в пространстве. |