автор: Фефелова Евгения Владимировна

Учитель начальных классов МБОУ СОШИ г. Кизел

Рабочая программа по предмету “Предметно-практическая деятельность”

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе «Программы классов для умственно отсталых детей» под редакцией   Е. Е. Аюповой. 

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

– Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года  № 273;

– Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.

– Учебного плана  МБОУ СОШИ  г. Кизела;

– Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в  МБОУ СОШИ г. Кизела.

Обучение предметно-практической деятельности направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами и является основой дальнейшего обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. 
У глубоко умственно отсталых детей в силу грубого недоразвития интеллекта отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: различения и идентификации, группировки и обобщения, сравнения, анализа; им недоступен осознанный выбор адекватного способа действия; перенос усвоенного приема и т.д. Они не могут организовать свою деятельность, не используя образца, не умеют применить на практике даже имеющиеся элементарные знания. 

Между тем, формирование всех этих основных навыков и приемов умственной деятельности у глубоко умственно отсталых детей возможно именно на самом элементарном, предметно-практическом уровне.

Цели курса:

Создание условий для формирования у ребенка определённых представлений о предметах и действиях с ними.

Задачи :

  • освоение простых действий с предметами и материалами;
  •  развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.
  • формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
  • формирование положительного отношения к обучению и труду;
  •  формирование положительных качеств личности;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
  • овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;
  • развитие умения работать в коллективе.

 

Основные направления коррекционной работы:

– развитие артикуляционной моторики;

– коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

– развитие речи(жестов), владение техникой жестовой  речи;

– расширение представлений об окружающем мире ;

– совершенствование связной (жестовой) речи;

 

Программно-методический материал включает:

2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Виды и формы организации учебного процесса

Основная форма обучения  –  учебно-практическая деятельность учащихся.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Предусмотрены следующие содержательные линии:

предметно – манипулятивные действия;

дидактические игры;

деятельность с разборными игрушками;

работа с мозаикой;

элементарное конструирование.

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного курса

 

Личностные результаты:

Минимальный уровень: 

  • Формирование минимального  интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру;
  • овладение элементарными  навыками предметно-практической деятельности как необходимой основы для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
  • минимальный  опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
  • минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Достаточный уровень: 

  • Формирование   интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру;
  • овладение  навыками предметно-практической деятельности как       необходимой основы для самообслуживания, коммуникации,       изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
  • владение  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
  •  опыт конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками
  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
  • потребность  участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

 

Предметные результаты:

– освоение простых действий с предметами и материалами;

-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;

-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

 – уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога;

– уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

– уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

– уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

–  уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

– уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;

– уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

– уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;

– уметь сортировать крупы (3 вида);

– складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

– разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.

– играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

– узнавать материалы на ощупь, по звуку;

– наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

– играть с конструктивными материалами.

– формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущемся предмете и объекте.

– формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять подражательные упражнения со сменой вида деятельности;
  • выполнять шнуровку;
  • группировать по цвету, форме, величине;
  • находить отличительные и общие признаки двух предметов;
  • находить предмет, игрушку по заданным признакам;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • выкладывать по образцу узоры из мозаики;
  • нанизывать кольца пирамиды на стержень;
  • складывать разрезные картинки из 2-х и 6-х частей.

Учащиеся должны знать:

  • основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

Описание места учебного предмета в учебном плане

Количество часов отведённых на изучение   предмета  в 3 классе составляет 103 часа, из расчёта  3 часа в неделю. 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОГО КУРСА

В процессе реализации программы у обучающихся будут формироваться следующие базовые учебные действия:

  1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
    эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
    2. Формирование учебного поведения:
    – направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    – умение выполнять инструкции педагога;
    – использование по назначению учебных материалов;
    – умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
    3. Формирование умения выполнять задание:
    – в течение определенного периода времени, 

 – от начала до конца.
Личностные учебные действия включают следующие умения:
– осознавать себя как ученика;

  – готовность  прилежно вести себя на уроке;

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
– вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе (вербально, невербально); 

– обращаться за помощью и принимать помощь;
– слушать и понимать простую инструкцию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
– взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;

К познавательным учебным действиям следующие умения

– выделять  элементарные свойства предметов;
– наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; 

– выполнение несложных действий с предметами.

 

ПРОГРАММНОЕ  И  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

– доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления); 

– предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);   

– звучащие   предметы   для   встряхивания;

–  предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);

– различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья); 

– наборы   предметов;

– пазлы, (из   2-х, 3-х, 4-х частей.); 

– мозаики; 

– волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);

– лото ассоциации;

– деревянные конструкторы;

– шнуровка: обувь, животные, природа;

– счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;

– обводка по точкам;

– разборные деревянные машинки, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;

– мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);

– прищепки;

– деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;

Дидактический материал: 

– предметы различной̆ формы, величины, цвета; 

– изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.; 

-оборудование, позволяющее   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам;

– специально подобранные предметы;

– интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные – видео, физминутки.


Календарно-тематическое планирование I четверть, 3 часа в неделю, 24 часа

 

Дата Тема Цели, задачи Оборудование Планируемый результат
1 Выполнение подражательных движений за учителем 1.Учить выполнять простые подражательные действия по показу учителя.

2.Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

3.Воспитывать интерес к предмету, навыки  самостоятельности.

Картинки, предметы, карточки. Знать: – правила поведения на уроке;

Уметь: – выполнять подражательные действия; – выполнять движения руками, кистью, пальцами; выполнять упражнения с массажными шариками, прищепками.

2 Пальчиковые игры и упражнения.
3 Упражнения для пальцев рук. Выполнение подражательных действий со сменой вида движений.
4 Упражнения с массажными шариками.
5 Упражнения с прищепками.
6 Закрепление умения выполнять подражательные упражнения за учителем.
7 Набирание ложкой крупы. 1.Учить выполнять простые действия с предметами по показу учителя.

2.Развивать общую и мелкую моторику.

3.Воспитывать интерес к уроку.

Ложка, сахар, крупа, бусы, проволока, шнур, шпагат, пирамидка, матрешка. Знать: – правила поведения на уроке;

Уметь: – выполнять простые действия с предметами по показу учителя.

8 Нанизывание бус на штырь.
9 Нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур.
10 Нанизывание колец пирамидки с учетом цвета.
11 Складывание трех- и четырех- составной матрешки.
12 Узнавание, различение  предметов по цвету (основные цвета), форме, размеру. 1.Формировать умения узнавать и различать предметы по форме, цвету, величине.

2.Закреплять умения сравнивать предметы по различным свойствам.

3. Развивать умения чередовать предметы по различным признакам.

4. Формировать умения определять предметы на ощупь.

5.Развивать общую и мелкую моторику.

6. Воспитывать интерес к предмету.

Предметы различные по форме, цвету и величине. Знать: цвета, форму, величину.

Уметь: узнавать, различать  предметы по цвету, форме и величине, группировать, раскладывать, чередовать, различать на ощупь. 

13

14

Группировка по цвету (размеру; форме). 

Игра «Разложи в ряд».

15 Чередование предметов через один элемент: по цвету; по форме; по размеру.
16 Выкладывание предметов в ряд.
17 Различение на ощупь величины предметов. Игра «Чудесный мешочек».
18 Конструирование. Работа со строительным материалом . 1.Учить строить постройки из детского строительного материала по образцу.

2.Формировать умения складывать фигуры из палочек, разрезные картинки.

2.Развивать внимание, мышление, моторику.

3.Воспитывать интерес к предмету.

Строительный материал, палочки, пазлы. Знать: – правила безопасного поведения на уроке; – правила работы со строительным материалом;

Уметь: – располагать детали по образцу; – выполнять задания учителя; – составлять из различных фигур предметы, составлять картинки.

19 Выполнение построек из одноцветных деталей.
20 Складывание из счетных палочек различных фигур по показу, образцу и словесной инструкции.
21 Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2—5 частей.
22 Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 5-10 частей.
23 Работа с мозаикой. 1.Учить работать с мозаикой.

2.Учить выкладывать мозаику в один, два ряда.

3.Закреплять цвета.

4.Развивать мелкую моторику, внимание.

5.Воспитывать познавательный интерес.

Мозаика, образцы. Знать: – правила работы с мозаикой; – три цвета;

Уметь: – выполнять практические действия с мозаикой; – выбирать один цвет из разноцветной мозаики; – выкладывать мозаику по образцу.

24 Выкладывание узоров с соблюдением цвета.

 

Календарно-тематическое планирование II четверть, 3 часа в неделю, 24 часа

 

Дата Тема Цели, задачи Оборудование Планируемый результат
1 Выполнение действий с предметами – открывание: яиц, коробок, матрешек. 1.Формировать умения выполнять простые действия с предметами.

2.Закреплять навык закручивать крупные гайки.

3.Развивать мелкую и общую моторику.

4.Воспитывать усидчивость.

Коробки, матрешки, гайки, стержни. Знать:- как открывать и закрывать предметы;

Уметь: – открывать предметы; – закрывать предметы; – закручивать крупные гайки; – выполнять задание до конца.

2 Выполнение действий с предметами – закрывание: яиц, коробок, матрешек.
3 Закручивание руками крупных пластмассовых гаек на толстом стержне с резьбой.
4 Нанизывание больших и маленьких колец на разные стержни.
5 Действия с предметами разного цвета. 1.Формировать умения  дифференцировать предметы по цвету, форме и величине.

2.Развитие внимания, наглядно – действенного мышления.

Предметы различные по цвету, форме, величине. Знать: – правила поведения на уроке; – три основных цвета (красный, желтый, синий), форму (круглый, квадратный, треугольный), величину (большой, маленький);

Уметь: – выбирать предметы по цветам; – группировать предметы по цветам.

6 Действия с предметами разной величины.
7 Действия с предметами разной формы.
8 Игра «Разложи в ряд»
9 Игра «Что лишнее»
10 Дидактическая игра «Картинное лото»
11 Зрительное восприятие. 1.Формировать умения дифференцировать предметы зрительно.

2.Развивать умения находить общие и отличительные свойства.

3.Воспитывать внимание, память.

Различные предметы. Знать: правила поведения на уроке.

Уметь: дифференцировать предметы зрительно, находить общие и отличительные свойства предметов.

12 Зрительное восприятие двух предметов.
13 «Что лишнее».
14 «Что изменилось».
16 «Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» из деталей трех цветов. 1.Формировать умения работать с мозаикой.

2.Развивать умения работать по показу учителя.

3.Закрепить цвета.

4.Развивать мелкую моторику, внимание.

5.Воспитывать познавательный интерес.

Мозаика. Знать: – правила работы с мозаикой; – три цвета;

Уметь: – выполнять практические действия с мозаикой; – выбирать один цвет из разноцветной мозаики; – выкладывать мозаику по образцу.

17 Выкладывание мозаики по показу узора.
18 Выкладывание мозаики по образцу.
19
20 Выкладывание из мозаики геометрических фигур.
21 «Я умею делать так…»
22 Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу.  1.Формировать умения осмысленно складывать фигуры и узоры по образцу.

2.Развивать общую и мелкую моторику, внимание.

3.Воспитывать усидчивость.

Палочки, пазлы. Знать: – правила складывания фигур;

Уметь: – собирать фигуры и узоры по образцу; – соблюдать последовательность сборки; – выполнять подражательные действия.

23 Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Фрукты. 
24 Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Овощи. 

 

Календарно-тематическое планирование III четверть, 3 часа в неделю, 29 часов

 

Дата Тема Цели, задачи Оборудование Планируемый результат
1 Пластилин. Свойства пластилина. 1.Формировать умения лепить овощи, фрукты и буквы из пластилина.

2.Развитие внимания, наглядно – действенного мышления.

Пластилин, картинки, натуральные овощи и фрукты, макеты. Знать: – правила поведения на уроке; – овощи, фрукты и изученные буквы.

Уметь: – лепить овощи и фрукты простой формы.

2 Лепка фруктов: слива, вишня.
3 Лепка овощей: морковь, огурец.
4

5

Лепка изученных букв по образцу.
6 Работа с бумагой. Свойства. Приёмы работы. 1.Формировать умения работать с бумагой.

2.Развитие умения выполнять аппликации по образцу.

3. Развивать логическое мышление.

4. Учить взаимодействовать друг с другом.

Предметы различные по форме, цвету, картон, цветная бумага, клей. Знать: – правила поведения на уроке; приемы работы с бумагой. 

Уметь: выбирать предметы по форме; – работать с бумагой; – работать по образцу.

7 Аппликация «Осенние листочки»
8 Наклеивание по образцу. Овощи, фрукты.
9 Аппликация «Дом с крышей».
10 Нитки. Свойства ниток. Приемы работы с нитками. 1.Формировать умения работать с нитками, наматывать их на катушки, клубки, разрезать.

2.Закрепить умения складывать разрезные картинки.

3.Учить выполнять упражнения по инструкции учителя,

4.Воспитывать внимание, память, развивать мелкую моторику.

Клубки ниток разной длины и толщины, игрушки, ножницы. Знать: свойства ниток, приемы работы с нитками.

Уметь: сортировать нитки по цвету; наматывать их  на катушки; разрезать нитки.

11 Наматывание ниток на игрушки.
12
13 Сортировка ниток по цвету.
14 Наматывание ниток на катушку.
15
16 Упражнения на разрезание ниток разной длины и толщины.
17 Выполнение упражнения «Шнуровка» 1.Учить работать со шнуровкой.

2.Закреплять умения работать по инструкции.

4.Развивать мелкую моторику, внимание.

5.Воспитывать познавательные интересы.

Шнуровка. Знать: – правила работы на уроке;

Уметь: – выполнять практические действия со шнуровкой; – работать по инструкции.

18
19
20 Конструирование из геометрических фигур 1.Упражнять в умении выполнять элементарное конструирование. 

2.Учить выполнять практические действия со  счетными палочками и строительным материалом.

3.Развивать мелкую моторику, внимание.

Счетные палочки, строительный материал, карточки образцы. Знать: – правила работы на уроке.

Уметь: – складывать из счетных палочек геометрические фигуры, буквы; – складывать постройки из строительного материала.

21
22 Складывание фигур и букв из палочек.
23
24 Складывание из счетных палочек «Грузовая машина».
25 Постройки из строительного материала по показу и образцу.
26 Группировка предметов по цвету. 1.Формировать умения группировать предметы по форме, цвету, величине.

2.Развивать умения находить предметы по заданию.

3. Учить ориентироваться  в пространстве.

4.Развивать внимание, память.

Предметы различные по форме, цвету, величине. Знать: правила работы на уроке.

Уметь: различать предметы по форме, цвету, величине, выполнять задания по инструкции учителя.

27 Группировка предметов по форме.
28 Группировка предметов по величине.
29 Игра «Найди в окружающем».

 

Календарно-тематическое планирование IV четверть, 3 часа в неделю, 22 часа

 

Дата Тема Цели, задачи Оборудование Планируемый результат
1 Аппликация «Разноцветные шары» 1.Формировать умения выполнять аппликации по образцу и словесной инструкции учителя.

2.Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

3.Воспитывать усидчивость.

Картон, цветная бумага, клей, образцы. Знать: – правила поведения на уроке; правила работы с клеем.

Уметь: – выполнять аппликацию по образцу и словесной инструкции учителя.

2 Аппликация «Гусеница»
3 Аппликация «Флажки»
4 Аппликация методом обрыва «Геометрические фигуры»
5 Складывание картинок из 6-10 деталей. 1.Закрепить умения складывать картинки из 6-10 деталей.

2.Развивать навык ориентировки в пространстве.

3.Воспитывать интерес к обучению.

Пазлы. Знать: – правила работы на уроке.

Уметь: – складывать картинки из 6-10 деталей.

6
7

8

Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов. 1.Закрепить понятие цвет.

2.Закреплять  умения выполнять движения по показу учителя.

3.Развивать внимание, пространственное ориентирование, мышление.

Мозаика, картинки – образцы. Знать: правила поведения на уроке; 

Уметь: – выполнять движения по показу учителя; – выполнять действия с предметами по инструкции учителя.

9

10

Выкладывание узоров по показу и по образцу.
11 Бусы. 1.Закрепить навык нанизывания бус на проволоку.

2.Развивать мелкую моторику.

3.Воспитывать усидчивость, концентрацию внимания.

Бусы, проволока. Знать: – правила безопасного обращения с проволокой, бусинами; 

Уметь: – нанизывать бусины на проволоку; – выполнять инструкцию учителя.

12
13
14 Лепка матрешки. 1.Отрабатывать навыки  работы с пластилином.

2.Развивать мелкую моторику.

3.Воспитывать интерес к уроку.

Пластилин, игрушки, карточки, картинки. Знать: – правила поведения; – правила работы с пластилином.

Уметь: – лепить простые предметы по образцу и инструкции учителя; – соблюдать инструкцию учителя.

15 Лепка «Рыбка»
16 Лепка цифр и букв.
17 Выкладывание фигур из счетных палочек. 1.Формировать умения выполнять действия по образцу.

2.Развивать мелкую моторику.

3.Развивать активность, самостоятельность.

Счетные палочки, образец. Знать: правила работы на уроке.

Уметь: выполнять действия по образцу.

18
19
20

21

Игра «Лото» 1.Формировать навыки выполнения работы по инструкции.

2.Развивать логическое мышление.

3.Воспитывать усидчивость, концентрацию внимания.

Игра «Лото» Знать: правила работы на уроке.

Уметь: выполнять действия по образцу; играть совместно с учителем и одноклассниками.

22 Повторение пройденного. 1.Закреплять понятия цвет, форма, величина.

2.Закреплять умения выполнять движения по показу учителя.

3.Развивать внимание,мышление, умение ориентироваться в пространстве. 

Предметы, картинки. Знать: правила поведения на уроке; – три цвета; 

Уметь: – выполнять движения по показу учителя; – выполнять действия с предметами по инструкции учителя; – ориентироваться в пространстве.


Рабочая программа по предмету “Предметно-практическая деятельность”