автор: Ершова Валерия Олеговна

Учитель информатики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1»

Технологическая карта по информатике. 5 класс. ФГОС

Урок информатики в 5 классе по УМК Босовой Л.Л. (ФГОС)

Разработчик: Ершова В.О.

Тема: Компьютерная графика. 

Цель: 

  • Дидактическая: познакомить с понятием «компьютерная графика» и формировать умение работать в графическом редакторе Paint.
  • Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать логическое мышление и наблюдательность.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, умение работать в группах, воспитывать нравственные качества ученика.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, компьютерный практикум, практическая работа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная. 

Оборудование: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ ФГОС: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;

компьютер;

мультимедийный проектор;

презентация «Компьютерная графика»;

карточка для работы в группах;

карта урока.

Планируемые результаты: по итогам проведенного урока учащиеся должны 

знать: 

  • Определение компьютерной графики; 
  • Основные элементы окна и инструменты графического редактора Paint; 

уметь: 

  • создавать изображение в редакторе Paint; 
  • применять полученные знания, умения и навыки на практике. 

Основные понятия: компьютерная графика, графический редактор.

План – конспект урока

 

Этап урока Ход урока Планируемые результаты Оценка результатов деятельности ученика Примечания
1.Мотивирование к учебной деятельности. – Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу и начнём наш урок. 

Давайте настроимся на работу. Проведем с вами игру «Досчитай до десяти».

Энегризатор «Сосчитай до десяти»

Задача учеников: сосчитать до десяти, не произносив число, которое загадывает учитель пред началом счета, а хлопнуть в ладоши.

Примечание: Данное упражнение направлено на активизацию учеников, концентрацию внимания.

  • Возьмите карту урока, запишите число, а тему нашего сегодняшнего урока вы попробуете сформулировать самостоятельно чуть позже.

– Выберите смайлик, который соответствует сейчас вашему настроению и зарисуйте его в правом верхнем углу вашей карты урока.

Личностные: мотивация учения, смыслообразования, нравственно-эстетического оценивания.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные: сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения, умение вести беседу, кратко формулировать мысли в устной форме.

Познавательные – работа с ресурсами.

Применение ИКТ на протяжении всего урока.

Слайд 1

Слайд 2 Заполнение карты урока

2.Актуализация знаний.
  • Все готовы? Тогда начнем.
  • Давайте повторим предыдущий материал. Я предлагаю Вам разгадать кроссворд.
  • Вопросы:
  1. Одно из основных устройств ввода информации от пользователя в компьютер. (клавиатура)
  2. Аппарат, предназначенный для вывода графической или текстовой информации. (монитор)
  3. Электроакустический прибор, служащий для ввода звуковой информации в компьютер. (микрофон)
  4. Устройство, выполняющее преобразование расположенного на бумаге изображения в электронный  вид. (Сканер)
  5. Устройство вывода информации на бумагу. (принтер)
  6. Малоразмерная цифровая видео или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети интернет. (вебкамера)
  7. Устройство для воспроизведения звука. (динамик)
Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.

Познавательные – освоение начальных форм познавательной рефлексии (общеучебные).

Слайд 3
3.«Открытие нового знания»

  1. формулирование темы и цели урока
Беседа.

  • Посмотрите пожалуйста на доску. Что вы видите? (картинки). 
  • Чем отличаются эти картинки друг от друга? (одна нарисована от руки, вторая картинка выполнена на компьютере).
  • Как называется изображение, выполненное с помощью компьютера? (графическое изображение).
  • Графическое изображение мы можем создавать на компьютере или обрабатывать уже готовое.
  • Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Компьютерная графика).
  • Запишите тему в карту урока.
  • Что же вы хотите узнать при изучении данного вопроса?
  • Какова цель нашего урока? Чему будем учиться? (Узнать что такое компьютерная графика, познакомиться с инструментами одного из простейших графических редакторов – Paint, научиться использовать инструменты для создания рисунка).
Личностные: воспитание культуры на уроке.

Регулятивные: контроль ответов сверстников.

Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.

Познавательные – выдвижение цели, умение делать умозаключение.

Фронтальная работа Слайд 4

Слайд 5

Заполнение карты урока

Слайд 6

2) знакомство с понятием компьютерная графика
  • Давайте вместе дадим определение понятию «Компьютерная графика». 
  • «Компьютерная графика» – это раздел какой науки? (информатики), значит он что-то изучает, что? (изучает средства и способы создания и обработки изображений) каких? (графических), с помощью чего? (компьютерной техники).

Запишите определение в карту урока. 

Личностные: взаимопомощь.

Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов.

Коммуникативные: осознанно строить речевое и письменное высказывание, готовность слушать собеседника и вести диалог.

Познавательные – овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объекта в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Слайд 7

Слайд 8

3) работа в группах
  • Компьютерную графику применяют представители самых разных профессий.  Каких? Работа с учебником в группах. Правила работы в группах (работать дружно, не перебивать друг друга…).
  • Проверка. (Художник, Архитектор при проектировании новых зданий, Сценарист компьютерных игр, Создатель рекламы, Дизайнер помещений, Инженер, при создании новых видов техники).

Слайд 9

Слайд 10

4)Компьютерный практикум
  • Сейчас вы будете выполнять компьютерный практикум. Давайте вспомним основные правила техники безопасности при работе за компьютером (не трогать монитор руками, не исправлять неисправности самостоятельно, расстояние от монитора до глаз должно составлять около 50 см).
  • Работать будете в графическом редакторе Paint. Значок редактора на панели задач (в самом низу рабочего стола).
  • Ваше задание: рассмотреть элементы окна, основные инструменты и подписать в пустых окошечках в ваших картах.

Поднося курсор к нужному инструменту, высвечивается его название. 

ФИЗ.МИНУТКА

  • Сверить работу с результатом на доске. Отключить мониторы.
Слайд 11

Слайд 12

Слайд 12

Время на выполнение 3 минуты

Слайд 13

Слайд 14

4. Первичное закрепление учебного материала
  • Теперь давайте закрепим наши знания.
  • Подберите окончание для предложения….(программа для создания и редактирование рисунков).
  • Отгадайте загадки (Карандаш, заливка, кисть, овал).
Регулятивные: коррекция-внесение необходимых дополнений.

Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.

Слайды
15-20
5. Практическая работа
  • Ребята, с названиями инструментов мы познакомились, теперь давайте посмотрим, как их применять. В практической работе, нам потребуются такие инструменты, как: прямоугольник, треугольник, линия, толщина линий, кисти и заливка цветом, ластик приветствуется фантазия автора. Показать, как отменить действие. Напомнить, как сохранять работу.
  • Запускаем Paint, демонстрация работы с инструментами.
  • Критерии оценивания работы: применить все изученные нами инструменты (т.е. нельзя нарисовать домик только одним карандашом).
Регулятивные: умение оценивать свою работу. Слайд 21

Paint

Время на выполнение практической работы10 минут

6.Подведение итогов урока
  • Ребята, урок подходит к концу. Продемонстрируйте свои рисунки друг другу. Сохраните Ваши работы на рабочий стол под своей фамилией. Отключите мониторы и сядьте за парты. Работы я проверю и отметки скажу на следующем уроке. Те, кто активно работал со мной, получают бонусный балл (фамилии учеников).
  • Пора подвести итоги. Какую цель мы ставили? Удалось достичь поставленной цели?
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию.

7. Рефлексия
  • Ребята, вам необходимо будет закончить моё предложение:
  1. Сегодня на уроке я узнал …
  2. Было интересно …
  3. Теперь я могу …
  4. Полученные знания мне пригодятся …
  • Выберите смайлик, который соответствует сейчас вашему настроению и зарисуйте его в правом нижнем углу вашей карты урока.
Самооценка  ученика Слайд 22

Слайд 23

8.Домашнее задание – Откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок:

§11 (с. 74 – 81). Для тех кто считает, что необходимо повторить изученный материал.

РТ: № 142, 143. Для тех, кто на отлично усвоил материал урока, то Вы выполняете более сложное задание из рабочей тетради. 

И дополнительное задание для желающих поработать в графическом редакторе «Paint» Вы можете  сделать свой мини-проект на тему «Моя Камчатка». 

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Слайд 24

 

Самоанализ урок информатики в 5 классе по УМК Босовой Л.Л. (ФГОС)

При подготовке к уроку мною были учтены программные требования в соответствии с требованиями ФГОС, возрастные и учебные возможности учеников.

При подготовке к уроку была поставлена триединая цель:

  • Дидактическая: познакомить с понятием «компьютерная графика» и формировать умение работать в графическом редакторе Paint.
  • Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать логическое мышление и наблюдательность.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, умение работать в группах, воспитывать нравственные качества ученика.

Оборудование: 

  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ ФГОС: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация «Компьютерная графика»;
  • карточка для работы в группах;
  • карта урока.

Для реализации данной цели применяла объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый (эвристический) метод.

Учебную деятельность организовала в следующих формах: коллективная, индивидуальная, групповая. Стоит отметить, что группы были сформированы таким образом, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и в каждой группе был ученик, который мог бы направить работу, оказать помощь при возникновении трудностей.

По типу урок «открытия» нового знания. 

Считаю, что избранная структура урока была рациональна для обеспечения взаимосвязи всех этапов урока.

1 этап – Мотивирование к учебной деятельности. Был проведен энергизатор. Данное упражнение направлено на активизацию учеников, концентрацию внимания.

На данном этапе формировались Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

На 2 этапе урока при помощи фронтальной работы актуализировали опорные знания  и через создание проблему ученики самостоятельно сформулировали тему урока, определили цели урока.

Данная работа развивала Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания». Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме. Познавательныеосвоение начальных форм познавательной рефлексии.

На 3 этапе проводилась работа по достижению поставленных целей. Ученики самостоятельно формулировали определение, отвечали на вопросы. В групповой работе учащимся было предложено практико-ориентированное задание с элементами профориентации. Я лишь направляла работу класса. Дети самостоятельно добывают новые знания о названиях инструментов графического редактора. Данной работой я стимулировала учеников к размышлению, формировала УУД: Личностные: взаимопомощь. Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов. Коммуникативные: осознанно строить речевое и письменное высказывание, готовность слушать собеседника и вести диалог. Познавательныеовладение начальными сведениями о сущности и особенностях объекта в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

4 этап урока представлял собой первичное закрепление названий инструментов графического редактора (загадки). Формировались Регулятивные УУД: коррекция-внесение необходимых дополнений. Коммуникативные УУД: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.

5 этап урока – практическая работа в форме мини-проекта с демонстрацией своих результатов, что создает ситуацию успеха для каждого ученика и создает благоприятный психологический климат. Ребята применяли полученные теоретические знания об инструментах редактора на практике. Формировались Регулятивные УУД: умение оценивать свою работу. 

6 этапом было подведение итогов. Итог ориентирован на анализ достижения цели. 

На 7 этапе проводилась рефлексия. Во время рефлексии ученикам предлагалась закончить предложение. Тем самым стало понятно, что ученикам было интересно на уроке, что нового они узнали, где будут применять полученные знания.

Эти этапы (6,7) способствовали формированию Регулятивных УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативных УУД: умение выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию.

8 этап – домашнее задание. Здесь дифференцированный подход. Если ученик считает, что ему необходимо повторить изученный материал, то читает параграф учебника, если учащийся усвоил материал на отлично, то предлагается выполнить задание из рабочей тетради. И также предлагалось дополнительное задание по желанию – создать свой мини-проект на тему: «Моя Камчатка» в графическом редакторе «Paint», используя изученные инструменты.

Старалась достичь хорошей работоспособности учащихся в течение всего урока за счет оптимального сочетания форм и методов работы. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим. А использование мультимедийных,  художественно-демонстрационных средств, физкультминутка – все это помогло создать условия для  осознанного восприятия материала, повышало эмоциональность. 

Вся запланированная работа была выполнена благодаря рациональному, на мой взгляд, распределению времени на каждом этапе урока.

Технологическая карта по информатике. 5 класс. ФГОС